Вы здесь

Стратегия и тактика финансового оздоровления и предупреждения банкротства. Часть 1 Основы теории финансового оздоровления предприятий (О. В. Буреш, 2013)

Часть 1 Основы теории финансового оздоровления предприятий

1 Основные положения по финансовому оздоровлению

1.1 Сущность и принципы финансового оздоровления

Сущностью финансового оздоровления является разработка и реализация наиболее рационального новаторского варианта выхода предприятия из состояния банкротства.

Реальный рост экономики России возможен лишь при одновременной технической модернизации производства и глобальном внедрении современных механизмов управления подготовки и переподготовки персонала. В октябре 1997 г. Правительство РФ приняло концепцию реформирования предприятий и других коммерческих организаций. Ее реализация требует формирования совершенно нового мировоззрения участников производственного процесса. Эта задача изменения мировоззрения, участников арбитражного процесса является актуальной и при реформировании предприятий в рамках процедуры банкротства, выдвигает совершенно новые требования к арбитражным управляющим.

Со времени вступления России на путь реформирования экономики в стране создан институт банкротства предприятий, который, как известно, является неотъемлемым элементом рыночной экономики. В стране постепенно совершенствуются законодательная база, механизмы банкротства, готовятся специалисты по арбитражному управлению.

В настоящее время основная доля дел по банкротству, рассматриваемых арбитражными судами, заканчивается, к сожалению, конкурсным производством, т.е. продажей имущества и ликвидацией предприятий. По данным Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству 7,3 % арбитражных дел по банкротству связано с введением внешнего управления, что не отвечает ни требованиям реструктуризации промышленности России, ни задачам оздоровления конкретных предприятий, имеющих немаловажное значение для государства в целом.

Одна из проблем, сдерживающих процесс реформирования предприятий, – нехватка арбитражных управляющих, способных в полной мере обеспечить финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий.

В данном разделе мы хотим рассмотреть один из наиболее важных аспектов этой проблемы, а именно роль арбитражного управления и арбитражного управляющего в процессе реформирования предприятий с учетом современных требований.

Какие качества необходимы арбитражному управляющему для успешного реформирования предприятия? Что нужно сделать, чтобы таких специалистов становилось больше? Мы попытались ответить на эти вопросы, основываясь на анализе зарубежного и отечественного опыта.

Реформирование предприятий – сложная проблема, которая включает целый комплекс задач (организационных, экономических, финансовых и т. п.). Реформирование – это существенное изменение стратегии, реорганизация и создание эффективной системы управления, активное развитие персонала Реформирование часто подразумевает изменение структуры предприятия и создаваемой им продукции.

В распоряжении внешнего управляющего имеется достаточно средств для решения этой проблемы. Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) определены такие меры финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных участков по производству продукции, которая не находит потребителей на рынке, и т. п. Закон не содержит исчерпывающего перечня мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника. Следовательно, для этих целей могут быть использованы любые дозволенные действующим законодательством сделки или мероприятия.

Председатель Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве) Н.Д. Бадаев характеризует внешнего управляющего «как высококлассного профессионала, грамотного, эрудированного экономистауправленца, имеющего свою команду специалистов и способного осуществлять поиск и реализацию нестандартных подходов и приемов для разрешения стоящих перед ним проблем. Таких управляющих у нас явно не достаточно, их воспитывает не столько парта, сколько накопленный персональный жизненный опыт, профессиональные навыки организаторской и руководящей работы». В современных условиях чрезвычайно возрастает роль лидера и его команды – явление принципиально новое в деле управления российскими предприятиями. Такой подход требует пересмотра всей концепции управления и роли его руководителя, а также подбора и формирования команды управляющего.

Именно нестандартный подход к реформированию предприятий характерная черта специалистов по реинжинирингу. Такой подход является неотъемлемой составляющей процесса реформирования, отмечают авторы широко известной книги. Главная отличительная особенность преобразований, проводимых в процессе реинжиниринга – необходимость «начать деятельность заново». Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес процессов для достижения существенных улучшений таких ключевых для современного бизнеса показателей результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

Здесь следует подробнее остановиться на определении реинжиниринга, который является главной составляющей процесса реформирования предприятия, так как это даст возможность составить более точное представление о роли руководителя (в данном случае арбитражного управляющего) и требованиях, которые следует к нему предъявлять. Мы попытаемся осмыслить роль арбитражного управляющего с учетом наиболее существенных моментов реинжиниринга, так как их функциональное взаимодействие полностью определяет успех арбитражного управления.

В качестве примера успешного реформирования отечественных предприятий можно указать на опыт Санкт-Петербургского предприятия АО «Пирометр». Его реформирование началось с серьезного анализа ситуации, для выполнения этой задачи были приглашены аудиторы высокой квалификации. Проведенная ими работа позволяла сформулировать стратегию деятельности предприятия, и уже на этой основе была разработана программа его реформирования. Одно из наиболее существенных положений данной программы состояло в изменении структуры управления предприятием: было ликвидировано дублирование функций, разграничены полномочия, проведена оптимальная децентрализация производства. Некоторые производства выделились в самостоятельные подразделения, что позволило им более гибко функционировать в новых условиях при сохранении управляющих функций в руках головного акционерного общества. Эффективность управления возросла еще и благодаря введению должности менеджера проекта. Теперь за каждый проект на заводе, от начала его осуществления и до завершения, отвечает один человек; и его решения, согласованные с правлением акционерного общества, обязательны для всех. Благодаря такому подходу предприятие стало более быстро и адекватно реагировать на изменения рыночной ситуации. Еще одним важным шагом в реформировании предприятия стало создание рыночно ориентированных служб: маркетинга, управления инвестициями и экспертизы.

Внедрение специально разработанных мер по ресурсосбережению позволило в течение 1996 г. снизить в 4 раза (по сравнению с 1994 г.) затраты в сфере производства, хотя при этом его объем возрос. Результаты деятельности авиастроителей значительны. В 1995 г. они увеличили выпуск продукции на 45 % по отношению к 1994 г., а в 1996 г. – еще на 33 %. Со своим электродвигателем завод «прорвался» даже на рынок США.

Опыт завода «Пирометр» и других российских предприятий однозначно свидетельствует о том, что судьба большинства из них во многом зависит от так называемого субъективного фактора, т. е. от воли и профессионализма управляющей команды, от того, сколько в нее входит толковых и добросовестных людей.

