Глава 3. Оптимизация налогообложения за счет страхования
3.1. Медицинское страхование
Согласно Закону № 1499-1 от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РФ» медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Медицинское страхование бывает двух видов: обязательное и добровольное.
Обязательное медицинское страхование – это составная часть государственного социального страхования. Оно обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе добровольного желания граждан РФ. Оно обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Существует два основных вида добровольного медицинского страхования: коллективное и индивидуальное.
В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ» (с изменениями от 2 апреля, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г.) добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования.
Договор медицинского страхования должен содержать следующие сведения: наименование сторон; срок действия договора; численность застрахованных; размер, сроки и порядок внесения страховых взносов; перечень медицинских услуг, соответствующих программам добровольного медицинского страхования; права, обязанности, ответственность сторон и иные не противоречащие законодательству РФ условия.
На практике встречаются случаи, когда предприятие по договору с медицинскими учреждениями оплачивает медицинское обслуживание своих сотрудников, при этом, не видя особых различий между медицинским страхованием и медицинским обслуживанием, затраты на медицинское обслуживание в пределах установленной нормы (равной 1 % объема выручки от реализации) включают в себестоимость продукции.
Плата по договору на медицинское обслуживание должна не включаться в себестоимость, а отражаться за счет собственных источников средств предприятия.
В то же время стоимость амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания, оплаченная предприятием за своих работников и членов их семей, не включается в совокупный доход этих работников и не облагается подоходным налогом.
Суммы страховых взносов по договору медицинского страхования, если они вносятся за физических лиц из средств предприятия с условием получения застрахованным физическим лицом страховой выплаты, подлежат обложению подоходным налогом.
Если условиями договора страхования предусмотрено, что страховое возмещение перечисляется страхователю-предприятию, который и выплачивает его физическим лицам, то удержание налога производится данным страхователем, являющимся источником выплаты.
По страховым выплатам исчисление подоходного налога производится один раз по окончании срока действия договора. Исчисление подоходного налога производится от суммы страхового взноса.
В примере рассмотрен случай, когда страховая выплата, произведенная страховой компанией, меньше, чем уплаченный страхователем-предприятием страховой взнос за работников. Следовательно, оснований для исчисления налога с суммы разницы между страховой выплатой и ранее уплаченным по договору страховым взносом не возникает.
Бухгалтерские записи приведены в примере.
Пример
Фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются местными органами власти и действуют на основании Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены правом издания каких-либо нормативных документов, обязательных для плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование предусмотрено, что вновь созданные или реорганизованные хозяйствующие субъекты обязаны в 30-дневный срок со дня их учреждения зарегистрироваться в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в качестве плательщиков страховых взносов.
Платежи в Фонды обязательного медицинского страхования производятся в первоочередном порядке независимо от поступления в банк расчетных документов или наступления сроков платежей.
На основании нормативных актов плательщиками взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:
1) предприятия, учреждения, организации;
2) филиалы и представительства иностранных юридических лиц (по выплатам как российским, так и иностранным гражданам);
3) крестьянские (фермерские) хозяйства;
4) родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
5) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
6) граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой: адвокаты, частные детективы, частные охранники, нотариусы;
7) граждане, использующие труд наемных работников;
8) лица творческих профессий, не объединенные в творческие союзы.
От уплаты взносов на обязательное медицинское страхование освобождены общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
При проведении избирательных кампаний в ФС РФ, представительные и исполнительные органы государственной субъектов РФ и органы местного самоуправления страховые взносы в Фонды обязательного медицинского страхования не начисляются на:
1) средства избирательных фондов кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке;
2) доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе;
3) доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов в депутаты и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний.
3.2. Порядок расчета взносов в ФОМС. Ставки
В соответствии с п. 4 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (утв. постановлением ВС РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1) страховые взносы в Фонды обязательного медицинского страхования производятся плательщиками в установленных законодательством РФ размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством РФ осуществляются отчисления на обязательное медицинское страхование.
Не начисляются страховые взносы на выплаты, не являющиеся оплатой труда, в частности на материальную помощь, дивиденды по акциям, ссуды работникам и т. п.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера на основании постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 821 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 2000 г.» уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин по всем основаниям независимо от источников финансирования, за истекший календарный год не позднее 1 апреля.
Отчисления в фонды обязательного медицинского страхования от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции по элементу «Затраты на оплату труда», включаются в себестоимость продукции.
Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование предусмотрены следующие сроки уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования:
1) все плательщики, являющиеся работодателями, уплачивают страховые взносы 1 раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц;
2) граждане уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые установлены для них законодательством РФ о подоходном налоге с физических лиц;
3) физические лица, нанимающие граждан по договорам, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка этим гражданам;
4) крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые (семейные) общины малочисленных народов Севера уплачивают страховые взносы один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
На основании п. 9 Положения к плательщикам, нарушающим порядок уплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции:
1) за отказ работодателя от регистрации в качестве плательщика страховых взносов – штраф в размере 10 % причитающихся к уплате сумм страховых взносов;
2) за непредоставление в установленные сроки расчетной ведомости по страховым взносам – штраф в размера 10 причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов;
3) взыскания суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения (начисленная оплата труда) и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы.
В соответствии с п. 10 Положения о порядке уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования при взыскании в бесспорном порядке с работодателей заниженных страховых взносов, недоимок и штрафов фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами, предоставленными налоговым органам РФ по взысканию не внесенных в срок налогов. Эти права реализуются:
1) исполнительной дирекцией Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в лице исполнительного директора;
2) территориальными фондами обязательного медицинского страхования в лице своих исполнительных директоров;
3) руководителями филиалов территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с положением о филиале, утверждаемым исполнительным директором территориального фонда.
В соответствии с п. 11 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования осуществляются совместно Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования и органами государственной налоговой службы РФ. Филиалы территориальных фондов обязательного медицинского страхования вправе осуществлять контроль за сбором страховых взносов на обязательное медицинское страхование со всех страхователей города (района) самостоятельно, без участия органов государственной налоговой службы РФ.
Страховые взносы в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся плательщиками в установленных законодательством РФ размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством РФ осуществляются отчисления на государственное социальное страхование.
В соответствии с нормативными документами для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3,6 % по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении:
1) в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования – в размере 0,2 %;
2) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования – в размере 3,4 %.
3.3. Отражение отчислений в ФОМС в бухгалтерском учете
Учет расчетов с внебюджетными социальными фондами по социальному страхованию и обеспечению ведут на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», к которому предусмотрены следующие субсчета:
1) субсчет 1 «Расчеты по социальному страхованию»;
2) субсчет 2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;
3) субсчет 3 «Расчеты по медицинскому страхованию»;
4) субсчет «Расчеты по фонду занятости».
При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:
1) счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, – в части отчислений, производимых за счет организации;
2) счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в части отчислений, производимых за счет работников организации.
Кроме того, по Кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей, а в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» – суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.
По Дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.
ФОМС:
Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 99 «Прибыли и убытки», Кредит счета 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – суммы взносов начисленные в ФОМС от отплаты труда;
Дебет счета 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»,
Кредит счета 51 «Расчетные счета» перечисления с расчетного счета платежи в ФОМС в установленные сроки.
3.4. Налоговый учет отчислений в ФОМС
Бесплатная медицинская помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС) каждому гражданину РФ оказывается на основании страхового медицинского полиса. Производящие выплаты физическим лицам организации и предприниматели являются плательщиками единого социального налога (ЕСН). Граждане, страхователи, страховые медицинские организации и медицинские учреждения являются субъектами медицинского страхования. Определенная доля ЕСН уплачивается в фонды обязательного медицинского страхования. У работающих граждан страхователем выступают работодатели, с которыми граждане заключили трудовые или гражданско-правовые договоры. Страхователями для неработающего населения выступают органы местного самоуправления и исполнительной власти.
Регистрацию страхователей при обязательном медицинском страховании осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Однако с 1 января 2004 г. страхователей (организации и индивидуальных предпринимателей) освободили от обязанности самостоятельно регистрироваться в государственных внебюджетных фондах, в том числе и в ТФОМС.
По новым правилам налоговый орган самостоятельно в течение 5 рабочих дней направляет в государственные внебюджетные фонды сведения из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования после получения информации из единых государственных реестров в пятидневный срок обязан зарегистрировать организацию или предпринимателя в качестве страхователей, а также известить их о присвоенном регистрационном номере (ст. 9.1 Закона о медицинском страховании).
Но не для всех страхователей одинакова процедура регистрации в ТОМС, некоторые категории страхователей должны вставать на учет в фонде самостоятельно. Данным лицам необходимо в 30-дневный срок подать заявление в соответствующий ТФОМС.
За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда предусмотрена административную ответственность – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ. Если же налогоплательщик, не подав заявления о постановке на учет, начал осуществлять деятельность, то размер административного штрафа составляет от 20 до 30 МРОТ (ст. 15.3 КоАП РФ).
