Вы здесь

Стратегическое управление жизнью: советы менеджера. Введение (К. А. Задумкин, 2009)

Введение

Большинство людей скорее умрут, чем станут думать.

Многие так и делают.

Бертран Рассел.

Кризис далек от завершения…

Из послания Президента РФ Д.А. Медведева (05.11.2008.).

Современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако при существующем социально-экономическом устройстве общества долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Подъемы и спады уровней экономической активности, следующие один за другим, принято называть деловым или экономическим циклом.

Цикличность, в том числе и экономического характера, можно встретить всюду – даже в нашей обычной жизни, карьере происходит то подъем, то спад. А наступление дня и ночи, смена времен года? Вся Вселенная живет по закону цикличности. Термин «цикл» в биологии и других науках применяется для обозначения таких событий, которые постоянно повторяются, но не обязательно в одинаковой степени.

Экономика тоже имеет свойство развиваться циклически: у нее есть свои кризисы, подъемы, «бумы». Возможные причины этого явления освещены в трудах Н. Кондратьева, К. Маркса, А. Пигу, Й. Шумпетера и многих других.

Повышенный интерес к теме кризиса – отражение сегодняшнего состояния мировой экономики. Извлечь урок из любого, даже негативного, опыта преодоления кризиса – вот важная задача, стоящая перед современными экономистами и финансистами, благо история дает достаточно материала для изучения. В то же время с позиции конкретного человека или небольшого предприятия кризис представляет собой серьезную угрозу; он ставит совершенно новые задачи, требуя подходов и действий, отличных от применявшихся ранее. Он заставляет по-другому думать. Тот, кто проигнорирует его требования, будет вынужден покинуть рынок.

В настоящей книге сделана попытка вооружить заинтересованного читателя современной методологией для выработки стратегии собственного развития в условиях кризиса. При этом автор полагает, что субъекты микроэкономики могут активно противостоять макроэкономическому окружению и таким образом способны избежать негативного воздействия кризисного состояния макроэкономической среды. На первый взгляд подобное утверждение выглядит достаточно спорным, однако изначально присущая рыночной экономике неоднородность (технологическая, географическая, социальная, отраслевая и др.), а также опыт многих компаний и организаций как в России (вспомним кризис 1998 года и последовавший за ним рост), так и за рубежом подтверждают правоту сделанного предположения.