Прежде чем более подробно остановиться на роли лидера, каким является арбитражный управляющий, рассмотрим значение «человеческого фактора» в процессе реформирования предприятий. Реинжиниринг проводят те, кого отбирает и организует лидер. Успех всего начинания зависит от того, насколько действует при этом лидер. Авторы книги по реинжинирингу М. Хаммер и Дж. Чампи приводят одну из возможных схем организации команды на предприятии:

– лидер – один из высших руководителей компании, санкционирующий и мотивирующий в целом реинжиниринговые мероприятия;

– хозяин производственного процесса – менеджер, несущий ответственность за определенный процесс и мероприятия по реинжинирингу;

– реинжиниринговая команда – группа лиц, занятых в конкретном производственном процессе, диагностирующих его и контролирующих его перепроектирование и освоение;

– руководящий комитет – группа старших менеджеров, вырабатывающих политику, решающих вопросы общеорганизационной стратегии реинжиниринга и контролирующая его реализацию;

– глава реинжиниринга – лицо, ответственное за разработку методов и инструментов реинжиниринга внутри компании и за обеспечение единства различных реинжиниринговых проектов.

Лидер – это один из высших руководителей компании, обладающий достаточным влиянием для того, чтобы заставить принять необходимые организационные решения и убедить персонал согласиться с теми Радикальными преобразованиями, которые влечет реформирование предприятия. Его основная задача – выработка концепции и обоснование действий. Он должен обеспечить понимание всеми того обстоятельства, что реинжиниринг требует серьезных усилий, которые необходимо прилагать вплоть до его завершения.

Лидер назначает старших менеджеров хозяевами бизнес процессов и возлагает на них ответственность за обеспечение «прорыва» в экономических результатах, создает новую концепцию предприятия, вводит новые стандарты и с помощью хозяев бизнес-процессов заставляет других воплощать эту концепцию в жизнь.

Какими качествами должен быть наделен лидер, т. е. кто может стать арбитражным управляющим? На эту роль должен быть востребован такой человек, который имеет достаточный авторитет среди всех, кто заинтересован в предпринимаемом реформировании, ибо только в таком случае есть гарантия, что преобразования принесут положительный результат, В зарубежных компаниях в зависимости от сложности задач реинжиниринга роль лидера выполняет главный менеджер по операциям или президент, чье внимание направлено как на внешнюю, так и на внутреннюю сторону деятельности компании. Большинство неудач при реформировании предприятий вызвано несоответствием характера человека, исполняющего роль лидера, тем требованиям, которые к нему предъявляются. Если нет сильного, компетентного, активного, приверженного идее реинжиниринга лидера, не может быть эффективного результата. Иногда потенциального лидера находят среди сотрудников предприятия, оказывая ему соответствующую поддержку. Роль лидера рассматривается столь подробно потому, что, как мы уже отмечали, она является определяющей в процессе реформирования и финансового оздоровления несостоятельных предприятий. Деятельность других членов команды также имеет важное значение, но среди всех, кто вовлечен в процесс реформирования, ключевой фигу рой является именно лидер.

Касаясь роли арбитражного управляющего, необходимо отметить еще один важный аспект. В последнее время в реформировании предприятий участвуют консалтинговые фирмы, которые накопили достаточно большой опыт работы в этой области. Для арбитражного управляющего весьма важно знать принципы деятельности таких фирм, чтобы привлекать их к решению стоящих перед ним задач. Консалтинговые фирмы могут оказать существенную помощь на всех этапах реформирования, начиная с оценки предприятия, создания команды управляющего, разработки плана финансового оздоровления и заканчивая его реализацией. В этом отношении весьма показателен опыт Российской Гильдии специалистов по антикризисному управлению, которая уже несколько лет успешно работает в сфере арбитражного управления российскими предприятиями. Опыт Гильдии показывает, что практически каждое предприятие, действительно желающее улучшить свое положение, за 5 – 8 месяцев первого этапа упорной работы может повысить эффективность своего производства (например, рентабельность) на 10 – 20 %, а в последующем – еще на 20 – 40 %. Такой результат может быть получен за счет активизации внутренних возможностей, реформирования стратегии, изменения направлений финансовых потоков, создания действенной системы управления. Программа массового реформирования предприятий является одним из самых эффективных проектов подъема российской экономики.

Рассмотренные выше некоторые аспекты роли арбитражного управляющего в процессе реформирования предприятий на основе примеров из отечественного и зарубежного опыта однозначно свидетельствуют о том, что его исключительно серьезная и сложная роль требует разносторонней подготовки в сфере не только специального образования, но и управления, экономики, психологии и т.д. Необходимо наладить систему отбора кандидатов и подготовку таких специалистов в соответствии с возросшими требованиями экономики и с учетом отечественного опыта практической деятельности финансового оздоровления предприятий.

Анализируя чрезвычайный характер ситуации, в которой оказывается неплатежеспособное предприятие, естественно предположить, что в процессе его становления нарушались основные принципы управления (т. е. не выполнялись наиболее важные требования, предъявляемые к управлению предприятием). Каковы эти принципы? Сформулируем их ниже.

Первым и основным принципом антикризисного управления является, на наш взгляд, единство целей управления на разных уровнях иерархии (Федерация, субъект Федерации, предприятие). Если в нарушение единства целей управления федеральные или местные власти вместо создания нормальных условий для эффективного функционирования предприятий и обеспечения достаточного сбора налогов для покрытия бюджетных (общественных) потребностей начинают заниматься коммерческой деятельностью, при этом, естественно, обеспечивая себе монопольное положение на рынке, то эффективность многих пред приятий и экономики в целом резко снижается.

Примером нарушения основного принципа антикризисного управления является также различие в целях предприятия и его управляющего. Если управляющий вместо реализации плана развития предприятия начинает бесконтрольно и активно осуществлять свои личные цели, связанные с обогащением, активность предприятия неизбежно снижается и, в конце концов, оно становится банкротом. Мы считаем‚ что именно стремление к личному обогащению, реализуемое в условиях почти полной бесконтрольности (в совокупности с устаревшим мышлением советских руководителей, которые не смогли приспособиться к рыночным условиям хозяйствования, а также наряду с отсутствием политической воли у Правительства РФ при реализации экономических задач развития), является основной причиной, приведшей к затянувшемуся экономическому кризису в нашей стране.

Если квалифицированный управляющий в своей ежедневной деятельности будет постоянно помнить о текущей цели предприятия (в частности, о восстановлении ее платежеспособности) и принимать соответствующие решения, его арбитражное управление предприятием будет эффективным.

Вторым принципом антикризисного управления является принцип адекватности. Это означает, что в процессе управления неплатежеспособным предприятием управляющий и члены его команды должны принимать решения, адекватные реальной ситуации, стараясь по мере необходимости согласовывать их с кредиторами предприятия. Выполнение данного условия зависит непосредственно от квалификации управляющего и членов команды. При этом следует особо подчеркнуть, что для осуществления арбитражного управления неплатежеспособным предприятием необходима более высокая квалификация управляющих, чем для управления этим же предприятием в нормаль условиях.

С квалификацией управляющих связан также и третий принцип антикризисного управления – системный подход к решению поставленных задач. Управляющий должен помнить о том, что предприятие – это «живая» система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов. «Сбой» в одном единственном элементе этой системы или даже не в ней, а в окружающей ее среде (например, резкое изменение курса доллара к курсу рубля) может повлечь за собой резкое снижение (или повышение) эффективности ее работы.

