Вы здесь

Стратегические секреты консультанта. Часть 3. Серия «Русский менеджмент». Глава 2. Как подготовить консультанта по теме стратегического менеджмента (Владимир Токарев)

Глава 2. Как подготовить консультанта по теме стратегического менеджмента

Ниже представлена книга, посвященная подготовки консультантов по управлению, изданная в 2002 году. Она была издана мизерным тиражом на CD (как часть более крупного проекта – электронного консультанта «Русский менеджмент», позволяющего самостоятельно разработать стратегию компании) при поддержке швейцарского фонда SC.

Я решил практически ничего в этой книге не менять, а желаемые изменения представить в форме ответов на вопросы любознательного генерального директора.

Как стать квалифицированным менеджером

Министерство образования Российской Федерации, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, Бизнес-школа при УИЦ НГЛУ, Консультационный центр «Русский менеджмент»


а также о том, как эффективно учиться, как написать введение, как повысить результативность работы, как развить свою память


Дополнительное образование в области

управленческого консультирования


Учебное пособие


Нижний Новгород 2002


Вступление

В первый год работы преподавателем у меня возникли серьезные разногласия с руководством по поводу применяемой технологии обучения менеджменту студентов младших курсов. Настолько серьезные, что мне даже пришлось сменить место работы, чтобы иметь возможность продолжать доказывать свою точку зрения.

Я полагаю, что деловые игры, которые могут быть эффективны в зарубежном вузе, скорее заводят российских студентов в заблуждение относительно тех проблем, с которыми им придется столкнуться на российских предприятиях. Поэтому уверен, что уже с первых лет учебы наших студентов следует привлекать к работе в реальных условиях, применяя при этом принципиально новые образовательные технологии.

Наш спор еще не закончился, он просто перешел в новую стадию – в практическую.


ПРЕДИСЛОВИЕ: какую практическую пользу получит читатель данной книги?

Эта книга предназначена не только для тех, кто решил связать свою карьеру с управленческим консультированием. Она полезна студентам и даже преподавателям вузов экономических факультетов и отделений, а также практикующим менеджерам, являясь одновременно учебным, методическим и научным пособием.

И хотя выделить в чистом виде методическую или учебную составляющую крайне сложно, отметим те параграфы книги, которые в большей мере можно отнести к соответствующему разделу.


Польза методического характера


Центральным звеном в методическом плане выступает, несомненно, программа подготовки менеджеров управленческому консультированию, представленная в пособии. Она включает в себя развернутый учебный и тематический планы, а также учебные программы. На практике чаще всего слушатель знает только название специальности, по которой он проходит подготовку, при некоторых усилиях он может познакомиться с учебным планом. Однако учебные программы, разрабатываемые соответствующими кафедрами вуза, обычно остаются ему недоступны, о них можно лишь догадываться из содержания экзаменационных вопросов. Конечно, это не правильно, мы хотим подать пример другим, предлагая развернутое содержание всех учебных программ задолго до начала их чтения в классе.

К методическим относятся также разделы, посвященные тому, как написать введение к реферату, курсовой или дипломной работе, как повысить эффективность работы над самостоятельной письменной работой, как развить свою память, а также представленный в заключении книги образец выводов к дипломной работе.

Для преподавателей (в качестве таковых выступают и сами слушатели представленной программы, когда они изучают второй модуль программы подготовки консультантов) большое методическое значение имеют пожелания студентов педагогам, читающим курс. Опыт автора показывает, что такого рода материалы встречаются в литературе крайне редко, хотя они крайне полезны, поскольку обеспечивают обратную связь со слушателями.


Польза учебных материалов


К учебным материалам в данном пособии следует отнести большую часть статей, предваряющих соответствующие учебные программы. Еще памятно то недавнее время, когда в учебниках «советского типа» материал излагался хотя и системно, но крайне скучно. Западные книги в этом плане значительно отличаются в положительную сторону. Первое знакомство с ними показало, что, оказывается, даже самый скучный предмет можно сделать интересным, а интерес к предмету – это мотивация слушателей — важнейшая составляющая любого обучения. В учебниках по теории менеджмента западных авторов это достигается формой изложения материала, многочисленными примерами, которые часто даются в виде врезок, касающихся изучаемого раздела (см. например М. Мескон и др. Основы менеджмента, М.: Дело, 1992, где по ходу повествования авторы сделали многочисленные врезки описания реальных примеров управления бизнесом).

