Вы здесь

Страха больше нет! Практическое руководство по полному избавлению от любых страхов, тревог, фобий, паники. Сон разума рождает чудовищ (Лисси Мусса)

Сон разума рождает чудовищ

El sueño de la razón produce monstruos

Как проявляется радость: возбуждение, ощущение силы, окрыленность, готовность взлететь!

Как проявляется печаль: снижение активности, увеличение чувствительности, ранимости.

Как проявляется гнев – необходимость/желание броситься в атаку, победить!

А страх – это как раз эмоция, которая призывает дать деру быстро немедленно, т.е. уйти/убежать/избежать того, что нас пугает.


Нужна нам эта эмоция или не нужна – мы даже не разбираем: – наш страх нам жизненно необходим, потому что весь наш с вами инстинкт самосохранения он как раз и построен именно на этой эмоции, на страхе. То есть, когда эта эмоция в порядке, когда она у нас работает как бы так, как должна работать, т.е. мы ее используем по назначению, мы тем самым обеспечиваем себе безопасность.


Безопасность нашего существования покоится на страхе. Но этот страх у нас с вами иногда настолько выходит из-под нашего контроля, что начинает жить своей собственной жизнью, и разрастается настолько, что начинает буквально мешать нашему существованию.


Это очень хорошо изобразил Фрациско Гойя в свое время, который сотворил знаменитый офорт, который в России называется «Сон разума рождает чудовищ».

Спящего мужчину на офорте зовут Разум, поэтому впредь мы пишем его с заглавной буквы и относимся к нему с уважением.

А оригинальное название офорта куда более выразительное: El sueño de la razón produce monstruos – Воображение, покинутое Разумом, порождает чудовищ. И ключевое слово здесь – Воображение.




Для практической работы этот офорт, пожалуйста или скопируйте, или найдите себе хорошее изображение этой работы, установите на рабочий стол, потому что в течение ближайшего времени вы должны на нее буквально молиться, ну если не молиться, то хотя бы основательно сосредоточиться на ней, и размышлять.

Необходимо подробнейшим образом разобраться в сюжете и оценить всю мощь этой работы. Потому что, действительно, все наши страхи – это порождение нашего Воображения при спящем Разуме.


Когда мы с вами бездумно принимаем все, что нас пугает, не пытаясь в этом разобраться, а как правило, еще и дорисовываем страшилок в своем воображении, говорим «ой-ей-ей-боюсь-боюсь-боюсь!», и начинаем бояться. И таким образом мы в свою жизнь запускаем бездумно целую кучу мусора ментального, образного, надуманного.

Огромная часть этого мусора идет нам, вы это заметили, с экранов телевизоров. Я большой противник телевизора как явления, и у меня его нет уже лет двадцать, но так или иначе все равно мусор в виде страшилок прорывается ко мне через новости, интернет, или в кино можно прихватить изрядную дозу, как в примере с девушкой, напуганной на всю жизнь «Рабыней Изаурой». Вы понимаете весь ужас происходящего? Девочка посмотрела кино, и НА ВСЮ ЖИЗНЬ – ТЯЖЕЛЕЙШАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА!


Допустим, есть некий абстрактный человек, который очень любит всякие боевики и детективы.

И если вы точно также полюбите боевики и детективы, и при этом будете еще и наблюдательны, то вы обратите внимание, что в какой-то момент вы потеряете чувство безопасности в собственном городе.

Там, где вы ощущали себя совершенно спокойно, вдруг, насмотревшись детективно-криминального кино, вы обращаете внимания на то, что вам стало неспокойно в своем городе.

Потому что вы только что, в течении нескольких часов (а некоторые могут и целыми днями смотреть какой-нибудь детективный сериал не отрываясь), видели, с какой легкостью люди вообще палят из автоматов друг в друга, убивают десятками себе подобных, после этого умывают руки, идут в ресторан или с цветами к любимой женщине.

И вы понимаете, что жизнь человеческая не стоит вообще ни копейки, и раз только здесь расправлялись с нами вот так запросто, (а мы всегда в кино ассоциируем себя с тем или другим персонажем), то и с нами сейчас запросто поступят и точно также, умыв руки, пойдут куда-то там обедать, ужинать и целоваться.