Для реализации данного принципа арбитражному управляющему необходимо постоянно анализировать политические, социальные, региональные, экономические, финансовые, право и технические аспекты развития предприятия.

Четвертый принцип антикризисного управления – его целенаправленность. Согласно этому принципу, арбитражное управление может быть эффективным только при наличии глубоко проработанного плана финансового оздоровления предприятия (плана внешнего управления). Управляющий руководствуется этим планом и постоянно совершенствует его, исходя из меняющейся ситуации.

План финансового оздоровления предприятия, в свою очередь, должен базироваться на миссии предприятия, т. е. на его предназначении, основной концепции его создания как социально-экономической системы. При определении стратегии анти кризисного управления необходимо руководствоваться следующим положением: «Максимальная продолжительность периода бескризисного состояния фирмы обеспечивается выбором такой ее миссии (предназначения), которая продиктована, прежде всего, мотивом достижения устойчивого роста прибыли в размерах, достаточных для постоянного наращивания стратегического потенциала фирмы и уровня ее конкурентного преимущества».

Данная стратегия антикризисного управления полностью соответствует следующим локальным целям в период внешнего арбитражного управления предприятием:

1) текущая деятельность предприятия должна быть организована таким образом, чтобы при ее осуществлении в процессе арбитражного управления, как минимум, рассчитываться по всем текущим платежам;

2) накопленных финансовых средств должно быть достаточно для того, чтобы по окончании внешнего управления рассчитаться с ранее возникшей и «замороженной» на момент введения арбитражного управления кредиторской задолженностью, причем с пенями и штрафами.

На практике эти две цели внешнего управления по ряду причин практически не выполнимы.

Поэтому при осуществлении арбитражного управления важно объективно оценить возможности предприятия и стараться выбрать и реализовать реально достижимые цели. С этим выбором связан следующий, пятый принцип управления – выделение в управлении ведущего звена.

Противоречивость при определенных условиях вышеуказанных целей внешнего управления (обеспечение текущих платежей и накопление денежных средств для погашения задолженности) обусловливает необходимость выбора приоритетной ведущей цели. Чаще всего предпочтение отдается первой цели – обеспечению текущих платежей, поскольку, как правило, при наличии двух равновеликих целей приоритет принадлежит ближайшей из них (если не обеспечить текущие платежи, не удастся накопить денежные средства для последующего погашения «старой» задолженности).

И, наконец, (последний по очередности, но не по важности), шестой принцип антикризисного управления – принцип оптимальности. Он означает, что, принимая управленческие решения необходимо руководствоваться определенными критериями оптимальности. Каждое решение принимается таким образом, чтобы выбранный критерий оптимальности имел экстремальное значение при некоторых ограничительных условиях. Различные ограничения и их комбинации обусловливают множество разных вариантов управленческих решений.

Осуществление арбитражного управления на основе единой методологии (в данном случае единых принципов финансового оздоровления) позволит обеспечить и эффективное управление неплатежеспособными предприятиями.

1.2 Финансовая несостоятельность (банкротство) предприятия: сущность, виды, российская специфика

Затяжной финансовый кризис, переживаемый российской экономикой, порождает тяжелые проблемы. Одна из них – финансовая несостоятельность предприятий.

Разрыв традиционных хозяйственных связей, спад спроса, фактическое отсутствие государственной поддержки реальному сектору экономики, трудно прогнозируемые изменения экономической стратегии государства, гиперинфляция. Политическая нестабильность, неразвитость и стагнация финансового рынка – все это нарушает нормальную финансовую деятельность. К перечисленному следует прибавить внутренние причины: низкую платежную дисциплину. Неэффективные менеджмент и маркетинг; комплекс внешних и внутренних условий привел к тому, что ситуация в сфере финансов российских предприятий сложилась чрезвычайно сложная. Так, 1998 г. и в начале 1999 г. диспропорции в структуре финансовых ресурсов предприятий продолжали нарастать: собственные источники сокращались вместе с падением прибыли в объемах привлеченных ресурсов, все большую долю составляли кредиторская задолженность и вексельное кредитование (более дешевое, тем кредиты коммерческих банков). Кроме того, недостаток оборотных средств по-прежнему стимулировал рост бартерных расчетов, применение которых значительно искажает всю картину финансовой деятельности предприятий.

Прежде чем перейти к рассмотрению методов антикризисного регулирования и управления, нам представляется необходимым определиться с содержанием таких понятий, как финансовая несостоятельность, банкротство, финансовая неустойчивость, неплатежеспособность. В настоящее время на практике эти термины нередко трактуют как синонимы, что неверно. Многочисленные определения, даваемые отечественными и зарубежными авторами, только усугубляют путаницу. Начнем с определения банкротства, которое приведено и ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г.

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требование кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Далее в той же статье содержится другое определение:

Должник – это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.

Закон устанавливает трехмесячный срок «с момента наступления даты исполнения». Таким образом, устойчивая, сохраняющаяся в течение трех месяцев и более финансовая несостоятельность, признанная арбитражным судом или объявленная должником, является банкротом.

Банкротство – это всегда финансовая несостоятельность, но финансовая несостоятельность не всегда означает банкротство.

Финансовая состоятельность или несостоятельность – это две противоположные характеристики финансового состояния предприятия. Финансовое состояние, как известно, комплексное понятие. Для его оценки рассчитывают систему аналитических показателей. Эти показатели ликвидности, финансовой устойчивости, интенсивности использования ресурсов, деловой активности. Таким образом. Финансовая устойчивость (неустойчивость) – это качественная и количественная характеристика финансового состояния предприятия, понятие более узкое, чем финансовая состоятельность (несостоятельность).

Под платежеспособностью понимают способность предприятия в полном объеме и в срок погасить свои краткосрочные обязательства в случае одновременного предъявления требования о платежах со стороны всех кредиторов.

Платежеспособность – важная характеристика финансового состояния, мультипликативно увязывающая все названные группы показателей и выражающаяся в сальдо встречных денежных потоков предприятия. Отрицательное сальдо встречных денежных потоков в течение трех месяцев служит согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» основным критерием несостоятельности (банкротства) предприятия. Несостоятельность (банкротство) может приобретать различные формы. Экономическая теория и практика выделяет следующие виды банкротства на предприятии:

– реальное банкротство – юридически объявленная неспособность предприятия осуществлять эффективную хозяйственную деятельность вследствие значительных потерь используемого капитала;

– техническое банкротство – финансовая несостоятельность предприятия, характеризующаяся превышением его дебиторской задолженностью над кредиторской при значительном превосходстве объема его активов над объемом его обязательств (при эффективном антикризисном управлении предприятием техническое банкротство, как правило, не становится реальным);

– умышленное (преднамеренное) банкротство – банкротство предприятия – должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо иным образом определять его действия (виновных в умышленном банкротстве преследуют в уголовном порядке);

– финансовое банкротство – подача в арбитражный суд заявления о банкротстве должником, способным удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (ложное объявление о несостоятельности с целью ввести в заблуждение кредиторов и получить от них отсрочку выполнения обязательств либо скидки суммы кредиторской задолженности подлежит уголовному преследованию).

1.3 Цели и задачи финансового оздоровления

Реализацию антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников называют антикризисным процессом. Мировой опыт показывает, что процесс этот управляемый и включает в себя два блока процедур – антикризисное управление и антикризисное регулирование, которые служат общей цели на различных (микро- и макроэкономическом уровнях).

Главное в антикризисном управлении и регулировании – обеспечить условия, при которых финансовые затруднения не могут приобретать постоянного, стабильного характера.

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) является категорией микроэкономической. Его можно определить как систему мер воздействия на социально-экономические отношения, складывающиеся на уровне предприятия при предупреждении кризиса, реагировании на него и изучении его последствий.

Содержание антикризисного регулирования – категории макроэкономической – составляют меры государственного организационно-экономического и нормативно-правового воздействия на предприятия на стадиях предупреждения, реагирования и изучения кризисов.

Целей антикризисного управления достигают путем решения следующих задач:

– диагностика финансового состояния и оценка перспектив развития производственного потенциала;

– разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;

– оценка глубины, финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мероприятий по финансовому оздоровлению;

– выбор и реализация антикризисных процедур.

Эффективному антикризисному управлению предприятием призвано содействовать государственное регулирование.

Система государственного регулирования несостоятельности (банкротства) включает в себя два элемента – законодательную, нормативноправовую базу, регламентирующую процедуру банкротства, и орган, уполномоченный проводить в жизнь меры антикризисного регулирования.

Законодательные основы института банкротства РФ и перспективы его дальнейшего развития были заложены Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 3929-1 от 19.11.1992 г. Гражданским кодексом РФ (ст. 61 и 65) и, действующим ныне Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 26.10.2002 г.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

– совершенствование института банкротства в РФ;

– развитие различных форм государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям;

– разработка и реализация мер антикризисного регулирования во взаимосвязи с другими правительственными мероприятиями по стабилизации макроэкономической ситуации в стране и улучшению инвестиционного климата.

1.4 Система критериев финансовой несостоятельности и развитие ее законодательного регулирования

Действующий в настоящее время Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. существенно изменил концепцию несостоятельности (банкротства). По спектру объектов регулирования он гораздо шире предшествующего закона, поскольку регламентирует уже не только процедуру банкротства предприятий и организаций, но, кроме того, граждан, крестьянских (фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей. В законе определены особенности банкротства отдельных категорий должников – юридических лиц градообразующих организаций, сельскохозяйственных предприятий, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Реакцией на деятельность различных финансовых «пирамид» является приведенная в заключительной части закона статья о банкротстве организаций, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан. В соответствии с этой статьей при недостаточности имущества организации, осуществлявшей незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, для удовлетворения требований граждан-вкладчиков руководители организации и ее учредители несут солидарную ответственность. Эта ответственность является субсидиарной, т. е. распространяется на сумму задолженности, не обеспеченной имуществом организации.

В законе содержится более четкое определение самого понятия несостоятельности (банкротства). Теперь признать предприятие банкротом, даже при неудовлетворительной структуре баланса и явных признаках банкротства, может только арбитражный суд (сам должник вправе объявить себя банкротом, но с согласия кредиторов).

Внешним признаком несостоятельности предприятий является приостановление его текущих платежей, неисполнение требований кредиторов или обязательств по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическом лицу составляют не менее 500-кратного минимального размера месячной оплаты труда.

Все процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, закон разделяет на две группы – реорганизационные и ликвидационные.

К реорганизационным процедурам относят:

– досудебную санацию;

– наблюдение;

– внешнее управление имуществом должника.

Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника – юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в соответствии с Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

Внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Реорганизационные процедуры призваны сохранить предприятиедолжника, вытащить его из долговой ямы.

Ликвидационной процедурой является конкурсное производство.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, который признан банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство предусматривает:

– принудительную ликвидацию предприятия-должника по решению арбитражного суда;

– добровольную ликвидацию предприятия-должника под контролем кредиторов.

Рассмотренные выше реорганизационные и ликвидационные процедуры могут быть остановлены арбитражным судом на любой их стадии, если должник и кредиторы достигли между собой мирового соглашения. Суть мирового соглашения – в достижении договоренности должника и кредиторов относительно отсрочки или рассрочки платежей или о скидках с долгов. Условие утверждения мирового соглашения арбитражным судом – погашение должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди.

Ликвидационные процедуры ведут к прекращению деятельности предприятия. Российское законодательство о банкротстве по аналогии с зарубежным, отдает предпочтение реорганизационным процедурам и рекомендует большой перечень мер по восстановлению платежеспособности предприятия, в том числе:

– перепрофилирование производства;

– закрытие нерентабельных производств;

– ликвидация дебиторской задолженности;

– продажа части имущества должника;

– уступка прав требования должника;

– исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом;

– продажа предприятия (бизнеса) должника;

– иные способы восстановления платежеспособности должника.

Несмотря на постепенное развитие и совершенствование российского законодательства о банкротстве, результаты его практической реализации свидетельству ют о низкой эффективности заложенных в нем антикризисных процедур, в частности реорганизационных.

Эффективность антикризисного менеджмента на макро- и микроуровнях определяется главным образом тем, обеспечивает ли он достижение следующих целей:

– устранение признаков финансовой несостоятельности;

– восстановление платежеспособности в установленные законодательством о банкротстве сроки;

– достижение долговременной финансовой устойчивости на длительный период.

К наиболее существенным причинам низкой эффективности антикризисного регулирования следует отнести, прежде всего:

– концептуальные недостатки действующего Закона «О несостоятельности (банкротстве)»;

– слабость нормативно-правовой и методической базы;

– отсутствие действенной системы государственной поддержки неплатежеспособных предприятий;

– неразвитость на большинстве несостоятельных предприятий стратегического планирования и управления;

– отсутствие механизма реализации досудебных процедур банкротства;

– недостаток квалифицированных антикризисных управляющих.

1.5 Контрольные вопросы и задания по теме 1

1 Назовите и охарактеризуйте принципы финансового оздоровления предприятий.

2 Сформулируйте основные цели и задачи финансового оздоровления предприятий.

3 Какие причины финансовой несостоятельности предприятий наиболее характерны для экономики России?

4 Как соотносятся между собой понятия: «финансовая несостоятельность», «банкротство», «финансовая неустойчивость», «неплатежеспособность»?

5 Назовите основные пути преодоления финансовой несостоятельности (банкротства) для российских предприятий.

6 Приведите примеры злоупотребления и неграмотного применения законодательства о банкротстве из российской арбитражной практики.

2 Управление финансовой деятельностью предприятия в условиях кризиса

2.1 Финансовая диагностика деятельности предприятия

Анализ (без привязки его к производственно-хозяйственной деятельности и выделения в самостоятельную науку) существует с давних времен.

В условиях централизованной экономики было принято подразделять его на политэкономический и конкретно-экономический анализ. Исходя из сущностных характеристик рыночной экономики, а также учитывая национальные особенности экономики Российской Федерации, возможно представление экономического анализа как совокупности финансового анализа и анализа хозяйственной деятельности.

В составе финансового анализа лежат анализ и управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, персоналу предприятия, фирмы и т.д. необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние предприятия, В этих целях необходимо уметь пользоваться методикой оценки финансового состояния предприятия, иметь соответствующее информационное обеспечение и квалифицированный персонал, который сможет реализовать данную методику на практике.

Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния должна составлять бухгалтерская отчетность.

С точки зрения обеспечения управленческой деятельности можно выделить три основных требования, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность. Она должна содержать данные, необходимые для:

– принятия обоснованных управленческих решений в области инвестиционной политики;

– оценки динамики и перспектив изменения прибыли предприятия;

– оценки имеющихся у предприятия ресурсов, происходящих в них изменений и эффективности их использования.

С точки зрения традиционного понимания финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.

Предметом финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Главной целью финансового анализа является оценка финансового состояния предприятия и выявление возможностей повышения эффективности работы предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

Достижение этой цели осуществляется с помощью присущего ему метода. Метод финансового анализа это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования (предприятий, фирм и т.д.), т.е. триада, выраженная формулой (1):

М = (К, И, Р
пр), (1)

где М – метод финансового анализа;

К – система категорий;

И – научный инструментарий;

Рпр – система регулятивных принципов.

Категории финансового анализа – это наиболее общие, ключевые понятия данной дисциплины. В числе категорий могут быть такие понятия, как фактор, ставка, процент, дисконт, денежный поток, леверидж и т.д.

Научный инструментарий это аппарат финансового анализа, т.е. совокупность общенаучных и конкретно-научных способов исследования финансовой деятельности предприятий и организаций.

Принципы финансового анализа регулируют процедурную сторону его методологии. К числу наиболее важных принципов финансового анализа относятся принципы системности, комплексности, регулярности, преемственности, объективности и др.

В практике финансового анализа существуют различные классификации методов экономического, в частности, финансового анализа.

Первый уровень выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих математических зависимостях.

К этой группе методов относятся методы экспертных оценок, морфологического анализа, сценариев, сравнения, построения систем аналитических таблиц и т.д.

Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат строгие формализованные аналитические зависимости. Данные методы составляют второй уровень классификации (цепных подстановок, дисконтирования, дифференциации и т.д.).

Анализ финансового состояния преследует несколько целей:

– идентификацию финансового положения;

– выявление изменений в финансовом состоянии в пространственновременном разрезе;

– выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;

– прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, которые позволяют структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.

Существуют три основных типа моделей, с помощью которых анализируется финансовое состояние предприятия: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели – это модели описательного характера; они являются основными для оценки финансового состояния предприятия.

К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, система аналитических коэффициентов и т.д.

Предикативные модели представляют собой модели предсказательного, т.е. прогностического характера (например, построение графика и расчет «точки безубыточности», построение прогностических финансовых отчетов и т.д.).

Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятия с ожидаемыми. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий и т.п.

В основе экономического анализа (и его составляющих) лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативных показателей.

Связь экономических явлений это совместное изменение двух или более явлений. Среди многих форм закономерных связей явлений важную роль играет причинная, суть которой состоит в порождении одного явления другим. Такие связи, называются детерминистскими, или причинно следственными.

Количественная характеристика взаимосвязанных явлений осуществляется с помощью признаков (показателей). Показатели, характеризующие причину, называются факторными (независимыми); показатели, характеризующие следствие, называются результативными (зависимыми). Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной причинноследственной связью, представляет собой факторную систему. Модель факторной системы выражается формулой (2):

y = f(x1, x
2…x
n), (2)

где у- результативный показатель;

Xj – факторы.

Существует два типа связей: функциональные (жестко детерминированные) и стохастические (вероятностные). Связь называется функциональной, если каждому значению фактора соответствует вполне определенное значение результативного показателя. Связь называется стохастической (вероятностной), если каждому значению факторного показателя соответствует множество значений результативного показателя.

Основные модели детерминированного факторного анализа представлены формулами (3), (4), (5):

1. Аддитивная модель (например, модель товарного баланса):




где Зн – запасы на начало периода;

П – поступление товаров;

Зк – запасы на конец периода;

В – прочее выбытие товаров.

2. Мультипликативная модель:

Р
прод = Ч
ппп х П
труда , (4)

где Рпрод – реализация продукции;

Чппп – численность промышленно-производственного персонала;

Птруда – производительность труда.

3. Кратная модель:

Фв = ОППФ /Ч
ппп (5)

где Фв – фондовооруженность труда;

ОППФ – стоимость основных промышленно – производственных фондов;

Чппп– численность промышленно-производственного персонала.

Кроме указанных моделей существуют смешанные модели, которые могут быть отражены математически по-разному.

Всю финансовую информацию, которая является исходной базой при проведении финансового анализа, можно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя финансовая информация включает в себя основные формы бухгалтерского учета.

Внешний финансовый анализ, проводимый на основе данных официального бухгалтерского учета, не позволяет, как правило, раскрыть истинное финансовое состояние предприятия, так как базируется на ограниченной информации и регламентируется типовыми методами.

Внутренняя информация включает в себя данные управленческого (директорского) учета, из него следует, что внутренний финансовый анализ является более объективным.

Пользователи финансовой информации делятся в зависимости от следующих факторов:

– являются ли они работниками данного предприятия;

– от уровня ответственности;

– степени заинтересованности пользователей в результатах финансового анализа;

– степени доступности к данным внутренней финансовой информации.

Можно выделить несколько групп пользователей финансовой информации:

– лица, имеющие прямой финансовый интерес и наибольший доступ к информации (высшее руководство);

– лица, имеющие прямой финансовый интерес, работающие на данном предприятии, но имеющие ограниченный доступ к информации;

– лица, непосредственно на предприятии неработающие, но напрямую заинтересованные в его эффективности (акционеры, кредиторы, облигационеры);

– лица, имеющие косвенный финансовый интерес и доступ к наиболее агрегированной отчетности (органы государственного управления и профсоюзы, юристы службы внебюджетных фондов, пресса и т.д.);

В ряде случаев лица, имеющие косвенный финансовый интерес, по решению руководства предприятия могут получить доступ к внутренней финансовой информации (консалтинговые фирмы, оценщики и т.д.).

Финансовый анализ – это выявление наиболее ключевых параметров, дающих точную и объективную картину финансового состояния предприятия, а также определение взаимосвязи и взаимозависимости между этими параметрами.

Цели финансового анализа различаются в зависимости от позиций аналитика.

Принято различать цели финансового анализа с позиций: бухгалтерского (финансового) учета; с позиции общего менеджмента, с позиции инвестиционного менеджмента.

Цель финансового анализа определяет множество оцениваемых финансовых коэффициентов.

1. Цели финансового анализа с позиции бухгалтерского (финансового) учета:

– определение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (определение доходов компании, расходов, расчет прибыли);

– определение стоимости активов, т.е. налогооблагаемой базы по налогу на имущество (анализ капиталовложений, определение балансовой и остаточной стоимости, прогнозирование капиталовложений);

– определение кредитоспособности (анализ ликвидности, определение объема заемного капитала, определение схем погашения кредита).

2. Цели финансового анализа с позиции общего менеджмента:

– разработка стратегии и определение экономических принципов деятельности финансового состояния, анализ прибыльности производственной деятельности, определение компромиссов между ликвидностью и рентабельностью);

– анализ эффективности использования ресурсов (капитал, человеческие ресурсы и т.д.);

– повышение инвестиционной стоимости акционерного капитала (оптимизация денежных потоков, оправдание ожиданий инвесторов, оптимизация риска и доходности).

3. Цели финансового анализа с позиции инвестиционного менеджмента:

– сбор и обработка финансовой информации (корректировка данных, прогнозирование прибыли, прогнозирование денежных потоков);

– подготовка информации для проведения сравнительного анализа (отраслевой анализ, анализ конкурентов, анализ экономических условий, определение областей внесения поправок);

– проведение анализа рынка ценных бумаг (динамика цены акций, тенденция рынков капитала, модели рынка и т.д.).

С позиции общего менеджмента:

1) рентабельность продаж:

– чистая рентабельность продаж;

– производственный (операционный) леверидж (рычаг);

2) отдача активов:

– оборачиваемость товарно-материальных запасов;

– оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженности;

– производительность труда;

3) денежный поток на инвестиции:

– показатели эффективности инвестиционных проектов (NPV, IRR, PI) (NPV – чистый дисконтированный доход; TRR – внутренняя норма доходности; PI – индекс прибыльности);

– рентабельность чистых активов;

– рентабельность активов.

Пример множества показателей финансового анализа для кредиторов:

– показатели ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, быстрой ликвидности, ликвидная стоимость компании);

– показатели финансового риска (соотношение заемного и собственного капитала, уровень финансового левериджа);

– показатели обслуживания долга (коэффициент покрытия процентов, анализ структуры денежных потоков).

Пример множества показателей финансового анализа для акционеров (инвесторов):

– показатели рентабельности (рентабельность собственного капитала, прибыль на акцию, денежный поток на акцию, рост курсовой стоимости акции);

– показатели распределения прибыли (коэффициент дивидендных выплат, дивиденды на акцию, рентабельность акций);

– показатели рыночной стоимости собственного капитала (мультипликатор доходов: равен отношению цены акции к прибыли на акцию; отношение рыночной и балансовой стоимости акции).

Рассмотрим основные этапы финансового анализа.

Этап I:

1 Выбор направления и цели анализа и базы для проведения оценки.

В качестве базы могут выступать показатели предприятия за прошедший, плановый периоды; среднеотраслевые показатели; показатели других предприятий;

2 Сбор соответствующей информации.

Этап II:

1 Оценка качества получаемой информации (достоверность, идентичность, полнота).

2 Анализ влияния инфляции, способов и методов учета (учетной политики предприятия) на формирование анализируемых показателей.

3 Приведение показателей к сопоставимому виду.

Этап III:

Проведение структурного анализа с использованием следующих основных методов:

– временного или горизонтального, когда каждая позиция отчетности сопоставляется с аналогичным значением за предыдущий период;

– вертикального анализа, при котором определяется структура итогового финансового показателя и выявляется влияние каждой позиции отчетности на результативный показатель (валюта баланса, выручка от реализации и т.д.). Идея анализа – определение удельного веса статьи отчетности в итоговом показателе. Затем происходит сравнение полученного результата с базовым значением.

– прогнозного или трендового, при котором после сравнения позиций отчетности с рядом предшествующих периодов определяют тенденции изменения соответствующих показателей и прогнозируют их возможные значения в будущем. В рамках трендового анализа проводят расчет относительных отклонений отчетности за ряд лет от уровня базового года.

Этап IV:

1 Интерпретация результатов оценки.

2 Разработка и реализация финансово-экономических, организационноэкономических и технико-экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Финансовый анализ проводится как по абсолютным, так и по относительным показателям (коэффициентный анализ), которые представляют собой отношения между различными позициями форм отчетности и позволяют определить взаимосвязь между показателями.

2.2 Оценка потенциального банкротства предприятия

Банкротство – неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом, что, как правило, вызвано неудовлетворительной структурой баланса предприятия.

Основанием для принятия решения о банкротстве, (несостоятельности) предприятия является система критериев, содержащаяся в разработанных Федеральным управлением о делах несостоятельности, (банкротстве) (ФУДН) методических рекомендациях.

В соответствии с методическими рекомендациями ФУДН оценку структуры баланса проводят на основе анализа следующих показателей:

– коэффициент текущей ликвидности (покрытия);

– коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами);

– коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) характеризует степень общегопокрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств, т.е. краткосрочных займов и кредитов и кредиторской задолженности и определяется по формуле (6).

Ктл = ТА / ТП >2, (6)

где Ктл – коэффициент текущей ликвидности;

ТА – текущие активы;

ТП – текущие пассивы.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для обеспечения его текущей деятельности. Данный коэффициент рассчитывается по формуле (7).

Косс = СОК / ТА =( СК – ФА) / ТА ≥ 01 (7)

где Косс – коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

СОК – собственный оборотный капитал (средства);

ТА – текущие активы;

СК – собственный капитал;

ФА – фиксированные активы.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а самого предприятия неплатежеспособным является невыполнение одного из условий: Ктл ≥ 2; Косс ≥1.

В случае, если хотя бы Ктл< 2 или К0сс < 0,1, то необходимо рассчитать коэффициент восстановления платежеспособности:




где Квпл- коэффициент восстановления платежеспособности;

Ктлф, Ктлн – фактическое (на конец отчетного периода) и на начало отчетного года значение коэффициента текущей ликвидности;

6 – нормативный период восстановления платежеспособности, в месяцах;

Т – отчетный период, в месяцах;

2 – нормативное значение Ктл.

Если Квпл > 1, то имеется возможность восстановить платежеспособность.

Если Квпл< 1, то нет возможности восстановления платежеспособности.

Если анализ показал, что критерии ФУДН соответствуют установленным значениям, то для проверки устойчивости финансового состояния проводят расчет коэффициента утраты платежеспособности.




где 3 – расчетный срок возможной утраты платежеспособности, в месяцах;

остальные показатели – те же, что и при расчете коэффициента восстановления платежеспособности.

Если Купл ≥ 1, то существует возможность не утратить платежеспособность.

Если Купл < 1, то существует возможность утраты платежеспособности в ближайшее время.

Если Купл < 1, то решение о признании предприятия банкротом и структуры баланса неудовлетворительной не принимается, но предприятие становится на учет территориальными органами ФУДН.

Прогнозирование вероятности банкротства. Z-счет Альтмана.

Одна из целей финансового анализа – своевременное выявление признаков банкротства предприятия. Банкротство связано с неплатежеспособностью предприятия.

Во всех странах процесс банкротства, т.е. признания предприятия неплатежеспособным, регулируется государством специально издаваемыми законодательными актами и правительственными документами. В Российской Федерации основной такой акт – Закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

В соответствии с действующим в России законодательством основанием для признания предприятия, организации банкротом является невыполнение им своих обязательств по оплате товаров, работ и услуг по истечении трех месяцев со дня наступления сроков оплаты.

Эти установленные условия и сроки дают основание поставщикам, исполнителям работ (услуг), кредиторам предъявлять через суд иски предприятиям – неплательщикам всех форм собственности. В отношении государственных предприятий, кроме того, действует порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия», в соответствии с которым они подпадают под действие Закона о банкротстве, если у них имеется неудовлетворительная структура баланса.

Финансовому менеджеру предприятия необходимо постоянно держать под контролем неудовлетворительное финансовое состояние предприятия, признаки приближения банкротства.

Финансовый менеджер должен обратить внимание на следующие моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия:

– убытки от основной хозяйственной деятельности; недостаток оборотных средств;

– затруднения в получении коммерческих кредитов;

– уменьшение поступления денежных средств от хозяйственных операций;

– падение рыночной цены ценных бумаг, выпущенных этим предприятием;

– неспособность погасить срочные обязательства и др.

В практике зарубежных финансовых организаций для оценки вероятности банкротства наиболее часто используется так называемый «Zсчет» Э. Альтмана, который представляет собой пятифакторную модель, построенную по данным успешно действующих и обанкротившихся промышленных предприятий США.

Коэффициент Альтмана (индекс кредитоспособности). Этот метод предложен в 1968 г. известным западным экономистом Альтманом. Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.

При построении индекса Альтман обследовал 66 предприятий, половина которых обанкротилась в период между 1946 и 1965 гг., а половина работала успешно, и исследовал 22 аналитических коэффициента, которые могли быть полезны для прогнозирования возможного банкротства. Из этих показателей он отобрал пять наиболее значимых и построил многофакторное регрессионное уравнение. Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:

Z
=1.2×
x
1+1.4×
x
2+3.3×
x
3+0.6×
x
4
+
x
5 , (10)

где х1 – оборотный капитал/сумма активов;

х2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;

х3 – операционная прибыль/сумма активов;

х4 – рыночная стоимость акций/задолженность;

х5 – выручка/сумма активов.

Результаты многочисленных расчетов по модели Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах [-14, +22], при этом предприятия, для которых Z > 2,99 попадают в число финансово устойчивых, предприятия, для которых Z < 1,81 являются безусловно-несостоятельными, а интервал [1,81-2,99] составляет зону неопределенности.

Z-коэффициент имеет общий серьезный недостаток – по существу его можно использовать лишь в отношении крупных кампаний, котирующих свои акции на биржах. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала.

Модифицированный вариант «Z-счета» Э. Альтмана.

В 1983 г. Альтман получил модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции котыорых не котировались на бирже:




где k1 – оборотный капитал/сумма активов;

k2 – нераспределенная прибыль/сумма активов;

k3 – операционная прибыль/сумма активов;

k4 – балансовая, а не рыночная стоимость акций.

Коэффициент Альтмана относится к числу наиболее распространенных. Однако, при внимательном его изучении видно, что он составлен некорректно: член х1 связан с кризисом управления, х4 характеризует наступление финансового кризиса, в то время как остальные – экономического. С точки зрения системного подхода данный показатель не имеет права на существование.

Вообще, согласно этой формуле, предприятия с рентабельностью выше некоторой границы становятся полностью "непотопляемыми". В российских условиях рентабельность отдельного предприятия в значительной мере подвергается опасности внешних колебаний. По-видимому, эта формула в наших условиях должна иметь менее высокие параметры при различных показателях рентабельности.

Сайфуллиным и Кадыковым также была сделана попытка адаптации модели Альтмана к российским условиям. Они предложили использовать для оценки финансового состояния предприятия рейтинговое число:


Таблица 1 – Расчет показателей по методике Сайфуллина и Кадыкова




Данная модель довольно успешно используется для прогнозирования банкротства в российских предприятиях, однако, и она имеет недостатки: небольшое изменение коэффициента обеспеченности собственными средствами с 0,1 до 0,2 приводит к изменению итогового показателя («рейтингового числа») на: R1 = (0,2-0,1) × 2 = 0,2 пункта.

2.3 Контрольные вопросы и задания по теме 2

1 Какие предупреждающие мероприятия необходимо осуществлять, чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях?

2 Охарактеризуйте основные этапы финансового анализа.

3 В практике зарубежных финансовых организаций для оценки вероятности банкротства какие методики являются наиболее часто используемыми?

4 Назовите и охарактеризуйте с позиции преимуществ и недостатков российские методики оценки банкротства.

5 На какие моменты, свидетельствующие о неблагоприятном финансовом состоянии предприятия, должен обратить внимание финансовый менеджер?

3 Организация и функционирование управляющих компаний

3.1 Формирование управляющих компаний

В практике арбитражного управления предприятиями сложилась противоречивая ситуация, поскольку арбитражный управляющий с первых дней своего назначения сталкивается с множеством функций и задач, которые он должен реализовать в ограниченный период. Особенно наглядно это проявляется в арбитражной процедуре внешнего управления. Например, арбитражный управляющий должен всего за 1 месяц (как это предусмотрено Законом) разработать план внешнего управления, включающий не только функции и задачи, регламентированные Законом, но и подробный план финансового оздоровления предприятия с детальной проработкой маркетинговой стратегии, производственной программы, реструктуризации задолженностей, реорганизации предприятия и других разделов плана финансового оздоровления. В такой короткий промежуток времени трудно разработать план внешнего управления неплатежеспособным предприятием не только арбитражному управляющему, но и специализированной консалтинговой фирме. А аналогичных по сложности функций и задач у арбитражного управляющего множество: инвентаризация имущества, анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, оценка имущества и пр. Все эти и другие трудоемкие функции на средних и крупных; неплатежеспособных предприятиях обычно выполняются специализированными фирмами.

Таким образом, в практике арбитражного управления наблюдается противоречие между коллективными усилиями по осуществлению арбитражных функций и задач на неплатежеспособном предприятии (как это происходит в реальных условиях) и персональной ответственностью за результаты со стороны одного лишь арбитражного управляющего в соответствии Законом.

На практике арбитражное управление неплатежеспособными предприятиями в большинстве случаев осуществляют различные объединения арбитражных управляющих: гильдии, ассоциации, союзы, фонды, консалтинговые фирмы и т. д. Множественность функций и задач, их новизна, большая трудоемкость, а также специфичность решаемых вопросов не позволяют выполнять функции управления в одиночку или с небольшой группой помощников. Для этого необходимы многочисленные коллективы профессионалов в различных отраслях знаний, что позволит эффективно реализовать функции и задачи, необходимые для финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия и расчетов с его кредиторами.

В связи с этим мы выдвигаем предложение: дополнить действующее законодательство о несостоятельности и предусмотреть осуществление арбитражных процедур (наблюдения, конкурсного производства и особенно процедуры внешнего управления) специализированными организациями – юридическими, а не только физическими лицами. Это могли бы быть фонды, гильдии, ассоциации, агентства, консалтинговые фирмы и специализированные фирмы по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий.

В настоящей главе мы предприняли попытку исследовать организации арбитражного управления и предложить организационную структуру специализированной фирмы, осуществляющей арбитражное управление неплатежеспособным предприятием, так называемой управляющей компанией. Таким образом, мы предлагаем разрешить отмеченное выше противоречие между коллективной реализацией арбитражных функций задач и индивидуальной ответственностью арбитражного управляющего перед законом.

Организационное обеспечение арбитражного управления представляет собой совокупность организационных структур (цель функционирования которых – эффективное арбитражное управление), а также методических документов, которыми руководствуются специалисты при реализации функций и задач в этой сфере деятельности.

В процессе проектирования организационного обеспечения арбитражного управления рассматриваются роль и место специализированной фирмы, осуществляющей такое управление, ее функции и задачи, определяется ее наиболее рациональный состав и численность, формулируются основные права и обязанности специалистов, разрабатывается технология выполнения отдельных процедур.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время в научной сфере вопросам организационного обеспечения арбитражного управления уделяется мало внимания. В то же время практическая деятельность по арбитражному управлению требует их скорейшего научного решения.

Арбитражное управление – сложный, многоаспектный процесс, включающий все виды управленческой деятельности: планирование, организацию, координирование, учет и контроль, и стимулирование которые образуют общие функции управления арбитражным процессом.

Таким образом, арбитражное управление – это вид управленческой деятельности, требующий затрат времени и ресурсов. Арбитражная деятельность не будет эффективной, если ею управлять. Для управления неплатежеспособным предприятием необходимо создавать специализированные фирмы, управляющие компании. Характер этих фирм может быть самый разный, но они должны соответствовать масштабу и специфике неплатежеспособного предприятия. Например, если антикризисная организация специализируется на арбитражной процедуре наблюдения, то она может быть по составу небольшой, объединяющей специалистов-аналитиков, так как основными функциями в процедуре наблюдения являются анализ финансового состояния предприятия и выработка рекомендаций по его финансовому оздоровлению (причем реализация этих рекомендаций осуществляет прежним руководством); если фирма специализируется на процедуре внешнего управления, (она проводится в большинстве случаев на средних и крупных предприятиях), то такая организация должна быть многочисленной, объединяющей специалистов по реформированию предприятий (желательно знающих отрасль, в которой функционирует данное неплатежеспособное предприятие), так как реализация арбитражной процедуры внешнего управления сопряжена с выполнением сложных, трудоемких функций и задач, которые под силу только такой организации.

По-видимому, нет необходимости определять единую типовую структуру) такой специализированной организации по арбитражному управлению, но важно сформулировать принципы, на которых она должна быть основана. Этими принципами должны быть целенаправленность и целостность. Главной целью организации, специализирующейся на арбитражном управлении (управляющей компании), является полная и эффективная реализация арбитражных функций и задач.

Известно, что организационная структура предприятия определяется, в основном, его функциями. Анализ процесса арбитражного управления показал, что он (процесс) включает в себя следующие основные специфические функции:

– охрану имущества;

– инвентаризацию имущества;

– анализ финансового состояния;

– оценку активов;

– работу с кредиторами и дебиторами;

– разработку и реализацию планов наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства;

– оформление прав на объекты недвижимости;

– участие в судебных заседаниях;

– продажу активов предприятия и предприятия в целом;

– ликвидацию предприятия.

Эти специфические функции реализуются, как правило, на всех этапах арбитражного управления в основных арбитражных процедурах – наблюдении, внешнем управлении и конкурсном производстве.

Кроме основных специфических функций арбитражного управления существуют пять общих функций управления, которые реализуются в каждой специфической функции и образуют полный цикл управления. Например, если управляющая компания осуществляет арбитражное управление на одном или нескольких неплатежеспособных предприятиях, то при реализации функции инвентаризации имущества (а это одна из самых важных специфических функций, так как с нее начинается формирование конкурсной массы, необходимой для расчетов с кредиторами) важно ее спланировать, организовать, скоординировать, учесть, проконтролировать и стимулировать. Это относится к каждой специфической функции.

На рисунке 1 приведена разработанная нами организационная структура управления фирмой, специализирующейся на арбитражном управлении – управляющей компании. Численность отделов и служб данной организации зависит от количества и масштаба обслуживаемых неплатежеспособных предприятий.

Что касается профессионального состава этих организаций, то в них должны входить квалифицированные бухгалтеры, юристы (в основном специалисты по корпоративному праву, практикующие в сфере законодательства о несостоятельности и имущественных отношениях), управленцы, эксперты-оценщики, а также риэлтеры и брокеры.

Ниже приведем краткое описание функций каждого отдела каждой службы управляющей компании, (отделы реализуют специфические функции арбитражного управления, а службы выполняют общие функции управления, одинаковые для всех других учреждений: планирование, организацию, координирование, учет и контроль, стимулирование).

Заместители директора компании работают с арбитражными управляющими, координируют (возглавляют) деятельность работников различных отделов специализированной организации на конкретном неплатежеспособном предприятии. Один заместитель директора курирует отделы компании, другой – арбитражных управляющих, работающих непосредственно на неплатежеспособных предприятиях.

Отдел охраны. Работники отдела охраны первыми прибывают на неплатежеспособное предприятие, участвуют в приемки дел, имущества, осуществляют впоследствии его охрану и контролируют его реализацию. Данные о реализации имущества поступают в планово-экономический отдел. Отдел инвентаризации. Работники этого отдела проводят (вместе с арбитражным управляющим) приемку дел на неплатежеспособном предприятии и инвентаризацию имущества. После инвентаризации и подготовки инвентаризационных ведомостей они помогают осуществлять оценку имущества неплатежеспособного предприятия.

Конец ознакомительного фрагмента.