К врезкам, иллюстрирующим ту или иную дисциплину или ее важность для подготовки консультантов по управлению, относятся материал Феномен филологического факультета, доказывающий, что менеджмент нужен и в образовании, параграф, статьи Моя вторая карьера и Внимание! «Марокканские студенты!» и др.


Конечно, в небольшом пособии невозможно изложить все важнейшие темы достаточно большого количества предметов по предлагаемой программе подготовки консультантов по управлению. Однако это и не нужно, поскольку практически по каждому изучаемому предмету имеется исчерпывающая учебная литература высокого качества.


Научная новизна


Принципиально новые материалы, представленные в данной книге, позволяют отнести ее и к научному изданию. К ним относятся материалы концептуального характера.

В первую очередь, это статьи Профессиональные навыки менеджера («обогащенный самоменеджмент») и Гипотеза о парадигме управления XXI века, впервые опубликованные в международном журнале «Проблемы теории и практики управления», в которых представлены новый взгляд на сущность самоменеджмента и новая концепция управления персоналом.

Новым является и взгляд автора на роль и значение самоменеджмента в подготовке менеджеров, а также гипотеза о том, что самоменеджмент может выступать и как специальная область управленческого консультирования.

Надеюсь также, что авторский взгляд на управленческое консультирование как на эффективный метод обучения искусству управлению в современной России, представленный в введении к книге (Проблемы подготовки менеджменту в России и их решение), даже если не будет безоговорочно принят научным сообществом, в то же время не оставит читателя равнодушным.

Вместо введения – проблемы подготовки менеджменту в России и их решение

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»

Типичное заблуждение: «Главное – это получить хорошую теоретическую подготовку в университете, а практический опыт можно без труда приобрести уже на практике во время непосредственной работы на предприятии». Если в отношении большинства специальностей это, быть может, справедливо, то в отношении специальности «Менеджмент» это глубокое заблуждение.

Получив в свое время хорошую базовую подготовку в классическом университете в области физики, я попал на одно из предприятий, где, фактически, и обучался практической работе в области физики полупроводников, смело опираясь на теоретическую базу, полученную за студенческой партой. При этом я не помню, чтобы, работая по специальности, я обращался к университетским лекциям. В большинстве случаев так и происходит реальная подготовка специалистов любого (не только технического) вуза и в настоящее время. Базовое образование должно быть хорошим, и даже работа не по специальности – это не та проблема, которой следует бояться. Уже позже, самостоятельно осваивая менеджмент и маркетинг, я, как и раньше, лишь опирался на главное качество, которое мне дал университет, – «умение учиться». Хороший вуз дает это умение, если не дает – это плохой вуз.

Когда выпускник попадает на предприятие, он приобретает практические знания и навыки по своей профессии от тех, кто уже на этом предприятии (или по этой специальности) давно работает. «Правильность» того, что делается в организации, проверена временем. Поэтому на первом этапе новичок получает практические знания от своих старших коллег, затем сам вкладывается в развитие предприятия, а впоследствии начинает передавать свой бесценный опыт другим.

А какова сегодня ситуация с выпускниками, получающими специальность «менеджер»?


Ситуация №1 – «стандартная»

Это когда никакого представления о современном управлении на предприятии нет и никогда не было. Выпускнику вуза учиться практике правильного управления не у кого. А применить знания, полученные в вузе, из-за их огромного отрыва от реальной действительности просто невозможно. И тогда выпускник начинает работать как все – пользуясь советскими представлениями о том, что такое нормальное управление, быстро утрачивая те чисто теоретические знания, которые он, от сессии до сессии, зазубривал в институте.

Некоторые вузы (в первую очередь, технические) по-своему решили эту проблему. Они стали отталкиваться от концепции, что просто менеджмента и, соответственно, менеджеров, не существует. А может быть «менеджер в автомобилестроении», «менеджмент в образовании» и т. д. Мнение, что просто менеджмент – это не есть профессия, глубоко ошибочно. Что касается «менеджера в чем-то» (мне довольно часто приходилось встречаться с такими специалистами), то это такой специалист, который получает обзорные знания как в технической специальности (например, в строительстве), так и в области управления, то есть типичный дилетант.


