Вы здесь

Стратегическое управление жизнью: советы менеджера. Стратегия поведения «обычного человека» во время кризиса (К. А. Задумкин, 2009)

Стратегия поведения «обычного человека» во время кризиса

Труднее всего даются самые простые и банальные вещи.

Г. Архангельский «Тайм-драйв».

Кризис – состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Экономический кризис – значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях, что в конечном счете ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

Кризис является важнейшей фазой экономического цикла. Он имеет определяющее значение во всем цикле. Каждый кризис служит исходным пунктом для следующих за ним фаз и создает условия для них. В свою очередь, каждый подъем, как правило, обрывается новым кризисом.

Циклический характер развития – это изменение (разворот) трендов развития объекта анализа, скачкообразная смена подъемов кризисами, расширенного воспроизводства – его резким падением.

Цикл представляет собой интервал времени в развитии рыночной экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост. Таким образом, цикл включает четыре фазы: кризис (спад, рецессия), депрессию, оживление и подъем (рис. 1). Каждая фаза создает внутри себя самой условия и предпосылки для перехода к следующей. Процесс выхода из кризиса и перехода к депрессии и оживлению есть результат действия многочисленных факторов.

Все циклы в реальной действительности не похожи друг на друга – каждый имеет специфические особенности, переплетения. При этом каждый кризис возникает неожиданно и вызывается какими-либо исключительными обстоятельствами.

Рис. 1. Фазы экономического цикла и типичные эмоции, испытываемые при этом населением


Сегодня, по мнению многочисленных экспертов, мир переживает невиданный прежде кризис[1]. Однако подобные экономические потрясения происходили уже не раз (в 1825, 1873, 1907, 1929, 1957, 1973, 1987, 1997, 2000 годах). Основные выводы, которые позволяет сделать их анализ, следующие:

1. Кризисы системны. Негативные изменения в одних отраслях и сферах экономики рано или поздно, если им не препятствуют, передаются по цепочке в другие сферы. При этом последствия и ущерб становятся все более и более серьезными. Если не принимать адекватных действий, то финансовый кризис перерастает в экономический, который, в свою очередь, может вы литься в кризис политический. Политические кризисы нередко приводят к революциям или войнам (рис. 2).

Рис. 2. Эволюция развития кризисных явлений в социально-экономической сфере


2. Как правило, каждая страна выбирается из кризиса самостоятельно, спасая прежде всего свою экономику и использую для этого все доступные средства, поэтому рассчитывать на серьезную поддержку из-за рубежа не стоит.

3. Для противодействия кризису на уровне государства чрезвычайно важно наличие четкой и понятной обществу антикризисной программы, учитывающей интересы всех основных социальных групп. Также важно наличие политической воли и профессиональной команды управленцев, способных быстро и эффективно ее реализовать. Затягивание принятия верных действий, неинформирование населения о возможных последствиях способны в критический момент вызвать панику и социальные волнения.

4. В качестве основных мер, принимаемых на государственном уровне, как правило, используют: а) регулирование бюджетных расходов; б) девальвацию (резкую или плавную) национальной валюты; в) предоставление финансовой помощи отдельным экономическим субъектам и институтам; г) госзаказ; д) изменение налоговой, внешнеэкономической и научно-технической политики и др. В исключительных случаях объявляют дефолт.

5. Когда рушатся и банкротятся крупные компании, органы власти и управления все свои усилия тратят на спасение именно их. Это разумно, так как на них работает основная масса населения, они обеспечивают наибольшие поступления в бюджет и т. д. На то, чтобы оказать поддержку среднему и особенно мелкому бизнесу, часто не остается ни ресурсов, ни времени.

6. Наиболее сильно в периоды кризиса страдают самые низкооплачиваемые и социально не защищенные категории населения. Серьезному риску подвергаются также люди, имеющие большую задолженность и только один источник доходов – работу.

Итак, как же «обычному человеку» или небольшой компании пережить самые острые моменты кризиса и продолжить свое развитие?

Начиная разговор о стратегии поведения во время кризиса, прежде всего необходимо остановиться на самых общих подходах к управлению. Именно эти базовые понятия и принципы действий закладывают те возможности, используя которые каждый человек сможет сам и для себя разработать индивидуальную стратегию, подходящую под его конкретную ситуацию. То есть речь пойдет об универсальном инструментарии менеджмента, который можно применять в самых различных ситуациях, в том числе и кризисных.

