Глава II. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вид обязательного страхования
С принятием Федерального закона РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. страхование риска ответственности владельцев транспортных средств по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, является обязательным видом страхования. Возможность установления страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в качестве обязательного вида страхования предусмотрена п. 1 ст. 935 ГК РФ, в соответствии с которым законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Обязательное страхование – это страхование, осуществляемое в силу требований закона.
Обязательность страхования означает, что оно должно осуществиться независимо от того, хочет или не хочет этого сам страхователь.
Поскольку введение страхования в качестве обязательного определяется волеизъявлением государства, то такое страхование всегда носит социальный оттенок и выражает его заботу по поводу страховой защиты объектов, имеющих значение для всего общества в целом или же для государства, в частности.
Для обязательного страхования характерно также и то, что при большинстве его видов страхование осуществляется в пользу третьих лиц. Причем эти третьи лица при данном страховании фактически защищаются от действий самого страхователя. Это хорошо видно на примере, пожалуй, одного из самых распространенных видов обязательного страхования – страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страхователем здесь выступает владелец автотранспортного средства, которое представляет собой источник повышенной опасности. Этот владелец является лицом, ответственным за причинение вреда. Выгодоприобретателем выступает потерпевший в результате использования транспортного средства. В итоге вся конструкция направлена на оказание помощи лицу, пострадавшему от действий водителя транспортного средства, который либо сам является страхователем, либо за него несет ответственность владелец этого транспортного средства, выступающий опять-таки в качестве страхователя. Поэтому-то такое страхование, в принципе, не особенно привлекательно для самих страхователей – владельцев транспортных средств, что и заставляет государство делать это страхование обязательным, т. е. для страхователя – принудительным.
Отметим также, что обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств имеет место практически во всех странах мира, обладающих развитой страховой системой.
Признаки обязательного страхования можно подразделить на экономические и юридические.
К экономическим признакам относятся:
1) массовость, т. е. вовлечение в страхование значительного числа застрахованных;
2) широта охвата, т. е. большое количество объектов страхования;
3) всеобщность – все лица, подпадающие под категорию страхователя или застрахованного лица, должны выступить в этом качестве. Иначе говоря, ответственность всех лиц, являющихся владельцами транспортных средств, должна быть застрахована. Данным признаком обязательное страхование отличается от добровольного, где решение вопроса, быть или не быть страхователем, зависит от усмотрения гражданина или юридического лица;
4) всеобъемлемость – все объекты, подлежащие страхованию, должны быть застрахованы. Этим обязательное страхование отличается от добровольного, где решение вопроса, что страховать, определяется соглашением между страхователем и страховщиком;
5) доступность – должна быть создана такая страховая инфраструктура, которая позволяет страхователю осуществить страхование без особых хлопот и затруднений;
6) унифицированность – порядок и условия страхования устанавливаются законом, что обеспечивает единообразие страхования, независимо от того, кто конкретно выступает страхователем и страховщиком и в каком месте это страхование осуществляется. Здесь также наблюдается определенное отличие обязательного страхования от добровольного, условия которого могут быть индивидуализированы применительно к конкретному страхователю (а соответственно, к конкретному объекту страхования и конкретному страховому случаю);
7) экономичность – учитывая, что в страхование могут быть вовлечены лица, не имеющие значительных доходов, размер страховых платежей устанавливается в возможно минимальном размере. При этом благодаря широте охвата объектов страхования (т. е. большому количеству заключенных договоров страхования и значительным суммам поступивших по ним страховых взносов) страховые операции приобретают высокую финансовую устойчивость.