Не только детективно-криминальное кино разрушает наш душевный покой. Скажем, также любители мелодрам всяческих видят вокруг сплошные драмы и измены, коварство и предательство, а если не видят, то накупят себе книг, где подробнейшим образом расписаны эти драмы, и сериалы выбирают именно такие, чтоб слезами изойти от сострадания и созерцания несправедливости. А потом делают вывод, решают, что жизнь – она такова, как она предстает со страниц книг и экранов.


То есть, получается вот какая картина: мы сами себе строим определенную картину мира, населяем ее страхами, и начинаем этих страхов бояться.




Именно этот процесс и иллюстрирует нам офорт Гойи.


Как мы видим, «воображение, покинутое разумом», свойственно не только нашему веку.

Сейчас многие любят постонать на тему: «ой-ей-ей, это все потому, что люди в больших городах живут, они всего боятся».

Но Фрациско Гойя жил, по нашим понятиям нынешним, в тишине, в покое и в полном одиночестве и запустении и никаких событий у него не происходило, потому что жизнь была медленнее в тысячу раз, и телевизора/интернета, да даже толком газет-то не было (три газеты на пол-Европы – это смешно!). но тем не менее разнообразные страхи со дня сотворения человека этого человека и преследуют.

Чего же мы на самом деле боимся, испытывая страх?

Прошу у своей аудитории примеры описания их страхов более расширенное и получаю огромную кучу прекрасных качественных страхов всех мастей:


– Боюсь, что ребенок заболеет чем-нибудь опасным и я буду беспомощна

– Боюсь путешествовать, поэтому никогда не выезжал дальше своего города

– Боюсь, что меня уволят с работы и все от меня отвернутся

– Боюсь беспомощной одинокой старости, сознания собственной ненужности

– Боюсь летать на самолетах, потому что паника в самолете ужасна

– Боюсь незнакомых людей, когда они обращаются ко мне где-нибудь на улице с вопросом или просто пытаются заговорить

– Боюсь, что никогда не женюсь/не выйду замуж

– Очень боюсь женщин/мужчин

– Все мужчины очень опасные

– Боюсь измены мужа/жены

– Боюсь поехать за границу, потому что там со мной может случиться что-то ужасное

– Получила права, но боюсь ездить на машине

– Боюсь, что меня засмеют, если я стану публиковать книгу, которую сейчас пишу

– Боюсь, что у меня диагностируют тяжелую болезнь и я буду мучительно и некрасиво умирать

– Боюсь, что не смогу сохранить семью, а у меня трое детей

– Боюсь ответственности на работе, и меня выгонят

– Боюсь преподавателей, что они разгневаются и будут ругать и унижать меня


Этот список можно продолжать бесконечно.


Поскольку у нас практикум, то есть, предполагается работа со своими проблемами одновременно с прочтением книги, то оставляю место для ваших страхов. Выпишите сюда все те, что населяют ваше воображение и лишают вас покоя.

Не пытайтесь сделать это в три минуты – вы все равно в процессе работы с книгой обнаружите в своем репертуаре еще какие-то неучтенные страшилки, поэтому не торопитесь и не пытайтесь сделать все одним махом: с этим списком рекомендуется работать в несколько приемов:

…………………….

…………………….

…………………….

…………………….

…………………….

…………………….

…………………….


Конечно же, если вы всерьез решили очистить свою жизнь от мусора в виде пустых тревог и страхов, то предполагается, что у вас будет рабочая тетрадь. Лучше всего взять самую большую общую тетрадь, потому что писать придется много. А я не стану загромождать страницы в книге пустыми строками.


И теперь, когда у нас есть внушительный список наших страхов, попробуем подойти к нему системно:

Что объединяет все наши страхи?

Что есть между ними общего, кроме того, что их все можно назвать неприятной эмоцией, а страх – это ничто иное как одна из четырех базовых эмоций.

Общее здесь вот что:

Появляется эта эмоция всегда там, где присутствует неизвестность.




