Вы здесь

Страховой рынок в Российской Федерации. От самоорганизации к саморегулированию. Монография. Глава 3. Саморегулирование страхового рынка в Российской Федерации (Д. В. Брызгалов, 2015)

Глава 3

Саморегулирование страхового рынка в Российской Федерации

Во многих научных работах отмечается «многоуровневость» регулирования страхового рынка. Выделяют три уровня регулирования страхового рынка:

• 1-й уровень – сфера индивидуального или договорного саморегулирования;

• 2-й уровень – сфера общественного саморегулирования;

• 3-й уровень – сфера государственного регулирования.

Первый уровень назван уровнем договорного саморегулирования и реализуется в процессе купли-продажи страховых услуг, на втором уровне реализуется общественное рыночное саморегулирование, а на третьем – государственное регулирование страхового рынка.

Договорное саморегулирование связано с экономической сущностью страхования, которое в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определено как отношения по защите интересов физических и юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет других средств страховщиков.

Страхователь, выступая субъектом страховых правоотношений, заинтересован в поиске страховщика для формирования страхового фонда, из которого при наступлении страхового случая ему будет произведена выплата, то есть между страховщиком и страхователем возникают договорные отношения купли-продажи риска или страхового покрытия.

Наличие договорных или рыночных отношений позволяет рассматривать сферу индивидуального саморегулирования в страховании как частный пример регулирования посредством рыночного равновесия, возникающего в условиях сбалансированности спроса и предложения.

Потребность в государственном регулировании страховой деятельности определяется двумя важнейшими факторами: необходимостью защиты интересов граждан и государства, а также поддержанием социальной стабильности общественных отношений (управление социальными рисками в обществе).

К основным направлениям государственного регулирования страховой деятельности относятся:

• Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования страхового рынка;

• Государственный надзор за страховой деятельностью;

• Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма;

• Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.[26]

Функции нормативно-правового регулирования и выработки государственной политики в сфере страхования возложены на Министерство финансов Российской Федерации.

Статья 30 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет, что «государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела».

Единство самоорганизации (а в дальнейшем и саморегулирования) и государственного регулирования создает общую систему регулирования страхового рынка, направленную на более эффективное достижение социально-экономических задач страхования (рисунок 3.1)

Вначале самоорганизация, а впоследствии и саморегулирование является одним из элементов многоуровневой системы регулирования страхового рынка, сущность которого составляет комплекс экономических и административно-правовых отношений, с одной стороны, между участниками страхового рынка и объединениями страховщиков, с другой стороны, между объединениями страховщиков и государством.

При этом саморегулирование страхового рынка понимается как его регулирование в целом или отдельных составляющих самими профессиональными участниками без вмешательства регулятора, осуществляемое либо по добровольному их согласию, либо обусловленное соответствующем законодательством.

Несмотря на то, что развитие процессов саморегулирования является одним из основных направлений государственной политики в области страхования, вопрос второго уровня регулирования на страховом рынке – общественного саморегулирования – наименее проработан.


Рис. 3.1 Причины возникновения и функционирования государственного регулирования и самоорганизации (саморегулирования) на страховом рынке

Источник: Павлова Н.А., Цыганов А. А. Предпосылки появления института саморегулирования на страховом рынке// Финансы.-2011.-№ 5


Давая определение понятию «саморегулирование страхового рынка», можно сказать, что это «регулирование страхового рынка в целом или отдельных его составляющих самими профессиональными участниками без вмешательства регулятора, осуществляемое либо по добровольному их согласию, либо обусловленное соответствующем законодательством».

Данное определение позволяет сформулировать сущность саморегулирования на страховом рынке как систему экономических и административно-правовых отношений, с одной стороны, между участниками страхового рынка и объединениями страховщиков, с другой стороны, между объединениями страховщиков и государством.

Необходимо отметить, что саморегулирование является наряду с государственным регулированием эффективным механизмом контроля и развития страхового рынка. В то же время саморегулирование ограничено государственным регулированием, так как осуществляется в рамках действующего законодательства, его дополняет и конкретизирует, а также иногда ужесточает требования по сравнению с госрегулированием.

Несмотря на отсутствие на данный момент законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций, в том числе и на страховом рынке, элементы саморегулирования активно используются в страховании, а их организационно-правовой формой выступают объединения и общественные организации страховщиков и страхователей.

Организационно-экономической формой саморегулирования на страховом рынке выступают объединения страховщиков, создаваемые, как правило, в форме союзов или ассоциаций. Их деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ».