Большинство из предложенного широко и подробно описывается в специальной литературе. При подготовке книги ставилась цель выделить самое важное и представить его в максимально концентрированном и понятном виде. Если вы лично знакомы со всеми приведенными источниками, неоднократно их перечитывали и, главное, на практике руководствуетесь изложенными в них концепциями, то дальше можете не читать.

Большинство из предложенных идей хорошо известны и чрезвычайно просты. Однако это не означает, что они примитивны или ложны. Грамотное и регулярное использование только этого арсенала способно значительно изменить вашу жизнь и стать надежной «прививкой», после которой к различного рода кризисам выработается устойчивый иммунитет.

Базовые понятия и принципы

Универсальный алгоритм поведения человека, стремящегося к саморазвитию и получению хороших или выдающихся результатов, гениально изображен в совместной книге Д. Трампа и Р. Кийосаки[2].

Рис. 3. Универсальный алгоритм саморазвития


Универсальность алгоритма чрезвычайна, и далее мы будем находить его во множестве самых разных концепций, постоянно его подчеркивать и на нем базироваться. Его суть сводится к тому, что если вы недовольны чем-то в своей жизни, что-то вас не устраивает, значит, вы: а) либо не думали или неправильно (недостаточно хорошо) думали; б) либо не действовали или неправильно (недостаточно хорошо) действовали. Других вариантов нет, исключений тоже. Уяснив это, логично переходим к выводу относительно того, как изменить ситуацию. Надо начать думать и действовать по-другому. То есть если вы хотите изменить результаты, то необходимо менять мысли и на основе других (более умных) мыслей начинать по-другому (более эффективно) действовать. Далее по кругу – если результаты опять не устраивают или вы хотите их улучшить, то мысли и действия необходимо снова менять и улучшать. Процесс может развиваться и в противоположную сторону. Немного поясним. Если я постоянно думаю над каким-то вопросом, придумываю решения и, реализуя их, получаю опыт, то рано или поздно я стану специалистом в этом вопросе. При этом содержание вопроса не важно. Если я размышляю, как повысить свои доходы и реализую свои идеи на практике, я становлюсь более опытным в вопросе повышения доходов. Если я думаю над тем, как сэкономить, и действую в соответствии с этим, то я становлюсь компетентным в этом вопросе.

Нельзя мириться с тем, что значительная часть нашего населения несовременно думает! С отставанием по некоторым важным смысловым коридорам чуть ли не на сто лет.

Даниил Дондурей «Инновации – это прежде всего конкуренция мозгов» (Российская газета от 21.11.08, № 240, С.10).

Первую мысль, которую необходимо изменить (напомнить), это то, как вы относитесь к миру и, соответственно, взаимодействуете с ним. Исходя из этой установки возможны две противоположные линии поведения: а) я – причина всего, что со мной происходит (активная позиция); б) я – жертва обстоятельств, от меня ничего не зависит (пассивная позиция). Во времена кризисов ответ на эти вопросы становится особенно актуальным. Все, о чем будет идти разговор дальше, базируется на положении, стоящем под буквой «А». Дальше для краткости мы так и будем его называть – «Принцип А».

В жизни есть три фактора: труд, удача, талант. Можно добиться успеха, обладая двумя из них. Труда и удачи может быть достаточно, если нет таланта. Удача и талант позволят обойтись без труда. Таланта и труда может хватить, если нет удачи. Но в идеале лучше иметь все три.

Бернард Вербер «Империя ангелов».

Вторая концепция, из которой мы будем исходить, – это системный подход. Именно системный подход позволяет поднять мышление и понимание на новый уровень, увидеть те возможности и закономерности, которых вы не видели раньше. Под системой будем понимать совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, образующих определенную целостность, функционирование которых направлено на получение конкретного полезного результата. Количество элементов системы может быть любым, важно, чтобы они были взаимосвязаны[3].

Системы имеют ряд общих свойств и понятий.

1. Элемент системы – часть системы, выполняющая определенную функцию (лектор читает лекцию, студенты ее слушают). Системы могут быть сложными, состоящими из взаимосвязанных частей, тоже представляющих системы. Такой сложный элемент называют подсистемой. Многообразие элементов системы и различия их природы связаны с их функциональной специфичностью и автономностью.

