Вы здесь

Стратегический менеджмент. Шпаргалка. Принцип SMART (Т. А. Лейни, 2009)

Принцип SMART

Принцип SMART – это международный принцип постановки и формирования целей для любой организации. Существует множество вариантов расшифровки данной аббревиатуры.

В переводе с английского языка на русский язык слово «SMART» звучит приблизительно как умелый и проницательный человек. Но в контексте стратегического менеджмента данное слово принято рассматривать как аббревиатуру, состоящую из следующих пунктов.

1. S – конкретность, значительность (specific). Цель организации должна быть четкой и лаконичной. Она должна одинаково восприниматься всеми сотрудниками компании, не создавая ни у кого возможности интерпретировать ее по своему желанию. Это дает возможность получения наилучшего результата от планов организации.

2. M – измеримость, значимость, мотивирующая (measurable). Данную цель всегда можно измерить. Результаты этой цели всегда возможно увидеть не только на последнем этапе. Ее результаты будут видны на каждом из этапов по мере приближения к выполнению цели. Достижение такой цели всегда должно быть мотивирующим для сотрудников компании.

3. A – достижимость, согласованность, ориентированность на какие-либо точные действия (achievable). Должна существовать адекватная оценка ситуации, которая опирается на имеющиеся ресурсы организации.

4. R – уместность, реалистичность, полезность, нацеленность на получение конкретного результата (relevant). Каждая цель, поставленная перед организацией, должна быть достижима и уместна на данном этапе развития организации. При этом она не должна мешать достижению каких-либо других целей организации.

5. T – согласованность по времени, своевременность, определенность периода, отслеживаемая (timed). Тот момент, к которому цель должна быть достигнута, является одним из самых важных моментов в постановке любой цели как для организации, так и для каждого человека. Для наилучшей работы организации цель всегда должна быть своевременной, а не запаздывать. Чтобы понять, сможет ли компания достигнуть своих целей и миссии, достаточно проанализировать ее долгосрочный план по следующим параметрам.

1. Насколько четко и конкретно поставлена задача компании по данному проекту для каждых из ее отделов или отраслей.

2. Насколько данная цель или миссия достижимы для компании на нынешнем этапе ее развития. Это возможно на основе четкого анализа тех ресурсов, которыми обладает организация на данный момент.

3. Насколько уместны эти цели и миссии данной компании для какого-либо определенного этапа ее деятельности.

4. Насколько то, к чему стремится компания, актуально нынешнему моменту (т. е. цель согласована по времени).

Если каждая из данных характеристик присутствует в стратегическом плане организации, то значит, что уже следует просчитывать стратегию достижения целей и миссии вашей организации.