От эффективности деятельности объединений страховщиков зависит эффективность саморегулирования как важнейшего механизма регулирования страхового рынка.

В целом, объединения страховщиков, являясь организационно-экономической формой саморегулирования, выступают неотъемлемым субъектов страхового рынка Российской Федерации, и отражают потребности страховых компаний и государства в саморегулировании страховых отношений.

При определении формы саморегулирования необходимо учитывать, что при прочих равных условиях инвестиции в систему регулирования тем выгоднее, чем менее эластичен спрос по цене и более чувствителен спрос к ожидаемому качеству товаров.

Эластичность спроса по цене на страховые услуги зависит от вида страхования и предложения страховой компании. Примеры экспериментального определения эластичности спроса по цене применительно к страховым услугам в научной литературе отсутствуют практически полностью. Но некоторые исследования свидетельствует о высокой эластичности спроса по цене на страховые услуги, особенно по автострахованию. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим видам страхования, в частности, за счет физических лиц.

В то же время цена на полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определена законодательно и не может измениться. Спрос на ОСАГО также фиксирован законодательно и связан с владением и использованием автомобиля. Следовательно, эластичность спроса по цене на услуги ОСАГО в современной законодательной среде отсутствует.

Эластичность спроса страховой услуги в зависимости от качества определить практически невозможно в силу отсутствия критериев по качеству страховой услуги и методов его измерения.

Если предположить одинаковую эластичность спроса по качеству у страховых услуг ОСАГО и добровольного автострахования, то более низкая эластичность спроса по цене у услуг по ОСАГО позволяет сделать вывод о более эффективном использовании механизмов саморегулирования на рынке ОСАГО по сравнению с рынком добровольного автострахования.

В настоящий момент на страховом рынке действует государственная модель саморегулирования (делегированное саморегулирование), реализованная в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств через создание Российского союза страховщиков и обязательностью членства страховщиков в нем.

В добровольной модели саморегулирования страховые компании – члены саморегулируемой организации делегируют ей права на выполнение ряда функций, в частности:

• Разработку системы правил и стандартов деловой практики;

• Осуществление мониторинга за соблюдением этих стандартов;

• Создание внесудебного разрешения споров как между членами, так и между членами и потребителями страховых услуг;

• Защиту законных интересов членов саморегулируемой организации во взаимоотношениях с государством;

• Сбор и обработку необходимой информации.

Следует четко понимать, что саморегулирование направлено в первую очередь на защиту интересов бизнеса в сфере компетенции данного саморегулирования и, соответственно, организации вступают в саморегулируемые организации и уплачивают взносы в целях получения определенных конкурентных и иных преимуществ.

К основным задачам саморегулируемых организаций (СРО), в том числе на страховом рынке, обычно относят:

♦ лоббирование, представление и защита интересов участников СРО в министерствах и ведомствах России и субъектов федерации;

♦ разработка коллективных или отраслевых стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности;

♦ согласование этих стандартов с заинтересованными государственными органами;

♦ развитие деятельности, являющейся сферой компетенции СРО;

♦ экспертиза проектов законодательных и нормативных актов, относящихся к сфере деятельности СРО;

♦ разработка положений, способствующих возникновению и утверждению деловой этики;

♦ организация и поддержание деятельности системы внесудебного разрешения споров, в т. ч. третейских судов;

♦ обеспечение информационной прозрачности членов СРО, в том числе, организация сбора и хранения информации об участниках СРО;

♦ методологическая работа по вопросам, относящимся к сфере компетенции СРО;

♦ разработка и поддержание отраслевых образовательных стандартов, организация профессионального обучения и аттестации сотрудников членов СРО;

♦ осуществление непрерывного контроля и надзора за соблюдением стандартов СРО;

♦ контроль качества работы членов СРО, в том числе защита прав потребителей;

♦ контроль профессиональной деятельности членов СРО, а также служебной деятельности их должностных лиц на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации и установленных СРО правил и стандартов;

♦ разработка при необходимости применение мер воздействия на нарушителей правил СРО;

♦ разработка правил вступления в СРО, приостановления членства, добровольного выхода и исключения из членов;

♦ формирование рыночной инфраструктуры в сфере компетенции СРО;

♦ взаимодействие со СРО, созданными на других рынках;

♦ сотрудничество с зарубежными и международными организациями и др.