2. Организация системы – внутренняя упорядоченность и согласованность взаимодействия ее элементов. Организация проявляется, например, в ограничении разнообразия состояний элементов в рамках системы.

3. Структура системы – совокупность внутренних устойчивых связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства.

4. Целостность системы – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов. Целостность системы означает также и то, что функционирование множества элементов системы подчинено единой цели.

5. Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам.

Управление – важнейшая функция, без которой немыслима целенаправленная деятельность любой социально-экономической, организационно-производственной системы (человек, предприятия, организации, территории)[4].

Общую модель процесса управления можно представить в виде схемы, изображенной на рис. 4.

Рис. 4. Общая модель процесса управления


Первый вопрос, на который следует ответить: что представляют собой объект и субъект управления применительно к вам лично? Существуют разные варианты ответов, но если мы исходим из «Принципа А», то одним из ответов будет:

Объект управления – моя жизнь.

Субъект управления – только я сам.

Следующий вопрос: как определить понятие «жизнь»? Для целей нашего исследования под жизнью будем понимать время, которое проходит с момента рождения человека до момента его смерти. Ответить на вопрос о том, управляете вы своей жизнью или нет, методологически достаточно просто, если только определить, кто ставит цели. И вот здесь выясняется очень интересный факт: у подавляющего большинства людей (где-то 90–95 %) целей нет! Есть какие-то мысли, неосознанные желания, неоформившиеся стремления или то, что они считают целями, а настоящих целей нет.

Если у человека нет определенной цели в жизни или хотя бы стремления к чему-то достойному, у него не может быть никаких надежд на успех.

Наполеон Хилл «Думай и богатей».

Тот, кто не понимает, чего ему больше всего хочется, ничего не получит.

Рю Мураками «Дети из камеры хранения».

Ввиду чрезвычайной важности данного утверждения назовем требование наличия целей «Принцип Б». На самом деле вся наука об управлении (менеджмент) строится на вопросах «как и какие цели ставить?» и «как эффективно (то есть с наименьшими затратами) их достигать?». Мало того, вопрос о целях мы постоянно встречаем в книгах не только по управлению, но и по психологии, в художественной и даже эзотерической литературе. Для управления не столь важно содержание цели, сколько ее наличие, так как отсутствие целей вообще лишает управление смысла. Кто же управляет вашей жизнью, если у вас нет собственных целей? Внешняя среда. Природа не терпит пустоты, поэтому «если вы не сделаете выбор, кто-то другой в каком-то другом месте сделает его за вас. И уж можете быть уверены: этого кого-то не особенно-то будет заботить ваше благополучие»[5].

Определить, есть ли у вас цели или вы так только думаете, можно, опираясь на определение цели и критерии ее грамотного формулирования.

Цель – желаемый результат (предмет стремления), то, что желательно осуществить; состояние, которого необходимо достигнуть.

Критерии грамотно сформулированной цели приведены ниже. Обратим внимание, что цель обязательно одновременно должна удовлетворять всем из них.

1. Содержательная часть, определяющая характер планируемых действий (что нужно сделать?).

2. Показатель-индикатор, который может свидетельствовать о степени достижения цели (сколько?).

3. Горизонт планирования, определяющий период, за который предполагается достичь поставленной цели (когда?).

4. Локализация места, в котором планируется достижения цели (где?).


Пример

Поскольку мы ставим задачу разработки стратегии поведения в условиях финансового и экономического кризиса, то для примера будем использовать цель «увеличить свой месячный доход в том городе и в той компании, где я сейчас работаю, в два раза в течение следующего календарного года»[6].

Что сделать? – увеличить свой месячный доход.

Сколько? – в два раза относительно имеющегося уровня (без учета инфляции).

Когда? – в течение следующих 12 месяцев.

Где? – в том городе и в той компании, в которой я сейчас работаю.


Цели обязательно должны быть записаны. Если ваши цели не записаны – их у вас нет. Далее идет разработка плана достижения целей. На самом деле наличие цели намного важнее наличия плана, так как план может меняться сколь угодно часто. О чем думает целеустремленный человек утром? – Что я могу сделать сегодня для достижения своей цели. О чем он думает вечером? – Что я сделал (и что не сделал) для достижения своей цели.

