Вы здесь

Страховой рынок в Российской Федерации. От самоорганизации к саморегулированию. Монография. Глава 1. Саморегулирование в системе регулирования финансовых рынков (Д. В. Брызгалов, 2015)

Глава 1

Саморегулирование в системе регулирования финансовых рынков

Процессам регулирования в обеспечении устойчивого функционирования любой экономической системы отводится ведущая роль. В экономической литературе до сих пор существуют проблемы в определении понятия «регулирование». Наиболее часто регулирование понимается как формирование системы правил ведения деятельности на определенном рынке и санкций за несоблюдение этих правил. То есть вводятся два обязательных условия регулирования – «правила» и «санкции».

В то же время при отсутствии общепринятого термина «регулирование» определение «государственного регулирования» не вызывает затруднений и приводится в виде системы мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными государственными учреждениями.

Точному определению «регулирования», а также его составляющих в виде «государственного регулирования», «саморегулирования» и «рыночного регулирования» в финансовом секторе экономики, препятствует и сложная иерархическая структура самих финансовых рынков.

В экономической системе выделяется несколько финансовых рынков: валютный рынок, рынок денежных средств, рынок золота и рынок капитала. В зависимости от типа финансового института и видов финансовых инструментов финансовой рынок Российской Федерации подразделяют на денежный рынок, рынок ценных бумаг, страховой рынок, валютный рынок и рынок золота.[1] Валютный рынок и рынок золота имеют свои специфические особенности, связанные с необходимостью их жесткого государственного регулирования. Полный «букет» различных форм регулирования и саморегулирования лучше всего представлены на банковском рынке, рынке ценных бумаг и страховом рынке.

На финансовых рынках практически полностью проработаны вопросы государственного регулирования, включающего следующие основные направления:

• Регламентация деятельности компаний, образующая свод правил, кодекс поведения хозяйствующих субъектов, определяющих их права и обязанности, меру взаимной ответственности, в том числе и введение определенных запретов, нацеленных на недопущение ущерба субъектам рынка;

• Формирование организационно-экономических структур, обеспечивающих строгий контроль за соблюдением норм регламентации хозяйственного поведения субъектов рынка и обслуживающих хозяйственные отношения;

• Выработка социально-экономической политики, определения и результативного применения механизмов ее реализации.[2]

Объектом государственного регулирования являются финансовые рынки, представляющие собой совокупность всех хозяйственных элементов, действующих на них. Субъектом государственного регулирования финансовых рынков выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов Российской Федерации.

Государственный контроль и надзор в отношении страховых организаций осуществляется Центральным Банком Российской Федерации, выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области страховой деятельности – Министерством финансов Российской Федерации.

В то же время сложившаяся на финансовых рынках практика, а также ряд законов, например Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об организации страхового дела», Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты» предусматривают возможность регулирования соответствующих финансовых рынков с использованием механизмов саморегулирования и объединений субъектов рынка (саморегулируемых организаций).

В экономической литературе существует большое количество подходов к определению понятия «саморегулирование». Широко используется определение, что «саморегулирование» – это установленный и общепризванный набор правил, не обязательно зафиксированных в письменной форме, в соответствии с которыми регулируется деятельность различных субъектов [3].

Близким по смыслу является определение саморегулирования как «нормативных актов, формулируемых частными агентствами, для управления профессиональной деятельностью»[4].

В части новой институциональной экономической теории саморегулирование рассматривается как особый экономический институт, в рамках которого группой экономических агентов создаются, адаптируются и изменяются легитимные (не противоречащие государственным) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов, и объекты регулирования имеют возможность легитимно управлять поведением регулятора (контролера).[5]

Прежде всего, саморегулирование понимается как институт, то есть совокупность, состоящая из правил и внешнего механизма принуждения индивидов к исполнению этого правил. Из этого определения следуют две основные группы функций саморегулирования: установление правил и надзор за их исполнением с применением санкций при нарушении («правило» – «санкции»).

Более подробно функции саморегулирования как экономического института сформулированы следующим образом:

1. Установление и/или изменение правил ведения деятельности;

2. Установление санкций за нарушение установленных правил;

3. Осуществление контроля за соблюдением установленных правил;

4. Применение санкций в случае обнаружения нарушения правил;

5. Разработка и реализация процедуры внесудебного (частного) разрешения спорных вопросов между членами организации, организацией и ее членами;

6. Рассмотрение жалоб членов организации на нарушение другими участниками установленных правил;

7. Внесудебное разрешение споров потребителей с членами организации.