К юридическим признакам обязательного страхования относятся следующие:
1) обязательное страхование является установлением государства;
2) это страхование устанавливается правовым актом, имеющим форму закона. При этом имеется в виду только тот закон, который является федеральным, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 2 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство, предметом которого выступают страховые отношения, находится в ведении Российской Федерации;
3) условия обязательного страхования в большей своей части определяются нормативными правовыми актам, а не договором, как это свойственно добровольному страхованию;
4) страхование носит принудительный характер – страхователь должен осуществить страхование вне зависимости от того, хочет он этого или нет. В определенных случаях это касается и страховщика. Государство устанавливает те или иные способы обеспечения выполнения субъектами (страхователем и страховщиком) своих обязанностей, вытекающих из обязательного страхования, в частности, возможность принудительного исполнения обязанности по страхованию;
5) обязательное страхование сопровождается установлением особой защиты определенной категории лиц, нуждающейся в этой защите. В данном случае речь идет о потерпевших в результате использования транспортного средства;
6) исполнение обязанности по страхованию обеспечивается теми или иными мерами государственного контроля и принуждения.
Закон «Об обязательном страховании» устанавливает основные принципы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Такими принципами являются:
1) гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Законом «Об обязательном страховании»;
2) всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;
3) недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную Законом «Об обязательном страховании» обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
4) экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения (ст. 3 Закона).
Сразу же отметим, что первый принцип носит весьма сомнительный характер – страховщик не выступает в качестве гаранта возмещения вреда, причиненного потерпевшему: договор страхования и гарантия представляют собой качественно различные виды обязательств. К этой теме мы еще будем неоднократно возвращаться на протяжении всей работы.
В соответствии со ст. 4 Закона «Об обязательном страховании» владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Законом и в соответствии с ним, за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т. п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением:
а) владельцев транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) владельцев транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов[5];
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация.
Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с Законом «Об обязательном страховании», могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию. Эти риски предусмотрены п. 2 ст. 6 настоящего Закона.
В связи с этим возникает вопрос о соотношении обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств с таким же страхованием, но добровольным.
Прежде всего отметим, что правила ст. 950 ГК РФ, посвященные дополнительному имущественному страхованию, на данную ситуацию не распространяются, так как в этой статье речь идет о страховании имущества или предпринимательского риска.
Закон «Об обязательном страховании» устанавливает возможность дополнительного страхования в добровольном порядке в двух случаях: 1) недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного потерпевшему; 2) наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.
При страховании в добровольном порядке от тех страховых рисков, которые не охвачены обязательным страхованием, возникает конструкция, которую в страховом деле традиционно называют страхованием от разных страховых рисков. Правда, ст. 952 ГК РФ, которая посвящена имущественному страхованию от разных страховых рисков, говорит о таком страховании лишь применительно к страхованию имущества и предпринимательского риска. Здесь же мы имеем в виду другую разновидность страхования – страхование ответственности. Тем не менее то, что в данном случае мы имеем дело со страховой конструкцией, которая обозначается как «страхование от разных рисков», сомнения не вызывает. При этом здесь не возникает конструкции двойного страхования (т. е. страхования одного и того же объекта у двух или нескольких страховщиков), поскольку такое страхование предполагает страхование одного и того же объекта от одного и того же страхового риска.
При страховании на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного потерпевшему, действительно будет иметь место страхование одного и того же объекта от одного и того же риска. Однако правила, установленные ст. 951 ГК на случай двойного страхования, к рассматриваемому страхованию применяться не будут, так как они рассчитаны на страхование имущества или предпринимательского риска в ситуации, когда страховая сумма превышает страховую стоимость. При страховании ответственности, разновидностью которого выступает страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, такая категория, как «страховая стоимость», не применяется.
В то же время следует иметь в виду, что Закон «Об обязательном страховании» в рассматриваемой ситуации говорит о страховании на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного потерпевшему. Из этого вытекает, что страховщик, осуществляющий дополнительное добровольное страхование, несет дополнительную ответственность по отношению к страховщику, заключившему договор обязательного страхования. Иначе говоря, потерпевший, являющийся выгодоприобретателем по двум договорам страхования (добровольному и обязательному), вправе обратиться с требованием к дополнительному страховщику лишь в том случае, если сумма страховой выплаты, полученная им от страховщика, осуществляющего обязательное страхование, оказалась недостаточной для возмещения вреда, причиненного ему владельцем транспортного средства, чья ответственность является застрахованной по этим двум договорам.