Контроль со стороны государства сосредотачивается на СРО, специально созданной в целях организации саморегулирования, к которой в рамках учредительного договора, подписанного при создании, переходят часть прав учредителей, а государство делегирует часть полномочий, тем самым утверждая взаимный характер обязательств между государством и СРО, а также подтверждая статус СРО как представителя соответствующего профессионального сообщества.

При разработке концепции саморегулирования на каком-либо рынке следует определить принципы, которые будут заложены в основу. В частности следует определить:

♦ добровольность или обязательность членства в СРО для профессиональных участников рынка,

♦ количество СРО на одном рынке,

♦ объем передаваемых СРО от государственных органов полномочий;

♦ возможность и объемы дублирования деятельности СРО и государственных органов управления;

♦ степень независимости СРО от государственных органов;

♦ величину ответственности членов СРО друг за друга, за деятельность СРО, а также ответственность СРО за деятельность своих членов.

В отношении страхового рынка не так давно один из принципов – количество СРО на рынке обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств – довольно активно дебатировался. По итогам обсуждения и с учетом разъяснений законодательства победила точка зрения о единственности такого объединения страховщиков – Российского союза автостраховщиков (РСА). Основным доводом в пользу единственности РСА стала необходимость формирования гарантийного фонда на случай банкротства страховщика и организации выплат пострадавшим в случае отсутствия виновника. Понятно, что организация данной работы в рамках нескольких саморегулируемых организаций несравненно сложнее. Однако остались аргументы в пользу наличия нескольких саморегулируемых организаций, которые будут рассмотрены ниже.

То, что для успешного развития страхового дела необходимо сочетание механизма его саморегулирования и государственного регулирования, понималось еще в середине 1990-х гг. Одновременно с этим в России стали развиваться союзы страховщиков на уровне федерации и регионов. В то время под саморегулированием страхового рынка понималась выработка организациями страховщиков определенных правил поведения на рынке, соответствующих целям и сущности страхования (кроме норм, установленных законодательством), укрепление авторитета страхового дела в целом через улучшение работы каждой компании (общества). В настоящее время понимание расширилось, дополнившись признанием факта возможности исполнения некоторых функций государственного регулирования и страхового надзора саморегулируемыми организациями.

Концепция саморегулирования на страховом рынке должна основываться на понимании того факта, что благоприятные условия для развития страхового рынка складываются в процессе функционирования механизмов конкурентного рынка, самостоятельной политической и экономической деятельности страховых компаний и их объединений. При этом требуются механизмы, способствующие положительным институциональным изменениям – институциональному развитию, когда факторы развития складываются в упорядоченную систему, а влияние факторов, ограничивающих свободу предпринимательства и конкуренцию, было бы минимизировано. Такими механизмами могут быть институты государственного регулирования и саморегулирующиеся организации. Сочетание государственного регулирования и саморегулирования должно снизить возможное отрицательное влияние некомпетентности государственного аппарата.

Специфика страхового рынка бесспорно будет отражаться на функциях СРО страховых компаний.

Важно отметить, что на страховом рынке «саморегулирование» происходит в среде продавцов страховой услуги и с их позиций. Покупатели пока довольно пассивны: хотя союзы страхователей создавались, их воздействие на рынок невелико. Выделяются следующие объективные предпосылки внедрения элементов самоуправления на страховом рынке в Российской Федерации:

♦ недостаточное техническое развитие и совершенствование методики страхового надзора по сравнению с темпами роста страхового рынка, ассортимента страховых услуг и, как следствие, невозможность динамичного реагирования со стороны надзора на его потребности;

♦ необходимость формирования профессиональных барьеров для недобросовестных участников страхового рынка, т. к. доверие страхователей – важнейший фактор в увеличении продаж страховых продуктов;

♦ достижение страховой отраслью уровня, достаточного для налаживания профессиональных связей на международном уровне и с другими профессиональными союзами;

♦ потребность в конструктивном диалоге страховщиков и страхователей для дальнейшего совершенствования страховых продуктов;

♦ формирование на уровне Всероссийского союза страховщиков (ВСС) элементов самоуправления.

В дополнение к данным причинам следует выделить:

♦ социализация страховых отношений в связи с реализацией обязательного страхования ответственности владельцев;

♦ рост экономики России и, соответственно, повышение жизненного уровня населения и его страховых интересов;

♦ формирование предпосылок роста рынка реального накопительного страхования жизни;

♦ обсуждение новых капиталоемких видов обязательного страхования (страхование ответственности устроителей массовых мероприятий, отдельных категорий товаропроизводителей за качество товаров, работ (услуг), страхование на случай террористических актов и т. д.),

♦ либерализация допуска иностранных страховых компаний на внутренний российский страховой рынок.