Разберемся:

Почему мы обращаем внимание на все странное? Пропускаем вниманием тысячи обычных людей, но вдруг выхватываем из толпы нечто особенное – слишком красивое, или слишком уродливое, или слишком странное, или то, что вообще не подлежит никакой дифференциации – но именно так срабатывает наш инстинкт самосохранения.

Если в поле зрения попало нечто незнакомое, например – незнакомая фигня, мы немедленно должны себе объяснить, опасна она для нас или нет, и если опасна – насколько она опасна для нас. И если достаточно опасна – нужно немедленно сбежать! А если опасна, но не очень – можно немедленно самому броситься в атаку и роли поменяются: теперь мы станем опасны для незнакомой фигни – и бежать придется ей. И если практически не опасна – то можно плюнуть на эту фигню и перестать обращать на нее внимание.


Что мы с вами сейчас проделали: сложнейший процесс дифференциации фигни!

То есть, мы провели образ незнакомой фигни по всем существующим в нашем хранилище образов классам предметов, явлений и сущностей, и причислили эту новую фигню к какому-то классу, и теперь мы знаем, как с этой фигней нужно обращаться и что от нее ожидать.


Например:

Вы приходите домой и видите на столе работающий незнакомый прибор. Буквально – цилиндрической формы издающий звуки предмет. Первичный осмотр: из чего он? Вроде бы пластик (мозг подсказывает классы предметов: Кофемолка? Аудиоколонки? Соковыжималка?)

Это наталкивает на мысль: а есть ли у него хвост? – и мы оглядываем предмет на предмет наличия электрического провода. Такое имеется. Уже становится более понятно и не так тревожно: раз есть провод, значит, в случае чего, можно выключить – лишить питания, и этот прибор перестанет работать.

В любом случае, у него должна быть кнопка. Находим кнопку, нажимаем. Прибор начинает издавать более громкие звуки и увеличивается вибрация прибора.


Здесь у нас точка бифуркации: мы можем решить, что это чересчур опасно, и выключить прибор из розетки, лишив его питания. То есть, мы решили, что незнакомая фигня для нас представляет опасность, и лучше с ней не связываться. В этом случае мы можем положить ее в пакет и вытащить в мусорку, пока никто не видит – от греха подальше.

А можем продолжить исследования, и в конце концов докопаться до сути: этот прибор в результате наших исследований окажется, например, настольным отпугивателем мух или преобразователем любых монет в чистое золото.


Вот здесь мы его окончательно классифицируем и решим для себя – насколько он нам полезен или опасен и предпримем какие-то действия: спрячем его в шкаф или подкинем соседям.

И соседи, обнаружив неизвестную фигню у себя на пороге, поведут себя аналогично: они либо примутся исследовать фигню, чтобы классифицировать ее, либо решат, что она чересчур опасна и вызовут МЧС.




А могут поступить и третьим, самым невыгодным способом: включить страх. То есть, ничего не предпринимать, а просто начать жить в страхе. Мы тоже могли так поступить: когда увидели у себя в доме незнакомую гудящую фигню на столе: можно было пулей выскочить из дома, и стоя на перекрестке, трястись от страха, ничего не предпринимая.


Резюме:

Когда мы не можем определить – как поступать в том или ином случае – тогда мы начинаем ощущать тревогу, которая тем больше, чем больше неизвестность/неизведанность предмета или явления.


И теперь мы можем сделать следующий шаг: нам надо несколько переформулировать наши собственные страхи, которые мы с вами выписали в предыдущей главе.

