Этапы и инструменты стратегического анализа
Стратегический анализ – это оценка возможных решений организации по какому-то вопросу. Это первый шаг для составления стратегического плана. Но нет четкого разграничения в количестве его этапов. С одной стороны, возможен вариант, когда стратегический анализ состоит из двух этапов.
1. Внутренний анализ, т. е. исследование внутренней среды организации. Цель данной части стратегического анализа состоит в том, чтобы познать сильные и слабые стороны своей компании. Это возможно лишь после тщательного исследования структуры и внутренних процессов компании.
2. Внешний анализ, т. е. исследование внешней среды организации. К этому окружению можно отнести как конкурентов, так и Госдуму. Поскольку принятое Думой новое решение может очень сильно сказаться на развитии бизнеса в какой-либо области.
Хотя возможно представить его в виде четырех этапов.
1. Подробный анализ миссии и целей организации.
2. Полный анализ внутренней среды организации.
3. Полный анализ внешней среды организации.
4. Получение полной картины от проведенных анализов в целом.
Инструментами стратегического анализа принято называть:
1) модель производственно-хозяйственной системы фирмы;
2) модель системы стратегического управления;
3) «Дерево цели»;
4) схема жизненного цикла изделия;
5) схема жизненного цикла товаров, которые производит организация;
6) схема жизненного цикла технологий, применяемых в организации;
7) схема жизненного цикла самой организации;
8) схема жизненного цикла отрасли, в которой работает организация;
9) схема «Бизнес-процедур продуктов»;
10) выделение стратегических хозяйственных центров. К ним относятся такие, как бизнес-единицы и стратегические производственные единицы:
1) график Портера «рентабельность – доля рынка»;
2) кривая обучения;
3) анализ «поля сил» по Ансоффу;
4) СТЭП-анализ;
5) стратегические зоны Ансоффа;
6) контактные аудитории Котлера;
7) концепция движущих сил;
8) 5 конкурентных сил Портера;
9) ключевые факторы успеха предприятия;
10) матрица «продукт-рынок».
11) матрица, составленная Бостонской Консалтинговой группой;
12) матрица, созданная компаниями «Дженерал Электрик» и «МакКинси». Данная матрица выражает конкурентный статус фирмы и привлекательность рынка;
13) СВОТ-анализ, т. е. анализ таких сторон, как сила, слабые стороны, возможности, угрозы;
14) матрица «покупатель-продавец»;
15) матрица «жизненный цикл отрасли – конкурентные преимущества отрасли».