Сон разума рождает чудовищ
El sueño de la razón produce monstruos
Как проявляется радость: возбуждение, ощущение силы, окрыленность, готовность взлететь!
Как проявляется печаль: снижение активности, увеличение чувствительности, ранимости.
Как проявляется гнев – необходимость/желание броситься в атаку, победить!
А страх – это как раз эмоция, которая призывает дать деру быстро немедленно, т.е. уйти/убежать/избежать того, что нас пугает.
Нужна нам эта эмоция или не нужна – мы даже не разбираем: – наш страх нам жизненно необходим, потому что весь наш с вами инстинкт самосохранения он как раз и построен именно на этой эмоции, на страхе. То есть, когда эта эмоция в порядке, когда она у нас работает как бы так, как должна работать, т.е. мы ее используем по назначению, мы тем самым обеспечиваем себе безопасность.
Безопасность нашего существования покоится на страхе. Но этот страх у нас с вами иногда настолько выходит из-под нашего контроля, что начинает жить своей собственной жизнью, и разрастается настолько, что начинает буквально мешать нашему существованию.
Это очень хорошо изобразил Фрациско Гойя в свое время, который сотворил знаменитый офорт, который в России называется «Сон разума рождает чудовищ».
Спящего мужчину на офорте зовут Разум, поэтому впредь мы пишем его с заглавной буквы и относимся к нему с уважением.
А оригинальное название офорта куда более выразительное: El sueño de la razón produce monstruos – Воображение, покинутое Разумом, порождает чудовищ. И ключевое слово здесь – Воображение.
Для практической работы этот офорт, пожалуйста или скопируйте, или найдите себе хорошее изображение этой работы, установите на рабочий стол, потому что в течение ближайшего времени вы должны на нее буквально молиться, ну если не молиться, то хотя бы основательно сосредоточиться на ней, и размышлять.
Необходимо подробнейшим образом разобраться в сюжете и оценить всю мощь этой работы. Потому что, действительно, все наши страхи – это порождение нашего Воображения при спящем Разуме.
Когда мы с вами бездумно принимаем все, что нас пугает, не пытаясь в этом разобраться, а как правило, еще и дорисовываем страшилок в своем воображении, говорим «ой-ей-ей-боюсь-боюсь-боюсь!», и начинаем бояться. И таким образом мы в свою жизнь запускаем бездумно целую кучу мусора ментального, образного, надуманного.
Огромная часть этого мусора идет нам, вы это заметили, с экранов телевизоров. Я большой противник телевизора как явления, и у меня его нет уже лет двадцать, но так или иначе все равно мусор в виде страшилок прорывается ко мне через новости, интернет, или в кино можно прихватить изрядную дозу, как в примере с девушкой, напуганной на всю жизнь «Рабыней Изаурой». Вы понимаете весь ужас происходящего? Девочка посмотрела кино, и НА ВСЮ ЖИЗНЬ – ТЯЖЕЛЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА!
Допустим, есть некий абстрактный человек, который очень любит всякие боевики и детективы.
И если вы точно также полюбите боевики и детективы, и при этом будете еще и наблюдательны, то вы обратите внимание, что в какой-то момент вы потеряете чувство безопасности в собственном городе.
Там, где вы ощущали себя совершенно спокойно, вдруг, насмотревшись детективно-криминального кино, вы обращаете внимания на то, что вам стало неспокойно в своем городе.
Потому что вы только что, в течении нескольких часов (а некоторые могут и целыми днями смотреть какой-нибудь детективный сериал не отрываясь), видели, с какой легкостью люди вообще палят из автоматов друг в друга, убивают десятками себе подобных, после этого умывают руки, идут в ресторан или с цветами к любимой женщине.
И вы понимаете, что жизнь человеческая не стоит вообще ни копейки, и раз только здесь расправлялись с нами вот так запросто, (а мы всегда в кино ассоциируем себя с тем или другим персонажем), то и с нами сейчас запросто поступят и точно также, умыв руки, пойдут куда-то там обедать, ужинать и целоваться.
