27. Основные черты действующего страхового законодательства
Страхование выступает в роли отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при появлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, которые формируются из оплачиваемых страховых взносов (страховых премий). Государственное регулирование страхового рынка обязано способствовать формированию страхового рынка, защите интересов страхователей, обеспечивать регистрацию страховых организаций, лицензирование страховых операций, реализовывать контроль за соблюдением страховыми организациями законодательства. Страховой рынок является особой социально-экономической средой, установленной сферой экономических отношений, где объектом купли-продажи является страховка, на которую и формируются спрос и предложение. Страховой рынок рекомендуется рассматривать как способ организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для оснащения страховой защиты общества, как некую совокупность страховых организаций, которые приобретают участие в оказании соответствующих услуг.
В сложных переходных условиях настоящего времени функция государства в регулировании страховой деятельности должна проявляться в следующих формах:
1) принятие законодательных актов, регулирующих страхование;
2) создание для интересов общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования;
3) проведение специально налоговой политики;
4) установление различных льгот страховыми компаниями для стимулирования страховой деятельности;
5) создание специального правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций.
Выполнение этой регулирующей функции государства, возлагается на специальную структуру или орган – государственный страховой надзор. Такая структура существует во всех странах.
Государственное регулирование страховой деятельности существует в виде воздействия на участников страховых отношений, которое проводится по следующим направлениям:
1) прямое участие государства в регулировании и становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
2) законодательное регулирование становления и защиты национального страхового рынка;
3) государственный контроль над страховой деятельностью;
4) защита добросовестной конкуренции на рынке страхования, предупреждение и пресечение монополизма.
Повышение эффективности работы государственного регулирования страховой деятельности, усовершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве основных средств при создании более эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.
Прямое участие государства в регулировании и становлении системы защиты имущественных интересов связано с необходимостью:
1) предоставления гарантий социальной защиты для определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств, выделенных специально на эти нужды;
2) определения правил и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в т. ч. и иностранных, а также в страховании экспортных кредитов;
3) предоставления дополнительных гарантий для тех средств страховщиков, которые представляют собой форму специальных нерыночных государственных ценных бумаг с определенным гарантированным доходом;
4) создания специальных целевых резервов, которые компенсируют несостоятельность отдельных страховых организаций при использовании ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.