Отмечается, что функции 1–5 являются обязательными для института саморегулирования, а функции 6–7 – дополнительными.

Существует другая точка зрения, определяющая в качестве обязательных условий саморегулирования следующие факторы:

• достаточное представительство производителей товаров (услуг);

• наличие механизмов лимитированной индивидуальной (в форме страхования гражданской ответственности) и/или коллективной материальной ответственности членов в форме компенсационных фондов (специального имущества, не связанного с остальным имуществом СРО);

• наличие следующих функциональных органов управления: органов разработки правил и стандартов, органов контроля за исполнением правил и стандартов, органов дисциплинарной ответственности. [6]

Объяснение экономической сущности саморегулирования в рамках институционального подхода строится на допущении снижения трансакций.

В новой институциональной теории двумя основными видами транзакционных издержек (издержек при заключении контрактов), свойственных фирме как экономическому агенту, ведущему свою деятельность на рынке, являются затраты на получение информации и предупреждение (предотвращение) оппортунистического поведения контрагентов. При этом показано, что экономические агенты, действуя в условиях неопределенности, стремятся, минимизировать транзакционные издержки.[7]

Экономистами выделяется несколько методов управления по снижению (достижению минимума) транзакционных издержек – трехстороннего, двустороннего и одностороннего.[8]

В рамках рыночного (одностороннего) управления защитой от оппортунистического поведения контрагента выступает легкость разрыва контрактных отношений, а доминирующую роль в координации, контроле и стимулировании играет стоимость финансовой услуги.

Трехстороннее управление предусматривает привлечение к вопросу снижения транзакционных издержек фирмы третьей стороны – частного внешнего агента, государства или организации саморегулирования.

Таким образом, в рамках институциональной экономической теории саморегулирование может рассматриваться как механизм снижения транзакционных издержек экономических агентов с целью достижения или улучшения экономического эффекта их деятельности.

Интересна и близка по смыслу вышеизложенному сущность саморегулирования в рамках теории общественного интереса, в соответствии с которой саморегулирование является механизмом преодоления провалов рынка, в первую очередь, негативно влияющих на положение экономических агентов. Экономические агенты могут использовать индивидуальный и коллективный (с использованием третьей стороны) пути преодоления провалов рынка[9].

Соответственно выбор экономическим агентом способа сокращения транзакционных издержек определяется конкретной экономической ситуацией и типом производимых агентом благ.


Рис. 1.1 Способы снижения транзакционных издержек


Считается, что использование рыночного регулирования более эффективно с точки зрения экономического агента при продвижении товаров или услуг, качество которых может быть проверено потребителем. В этом случае основным регулятором выступает цена, а наиболее распространенной формой снижения оппортунистического поведения – угроза разрыва контрактных отношений.

Если потребителю предлагаются доверительные блага, а участники рынка не имеют достаточных средств для индивидуального снижения транзакционных издержек лучшей альтернативой является использование метода управления посредством привлечения третьей стороны (частного агента, государства, организации саморегулирования). Использование третьей стороны более эффективно, если она имеет уникальный ресурс, который отсутствует у экономических агентов, например, возможность выставлять рейтинг.

Особо подчеркнем фактор, который важен при рассмотрении проблем саморегулирования на страховом рынке. Использование третьей стороны целесообразно при предоставлении услуг, связанных с компенсацией ущерба жизни и здоровью человека, так как причиненный ущерб не имеет адекватного денежного эквивалента.

Методами экономико-математического моделирования доказано, что при прочих равных условиях инвестиции в систему регулирования тем выгоднее, чем менее эластичен спрос по цене и чем более чувствителен спрос к ожидаемому качеству.

Если сравнивать саморегулирование и государственное регулирование, то есть методы управления транзакционными издержками, когда в качестве третьего лица выступает государство и организации саморегулирования, можно выделить как специфические преимущества, так и недостатки.


Таблица 1.1

Преимущества и недостатки привлечения государства и саморегулируемой организации для управления транзакционными издержками


Еще раз подчеркнем, что использование соответствующего механизма управления зависит от экономической ситуации. Часто различные методы снижения транзакционных издержек дополняют друг друга.