Ситуация №2 – руководитель фирмы сам обучался менеджменту

Это такая ситуация, когда «молодым специалистом по менеджменту» является сам руководитель. Он осваивает теорию управления чаще всего в форме вечерне-заочного обучения или же по сокращенной программе. После получения соответствующего диплома (например, диплома MBA, может быть, даже международного образца) дипломированный менеджер-руководитель владеет теорией менеджмента лишь на уровне знания терминологии. У него было маловато времени на само обучение, а огромный воз текущей работы не позволил серьезно переосмыслить те методы управления, которые, по старинке, продолжают применяться на его предприятии. Попав к такому руководителю, выпускник-менеджер, как и в первом случае, оказывается в ситуации отсутствия практики правильного управления. На одном из крупных предприятий нашего региона я видел большое количество повсюду развешанных плакатов с миссией этого предприятия, которые никто не читает. Это как раз из таких примеров, которым не следует подражать.

– А как же президентская программа «Кадры XXI века»? – спросит читатель?

Уверяю Вас, она ничем не отличается от обычного вузовского образования (не хуже, но и не лучше). Если через эту программу пройдут не тысячи, а даже сотни тысяч человек, абсолютно ничего в нашей стране не изменится. И дело тут не в программе обучения или уровне подготовки преподавателей (они могут быть самые лучшие в стране), а в отсутствии базы, где полученные управленческие знания можно реально апробировать на практике. Побывав за границей и увидев чудеса западного управления, эти «кадры XXI века» (я лично беседовал с целым рядов выпускников) работают на своих предприятиях абсолютно так же, как и до прохождения этой короткой программы переподготовки.

Если, например, эту программу освоил с Горьковского автозавода специалист, то с ним произойдет то, что описано в ситуации №1, а если это обучение пройдет сам президент ГАЗа, то смотри ситуацию №2.

Почти постоянно в научных кругах идут разговоры о специфической ситуации в России и, следовательно, вытекающей из этого необходимости искать свой путь развития. Автор категорически не согласен с такой точкой зрения. Однако, в области подготовки менеджеров в России действительно имеется своя специфика.


Что же делать?


Чтобы не попасть в тупиковую ситуацию, описанную выше, специалист-менеджер должен обладать не только хорошими теоретическими знаниями в области современного управления, но и понимать, что такого управления в России пока нет.

А поскольку менеджмент – это не только наука, но и искусство, то молодой специалист-менеджер должен владеть технологиями проведения управленческих изменений «во враждебной среде». Однако этому можно научиться только на практике. Именно такой практикой занимаются сегодня все российские консультанты.

Следуя этой концепции, с 1 ноября 2000 года в Бизнес-школе при УИЦ НГЛУ мы начали реализовать пилотный проект по обучению консультационным технологиям студентов, а не практиков со стажем работы.

На Западе, чтобы стать консультантом по управлению, следует походить в стажерах 3—5 лет. И это, желательно, уже после приобретения практического опыта работы на предприятии в качестве руководителя какого-либо звена, лучше среднего. (Фактически, такую школу прошел и я, правда, школу управленца среднего звена я проходил, занимаясь общественной деятельностью без отрыва от основной работы в области физики полупроводников.)

Сейчас, когда у меня за плечами 6 лет работы консультантом по управлению, я понимаю, насколько сложно изменить реальную ситуацию на любом российском предприятии.

Вспоминаю случай, когда я сказал клиенту, что готов снизить свои расценки за консультирование, если руководитель фирмы пойдет на проведение изменений на своем предприятии, которые я предлагал и, он сам понимает, назрели и действительно очень нужны. Это был серьезный и очень экономный клиент. Но, немного подумав, он сказал: «Давай все-таки оставим старые (высокие) расценки ….»

Я придерживаюсь концепции, что «просто менеджмент» – это тоже работа, такая же, как работа врача, сталевара и т. д. и требует глубоких специальных знаний и навыков (это впервые доказали в США Ф. Тейлор, а в России К. Адамецки, увеличив с помощью чисто управленческих действий производительность труда рабочих в 3 – 4 раза).

При организации «Учебного бизнес-центра», который ведет работу по обучению практике консультирования, мы отказались от принципа набора студентов только экономических факультетов или экономических отделений нашего и других вузов. Технология управления нужна в любой сфере деятельности, ее отсутствие и привело нас к технологическому отставанию России практически во всех отраслях.

Мы прекрасно понимаем, что не все наши слушатели станут профессиональными консультантами, да мы такой цели и не ставим.

Однако главные знания и навыки, которые планируется передать участникам проекта, позволят им действительно применить на практике современные знания в области управления. В условиях сегодняшней России это возможно не просто в форме постепенного проведения соответствующих изменений, а с учетом понимания ситуации, что таким изменениям на предприятиях будет оказано самое серьезное сопротивление со стороны всех сил – руководства, персонала и даже факторов внешней среды, поскольку правильного управления никто из противодействующих сил пока не видел.