Не только детективно-криминальное кино разрушает наш душевный покой. Скажем, также любители мелодрам всяческих видят вокруг сплошные драмы и измены, коварство и предательство, а если не видят, то накупят себе книг, где подробнейшим образом расписаны эти драмы, и сериалы выбирают именно такие, чтоб слезами изойти от сострадания и созерцания несправедливости. А потом делают вывод, решают, что жизнь – она такова, как она предстает со страниц книг и экранов.
То есть, получается вот какая картина: мы сами себе строим определенную картину мира, населяем ее страхами, и начинаем этих страхов бояться.
Именно этот процесс и иллюстрирует нам офорт Гойи.
Как мы видим, «воображение, покинутое разумом», свойственно не только нашему веку.
Сейчас многие любят постонать на тему: «ой-ей-ей, это все потому, что люди в больших городах живут, они всего боятся».
Но Фрациско Гойя жил, по нашим понятиям нынешним, в тишине, в покое и в полном одиночестве и запустении и никаких событий у него не происходило, потому что жизнь была медленнее в тысячу раз, и телевизора/интернета, да даже толком газет-то не было (три газеты на пол-Европы – это смешно!). но тем не менее разнообразные страхи со дня сотворения человека этого человека и преследуют.
Чего же мы на самом деле боимся, испытывая страх?
Прошу у своей аудитории примеры описания их страхов более расширенное и получаю огромную кучу прекрасных качественных страхов всех мастей:
– Боюсь, что ребенок заболеет чем-нибудь опасным и я буду беспомощна
– Боюсь путешествовать, поэтому никогда не выезжал дальше своего города
– Боюсь, что меня уволят с работы и все от меня отвернутся
– Боюсь беспомощной одинокой старости, сознания собственной ненужности
– Боюсь летать на самолетах, потому что паника в самолете ужасна
– Боюсь незнакомых людей, когда они обращаются ко мне где-нибудь на улице с вопросом или просто пытаются заговорить
– Боюсь, что никогда не женюсь/не выйду замуж
– Очень боюсь женщин/мужчин
– Все мужчины очень опасные
– Боюсь измены мужа/жены
– Боюсь поехать за границу, потому что там со мной может случиться что-то ужасное
– Получила права, но боюсь ездить на машине
– Боюсь, что меня засмеют, если я стану публиковать книгу, которую сейчас пишу
– Боюсь, что у меня диагностируют тяжелую болезнь и я буду мучительно и некрасиво умирать
– Боюсь, что не смогу сохранить семью, а у меня трое детей
– Боюсь ответственности на работе, и меня выгонят
– Боюсь преподавателей, что они разгневаются и будут ругать и унижать меня
Этот список можно продолжать бесконечно.
Поскольку у нас практикум, то есть, предполагается работа со своими проблемами одновременно с прочтением книги, то оставляю место для ваших страхов. Выпишите сюда все те, что населяют ваше воображение и лишают вас покоя.
Не пытайтесь сделать это в три минуты – вы все равно в процессе работы с книгой обнаружите в своем репертуаре еще какие-то неучтенные страшилки, поэтому не торопитесь и не пытайтесь сделать все одним махом: с этим списком рекомендуется работать в несколько приемов:
…………………….
…………………….
…………………….
…………………….
…………………….
…………………….
…………………….
Конечно же, если вы всерьез решили очистить свою жизнь от мусора в виде пустых тревог и страхов, то предполагается, что у вас будет рабочая тетрадь. Лучше всего взять самую большую общую тетрадь, потому что писать придется много. А я не стану загромождать страницы в книге пустыми строками.
И теперь, когда у нас есть внушительный список наших страхов, попробуем подойти к нему системно:
Что объединяет все наши страхи?
Что есть между ними общего, кроме того, что их все можно назвать неприятной эмоцией, а страх – это ничто иное как одна из четырех базовых эмоций.
Общее здесь вот что:
Появляется эта эмоция всегда там, где присутствует неизвестность.