Одной из наиболее обсуждаемых проблем деятельности страхового надзора в России является лицензирование страховых продуктов. Вполне понятно, что явным признаком поддержки государством СРО на страховом рынке будет являться передача функций лицензирования новых страховых продуктов и/или вновь создающихся страховых компаний, желающих вступить в СРО. В данном случае важно, чтобы у страховщика была альтернатива: пройти обычную процедуру лицензирования в уполномоченном государственном органе или обратиться в саморегулируемую организацию.

В итоге задачи предлагаемого к созданию саморегулируемого объединения страховщиков, отражающие специфику страхового рынка России, могут выглядеть так:

♦ разработка мер по развитию страхового рынка;

♦ исполнение переданных в компетенцию СРО функций страхового надзора: лицензирование страховых продуктов, частично надзор за финансовой устойчивостью;

♦ стандартизация – разработка и поддержание системы отраслевых стандартов страховой деятельности, а также сертификация страховых компаний по данным стандартам;

♦ лоббистская деятельность и представление и защита общеотраслевых интересов и интересов отдельных членских организаций в органах законодательной и исполнительной власти, общественных организациях, в международных контактах;

♦ разработка и экспертиза страхового законодательства, правовые консультации, обобщение судебной и административной практики в отношении страхования;

♦ информационно-аналитическое обеспечение, сбор и обработка страховой статистики, разработка принципов и методик работы со статистической информацией;

♦ проведение мероприятий по предупреждению и пресечению страхового мошенничества, в том числе поддержка единых баз данных и протоколов обращений к ним со стороны членов СРО и иных заинтересованных компаний;

♦ поддержка проведения конкурсов среди страховых компаний на право страхования, обеспечение честной конкуренции;

♦ разработка и исследование вопросов методологии страхового дела, оказание поддержки в создании и освоении новых страховых продуктов и технологий, подготовка и утверждение типовых правил страхования, инструкций, опросников;

♦ содействие в подготовке и аттестации кадров, формирование принципов политики подготовки и переподготовки кадров в сфере страхования;

♦ поддержка инфраструктуры страхового рынка;

♦ формирование принципов профессиональной бизнес-этики на страховом рынке, поддержка Кодекса профессиональной этики и подтверждение статуса компаний, подписавших Кодекс профессиональной этики;

♦ обеспечение потребителей страховых услуг достоверной, полной и актуальной информацией о финансовом состоянии страховых организаций и о предоставляемых ими услугах (информационная прозрачность),

♦ формирование имиджа отрасли в отношениях с обществом и государством;

♦ обеспечение соблюдения прав страхователей (страховой омбудсмен);

♦ создание отраслевой системы гарантирования обязательств страховых компаний;

♦ арбитражные функции по внутриотраслевым спорам и конфликтам (третейский суд), в том числе в отношении перестрахования.

Хотя современное российское страховое законодательство и не предоставляет союзам и объединениям страховщиков прав саморегулируемой организации (кроме Российского союза автостраховщиков), на самом деле часть функций таких организаций страховыми союзами и объединениями уже выполняется. В первую очередь, необходимо отметить такую функцию, как представление интересов компаний-участниц в органах законодательной и исполнительной власти, общественных организациях, в международных контактах. Представление интересов как элемент управления страховым сообществом несет в себе, как уже отмечалось выше, ряд противоречий. В первую очередь, речь идет о фактически передаче от компаний на уровень страхового сообщества части полномочий. При этом важно обеспечить адекватность представления интересов страховых компаний при переходе полномочий от компаний к союзам и объединениям, что возможно лишь при надлежащем контроле страхового сообщества за характером и содержанием представительских функций.

Серьезной проблемой при осуществлении представительских функций является учет интересов зачастую различных по масштабам и направлениям своей деятельности страховых компаний. Как одно из проявлений этого противоречия можно рассматривать наличие нескольких союзов и объединений. В частности, отдельного рассмотрения требуют региональные союзы и объединения страховщиков. Можно также привести пример концентрации крупных страховых компаний во Всероссийском союзе страховщиков и средних и малых компаний в региональных объединениях. Подобные противоречия не только снижают эффективность деятельности союзов и объединений, но и могут отрицательно сказаться на их целостности. В то же время наличие нескольких союзов обеспечивает более полное обсуждение всех точек зрения на развитие страхового рынка.

