Вы здесь

Стратегия корпоративного финансирования. Введение (В. В. Бочаров, 2015)

© В. В. Бочаров, В. А. Черненко, 2015

© Издательство «Нестор-История», 2015

* * *

Введение

Развитие национального хозяйства России невозможно без подъёма базовых отраслей экономики и прежде всего промышленности. Создание благоприятных условий для такого подъёма требует изменений в области организации финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, поскольку в современных условиях финансовые ресурсы, формируемые у предприятий, становятся более дорогими и дефицитными по сравнению с другими видами ресурсов.

Медленная структурная перестройка национального хозяйства, затянувшийся финансовый кризис, введение экономических санкций по отношению к России со стороны ряда стран, разрыв хозяйственных связей, низкий платежеспособный спрос на товары и услуги, утрата многими предприятиями собственных оборотных средств и высокая инфляция сказались на финансовом состоянии российских компаний. Эти неблагоприятные факторы привели к росту взаимных неплатежей, снижению прибыли и рентабельности активов и продаж.

В результате усложнилась работа финансовой и бухгалтерской служб предприятий. Она сводится в основном к решению текущих финансовых проблем в ущерб стратегическим целям. Этому способствует и нестабильность налогообложения хозяйствующих субъектов, высокий уровень прямых и косвенных налогов в валовой выручке от реализации, приводящих к росту издержек, что делает продукцию многих отечественных компаний неконкурентоспособной на мировых рынках. Даже опытные специалисты в процессе принятия управленческих решений допускают серьезные ошибки, приводящие к ухудшению финансового состояния предприятия, а иногда и к банкротству.

Изданная в последние годы переводная литература по финансовому менеджменту и корпоративным финансам далеко не всегда отвечает нуждам отечественной практики. Она ориентирована на работу корпораций в реальных рыночных условиях, предполагающих прилив капитала через финансовый рынок, наличие развитой финансовой инфраструктуры и стабильного корпоративного и налогового законодательства.

Предполагаемое вниманию бакалавров учебное пособие базируется на авторских разработках, адаптированных к современной экономической ситуации в России и требованиям отечественного законодательства.

В результате углубленного изучения курса бакалавры должны:

Знать

– базовые понятия и принципы организации финансов и финансовой деятельности предприятия;

– содержание и источники образования финансовых ресурсов и капитала организации;

– методы формирования и использования доходов, расходов и прибыли;

– порядок налогообложения российских предприятий;

– технологию составления, анализа и прогнозирования финансовой отчетности;

– методический подход к управлению и оптимизации денежных потоков;

– порядок финансирования долгосрочных инвестиций в основной капитал;

– методику финансирования инвестиций в оборотный капитал;

– методический подход к анализу и оценке финансового состояния предприятия;

– содержание и порядок финансового планирования, бюджетирования и контроля в организации.

Уметь

– находить и оценивать теоретические и практические материалы, полученные из специальной экономической литературы, выражающие базовые понятия и принципы, используемые в процессе управления финансами предприятий;

– пользоваться методическим инструментарием, позволяющим анализировать и оценивать финансовую структуру капитала предприятия с позиции нахождения оптимального управленческого решения;

– выбирать и оценивать наиболее рациональные способы финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал;

– систематизировать и анализировать данные финансовой отчетности, отражающие финансовую устойчивость, доходность, деловую репутацию и рыночную активность предприятия с целью принятия управленческих решений;

– оптимизировать денежные потоки по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия с целью преодоления дефицита денежных средств в отдельные периоды;

– разрабатывать долгосрочные, среднесрочные и оперативные финансовые планы (бюджеты) по предприятию в целом и его структурным подразделениям (филиалам);

Владеть

– теоретическими приемами, используемыми в отечественной и зарубежной теории для принятия обоснованных финансовых решений;

– способами выбора наиболее доступных и надежных источников привлечения капитала и финансовых ресурсов для финансирования операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий;

– методами сбора, обработки, анализа, планирования и контроля критериальных показателей финансовой отчетности предприятий;

– концептуальными подходами, методами и приемами анализа финансового состояния организации;

– методиками разработки и контроля операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов по предприятию в целом и его подразделениям (бизнес-единицам);

– навыками применения программных продуктов, использования компьютерной техники и технологии для принятия финансовых управленческих решений.

Знания, приобретенные в результате изучения курса «Стратегия корпоративного финансирования» (Раздел 1. Организация финансовой деятельности предприятия), позволят в процессе последующей самостоятельной работы студентов в органах государственного управления и контроля, организациях (на предприятиях) и других структурах принимать квалифицированные и оптимальные управленческие финансовые решения, формировать стратегию корпоративного финансирования.