Ключевые слова при новой формулировке наших страхов поэтому будут:

«Я испытываю страх, когда не знаю, как поступить в ситуации…»

Я испытываю страх, когда…

И теперь список наших страхов выглядит так:


– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь:


– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь в ситуации, когда мой ребенок тяжело болен

– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь в незнакомом городе среди незнакомых людей

– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь лицом к лицу с разгневанным преподавателем

– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь изгнанным из университета

– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь уволенным с работы

– Я испытываю страх, чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь лицом к лицу с изменившим мне мужем (с изменившей женой)

– Я чувствую себя беспомощной и не знающей как поступить, когда думаю, что растолстею и разонравлюсь сама себе и всем окружающим

– Я чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь в ситуации, что все отвернулись от меня

– Я чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь в самолете, в котором случилась авария

– Я чувствую себя беспомощной и не знающей как поступить, когда окажусь одна в машине за рулем на дороге с большим движением

– Я чувствую себя беспомощным и не знающим как поступить, когда окажусь лицом к лицу с критиками моей книги, или увижу нелестные отзывы о ней в печати или в сети

…………………….

…………………….

…………………….

…………………….

…………………….

…………………….

…………………….


И вот здесь, драгоценные мои бояки и опасатели, вспомним начало нашего повествования и глубочайшего смысла шедевр великого мастера, и мы с вами отчетливо видим, что именно отсутствие нашего Разума рождает в Воображении тех чудовищ, которых мы же и боимся!

Почему же этот шедевр именно к нам относится, самым прямым указывая на нас: потому что каждый из нас, имеющий хоть один какой-то самый захудалый страшок, попросту не разбудил вовремя свой разум, ибо только разум способен ответить на вопрос:

– А что я буду делать, если случиться что-то такое, чего я боюсь, то есть – страшное для меня?

То есть, не провел исследования незнакомого предмета/ситуации/сущности


Страшное именно для вас, потому что «нечто, страшное для всех не существует».

Страх – дело сугубо личное. И даже самая страшная война – «кому война, а кому мать родна». И даже если случится эпидемия, страшенная и гибельная для тысяч и тысяч людей, обязательно найдется кто-то, кто будет довольно потирать ручки: лекарства и гробы, и места на кладбище и сочинение эпитафий озолотят многих, и кто-то скажет: «это было лучшее время в моей жизни!»

Миллионы людей на земле будут молиться, чтобы чума ушла навсегда и никогда не возвращалась, но среди них немало людей будет также искренне молиться, чтобы чума подольше побушевала…


Вот так и страхи – нам страшны, а для кого-то восторг и радость и дар небес.

Очень хорошая иллюстрация к сказанному – фотография людей мчащихся на аттракционе на каких-нибудь горках с бешенной скоростью: восторг и радость и кураж до неба у одних, и ужас кошмарный, и «проклинаю ты минуту, когда я решил пойти на этот ужасный аттракцион!» рядом с этим в глазах других. А аттракцион один и тот же.


Но давайте уже начнем избавлять себя от страхов! Внимаем, наконец, гениальному Гойе, и заставляем свой разум взглянуть Реальности в глаза. Вот таким образом, в форме вопроса самому себе:

– Что я буду делать, если окажусь лицом к лицу со своим страхом?


И здесь нет универсальных ответов. Как я и обещала, с каждым страхом мы разбираемся индивидуально. Но сначала нам надо выработать стратегию: как именно мы будем разбираться со страхами.

Черный Квадрат, Черный Кот

Что такое наши страхи?

Т.е. это есть некая территория, на которой я боюсь-боюсь-боюсь. И вот представьте себе, что мы сейчас с вами стоим на пороге. Мы стоим в светлом коридоре известного нам пространства. Здесь мы все видим и все знаем. Это та территория, которая нами обследована, там где нам все знакомо и где мы ничего не боимся. И мы с вами перед дверью, за которой живет неизвестность. Мы можем в виде таблички повесить на эту дверь любой наш страх – на ваш выбор.


Если вы когда-нибудь интересовались изгнанием бесов, или хотя бы просматривали тексты святых книг, то вы знаете, что бес, названный по имени, рассыпается в песок, исчезает, теряет свою власть. Но для того, чтобы назвать беса по имени, надо это имя найти, и для того чтобы найти – нужно это имя ИСКАТЬ – то есть – действовать.

Хотя и страшно.

Но уж больно беса изгнать хочется.

И вот теперь, чтобы нам начать наше победное шествие за свободу от страхов, надо сделать первый шаг. Туда, в темную комнату. Только один маленький шаг.