Чтобы строить цели, надо иметь идеальную действительность и быть идеалистом…нужно иметь мировоззрение, причем историческое.

Г.П. Щедровицкий «Методология и философия организационно-управленческой деятельности».

Разные цели предполагают разные стратегии их достижения. Наиболее сильно на изменение стратегии влияют изменения значения показателя-измерителя или времени достижения цели. Если в нашем примере вместо двукратного увеличения зарплаты вы поставите пятикратное или вместо года – шесть месяцев, в этом случае должны многократно вырасти и усилия, направленные на достижение цели. Прежде всего, значительно измениться, «поумнеть» должны вы сами. Графически это изображено на рис. 5.

Рис. 5. Иллюстрация изменения стратегии достижения цели в зависимости от формулировки самой цели


Скорее всего, когда вы четко сформулируете свои жизненные цели, то дальше вам для их реализации (в соответствии с универсальным алгоритмом) придется значительно менять свое поведение, предпринимать какие-то действия. Например, менять работу, повышать квалификацию и т. д.

Далее ответим на вопрос: почему постоянно меняются планы? Для этого рассмотрим механизм взаимодействия субъекта управления с внешней средой (рис. 6), которую в самом общем виде можно обозначить как то окружение, в котором живет человек[7].

Рис. 6. Механизм взаимодействия с внешней средой, выработки и реализации стратегии


Нужно заметить, что независимо от того, есть у человека цели или нет, он все равно испытывает на себе воздействие внешней среды. При этом с точки зрения финансов его положение в этом случае всегда колеблется в рамках какого-то небольшого круга (рисунок А): когда-то доходы чуть больше, когда-то чуть меньше, но в целом всегда на каком-то среднем для страны или ее части уровне. К чему приведет такая «стратегия», понятно – к средней пенсии по России, которая в 2008 году находилась на уровне, примерно соответствующем прожиточному минимуму (менее 5,0 тыс. руб. в месяц). Рисунок В показывает, что как только вы поставили адекватную цель, начинают появляться различные варианты ее достижения. Почему так происходит? – Вы начинаете думать в определенном направлении и концентрируете внимание. Повторим, что «думать» надо системно и записывать появляющиеся идеи и возможные шаги по их реализации. Также важно не останавливаться на первых двух-трех вариантах (это, как правило, не ваши мысли, а шаблоны), а пытаться найти более эффективный[8] вариант решения задачи.

Когда вы определили путь достижения цели и делаете по нему первые шаги, выясняется, что внешняя среда никуда не делась и продолжает на вас воздействовать. Однако кроме ситуаций, когда она мешает двигаться к цели, возможны и случаи, когда появляется шанс воспользоваться благоприятной возможностью (рисунок С). Можно назвать это «окном возможности», которое открывается, некоторое время открыто, а потом закрывается. Потом (или одновременно) открывается новая возможность. Ваша задача в этом случае сводится к выявлению возможностей, их соотнесению с имеющимися целями и принятию решения пользоваться ими или нет.

В России сейчас лишь 2 % населения планируют свою жизнь больше чем на один год, 48 % – до года, а 50 % – вообще не задумываются о будущем.

Даниил Дондурей «Инновации – это прежде всего конкуренция мозгов» (Российская газета от 21.11.08, № 240, С.10).

Про некоторых людей говорят: «попал в нужное время в нужное место». Как человек туда попадает? Если один, два раза, то, возможно, что случайно. А если регулярно? Условий два: во-первых, вы точно знаете, куда хотите попасть; во-вторых, вы готовы воспользоваться открывшимися возможностями. Помешать воспользоваться возможностями может недостаток знаний, опыта или ресурсов[9]. Поскольку ситуация во внешней среде постоянно меняется, то вы вынуждены лавировать. В этом случае реальный путь достижения целей будет выглядеть примерно так, как это показано на рисунке D.

Завершая разговор о целях, сделаем ряд важных замечаний:

1. Эффективность работы любого руководителя, его квалификация и конкурентоспособность определяются способностью ставить и добиваться поставленных целей. Соответственно, если целей нет, то оценка строится на субъективных факторах.

