Классификация стратегий предприятия
Классифицировать стратегии принято по уровням их разработки:
1) уровень корпорации;
2) уровень СЗХ (отделений);
3) функциональный уровень;
4) оперативный уровень.
Каждому из этих классов присущи свои особенности.
Уровень корпорации – к этому классу относят весь бизнес целиком, который может состоять из группы предприятий, холдинга, концерна, корпорации, а может быть и отдельной организацией. За принятие корпоративной стратегии отвечает исполнительный директор.
Корпоративная, так называемая портфельная стратегия – это стратегия, которой должны придерживаться все предприятия данной корпорации. Такую стратегию принято относить к самым сложным видам. Корпоративная стратегия может включать в себя следующие пункты.
1. Распределение ресурсов между всеми секторами корпорации.
2. Диверсификация производства для того, чтобы снизить возможные потери или получить большую прибыль.
3. Смена структуры предприятия.
4. Возможность синергии, т. е. продажи или слияния.
5. Вхождение в какие-либо интеграционные структуры.
Каждое из предприятий вырабатывает свою стратегию поведения на рынке, поскольку отвечает чаще всего за один сегмент рынка. Для уровня СХЗ характерны следующие черты.
1. Постоянные клиенты и заказчики.
2. Самостоятельность по выбору осуществления производственно-сбытовой деятельности и материально-техническому снабжению.
3. Оценка на основе убыток-прибыль.
Именно на уровне отделов вырабатывается бизнес-стратегия, которая позволяет выполнять долгосрочные цели этого предприятия. На основе этой стратегии формируются бизнес-планы предприятия.
Функциональный уровень – это уровень подразделений (отделов) одного предприятия. Стратегии этого уровня вырабатываются на основе портфельной стратегии и стратегии бизнес-единицы. На этом уровне за выбор и принятие стратегии отвечает менеджер. К целям данного класса стратегий можно отнести.
1. Распределение ресурсов подразделения.
2. Выработку более эффективного поведения в уже существующей общей стратегии предприятия.
Оперативный уровень – это уровень региональных филиалов. За разработку стратегии в данном классе отвечают менеджеры низшего звена. На данном уровне приходится разрабатывать более узкопрофильную стратегию предприятия исходя из предпочтений конечных покупателей.
Для наилучшего результата все классы стратегий должны быть согласованы, чтобы не получилась картина: лебедь, рак да щука. Если руководство не определит цели, то менеджеры вряд ли что смогут спланировать из-за отсутствия четких целей, а это в свою очередь может привести к полному краху даже преуспевающую сегодня компанию.