Отдельно необходимо отметить такую форму деятельности страховых союзов и ассоциаций, СРО как контакты с международными страховыми организациями и национальными страховыми союзами других стран. Данная работа способствует переносу в российскую страховую практику наиболее эффективного опыта страхования за рубежом, и помогает нашим страховщикам вхождению в мировое страховое сообщество.

Рассматривая формирование имиджа отрасли, следует понимать, что это должно быть не только и не сколько выстраивание «светлого образа благородного страховщика», но в большей степени разъяснение роли и значения страхования в обеспечении успешной деятельности национальной экономики, форм и методов деятельности страховщиков, современных тенденций развития отрасли. Наиболее болезненным в глазах российского общества является вопрос введения новых видов обязательного страхования, который нельзя обходить вниманием и замалчивать. В связи с этим содержание этого направления деятельности союзов и объединений страховщиков включает в себя:

♦ декларирование целей и методов деятельности союзов и объединений и отрасли в целом;

♦ демонстрация на массовых примерах эффективности работы отрасли для страхователей и для экономики страны;

♦ предоставление обществу общей информации о деятельности отрасли, союза, отдельных компаний – членов союза или ассоциации;

♦ осуществление общественных контактов;

♦ участие в акциях и мероприятиях, способствующих развитию положительного имиджа страховой отрасли;

♦ помощь членам ассоциаций и объединений в формировании имиджа социально-ответственных организаций;

♦ разъяснения преимуществ новых видов страхования (в особенности в отношении обязательного страхования), его социально-экономической эффективности.

Основными инструментами данного направления деятельности являются работа с прессой, организация выставок, проведение научно-практических конференций и круглых столов, выпуск собственных публикаций и печатных изданий.

Лоббистская деятельность является частным случаем функции представления общеотраслевых интересов. Тем не менее, существует необходимость ее в отдельную функцию, поскольку лоббистскую деятельность отличает ряд особенностей:

♦ объект и субъекты лоббистской деятельности всегда являются целевым;

♦ в отличие от общеинформационной (имиджевой) лоббистская деятельность имеет своей задачей решение конкретного текущего вопроса;

♦ основные коммуникации лоббистской деятельности составляют непосредственные контакты лоббиста с объектом рекламно-информационного воздействия[27].

Основным проблемным вопросом лоббистской деятельности является выбор форм и методов ее осуществления. К сожалению, в практике лоббистской деятельности встречаются и недобросовестные методы воздействия – коррупция, административное давление. Как правило, использование таких методов привлекает широкое внимание общественности, что придает понятию лоббирования негативный оттенок и некорректное понимание его действительного содержания, поскольку цивилизованное лоббирование является нормальным инструментом согласования экономических интересов. Чтобы избежать упреков и нареканий в организации теневого влияния страховым союзам и объединениям следует сделать свою лоббистскую открытой, подробно разъясняя свои цели и методы. Особое внимание следует уделять освещению того, как повлияют те или иные шаги в развитии страхования на жизнь каждого отдельного гражданина и общества в целом. К чести российских страховых союзов и объединений надо сказать, что им удалось построить свою лоббистскую деятельность, избежав массовых упреков и нареканий в игнорировании общественных интересов или в использовании недобросовестных методов лоббирования. Однако, подготовка к введению в действие Закона «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» вызвала немало обвинений в адрес страховщиков о том, что они формируют новый сектор рынка за счет ущемления прав автовладельцев и за счет последних. Очевидно, что подобные обвинения результат недоработки страховщиков и их страховых союзов

Учитывая характер реализации страхового продукта («продукт не покупается, а продается»), значение лоббистской деятельности в страховании, как на уровне отдельных компаний, так и на уровне их союзов и объединений, имеет более высокое значение для обеспечения успешных результатов работы отрасли по сравнению с другими секторами национальной экономики.

К числу успешно зарекомендовавших себя форм цивилизованного лоббирования является участие страховщиков в экспертных советах, комитетах, комиссиях и других аналогичных структурах при органах законодательной и исполнительной власти, общественных организациях, профессиональных союзах и объединениях.

Страховые союзы и объединения не обладают правом законодательной инициативы. Тем не менее, на их структуры приходится значительная доля подготовки законодательных и нормативных актов в области страхования. Объединение усилий позволяет привлекать к подготовке законодательных и нормативных актов лучшие юридические кадры страхового сообщества, что значительно повышает качество проектов законодательных документов, что в свою очередь облегчает их обсуждение и принятие в органах государственной власти. Однако, в настоящее время данная возможность объединений страховщиков используется далеко не в полной мере.