Поступления единого социального налога в доле, уплачиваемой в эти фонды, являются одним из основных источников финансирования как федерального, так и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Помимо поступлений в виде ЕСН, финансовые средства образуются:
1) за счет добровольных взносов юридических и физических лиц;
2) от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса;
3) из иных источников, не запрещенных законодательством.
В гл. 24 НК РФ изложен порядок исчисления и уплаты ЕСН налогоплательщиками. Налоговые органы контролируют правильность исчисления и уплаты налога, осуществляют все формы налогового контроля, проводят выездные и камеральные проверки налогоплательщиков по вопросу правильности исчисления налога (в том числе в части ОМС), привлекают к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет и внебюджетные фонды устанавливает гл. 24 НК РФ.
В налоговую базу по ЕСН, зачисляемую в федеральный и территориальные фонды ОМС, включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Она исчисляется по общим правилам формирования налоговой базы по ЕСН (ст. 237 НК РФ.)
В ст. 238 НК РФ перечислены суммы, которые не включаются в налоговую базу по ЕСН, зачисляемую в федеральный и территориальные фонды ОМС, а именно:
1) пособия по временной нетрудоспособности;
2) пособия по уходу за больным ребенком;
3) пособия по безработице и др.
Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ из налоговой базы исключаются выплаты и вознаграждения, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
По норме, которая содержится в п. 2 ст. 237 НК РФ, налоговая база по ЕСН, зачисляемому в фонды обязательного медицинского страхования, определяется отдельно по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлены выплаты. Для этого предусмотрены индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Формы карточек имеют рекомендательный характер, поэтому налогоплательщики имеют право изменять и дополнять их содержание.
Учет начисленной суммы единого социального налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в ФФОМС и ТФОМС и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В ст. 241 НК РФ установлены ставки налога. Для части налога, зачисляемой в фонды ОМС, предусмотрена регрессивная шкала налогообложения.
С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ снижены ставки по ЕСН, в том числе в части, зачисляемой в фонды ОМС.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН в части, зачисляемой в фонды ОМС, имеет свои особенности, если в состав организации входят обособленные подразделения. Обособленные подразделения исполняют обязанности организации по уплате налога и представлению налоговых деклараций в случае, если эти обособленные подразделения имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты в пользу физических лиц (расчетов по налогу) (п. 8 ст. 243 НК РФ).
Подлежит уплате по местонахождению обособленного подразделения сумма ЕСН исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению. Суммы налога подлежащего зачислению в фонды ОМС, отражаются в налоговой декларации (расчете по авансовым платежам).
Имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц обособленные подразделения подают декларацию (расчет) по ЕСН по своему местонахождению.
Срок подачи:
1) декларации в налоговые органы – не позднее 30 марта следующего года;
2) расчета по авансовым платежам по ЕСН – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В фонды обязательного медицинского страхования отчетность представлять не нужно.
Суммы ЕСН, начисленные в части обязательного медицинского страхования, налогоплательщики перечисляют отдельными платежными поручениями в ФФОМС и ТФОМС.
Новые коды бюджетной классификации введены с 1 января 2005 г. и утверждены Приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н. Единый социальный налог по КБК уплачивается:
1) в ФФОМС – 182 1 02 01030 08 1000 110;
2) в ТФОМС – 182 1 02 01040 09 1000 110.
3.5. Порядок отражения в отчетности
Все плательщики в фонды обязательного медицинского страхования ежеквартально представляют «Расчетную ведомость по страховым взносам в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования» (утв. Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 21 января 1994 г.).
Расчетная ведомость состоит из 5 таблиц:
1) таблица 1 «Суммы всех выплат, начисленных в пользу работников, включая выплаты по договорам гражданско-правового характера»;
2) таблица 2 «Сумма выплат, на которые начислены страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования»;
3) таблица 3 «Расчет по средствам фондов обязательного медицинского страхования»;
4) таблица 4 «Расшифровка перечисленных платежей в отчетном периоде (в первом квартале; в первом полугодии; в течение 9 месяцев; в отчетном году)»;
5) таблица 5 «Сведения о полученных средствах на оплату труда из бюджетов всех уровней».
В расчетной ведомости показываются месячные суммы оплаты труда, с которых производятся отчисления в фонды, и раздельно отражаются суммы, начисленные в Федеральный фонд – 0,2 %, и суммы в территориальный фонд – 3,4 % от оплаты труда. Внизу ведомости указываются суммы фактических перечислений в тот и другой фонд и отражается сумма задолженности на конец отчетного периода, в том числе и просроченная.