Разберемся:
Почему мы обращаем внимание на все странное? Пропускаем вниманием тысячи обычных людей, но вдруг выхватываем из толпы нечто особенное – слишком красивое, или слишком уродливое, или слишком странное, или то, что вообще не подлежит никакой дифференциации – но именно так срабатывает наш инстинкт самосохранения.
Если в поле зрения попало нечто незнакомое, например – незнакомая фигня, мы немедленно должны себе объяснить, опасна она для нас или нет, и если опасна – насколько она опасна для нас. И если достаточно опасна – нужно немедленно сбежать! А если опасна, но не очень – можно немедленно самому броситься в атаку и роли поменяются: теперь мы станем опасны для незнакомой фигни – и бежать придется ей. И если практически не опасна – то можно плюнуть на эту фигню и перестать обращать на нее внимание.
Что мы с вами сейчас проделали: сложнейший процесс дифференциации фигни!
То есть, мы провели образ незнакомой фигни по всем существующим в нашем хранилище образов классам предметов, явлений и сущностей, и причислили эту новую фигню к какому-то классу, и теперь мы знаем, как с этой фигней нужно обращаться и что от нее ожидать.
Например:
Вы приходите домой и видите на столе работающий незнакомый прибор. Буквально – цилиндрической формы издающий звуки предмет. Первичный осмотр: из чего он? Вроде бы пластик (мозг подсказывает классы предметов: Кофемолка? Аудиоколонки? Соковыжималка?)
Это наталкивает на мысль: а есть ли у него хвост? – и мы оглядываем предмет на предмет наличия электрического провода. Такое имеется. Уже становится более понятно и не так тревожно: раз есть провод, значит, в случае чего, можно выключить – лишить питания, и этот прибор перестанет работать.
В любом случае, у него должна быть кнопка. Находим кнопку, нажимаем. Прибор начинает издавать более громкие звуки и увеличивается вибрация прибора.
Здесь у нас точка бифуркации: мы можем решить, что это чересчур опасно, и выключить прибор из розетки, лишив его питания. То есть, мы решили, что незнакомая фигня для нас представляет опасность, и лучше с ней не связываться. В этом случае мы можем положить ее в пакет и вытащить в мусорку, пока никто не видит – от греха подальше.
А можем продолжить исследования, и в конце концов докопаться до сути: этот прибор в результате наших исследований окажется, например, настольным отпугивателем мух или преобразователем любых монет в чистое золото.
Вот здесь мы его окончательно классифицируем и решим для себя – насколько он нам полезен или опасен и предпримем какие-то действия: спрячем его в шкаф или подкинем соседям.
И соседи, обнаружив неизвестную фигню у себя на пороге, поведут себя аналогично: они либо примутся исследовать фигню, чтобы классифицировать ее, либо решат, что она чересчур опасна и вызовут МЧС.
А могут поступить и третьим, самым невыгодным способом: включить страх. То есть, ничего не предпринимать, а просто начать жить в страхе. Мы тоже могли так поступить: когда увидели у себя в доме незнакомую гудящую фигню на столе: можно было пулей выскочить из дома, и стоя на перекрестке, трястись от страха, ничего не предпринимая.
Резюме:
Когда мы не можем определить – как поступать в том или ином случае – тогда мы начинаем ощущать тревогу, которая тем больше, чем больше неизвестность/неизведанность предмета или явления.
И теперь мы можем сделать следующий шаг: нам надо несколько переформулировать наши собственные страхи, которые мы с вами выписали в предыдущей главе.
Ключевые слова при новой формулировке наших страхов поэтому будут:
«Я испытываю страх, когда не знаю, как поступить в ситуации…»
Я испытываю страх, когда…
И теперь список наших страхов выглядит так:
– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь:
– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь в ситуации, когда мой ребенок тяжело болен
– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь в незнакомом городе среди незнакомых людей
– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь лицом к лицу с разгневанным преподавателем
– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь изгнанным из университета
– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь уволенным с работы
– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь лицом к лицу с изменившим мне мужем (с изменившей женой)
– Я чувствую себя беспомощной и не знающей как поступить, когда думаю, что растолстею и разонравлюсь сама себе и всем окружающим
– Я чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь в ситуации, что все отвернулись от меня
– Я чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь в самолете, в котором случилась авария
– Я чувствую себя беспомощной и не знающей как поступить, когда окажусь одна в машине за рулем на дороге с большим движением
– Я чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь лицом к лицу с критиками моей книги, или увижу нелестные отзывы о ней в печати или в сети
…………………….