Другой, не менее важной функцией, является консультационная помощь страховым компаниям в вопросах применения страхового законодательства. Особое значение эта функция имеет для малых и средних страховых компаний, которые не имеют возможностей содержать собственные юридические службы. Не менее важен этот вопрос для региональных страховщиков, у которых не всегда есть возможности регулярного обновления информационных баз по правовым вопросам, и которые зачастую находятся под определенным прессингом региональных органов управления и контроля.

Но даже для крупных страховщиков данная функция имеет серьезное значение, поскольку не всегда разъяснения страхового надзора или других государственных органов удовлетворят страховщиков, и требуется объединение усилий для преодоления конфликтных ситуаций. К тому же, необходимо вести мониторинг прецедентов судебной практики по страховым вопросам, что опять таки удобнее делать в рамках единой структуры.

Отдельно следует отметить важность поддержки союзами страховщиков инфраструктуры страхового рынка, вложения в развитие которой не посильны отдельным страховым компаниям. В современных условиях развитие инфраструктуры страхового рынка возможно либо за счет государства, либо страховщиков. Очевидно, что страховые компании, заинтересованные в появлении новых страховых продуктов, формировании соответствующего этим продуктам страхового поля, должны учесть недоразвитость инфраструктуры рынка и совместными усилиями способствовать ее укреплению.

В основе любого профессионального союза и объединения лежит принцип саморегулирования. Тем не менее, несмотря на уже определенную историю российских страховых союзов и объединений, их законодательного закрепления как саморегулирующихся организаций не происходило.

Как уже отмечалось, в настоящее время на обсуждение государственных органов и общественных организаций поступил законопроект «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков». При этом в единую группу объединены страховые организации, страховые брокеры, общества взаимного страхования.

Для приобретения статуса СРО, некоммерческая организация на страховом рынке согласно законопроекта должна объединять не менее 30 % вышеперечисленных организаций. Также в СРО обязательно должны быть разработаны стандарты, созданы органы управления и специализированные органы, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управления, должно отвечать квалификационным требованиям.

Законопроект предусматривает базовые или обязательные стандарты для страховых СРО, к которым относятся стандарты по управлению рисками, стандарты корпоративного управления, стандарты внутреннего контроля, стандарты совершения страховых операций и стандарты защиты прав страхователей.

Также страховая СРО должна утвердить внутренние стандарты, к которым относятся:

• порядок проведения СРО проверок соблюдения ее членами требований законодательств Российской Федерации, стандартов и иных внутренних документов.

• условия членства в СРО, в том числе размер и порядок уплаты взносов;

• систему мер и порядок их применения за несоблюдение членами СРО требований стандартов и иных внутренних документов;

• порядок ведения реестра членов СРО;

• требования к деловой репутации должностных лиц СРО;

• правила профессиональной этики сотрудников СРО.

Банк России по обращению СРО вправе передать ей следующие надзорные функции:

1. По надзору за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, регулирующих страховую деятельность, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Банка России.

2. По аттестации руководителей членов СРО и их работников.

3. По получению от членов СРО отчетности, перечень которых устанавливается Банком России.

4. По утверждению программ квалификационных экзаменов для аттестации граждан в сфере профессиональной деятельности на страховом рынке.

5. По ведению реестра аттестованных лиц в сфере профессиональной деятельности на финансовых рынках.

При этом указывается, что членство субъектов страхового дела в СРО является обязательным.

Рассмотрим подробнее идеологию законопроектов о введении саморегулирования на страховом рынке. Авторы считают необходимым довольно подробно описать права СРО по отношению к членам, некоторые из которых представляются излишними, но аргументация по поводу вступления в члены СРО страховых компаний, брокеров или актуариев представлена слабо, в то время как обязательства накладываются довольно значительные. Объяснением данному факту может быть лишь наделение членов СРО какими-либо дополнительными правами или отсутствием по отношению к иным страховщикам (брокерам) права на работу со страхователями – физическими лицами, ради которых и должен создаваться гарантийный фонд на случай банкротства. Также следует отметить, что законопроект предусматривает создание двойной системы регулирования, т. к. формирующаяся система страхового надзора СРО не отменяет государственного страхового надзора. Представляется более логичным установление государственного контроля за самим СРО и минимизация непосредственного контроля со стороны государственного страхового надзора за страховыми компаниями (брокерами) – членами СРО.