2. Чем выше квалификация руководителя, тем легче и проще достигаются поставленные цели. Верно и обратное утверждение: если что-то дается вам с большим трудом, требует массы усилий, то, скорее всего, вы пока просто не умеете хорошо это делать[10].

3. Цели должны быть развивающими, то есть выше, чем те возможности, которые есть в настоящее время.

4. Для оценки работы руководителя важна степень достижения цели. Понятно, что если вы добились цели на 90 % (зарплата через пять лет стала не 75, а, например, 70 тыс. руб.), то вас можно считать достаточно квалифицированным управленцем. А если рост зарплаты проходил исключительно в соответствии с инфляционными процессами, то как управленец вы не состоялись.

5. Процесс целеполагания непрерывен. После достижения одной цели ставится следующая. И здесь на первый план выходит проблема самомотивации. Хотя на самом деле никакой проблемы нет, если вы занимаетесь тем, что вам действительно нравится.

Далее раскроем более подробно процесс достижения целей.

Основные функции управления

Достижение любой цели требует выполнения ряда основных управленческих функций[11], перечисленных на рисунке 7. Особо подчеркнем, что речь идет о функциях, а не о структуре системы управления, так как управленец любого уровня обязан лично реализовывать все перечисленные функции.

Рис. 7. Основные управленческие функции


Чтобы читатель мог соотнести то, что он понимает, например, под планированием, с точкой зрения авторов, дадим определения указанных функций[12].


Прогноз [гр. prognosis] – научно обоснованная гипотеза о возможных будущих состояниях объекта управления, об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Прогнозирование – деятельность по составлению прогнозов на основе накопленного опыта и текущих предположений относительно будущего объекта управления.

План [от лат. planus – плоский, ровный] – намеченный на определенный период времени перечень работ с четкими указаниями: а) их целей, содержания и ожидаемых результатов; б) объемов, методов, последовательности и сроков выполнения; в) необходимых ресурсов. Планирование – деятельность по разработке планов, определяющих будущее состояние объекта управления.

Организация [фр. organization] – назначение ответственных за выполнение задач, определенных в процессе планирования. Наделение их необходимыми властными полномочиями, в первую очередь в вопросах распоряжения ресурсами. Подбор конкретных исполнителей и распределение задач между ними. Создание организационной структуры, призванной воплотить в действие то, что было запланировано.

Координация [лат. co(n) – с, вместе + ordination – расположение в порядке] – согласование, приведение в порядок, в соответствие действий и отношений между не подчиненными друг другу субъектами управления. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организации.

Мотивация – выбор и применение методов воздействия на исполнителей, а также создание условий, при которых они будут заинтересованы в достижении целей организации. Система мотивации определяется тремя основными факторами: а) системой вознаграждения и условиями труда; б) способностями и квалификацией руководителей; в) наличием у исполнителей собственных целей, которых они стремятся достичь в ходе работы в данной организации.

Учет – измерение и регистрация количественных и качественных параметров функционирования и развития объекта управления (ОУ). Система учета должна обеспечивать получение достоверной, объективной, полной и актуальной информации об ОУ.

Контроль [фр. controle] – система наблюдений и проверки соответствия процессов функционирования и развития управляемого объекта принятым решениям, выявление отклонений фактического состояния объекта управления от планового и выяснение причин возникших отклонений.

Регулирование [лат. regulare – приводить в порядок] – обеспечение функционирования и развития управляемых объектов в рамках заданных параметров.

Анализ [от гр. analisis – разложение, расчленение] – разбор, разложение на составные части полученных результатов функционирования и развития объекта управления, выявление и исследование причин допущенных ошибок.

Оценка – процедура определения уровня и значения полученных результатов функционирования и развития ОУ, фиксация и формализация положительного и отрицательного опыта, полученного в ходе реализации управленческого цикла.

Особо отметим роль прогнозов для целей управления. Прогнозы относятся к изменениям внешней среды человека или компании. О структуре внешней среды мы будем говорить ниже, а сейчас обратим внимание на важную деталь. Прогнозы (сценарии) составляются для того, чтобы на их основе формировать планы действий. Поэтому при разработке сценариев принципиально важна вариантность. А далее для каждого варианта составляется план действий. Обычно бывает достаточно 3–5 планов, отвечающих на вопрос: что вы лично будете делать, если ситуация:

• будет развиваться так, как она развивалась ранее (экстраполяция трендов);

• незначительно ухудшится;

• незначительно улучшится;

• значительно улучшится;

• значительно ухудшится.