Сумма страховой выплаты, получаемая по обоим договорам страхования, ограничена размером той ответственности, которую страхователь – владелец транспортного средства несет перед потерпевшим. Кроме того, размер страховой выплаты по каждому договору ограничен размером той страховой суммы, которая этим договором предусмотрена.
Например, владелец транспортного средства несет ответственность перед потерпевшим за причинение вреда его имуществу в размере 200 тыс. рублей. Страховая сумма по договору обязательного страхования составляет в соответствии с Законом «Об обязательном страховании» 120 тыс. рублей. Страховая сумма по договору добровольного страхования предусмотрена в размере 100 тыс. рублей. В этой ситуации потерпевший имеет право взыскать по договору обязательного страхования страховую выплату в размере 120 тыс. рублей, а по договору добровольного страхования – 80 тыс. рублей.
Страхование ответственности владельцев транспортных средств в добровольном порядке осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом (в первую очередь – в соответствии со ст. 931 ГК, регулирующей страхование ответственности за причинение вреда). Правила, предусмотренные Законом «Об обязательном страховании» и Правилами обязательного страхования, на данное страхование не распространяются.
При добровольном страховании такие элементы страхования, как размер платы за страхование (размер страховой премии), порядок ее внесения (разовым платежом или в рассрочку в виде страхового взноса), размер страховой суммы, порядок рассмотрения требования потерпевшего-выгодоприобретателя о выплате страхового возмещения, устанавливаются договором страхования.
Что касается страховых рисков, на случай которых осуществляется дополнительное добровольное страхование ответственности владельцев транспортных средств, то при страховании на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию, этими рисками будут выступать (полностью или частично – как это будет определено договором) те события, которые не охватываются договором об обязательном страховании, т. е. события иные, чем при обязательном страховании.
При дополнительном добровольном страховании на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного потерпевшему, в качестве страховых рисков будут выступать те же самые события, которые предусмотрены договором об обязательном страховании.
Вполне возможна комбинация обоих оснований осуществления дополнительного добровольного страхования ответственности владельца транспортных средств.
Обязательное и добровольное страхование может осуществляться как у одного, так и разных страховщиков. Страховщик, осуществляющий дополнительное добровольное страхование, должен иметь лицензию на право осуществления страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего.
Страховщик, осуществляющий дополнительное добровольное страхование ответственности владельцев транспортных средств, вправе использовать свои правила страхования, а также разработанные им размеры страховых тарифов.
Добровольное страхование ответственности владельцев транспортных средств не заменяет собой обязательного страхования этой ответственности, даже при том, что условия страхования будут более выгодными для потерпевшего-выгодоприобретателя.
Закон «Об обязательном страховании» предусматривает, что лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 6 ст. 4 Закона).
Исполнение обязанности по осуществлению страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств обеспечивается целым рядом мер.
Так, в соответствии с Законом «Об обязательном страховании» органы милиции осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию при регистрации, организации государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных своих полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам милиции, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При въезде транспортных средств на территорию Российской Федерации контроль за исполнением их владельцами обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляется таможенными органами Российской Федерации.
На территории Российской Федерации запрещается использование транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную Законом «Об обязательном страховании» обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. В отношении указанных транспортных средств не проводятся государственный технический осмотр и регистрация (ст. 32 Закона).
Это требование подкрепляется рядом иных правовых актов.
В соответствии с Законом РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. органы милиции обязаны контролировать исполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности; в предусмотренных федеральным законом случаях предоставлять указанным в нем лицам информацию, относящуюся к осуществлению указанного обязательного страхования (п. 9 ст. 10 Закона).
Этим же Законом милиции предоставлено право запрещать эксплуатацию транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, а также останавливать транспортные средства и проверять наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства (п. 23 ст. 11 Закона).
Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. предусмотрено, что владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом. В отношении транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, не проводятся государственный технический осмотр и регистрация (п. 3 ст. 16 Закона).
Одновременно установлено, что запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (п. 2 ст. 19 Закона).
Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г., предусматривают, что запрещается эксплуатация транспортных средств, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрация, в том числе временная, и изменение регистрационных данных транспортных средств не осуществляются без представления их собственниками или иными владельцами страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом (п. 4).
В Положении о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», говорится о том, что на указанную инспекцию возлагается контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности и условием проведения технического осмотра выступает наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Наконец, установлена административная ответственность за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Так, в соответствии со ст. 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, не имеющим страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 12.37 КоАП управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями, влекут наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда.
Согласно п. 2 ст. 12.37 КоАП неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти до восьми минимальных размеров оплаты труда.
Привлечение к административной ответственности производится органами внутренних дел (милиции) (ст. 23.3 КоАП).
Все это выступает в качестве средств, обеспечивающих исполнение владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей ответственности.
Обязательное страхование возлагает на страхователя обязанность заключить договор. Но для заключения такого договора необходима вторая сторона – страховщик: если мы одного субъекта (страхователя) обязываем заключить договор, то этому должна быть противопоставлена встречная обязанность другого субъекта (страховщика), поскольку договор страхования – это двусторонняя сделка. И здесь возникает вопрос, насколько обязательное страхование обязательно для страховщика.
Этот вопрос применительно к страхованию ответственности владельцев транспортных средств решается сравнительно просто. Закон «Об обязательном страховании» устанавливает, что договор страхования этой ответственности заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Законом, и является публичным. Следовательно, если страховщик имеет лицензию на осуществление данного вида страхования, то он обязан заключить договор обязательного страхования с любым обратившимся к нему страхователем (причем, на условиях, предусмотренных правовым актом, регулирующим это страхование). На признаках публичности договора обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств мы остановимся ниже, при характеристике данного договора.
Следует также иметь в виду, что при обязательном страховании, тем более если оно осуществляется в пользу третьего лица, условия страхования должны быть типизированы (по крайней мере, с точки зрения интересов этого третьего лица) не только в рамках страхования у конкретного страховщика, что достигается через придание договору страхования признака публичного договора, но и в рамках данного вида страхования в целом, осуществляемого всеми страховщиками, имеющими лицензию на право его осуществления. Иначе говоря, условия страхования у одного страховщика не должны существенно отличаться от условий страхования у всех других страховщиков, осуществляющих данный вид страхования.
Это достигается тем, что условия обязательного страхования в своих наиболее существенных моментах определяются не соглашением сторон (т. е. носят индивидуализированный характер), а диктуются непосредственно законом и иными правовыми актами, регулирующими данное страхование (т. е. эти условия являются типизированными). Поэтому все страховщики осуществляют страхование примерно на одинаковых условиях.
Поэтому, говоря об обязательном страховании, Гражданский кодекс РФ устанавливает, что объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом (п. 3 ст. 936 ГК).
Для обеспечения единства условий страхования Закон «Об обязательном страховании» устанавливает, что условия, на которых заключается договор обязательного страхования, должны соответствовать типовым условиям договора обязательного страхования, содержащимся в издаваемых Правительством РФ правилах обязательного страхования. Такие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263.
В заключение отметим, что в соответствии с Законом «Об обязательном страховании» законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом «Об обязательном страховании», применяются правила международного договора (ст. 2 Закона).
Данное положение вытекает из конституционного принципа верховенства международно-правового акта по отношению к акту внутреннего законодательства.
Кроме того, Закон «Об обязательном страховании» устанавливает, что Правительством РФ могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке приниматься решения об участии Российской Федерации в международных системах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Условия, на которых в рамках указанных международных систем осуществляется страхование ответственности владельцев транспортных средств, временно используемых на территории Российской Федерации, не должны ухудшать положение потерпевших в Российской Федерации по сравнению с условиями обязательного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 31 Закона).