Для финансовых рынков свойственны две формы саморегулирования – добровольная и делегируемая (государственная). Под добровольным саморегулированием понимается установление и поддержание правил участниками системы без какого-либо одобрения или специальной защиты со стороны государства. Делегированное саморегулирование предполагает, что государство осознанно передает определенные функции по регулированию рынка (например, лицензирование участников рынка) организации саморегулирования, устанавливает общие ограничения и права деятельности подобных организаций, идентифицирует ту или иную организацию как организацию саморегулирования. Создание организации саморегулирования, которой передается часть государственных функций, происходит специальным законом или нормативным актом государственного органа.

К важнейшему преимуществу делегированного саморегулирования относят возможность ограничивать конкуренцию на соответствующих рынках (наряду с государственным регулированием). Считается, что потребность экономических агентов в легальном ограничении конкуренции для получения дополнительного рентного дохода является еще одним объяснением функционирования институтов саморегулирования. В качестве инструментов ограничения конкуренции при реализации саморегулирования могут выступать входные барьеры (высокий вступительный или членский взнос в организацию саморегулирования), ограничение рекламы и других методов продвижения, ограничение цены, ограничение характеристики предлагаемых товаров (услуг).

Основным преимуществом добровольного саморегулирования является отсутствие необходимости действия на политическом рынке.[10] Кроме того, при добровольном саморегулировании существенно меньше потери общественного благосостояния, в первую очередь, за счет отсутствия «потерь мертвого груза» при ограничении конкуренции и отсутствия «издержек влияния» на политическом рынке. Поэтому, с точки зрения общественного благосостояния, добровольное саморегулирование является альтернативой выбора за исключением случаев существования на рынке сильных внешних экстерналий.

При создании системы регулирования «не с нуля», например, в условиях существующего госрегулирования, оптимальной моделью представляется поэтапное государственное дерегулирование с развитием добровольного саморегулирования, в том числе и через делегированное саморегулирование.

Саморегулирование как особый экономический институт может быть реализован в трех основных формах:

• Через систему делового оборота, то есть договоренностей между экономическими агентами без создания специальной организации.

• Через систему формальных правил («кодекс саморегулирования») и специализированных организаций (не относящихся к категории саморегулируемых), которые контролирует их соблюдение.

• Через организации саморегулирования, на базе которых происходит реализация функций саморегулирования финансовых рынков.

Наиболее распространенной формой реализации саморегулирования в Российской Федерации являются организации саморегулирования, под которыми понимается сеть контрактов или правил, структурирующих в пространстве и времени обмен между двумя и более экономическими агентами посредством определения обмениваемых прав и взятых обязательств, а также механизмов их соблюдения.[11] В структурной форме организация саморегулирования представляет собой зонтичный контракт, который экономические агенты заключают с центральным агентом – организацией саморегулирования.

С юридической точки зрения организации саморегулирования в России могут быть представлены в виде объединений коммерческих организаций, которые наделены обязательными для понятия «саморегулируемая организация» функциями.

В отечественной экономической литературе существуют два подхода к определению понятия «объединения коммерческих организаций». Более широкий подход предусматривает, что объединения предпринимателей (коммерческих организаций) могут создаваться как на добровольной основе (союзы, ассоциации, некоммерческие партнерства, простые товарищества), так и принудительно, в результате контроля одного юридического лица над другим (финансово-промышленные группы, холдинги).

Более традиционный подход под объединениями коммерческих организаций понимает создание определенных форм юридических лиц – некоммерческих организаций: союзов, ассоциаций и некоммерческих партнерств.

Ряд авторов относят возникновение объединений к первобытнообщинному строю[12]. Гражданско-правовые объединения лиц для совместной деятельности возникли еще в Древнем Рим[13]. Собственно с развитием капитализма связано появление непосредственно объединений юридических лиц[14].

Коммерческие организации объединяются в союзы, ассоциации в целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. К основным признакам союзов или ассоциаций относятся: наличие юридического лица и то, что основной целью деятельности не является получение прибыли. Для союзов и ассоциаций не предусмотрен минимальный размер уставного капитала (фонда), а также возможность банкротства.

Принято, что союз создается при общности целей его членов, а ассоциация – по признаку однотипности состава участников.

Отличия союзов и ассоциаций от других организационно-правовых форм некоммерческих организаций заключается в следующем:

• Участники союзов и ассоциаций несут субсидарную ответственность по их обязательствам;

• Порядок распределения имущества, оставшегося после ликвидации, должен быть определен в уставных документах.