Среди преимуществ, связанных с внедрением саморегулирования на каком-либо рынке следует выделить возможность более динамичного развития бизнеса из-за снятия многих административных барьеров (в том числе процедур обязательного лицензирования и сертификации) и адекватной изменениям хозяйственной жизни нормативной базы (сами участники СРО как никто другой могут заключить о необходимости изменения нормативной базы). В то же время СРО могут служить монополистическому ограничению рынка путем установления очень жестких, в том числе, – финансовых условий вхождения на рынок для новых участников.

Говоря о возможности создания СРО на страховом рынке, следует определиться с обязательным или добровольным характером членства в СРО. Необходимо отметить важность добровольного характера членства в СРО, в противном случае, СРО превращается в своеобразный пропуск в профессиональную деятельность, повышается стоимость вхождения на рынок и, соответственно, создается почва для коррупции, а также формирование отсутствия у потребителей осознания большей ответственности у членов СРО, т. к. все страховщики и так являются членами этой организации. У страховой компании должен быть выбор – войти в СРО и взять на себя повышенные обязательства (как минимум уплата членских взносов) или остаться в привычной системе государственного регулирования.

Кроме этого, добровольность членства в СРО создает основу борьбы данной организации по привлечению новых членов и способствует формированию качественных услуг СРО для своих членов. Данный аргумент годится и в качестве оправдания наличия нескольких СРО на одном рынке. Существует мнение, что нескольких союзов страховщиков вносят дезориентацию при работе с государственными органами, однако, существование нескольких точек зрения дает профессионалу лишь почву для выбора оптимального решения. В то же время непрофессиональное управление не спасет и отсутствие плюрализма. В этой связи следует высказаться за возможность создания нескольких СРО и конкуренции между ними, их способами регулирования.

Однако, из принципов добровольности членства и возможной множественности СРО могут быть исключения. Это касается специфичных страховых рынков, когда население законодательным образом принуждается к обязательному страхованию (например, обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств – РСА) и не должно испытывать неудобств от наличия или отсутствия страховых СРО. Данные обстоятельства могут быть расширены в отношении наиболее социально значимого вида страхования, имеющего особое инвестиционное значение, – долгосрочного накопительного страхования жизни. В отношении последнего в случае создания системы гарантирования, аналогичной гарантированию вкладов граждан в банках, создание единственного СРО с обязательным членством становится оправданным общественными интересами. Впрочем, можно представить ситуацию, аналогичную системам гарантирования страховых взносов в США, когда различные фонды объединяются в единую систему с обеспечением единого покрытия, делающего для страхователя безразличным участие страховой компании в том или ином конкретном фонде.

Сложившаяся институциональная структура страхового рынка будет способствовать лишь определенным институциональным изменениям, закрепляющим современное состояние. С учетом современного состояния страхового рынка существующие союзы и ассоциации страховщиков в соответствии с официальными и, главное, неформализованными негласными требованиями своих членов будут способствовать поддержке рентабельности бизнеса по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств и обязательному медицинскому страхованию, введению новых видов обязательного страхования, а также отчасти более полному участию страховщиков в реформе социальной сферы (социальное, пенсионное и лекарственное страхование).

В то же время весьма важные вопросы, касающиеся развития добровольных видов страхования, находят поддержку далеко не всех страховщиков. В этой связи представляется важным отметить необходимость более активного участия страховых компаний в лице своих союзов и ассоциаций в выработке мер развития рынков новых видов страхования и в первую очередь долгосрочного страхования жизни (создание условий для появления фондового страхования, налоговых стимулов, а также системы гарантирования взносов). Для развития страхования имущественных интересов страхователей – физических лиц весьма необходимо обратить намного большее внимание проблемам информационной прозрачности бизнеса и соблюдению прав страхователей, что потребует выработки корпоративных стандартов раскрытия информации страховыми компаниями, формирования института уполномоченного по правам страхователей – страхового омбудсмена. В этой связи важно обеспечить при создании СРО понимание ее учредителями социально-экономической обстановки в России и выделение среди функций страховых СРО вышеупомянутых: защита прав страхователей, обеспечение информационной прозрачности, методологическая направленность на развитие перспективных рынков. Понятно и сопротивление отдельных страховых компаний, вполне удовлетворенных современной институциональной структурой рынка.