Реальную ли мы ставим задачу? Да, поскольку собираемся опираться на опыт управленческого консультирования, который в России уже накоплен, благодаря напряженной работе достаточно большого количества настоящих профессионалов.

Если бы мы знали другой вариант решения «специфической управленческой проблемы в России», мы бы с удовольствием к нему обратились, однако о другом варианте пока ничего не слышно. Скорее всего, его просто не существует.

Ниже представлен учебный план программы дополнительного образования в области управленческого консультирования, реализация которого началась в НГЛУ с осени 2000 года.

1. Учебный план

Управленческое консультирование

Цель. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов за счет получения дополнительной профессии консультанта по управлению.

Категория слушателей. Студенты, а также специалисты – выпускники технических и гуманитарных вузов, желающие получить профессию консультанта.

– Срок обучения – 2—3 года (688 часов).

– Режим занятий 2—6 часа в неделю.

– Форма обучения — без отрыва от работы.


Рис. 5. Программа подготовки консультантов по управлению.


Цель первого этапа — знакомство с управленческим консультированием, получение теоретической базы знаний по управлению.


Рис. 6А. Содержание 1 этапа подготовки.


Цель второго этапа – закрепление и углубление полученных знаний, а также приобретение новых навыков, необходимых консультанту в работе.


Рис. 6Б. Содержание 2 этапа подготовки.


Цель заключительного этапа — подготовка итоговой работы (диплома), а также систематизация знаний в области финансов.


Рис. 6В. Содержание 3 этапа подготовки.


ПРИМ. Для выпускников экономических факультетов и отделений допускается сдача экстерном зачета и экзамена по бухучету и управленческому учету и контролю.

При разработке учебных программ, представленных ниже, использовались российские образовательные стандарты (бакалавра, специалиста и магистра) по специальности «Менеджмент». Литература ко всем учебным программам приведена одним списком в конце данного пособия.


Любозн. гендир. – А ты не планировал корректировать свою программу – 15 лет прошло?

Автор – Ты попал в точку. Подготовка консультантов по управлению – это было одно из наших бизнес-направлений. Но в 2004 году я уволился из нижегородского иняза и наша программа бизнес-школы перестала существовать – до лучших времен.

Но лучшие времена могут возникнуть в любой момент, потому нужно быть к ним всегда готовым. Так что буду тебе признателен за вопросы по предметам или другим элементам программы, а я уточню свою позицию на тот или иной предмет на данный момент с учетом изменившегося времени и накопленного опыта.

Что сказать в целом по программе. Если у нас появится партнер в виде учебного заведения, то было бы интересно предложить слушателям не просто программу переподготовки в сфере дополнительного образования, а программу МВА, так как на нее есть спрос. Но по шагам – сначала микро-МВА, затем мини-МВА, а потом уже целиком. Хотя, говорят, что есть даже нано-МВА, это к слову.

2. Менеджмент

Как-то я встретил в американском учебнике по менеджменту редкий пример хорошего управления в России. В этом примере рассказывали об известном глазном хирурге Святославе Федорове, который за счет глубокого разделения труда смог значительно повысить эффективность проведения сложнейших операций.

Я не удивлюсь, если через несколько лет в новой книге американских авторов по менеджменту (а мы все учимся менеджменту у американцев) можно будет прочитать рассказ о декане филологического факультета нашего ИНЯЗА.

Как научиться управлять

или ФЕНОМЕН ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НГЛУ

Несомненно, при выборе учебного заведения важную роль играет возможность хорошо устроиться после окончания вуза, что в немалой степени зависит от престижности вуза и полученной специальности.

Однако, все большее значение для принимающих решение о поступлении в вуз приобретает уровень подготовки на конкретном факультете, который может значительно колебаться даже в пределах одного учебного заведения.

Именно этим можно объяснить повышенный интерес к радиофаку ННГУ и переводческому факультету НГЛУ (он не всегда совпадает с конкурсом, т.к. при выборе факультета абитуриент обязательно учитывает свой шанс на поступление). Особый уровень подготовки подчеркивает и Государственный университет «Высшая школа экономики», филиал которой работает в нашем городе.

В свете сказанного, среди факультетов г. Н. Новгорода начинает особо выделяться филологический факультет НГЛУ, студенты которого уже не первый год показывают блестящие результаты на областной олимпиаде (Биржа плюс карьера, № (109) 13).

Небольшое исследование, проведенное автором с участием студентов отделения международного бизнеса НГЛУ показало, что феномен филологического факультета не случаен и обусловлен в большой мере тремя следующими причинами:

· Своеобразием учебного плана, «заставляющего» студентов упорно трудиться все пять лет.

· Высоким уровнем профессионализма преподавательского состава и положительным взаимодействием студентов и преподавателей на данном факультете. (Речь идет не только о преподавателях филологического факультета, но и всех, кто работает с будущими филологами: когда студент желает серьезно изучать предмет, это «поднимает настроение» любого преподавателя).

· Необычной (с точки зрения обыкновенного студента) студенческой атмосферой, способствующей постоянному стремлению хорошо учиться.

Попробуем проанализировать эти причины с точки зрения современного управления.

Интересно, что при разговоре со студентами, преподавателями и самим деканом Глинских Георгием Васильевичем оказалось, что все они по-разному оценивают важность перечисленных трех фактов.

По мнению декана, наиболее важной причиной, работающей на особое качество образования филфака НГЛУ, является учебный план, обеспечивающий гармоничный синтез различных дисциплин.

Преподаватели отмечали особое значение второй причины.

А студенты объясняли «феномен филологического факультета», в первую очередь, студенческой атмосферой, которая способствует углубленному изучения сложнейшей образовательной программы филфака.

Более глубокое исследование позволило выяснить следующее.

Действительно, учебный план филфака, обеспечивающий изучение одного иностранного языка (ряд студентов изучают и второй иностранный язык в качестве факультатива), литературы (русской и зарубежной) и русского языка (не говоря об общеобразовательных дисциплинах), необычен. Его освоение возможно лишь при постоянной и достаточно интенсивной работе каждого студента и преподавателей. По сути, именно учебный план заставляет студентов постоянно работать над собой.

С точки зрения менеджмента это звучит так: руководство разработало для своих подчиненных напряженный, но исполнимый план. Цель ясна и «ведет в светлое будущее».

Итак, цель разработана и поставлена. А как идет работа по реализации этой цели? Вот что нам рассказала одна из преподавателей факультета. Двум достаточно молодым преподавателям декан поставил задачу разработать программу курса, аналога которому скорее всего нет в России. Работая над задачей, этим преподавателям пришлось перерыть массу литературы. При этом им была дана достаточная свобода и в то же время оговорены конкретные сроки завершения задачи. В ходе работы появилась не только программа но и… два «новых» преподавателя, значительно выросших при выполнении данного задания.

С точки зрения менеджмента это звучит так: подчиненные (в данном случае преподаватели) на факультете мотивированы, в первую очередь, интересом к самой работе. Им поручают сложные задания, заставляющие постоянно развиваться, что создает условия для более полного раскрытия потенциала каждого члена коллектива.

Студенческая атмосфера на факультете – важнейшая составляющая успеха, она обусловлена целым рядом факторов и помимо сложности обучения на факультете. Я не хочу обижать деканов других факультетов, но только от студентов филфака НГЛУ можно услышать такое мнение: «Мы можем зайти в деканат и выпить там чаю». Вы догадываетесь, кто является единственным деканом в ИНЯЗЕ, у кого нет своего кабинета. Может быть частично и по этой причине все студенты и преподаватели души не чают в своем руководителе.

С точки зрения менеджмента это звучит так: руководство понимает, что качество производимого на факультете «продукта» зависит от отношения к работе не только преподавателей, но и самих студентов. Неформальные отношения (особо проявляющиеся при подготовке к Дню филфака, когда студенты могут запросто «выгнать» декана из деканата, чтобы там переодеться) и творческая атмосфера, которые царят на факультете, способствуют формированию необычной, по сути «новой генерации» студентов и специалистов.

В заключение приведу высказывание декана Глинских Г. В. по поводу того, какие требования предъявляются к поступающим на факультет: «Мы не можем предъявлять к абитуриентам какие-то особые требования сверх существующих. Однако, нам конечно хотелось бы видеть среди поступающих людей более раскрепощенных, с творческими способностями в самых разных сферах».

* * *

С моей точки зрения, главная причина феномена филфака объясняется просто хорошим менеджментом.

А с точки зрения теории стратегического маркетинга можно сказать, что филологический факультет НГЛУ обладает сегодня долговременными конкурентными преимуществами, которые позволят ему в ближайшие годы расти и развиваться.

Конец ознакомительного фрагмента.