• Для того, чтобы союз или ассоциация вела хозяйственную деятельность необходимо решение участников о том, что на некоммерческую организацию возлагается ведение предпринимательской деятельности. При этом она должна быть преобразована в общество или товарищество, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Условием создания союза или ассоциации является получение разрешения в Федеральной антимонопольной службе. Кроме того, закон не устанавливает минимально необходимого или максимального числа участников ассоциации. По смыслу их должно быть больше одного. Для создания ассоциации или союза необходимы устав и учредительный договор в качестве учредительных документов.

Члены ассоциаций или союзов имеют право безвозмездно пользоваться их услугами, что нужно понимать как возможность получать консультационные, маркетинговые и другие услуги, без заключения соответствующих возмездных договоров. Но на каждом члене союза или ассоциации лежит бремя его финансирования за счет вступительных, членских или целевых взносов.

К органам управления ассоциацией или союзом относятся общее собрание, которое является высшим органом управления, а также коллегиальные и (или) единоличные исполнительные органы. Ассоциация или союз могут быть ликвидированы или реорганизованы в порядке, предусмотренном ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Преобразование союза и ассоциации возможно в фонд, автономную некоммерческую организацию, в хозяйственное общество или товарищество.

Некоммерческое партнерство – это организация, учрежденная юридическими лицами или гражданами для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и иных целей, направленных на достижение общественных благ. Ассоциации и некоммерческие партнерства имеют аналогичную структуру и компетенцию органов управления.

В отличие от союзов и ассоциаций члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам. Кроме того, некоммерческое партнерство для реализации уставных целей может осуществлять предпринимательскую деятельность непосредственно, а не только путем создания и участия в хозяйственных обществах. Члены некоммерческого партнерства при выходе получают часть имущества или его стоимость в пределах стоимости имущества, переданного в собственность организации (за исключением членских взносов). Также при ликвидации некоммерческого партнерства члены вправе получить часть его имущества.

Представление о разнообразии действующих объединений коммерческих организаций можно получить при анализе базы данных «Российские объединения предпринимателей». Например, анализ данных середины 2000-х гг. показывает, что 41 % объединений предпринимателей составляют общественные организации, 32 % – ассоциации и союзы и 27 % – некоммерческие партнерства.

Организации саморегулирования могут рассматриваться как гибридная форма институциональных соглашений, то есть долгосрочных контрактных отношений, предусматривающих создание трансакционно-специфических мер предосторожности, препятствующих оппортунистическому поведению участников.

Такой подход к определению организации саморегулирования предполагает наличие у нее редкого ресурса (актива), которым не обладают участники организации по отдельности, что делает ее эффективной в условиях использования специфических ресурсов при нерегулярном характере взаимодействия контрагентов.[15]

В качестве такого актива могут выступать возможность легально заниматься определенным видом деятельности, репутация организации саморегулирования, иные услуги, так называемые клубные блага.

В случае делегированного саморегулирования наиболее важным стимулом выступает возможность заниматься определенным видом деятельности, остальные активы играют существенно меньшую роль или практически отсутствуют. При добровольном саморегулировании в качестве редкого актива выступает репутация (товарный знак).

Наличие и отсутствие у организации саморегулирования редкого ресурса является первым фактором, оказывающим существенное влияние на деятельность организации саморегулирования, ее взаимодействие с экономическими агентами, государством. Также к подобным факторам следует отнести характеристику участников организации как группы, участие аутсайдеров и внешние ограничения.

Характеристика участников саморегулируемой организации наиболее важна с точки зрения издержек ведения коллективных действий группой и связана с числом участников, их однородностью, устойчивостью и процедурой принятия решений[16].

Наиболее оптимальное число участников организации саморегулирования не определено. Считается, что для небольшой группы участников издержки организации саморегулирования и ее поддержания будут значительно больше, чем издержки при самостоятельных действиях.

С увеличением количества участников снижаются издержки отдельного экономического агента на реализацию механизмов саморегулирования, а также возрастает роль организации как сигнала для потребителей услуг.

Дальнейшее увеличение числа участников организации саморегулирования может привести к снижению значения участия в организации как сигнала для потребителей и к уменьшению управляемости организации, то есть возможности воздействия на принятие решения.

Однородность участников для саморегулируемой организации важна, прежде всего, с точки зрения однородности процедуры контроля, так как вероятность обнаружения нарушения и наложения санкции контролером одинакова для всех участников организации. Кроме того, в связи с неоднородностью участников организации саморегулирования могут возникать вопросы установления объема взносов, адекватного взносу потребления услуг организации, организации процедуры принятия решений.