Важно соблюсти баланс интересов потенциальных членов СРО, государства и общества в обеспечении институционального развития страхового рынка, что достигается эффективным государственным регулированием. Обеспечение эффективной работы СРО на страховом рынке будет зависеть от следующих факторов:

♦ соответствие функций саморегулирования социальноэкономическому состоянию и планам развития страхового рынка и страны в целом для обеспечения институционального развития страхового рынка,

♦ полнота системы объективно необходимых для развития страхового рынка функций саморегулирования,

♦ формирование системы законодательных и соответствующих нормативных актов по формированию СРО,

♦ полное соответствие системы функций и системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность СРО,

♦ достаточность финансирования деятельности СРО и подведомственных некоммерческих организаций (гарантийные фонды, статистические бюро и т. д.),

♦ организация действенного взаимодействия с государственными органами управления и страхового надзора, а также иными СРО и общественными организациями (союзы страхователей, Всероссийское научное страховое общество и т. д.),

♦ адекватность менеджмента СРО, в том числе направленность деятельности СРО исключительно на уставные цели и др.

Таким образом, основными тенденциями перспективного развития страховых союзов и объединений являются рост числа их участников, усложнение функций, и, в перспективе, постепенная трансформация в саморегулируемую организацию, отвечающую требованиям институционального развития страхового рынка, что, несомненно, является важнейшим элементом формирования современных механизмов регулирования рынка страховых услуг в России.

Данные примеры иллюстрируют тот факт, что как государственное регулирование, так и полный отказ от государственного вмешательства в рыночную систему не могут полностью снять все проблемы рынка, в том числе страхового рынка. Современная экономическая теория признает, что в условиях отказа от государственного регулирования эффективность рынка будет в значительной степени снижена посредством монополистического сговора крупнейших участников рынка. При сильном же вмешательстве государства в деятельность рынка многое начинает зависеть от государственного аппарата, способного свести достоинства рыночной экономики к командно-административной системе с внешними элементами рынка.

В данном контексте весьма уместно напомнить мнение Д. Норта[28] о том, что именно организации являются проводниками институциональных изменений. Соответственно, данный вывод можно интерпретировать как целесообразность и необходимость учета помимо государственного регулирования и свободного рынка механизма саморегулирования рынка. Именно сочетание этих методов регулирования рынков и дает оптимальный метод, в котором равную всем остальным методам роль играет и саморегулирование рынка.

Для достижения данных результатов необходимо решить довольно большое количество задач развития российской экономики, среди которых важно именно для развития страховой отрасли обеспечить не только стимулирующий налоговый режим для потенциальных страхователей, но и формирование институтов защиты прав страхователей и обществ страхователей, системы коллективных гарантий, обеспечение прозрачной информационной среды, а также сформировать государственную политику на уровне федерации и региональных властей для активизации страхования как метода стимулирования предпринимательской деятельности в нужных направлениях (например, малые инновационные предприятия).

К сожалению, в настоящее время саморегулирование на страховом рынке внедряется директивными методами в качестве непременного условия введения новых видов обязательного страхования, например, ОСАГО или обязательного страхования ответственности эксплуатантов особо опасных производственных объектов. Данная ситуация может привести к консервации существующей институциональной структуры страхового рынка и негативно сказаться на развитии страхования в России. Представляется целесообразным стимулировать создание союзов и ассоциаций страховщиков на базе успешных пулов и постепенно делегировать им часть полномочий государственного страхового надзора, а не создавать новые союзы страховщиков с приданием им новых регулятивных функций, тождественных появлению новых административных барьеров при вхождении на новый страховой рынок.


Рис. 3.2 Оптимальное сочетание различных методов регулирования рынка


Важна роль саморегулируемых организаций в придании особого значения связующей разнородные части страхового рынка образовательной компоненте инфраструктуры страхового рынка и в особенности системе повышения квалификации и профессиональной переподготовке страховых кадров, способной при направляющей роли союзов страховщиков учесть перспективы развития отрасли и способствовать инновационному процессу в страховых компаниях.

Именно сочетание всех трех видов регулирования страхового рынка может привести к его институциональному развитию – это необходимое и достаточное условие.

Следует оговориться, что институциональное развитие страхового рынка направлено на развитие и совершенствование институциональной структуры рынка и ощутимые количественные результаты не следует ожидать мгновенно. Институциональное развитие страхового рынка является необходимым обеспечением устойчивого роста, создает условия и является необходимым для того, чтобы страховые компании были готовы воспользоваться ростом экономики.

Все это говорит о необходимости применения современных механизмов развития и регулирования страхового рынка для создания условий для его институционального развития.