На рисунке эта ситуация рассмотрена на примере доходов (рис. 8).

Рис. 8. Подходы к разработке сценариев развития ситуации


А теперь ответьте честно. В какой ситуации вы начнете активно действовать и, мало того, – действовать по-другому, не так, как вы действовали до этого? Скорее всего, только в кризисной. Так как в других случаях мешает лень. Ну, действительно, кто из нас кардинально изменит свои привычки, если доходы упадут на 10 %[13]. Отсюда важный вывод: кризисов не надо бояться, более того, если их долго нет, то их нужно создавать себе самостоятельно, помещать себя «в зону смерти» – это один из возможных и наиболее сильных стимуляторов развития. В ситуации, указанной на рисунке, оптимистический сценарий также может рассматриваться в качестве кризисного, когда вы сознательно ставите перед собой цель значительно повысить динамику роста ваших доходов. Говорите себе, что дальше так продолжаться не может, надо разработать план по значительному изменению ситуации. Это тоже кризис – кризис мышления. Например, практически каждый взрослый человек, живущий в России, может ответить на вопрос: что нужно делать, чтобы зарабатывать 5 тыс. руб. в месяц? Намного меньше людей знают, как зарабатывать 50 тыс. руб. в месяц. Что делать, чтобы доход был 500 и более тыс. руб. в месяц, – знают единицы.

Далее следует очень важная часть книги, от понимания которой зависит, насколько эффективно вы сможете строить системы управления, обеспечивающие достижение ваших целей. Здесь уместно сравнение с умением водить автомобиль. Представьте – вам нужно проехать на автомобиле из пункта А в пункт Б. Вы в первый раз сели за руль. Как будет выглядеть траектория вашего движения? Скорее всего, вы даже не сможете тронуться с места. Если вы после нескольких попыток научились трогаться, то дальше вы, по всей вероятности, попадете в канаву. Что такое канава для человека? Для предприятия? Для страны? Это как раз и есть те кризисы, о которых мы говорим. Теперь представьте, что вы опытный водитель. Вы быстро и уверенно двигаетесь к цели с минимальными затратами и получая удовольствие от процесса вождения. Все, что вы делаете, это небольшие регулирующие действия рулем и педалями. Вы умеете управлять движением автомобиля. Управлять, кстати, можно только движущимися объектами! Еще один важный момент. Когда вы начинаете поворачивать руль? Это происходит в тот момент, когда вы видите, что едете не туда. То есть вы видите, что ошибаетесь. Отсюда вывод: движение вперед состоит из череды постоянно исправляемых ошибок. Вы движетесь от ошибки к ошибке.

Возвращаемся к канаве – кризису. Что нужно, чтобы вовремя заметить канаву (кризис)? Надо внимательно смотреть на дорогу и иметь чистое ветровое стекло (анализ тенденций и изучение фактов). А если канава «появится» неожиданно? Нужно иметь хорошую и точную реакцию, которая нарабатывается опытом. Что делать, если в канаву вы все-таки попали, да еще и на большой скорости? Неплохо, чтобы в это время вы находились в надежном и безопасном автомобиле – требуется обладать мощным экономическим потенциалом как совокупностью ресурсов и возможностей[14].

Поскольку функции управления образуют систему, эффективность ее работы по аналогии с расчетом коэффициента полезного действия (КПД) в технических системах будет определяться произведением эффективности выполнения каждой из функций.

Ввиду важности проведенной аналогии, определяющей дальнейшую логику работы, сравним определения КПД и коэффициента эффективности, используемого в экономике.

Коэффициент полезного действия – характеристика эффективности системы (устройства, машины) в отношении преобразования или передачи энергии; определяется отношением полезно использованной энергии к суммарному количеству энергии, полученному системой. Из-за неизбежных потерь энергии на трение, на нагревание окружающих тел и т. п. КПД всегда меньше единицы. Соответственно этому он выражается в долях затрачиваемой энергии, т. е. в виде правильной дроби или в процентах, и является безразмерной величиной.

Конец ознакомительного фрагмента.