Участие контактных групп, в первую очередь, потребителей и государства, является способом увеличения редкого актива саморегулируемой организации, помогает соответствию формальных и фактически контролируемых правил внутри организации, способствует реализации дополнительных социально значимых функций организации.

Четвертым фактором, влияющим на деятельность организаций саморегулирования, выступают внешние ограничения (характеристики институциональной среды), и в первую очередь, законодательство.

В Российской Федерации был принят закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О саморегулируемых организациях» (далее Закон).

По Закону саморегулирование определяется как «самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил». То есть Закон рассматривает саморегулирование как совокупность профессиональных стандартов и контрольных процедур их исполнения.

Также Центральный Банк Российской Федерации подготовил проект закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» (по состоянию на конец 2014 года проект находится в стадии обсуждения).

Саморегулируемой организацией (СРО) на финансовом рынке может стать некоммерческая организация, созданная в соответствие с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и объединяющая финансовые организации по видам деятельности. При этом в законе указаны 16 типов организаций по видам деятельности на финансовом рынке, по которым могут быть созданы СРО:

• брокеры;

• дилеры;

• управляющие;

• депозитарии;

• регистраторы;

• акционерные инвестиционные формы и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных инвестиционных фондов;

• специализированные депозитарии;

• негосударственные пенсионные фонды;

• страховые организации, страховые брокеры, общества взаимного страхования;

• микрофинансовые организации;

• кредитные потребительские кооперативы;

• жилищные накопительные кооперативы;

• бюро кредитных историй;

• актуарии;

• рейтинговые агентства;

• сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.

Для приобретения статуса СРО, некоммерческая организация на финансовом рынке должна отвечать следующим критериям:

• Объединение не менее 30 % от общего количества организаций, занимающихся соответствующим видом деятельности (на основе информации, размещенной на сайте Центрального Банка Российской Федерации);

• наличие разработанных стандартов СРО;

• наличие органов управления и специализированных органов СРО;

• соответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управления, квалификационным требованиям.

На рынке кредитных финансовых учреждений теория организации саморегулирования проработана в большей степени, однако, банковские ассоциации играют значимую роль, но не стали саморегулируемыми организациями. По мнению Тосуняна Г.А., реализация саморегулирования на банковском рынке возможна через специально созданные организации, наделенные государством и кредитными организациями, рядом полномочий по регулированию банковского и отдельных сопутствующих рынков.[17]

К основным принципам деятельности саморегулируемых организаций на банковском рынке следует относить:

1. Принцип добровольности участия в саморегулируемой банковской организации.

2. Принцип единства и функциональной субсидарности системы саморегулируемых банковских организаций.

3. Принцип независимости саморегулируемой банковской организации от государства, а также от отдельных банков и их групп.

4. Принцип снижения административного давления на кредитные организации в процессе совместного регулирования деятельности кредитных организаций органами государственной власти и саморегулируемыми банковскими организациями и исключения дублирования их функций.

5. Принцип субсидарной ответственности членов саморегулируемых банковских организаций по обязательствам этих организаций в размере ежегодных взносов.

Миссия организации саморегулирования на банковском рынке состоит в содействии тому, чтобы коммерческие банки выполняли свои функции наиболее эффективно. К основным целям банковских саморегулируемых организаций относятся:

• Содействие развитию банковской системы РФ, ее интеграция в мировую систему;

• Создание благоприятных условий для осуществления банковской деятельности;

• Формирование современной банковской инфраструктуры и всемерное развитие всех видов банковского обслуживания;

• Развитие экономических и научно-технических связей кредитных организаций РФ с международными и иностранными финансовыми организациями.

Для достижения поставленных целей банковские саморегулируемые организации должны решать следующие задачи:

1. Защита интересов кредитных организаций.

2. Защита интересов клиентов кредитных организаций.

3. Содействие урегулированию споров, возникающими между кредитными организациями, а также между кредитными организациями и их клиентами.

4. Организация взаимодействия между кредитными организациями, их взаимодействия с государством в лице ее органов, а также с социальными партнерами.

5. Содействие развитию всех видов банковского обслуживания с учетом экономических интересов субъектов РФ, отраслей народного хозяйства и предприятий.

6. Принятие мер, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства.

7. Обеспечение соблюдения кредитными организациями стандартов профессиональной этики на рынке банковских услуг.

8. Содействие развитию системы образования и подготовки кадров для банковской деятельности в РФ, участие в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области.