Этот первый шаг сделает известным, обследованным, знакомым некое крошечное пространство. Ровно такое, чтобы можно было поставить маленькую свечку. И эта свечка высветит крошечный кусочек пространства, свободного от страха.

Действуем:

Комната с чудовищами

Нам предстоит открыть дверь в совершенно темную комнату. И там мы предполагаем присутствие любых чудовищ – на какие только способно наше воображение. При этом хочу обратить ваше внимание: мы даже не знаем, какие именно там чудовища, мы просто решили, что там страшные чудища, которые нас растерзают в клочки. А сколько их и чем они будут терзать, зубами ли, когтями ли, или зацелуют до посинения – об этом даже подумать страшно!




Ну, я не стану рисовать вам совсем уж страшных чудовищ, чтобы не подселить в ваше воображение еще один страх, я в приоткрытую на миллиметр дверь вставлю изображение черного кота и некий такой кровавый отблеск на полу, дальше вы уже ужасов додумаете самостоятельно. Или этот кот только что сожрал что-то (кого-то), или готовится, когти-зубы точит, это вы сами себя пугайте – каждый по мере развитости своего воображения.

Но на самом деле, можно было вообще черную картинку здесь поставить, «Черный квадрат» Малевича, потому что страх – это то, чем мы населяем вот это пространство. И это не страх темноты, это страх неизведанной территории.


И вот представьте себе, что мы начинаем проникать в эту комнату, т.е. заглядывать, запускать нос свой с той стороны, где кота усы касаются края двери. Мы лапку свою дрожащую туда запускаем, превозмогая страх, говорим «ой!»

Мы секунду назад в этом пространстве не знали вообще ничего.

Но увидели, что у самого краешка есть усы. И говорим: «А, усы, понятно. Усы – это не страшно, усы – это нам знакомо».

Дальше мы ступаем туда, где усы (ведь там не страшно?), и можем сделать еще один крошечный шаг.

То есть, обследуем территорию, смотрим и говорим: «А, это ж кошачья пасть. Это тоже не страшно, ну, если не вкладывать пальцы в зубы коту».

И так наконец выясняем, что в темной комнате есть кот. Целиком. Во всяком случае, около двери местечко размером с печатный лист А4 занимает небольшой кот. Это наша знакомая теперь территория. Здесь мы не боимся. Здесь мы можем поставить крошечный источник света – свечку, например.

Гори-гори, моя звезда! Гори-гори ясно!

Теперь, когда у нас горит свеча (торшер, звезда, прожектор), мы можем обследовать территорию уже смелее: ведь мы убедились, что ту все не так страшно, как рисовало нам наше воображение. И снова – небольшой исследованный кусочек, и можно ставить еще одну свечку!




Так постепенно наша страшная-престрашная черная комната превращается в праздничный торт с множеством свечей, и вся комната ярко и празднично освещена этим пламенем. Пламенем Разума, который исследовал пространство, вычислил все возможные опасности, (инстинкт самосохранения), поставил необходимые заграждения, и поздравил себя с приобретением нового опыта и открытием нового пространства!


А теперь – пример конкретный:

Какой может быть страх?

Вытаскиваю из кучи собранных страхов за хвост первый попавшийся:

«Страх ответсвенности: мы приходим на новую работу, и мы боимся, что мы не справимся с теми обязанностями, которые на нас возложены».

Если мы будем продолжать бояться, ничего не предпринимая, то есть мы будем стоять на пороге этой темной комнаты (наша terra incognita) и визжать «ой, боюсь-боюсь-боюсь», мы не справимся с этими обязанностями, а мы действительно не справимся, потому что страх вас парализует.

Почему парализует: (мы об этом говорили выше): страх – это позыв убежать/исчезнуть или спрятаться/замереть.




Что такое (в приведенном примере) спрятаться на работе от своих обязанностей: это начать тупить/заболеть/оглохнуть/притвориться мертвым.

Если мы возьмемся планомерно выяснять неизведанное нам ранее пространство, то на страхи у нас просто не останется места!

И теперь займемся, наконец, практикой: