Глава I. Цели, задачи и условия их выполнения
Целью настоящей Стратегии является оказание содействия субъектам Российской Федерации, их органам законодательной и исполнительной власти в разработке собственной политики и программ. Она определяет основные задачи в области охраны здоровья и развития подростков и, что наиболее важно, обеспечивает руководство к действию на основе фактических данных и опыта работы, накопленного за последние годы. Стратегия и соответствующий инструментарий позволят субъектам Российской Федерации выявить возможные «пробелы» в своих планах и более точно определить приоритеты для будущих инвестиций. Концепция «единой универсальной стратегии» неприменима в условиях такой большой страны как Россия, характеризующейся выраженным многообразием. Тем не менее, принципы и подходы, лежащие в основе охраны здоровья и развития подростков, носят универсальный характер, хотя характер их применения может меняться в зависимости от региона.
Общей целью является создание условий, позволяющих подросткам в Российской Федерации в полной мере реализовать свой потенциал в области здоровья и развития и сократить бремя предотвратимой заболеваемости и смертности. Это будет способствовать здоровому росту и развитию, а также снижению заболеваемости и смертности среди подростков не только в настоящее время, но также среди взрослых людей в будущем. Инвестиции в здоровое развитие молодых людей сегодня, по определению, будут способствовать экономическому процветанию завтра.
Усилия субъектов Российской Федерации, направленные на выполнение задач данной Стратегии, должны содействовать достижению следующих показателей – индикаторов эффективности проводимой работы:
1. Снижению смертности детей старшего подросткового возраста, в первую очередь, от предотвратимых и условно предотвратимых причин: от внешних причин (травм, отравлений, самоповреждений) вследствие нахождения под действием психоактивных веществ, от сосудистых поражений сердца и головного мозга, беременности, родов, последствий гепатита В и др. на 55–60 %.
2. Увеличению числа здоровых детей на 10–15 % и снижению частоты формирования хронической патологии на 25–30 %.
3. Уменьшению частоты расстройств здоровья, снижающих возможность реализации репродуктивной функции (экстрагенитальная патология), а также снижению частоты исхода хронических болезней в инвалидность (первично установленная инвалидность) на 15–20 %.
4. Снижению числа абортов среди несовершеннолетних по медицинским показаниям на 20–25 %, повышению рождаемости, уменьшению частоты невынашивания беременности, снижению материнской, перинатальной и младенческой смертности.
5. Увеличению числа юношей, годных к военной службе (до 80–85 %).
6. Снижению доли детей подросткового возраста, имеющих выраженные ограничения по состоянию здоровья к получению профессионального образования и трудоустройству на 50 %.
Достижение вышеуказанных показателей возможно при совершенствовании программы и повышении качества профилактических медицинских осмотров детей подросткового возраста, направленных на раннее активное выявление нарушений здоровья и развития. Для достижения представленных показателей должно быть обеспечено своевременное проведение мероприятий по восстановительному лечению и комплексной реабилитации детей с хронической и инвалидизирующей патологией в условиях соответствующих структурных подразделений стационаров и поликлиник. Необходимо использование эффективных технологий диспансерного наблюдения детей, подростков и молодежи, повышение охвата диспансеризацией, а также должна осуществляться полноценная профилактика и коррекция нарушений здоровья в условиях образовательных учреждений. Достижение указанных результатов невозможно без сочетания реабилитационных мероприятий с внедрением современных оздоровительных и коррекционных технологий в деятельность педиатрической службы в образовательных учреждениях.
Создание многоуровневой системы оказания гинекологической и андрологической помощи детям и подросткам, основанной на раннем выявлении (в рамках профилактических медицинских осмотров) нарушений репродуктивного здоровья у мальчиков и девочек (юношей и девушек), а также на своевременной коррекции этих нарушений, позволит снизить частоту гинекологической и андрологической патологии. Кроме того, сугубо медицинские мероприятия должны сопровождаться медико-социальной работой с семьей и образовательными учреждениями по профилактике детско-подросткового травматизма и инвалидности, расстройств репродуктивного и психического здоровья, формированию здорового образа жизни подростков.
Планируемые медико-социальные программы регионов должны способствовать первичной профилактике заболеваемости, развитию физической культуры детей и подростков, улучшению качества питания обучающихся в образовательных учреждениях, росту уровня знаний по вопросам здорового питания и рациональных физических нагрузок, повышению медицинской активности семьи. Программы должны быть направлены на уменьшение распространенности курения и потребления психоактивных веществ (не менее чем на 50 %), а также снижение частоты абортов в поздние сроки (после 22-й нед), отказ подростков от раннего начала половой жизни, снижение распространенности среди несовершеннолетних инфекций, передаваемых половым путем.
Реализация широкого комплекса мероприятий, направленных на формирование среди детей подросткового возраста устойчивых стереотипов здорового образа жизни, невозможна без повышения уровня знаний целевых контингентов (родителей, педагогов, медицинских работников) по данным вопросам и формирования активной негативной позиции в отношении приобщения несовершеннолетних к поведению, рискованному с точки зрения нарушения состояния здоровья.
Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» предназначена для оказания содействия субъектам Российской Федерации в выполнении следующих задач:
1. Разработка концептуальной основы для научно обоснованного анализа и совершенствования региональных стратегий, программ и планов действий в области охраны здоровья и развития подростков.
2. Активизация разноуровневых и многосекторальных действий, направленных на решение основных проблем здравоохранения, связанных со здоровьем подростков.
3. Определение роли сектора здравоохранения в разработке и координации стратегий и предоставлении услуг, отвечающих потребностям подростков в области здравоохранения.
4. Разработка и внедрение современных организационных и медицинских технологий, обеспечивающих раннее выявление нарушений соматического, репродуктивного и психического здоровья, факторов риска их формирования (дифференцированные, в зависимости от возраста, программы скрининг-обследования, программы профилактических медицинских осмотров).
5. Развитие на уровне субъектов Российской Федерации специализированных учреждений или отделений детских областных больниц, занимающихся лечением болезней репродуктивной системы у детей и подростков, коррекцией врожденных пороков развития органов мочеполовой системы, внедрение в их деятельность эффективных технологий диагностики и лечения.
6. Внедрение современных технологий сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, а также диагностики, диспансерного наблюдения и амбулаторного лечения подростков с нарушениями органов репродуктивной системы в работу детских поликлиник; создание регистра детей с болезнями органов репродуктивной системы.
7. Создание разноуровневой системы оказания реабилитационной помощи и проведение восстановительного лечения детям, в том числе старшего подросткового возраста в Российской Федерации.
8. Разработка и внедрение стандартов и протоколов реабилитации и восстановительного лечения детей с патологией, наиболее часто формирующей нарушение социальной адаптации и интеграции (для оказания данных видов помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях).
9. Внедрение в деятельность образовательных учреждений отделений по организации медицинской помощи детям, современных эффективных технологий коррекции нарушений здоровья и развития, в том числе психического, и оздоровления детей подросткового возраста в условиях образовательных учреждений.
Конец ознакомительного фрагмента.