9. Оказание кредитным организациям, их территориальным и специализированным союзам и ассоциациям информационных услуг, содействие в организации инфраструктуры информационного обслуживания банковской деятельности.

10. Содействие развитию экспорта российских банковских услуг, оказание практической помощи российским кредитным организациям в проведении операций на внешнем рынке.

11. Обеспечение предоставления услуг, необходимых для осуществления банковской деятельности иностранных банков и филиалов.

На данный момент в банковской системе Российской Федерации действуют банковские ассоциации следующих видов:

• Федеральная банковская ассоциация (Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков);

• Банковские ассоциации федеральных округов (Ассоциация банков Центральной России и Ассоциация банков Северо-Запада);

• Банковские ассоциации субъектов Российской Федерации.

Каждой из этих структур в банковском секторе присущи те или иные элементы саморегулирования, то есть можно согласиться с ранее выдвинутым тезисом, что наиболее распространенной формой саморегулирования являются организации саморегулирования в форме объединений кредитных организаций.

Но банковскому рынку присущи и другие формы, в частности «система формальных правил», реализованная в виде Бюро банковских объединений Российской Федерации, преобразованного затем во Всероссийский совет региональных банковских объединений.

Наиболее полно в законодательном аспекте институт саморегулирования прописан на рынке ценных бумаг. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» определена возможность создания профессиональными участниками рынка ценных бумаг саморегулируемой организации. К основным целям и задачам организаций саморегулирования на рынке ценных бумаг относятся обеспечение условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдение стандартов профессиональной этики, защита интересов владельцев ценных бумаг, установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами. Саморегулируемая организация на рынке ценных бумаг разрабатывает и устанавливает обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и контролирует их соблюдение.

Вопросы применения механизмов саморегулирования на страховом рынке активно рассматриваются в научно-популярных публикациях. Саморегулирование на страховом рынке определяется как предусмотренное законодательством регулирование страхового рынка в целом или отдельных его составляющих самими профессиональными участниками без вмешательства регулятора.

В страховом законодательстве в прямом виде понятия «саморегулирование» и «саморегулируемая организация» не закреплены. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» ст. 14 «Объединения субъектов страхового дела» регламентирует, что субъекты страхового дела в целях координации своей деятельности, представления и защиты общих интересов своих членов могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения/

Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусматривает необходимость создания объединения страховщиков, которое и может рассматриваться как саморегулируемая организация.

Подводя итог рассматриваемому вопросу, можно констатировать, что в рамках новой институциональной экономической теории саморегулирование рассматривается как особый экономический институт, в рамках которого группой экономических агентов создаются, адаптируются и изменяются легитимные (не противоречащие государственным) правила, регулирующие хозяйственную деятельность этих агентов, и объекты регулирования имеют возможность легитимно управлять поведением регулятора (контролера).

С точки зрения экономических агентов саморегулирование является механизмом снижения трансакционных издержек (издержек получения информации и преодоления оппортунистического поведения контрагента), а также способом легального ограничения конкуренции в конкретном сегменте экономики и получения за счет этих процессов дополнительного рентного дохода.

Наиболее часто саморегулирование как особый экономический институт реализуется в виде организации саморегулирования, которые создаются в форме союзов, ассоциаций и некоммерческих партнерств.

Реализация саморегулирования возможна за счет наличия у организации саморегулирования редкого ресурса (актива), использование которого позволяет экономическим агентам снижать трансакционные издержки. Эффективность функционирования саморегулируемой организации с позиции создания и продвижения редкого ресурса, особенно в условиях конкуренции, рассматривается в рамках теории некоммерческого маркетинга.

Исследования применения саморегулирования на различных сегментах финансового рынка показали, что в меньшей степени вопросы саморегулирования проработаны на страховом рынке. При понимании общественностью и практиками природы саморегулирования на страховом рынке требуют решения следующие проблемы:

• Обоснование преимуществ использования саморегулирования на страховом рынке по сравнению с государственным регулированием.

• Доказательство экономической эффективности данного механизма для страховых компаний.

• Сбор и анализ информации о деятельности объединений страховщиков как организационно-экономической формы реализации саморегулирования.

• Изучение особенностей использования саморегулирования в различных секторах страхового рынка, в том числе через формирование моделей саморегулирования на страховом рынке.

• Разработка методов повышения эффективности деятельности объединений страховщиков, в том числе через систему некоммерческого маркетинга.

• Подготовка научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства в части саморегулирования на страховом рынке.