…………………….
…………………….
…………………….
…………………….
…………………….
…………………….
И вот здесь, драгоценные мои бояки и опасатели, вспомним начало нашего повествования и глубочайшего смысла шедевр великого мастера, и мы с вами отчетливо видим, что именно отсутствие нашего Разума рождает в Воображении тех чудовищ, которых мы же и боимся!
Почему же этот шедевр именно к нам относится, самым прямым указывая на нас: потому что каждый из нас, имеющий хоть один какой-то самый захудалый страшок, попросту не разбудил вовремя свой разум, ибо только разум способен ответить на вопрос:
– А что я буду делать, если случиться что-то такое, чего я боюсь, то есть – страшное для меня?
То есть, не провел исследования незнакомого предмета/ситуации/сущности
Страшное именно для вас, потому что «нечто, страшное для всех не существует».
Страх – дело сугубо личное. И даже самая страшная война – «кому война, а кому мать родна». И даже если случится эпидемия, страшенная и гибельная для тысяч и тысяч людей, обязательно найдется кто-то, кто будет довольно потирать ручки: лекарства и гробы, и места на кладбище и сочинение эпитафий озолотят многих, и кто-то скажет: «это было лучшее время в моей жизни!»
Миллионы людей на земле будут молиться, чтобы чума ушла навсегда и никогда не возвращалась, но среди них немало людей будет также искренне молиться, чтобы чума подольше побушевала…
Вот так и страхи – нам страшны, а для кого-то восторг и радость и дар небес.
Очень хорошая иллюстрация к сказанному – фотография людей мчащихся на аттракционе на каких-нибудь горках с бешенной скоростью: восторг и радость и кураж до неба у одних, и ужас кошмарный, и «проклинаю ты минуту, когда я решил пойти на этот ужасный аттракцион!» рядом с этим в глазах других. А аттракцион один и тот же.
Но давайте уже начнем избавлять себя от страхов! Внимаем, наконец, гениальному Гойе, и заставляем свой разум взглянуть Реальности в глаза. Вот таким образом, в форме вопроса самому себе:
– Что я буду делать, если окажусь лицом к лицу со своим страхом?
И здесь нет универсальных ответов. Как я и обещала, с каждым страхом мы разбираемся индивидуально. Но сначала нам надо выработать стратегию: как именно мы будем разбираться со страхами.
Черный Квадрат, Черный Кот
Что такое наши страхи?
Т.е. это есть некая территория, на которой я боюсь-боюсь-боюсь. И вот представьте себе, что мы сейчас с вами стоим на пороге. Мы стоим в светлом коридоре известного нам пространства. Здесь мы все видим и все знаем. Это та территория, которая нами обследована, там где нам все знакомо и где мы ничего не боимся. И мы с вами перед дверью, за которой живет неизвестность. Мы можем в виде таблички повесить на эту дверь любой наш страх – на ваш выбор.
Если вы когда-нибудь интересовались изгнанием бесов, или хотя бы просматривали тексты святых книг, то вы знаете, что бес, названный по имени, рассыпается в песок, исчезает, теряет свою власть. Но для того, чтобы назвать беса по имени, надо это имя найти, и для того чтобы найти – нужно это имя ИСКАТЬ – то есть – действовать.
Хотя и страшно.
Но уж больно беса изгнать хочется.
И вот теперь, чтобы нам начать наше победное шествие за свободу от страхов, надо сделать первый шаг. Туда, в темную комнату. Только один маленький шаг.
Этот первый шаг сделает известным, обследованным, знакомым некое крошечное пространство. Ровно такое, чтобы можно было поставить маленькую свечку. И эта свечка высветит крошечный кусочек пространства, свободного от страха.
Действуем:
Комната с чудовищами
Нам предстоит открыть дверь в совершенно темную комнату. И там мы предполагаем присутствие любых чудовищ – на какие только способно наше воображение. При этом хочу обратить ваше внимание: мы даже не знаем, какие именно там чудовища, мы просто решили, что там страшные чудища, которые нас растерзают в клочки. А сколько их и чем они будут терзать, зубами ли, когтями ли, или зацелуют до посинения – об этом даже подумать страшно!
Ну, я не стану рисовать вам совсем уж страшных чудовищ, чтобы не подселить в ваше воображение еще один страх, я в приоткрытую на миллиметр дверь вставлю изображение черного кота и некий такой кровавый отблеск на полу, дальше вы уже ужасов додумаете самостоятельно. Или этот кот только что сожрал что-то (кого-то), или готовится, когти-зубы точит, это вы сами себя пугайте – каждый по мере развитости своего воображения.
Но на самом деле, можно было вообще черную картинку здесь поставить, «Черный квадрат» Малевича, потому что страх – это то, чем мы населяем вот это пространство. И это не страх темноты, это страх неизведанной территории.
И вот представьте себе, что мы начинаем проникать в эту комнату, т.е. заглядывать, запускать нос свой с той стороны, где кота усы касаются края двери. Мы лапку свою дрожащую туда запускаем, превозмогая страх, говорим «ой!»
Мы секунду назад в этом пространстве не знали вообще ничего.
Но увидели, что у самого краешка есть усы. И говорим: «А, усы, понятно. Усы – это не страшно, усы – это нам знакомо».
Дальше мы ступаем туда, где усы (ведь там не страшно?), и можем сделать еще один крошечный шаг.
То есть, обследуем территорию, смотрим и говорим: «А, это ж кошачья пасть. Это тоже не страшно, ну, если не вкладывать пальцы в зубы коту».
И так наконец выясняем, что в темной комнате есть кот. Целиком. Во всяком случае, около двери местечко размером с печатный лист А4 занимает небольшой кот. Это наша знакомая теперь территория. Здесь мы не боимся. Здесь мы можем поставить крошечный источник света – свечку, например.
Гори-гори, моя звезда! Гори-гори ясно!
Теперь, когда у нас горит свеча (торшер, звезда, прожектор), мы можем обследовать территорию уже смелее: ведь мы убедились, что ту все не так страшно, как рисовало нам наше воображение. И снова – небольшой исследованный кусочек, и можно ставить еще одну свечку!
Так постепенно наша страшная-престрашная черная комната превращается в праздничный торт с множеством свечей, и вся комната ярко и празднично освещена этим пламенем. Пламенем Разума, который исследовал пространство, вычислил все возможные опасности, (инстинкт самосохранения), поставил необходимые заграждения, и поздравил себя с приобретением нового опыта и открытием нового пространства!
А теперь – пример конкретный:
Какой может быть страх?
Вытаскиваю из кучи собранных страхов за хвост первый попавшийся:
«Страх ответсвенности: мы приходим на новую работу, и мы боимся, что мы не справимся с теми обязанностями, которые на нас возложены».
Если мы будем продолжать бояться, ничего не предпринимая, то есть мы будем стоять на пороге этой темной комнаты (наша terra incognita) и визжать «ой, боюсь-боюсь-боюсь», мы не справимся с этими обязанностями, а мы действительно не справимся, потому что страх вас парализует.
Почему парализует: (мы об этом говорили выше): страх – это позыв убежать/исчезнуть или спрятаться/замереть.
Что такое (в приведенном примере) спрятаться на работе от своих обязанностей: это начать тупить/заболеть/оглохнуть/притвориться мертвым.
Если мы возьмемся планомерно выяснять неизведанное нам ранее пространство, то на страхи у нас просто не останется места!
И теперь займемся, наконец, практикой: