Книга 5 – описание 5 этапа
Вместо введения – Волшебная таблица качества
Волшебная таблица качества
Управленческий цикл
Начнем с реального примера. Вновь образовавшаяся компания в форме Общества с ограниченной ответственностью ООО «Вымпел» (название изменено) заказывает несколько штампов своего предприятия фирме, специализирующейся на полиграфии и изготовлении штампов. Когда специалист приходит за готовыми штампами, изготовленными, что приятно, в течение оговоренной недели, ему показывают качество оттиска изготовленных штампов с названием новой компании «Вымпел». К качеству оттиска придраться невозможно, но вместо ООО «Вымпел», на бумаге красиво отпечатывается ОАО «Вымпел» – придется ждать еще неделю, когда будет исправлена досадная ошибка.
Алгоритм самого простого типа управления, основанного на контроле, включает себя четыре шага:
Рис. 1. Управленческий цикл, основанный на контроле
Шаг 1 – установление стандартов и допустимых отклонений. Если обратиться к нашему примеру, то стандарт – это описание бизнес-процесса – как должна приниматься, выполняться и проверяться работа по изготовлению штампа.
Шаг 2 – измерение состояния объекта управления. Измерение – это что получается в повседневной практике.
Шаг 3 – сравнение состояния объекта со стандартом. При сравнении смотрим, в первую очередь, выполняется ли стандарт – соблюдается ли описанная технология работы.
Шаг 4 – корректирующие воздействия при необходимости. Про коррекцию мы расскажем ниже.
Волшебная таблица качества
Вы хотите получить быстрый результат в сфере улучшения качеством? Тогда я рекомендую применять управленческий цикл в форме таблицы, где разобран наш пример:
Рис. 2. «Волшебная» таблица качества.
В этой таблице предполагается, что стандарт – как нужно правильно работать, у вас уже есть (его может не быть и тогда нужно будет его написать). В первом столбце фиксируется что произошло (только не наказывайте исполнителя: качество – результат работы менеджмента, а за менеджмент в фирме отвечает один человек – генеральный директор).
Во втором столбце дается информация о том, как устранена неполадка, это обычно на предприятиях (например, там, где производится гарантийный ремонт) выполняется.
Важным является третий столбец – в нем фиксируется анализ причин брака. В нашем примере такой причиной являлось отсутствие порядка, когда подготовленный на компьютере рисунок с текстом, до переноса их на штамп, отправлялся на проверку клиенту.
Самым важным является четвертый столбец – здесь фиксируются организационные меры, реализация которых обеспечит ситуацию, что подобная ошибка повторно не произойдет. Поскольку речь идет о менеджменте, то кроме того что нужно сделать, нужно указать сроки исполнения и ответственного за исполнения намеченного.
ВЫВОДЫ: Вы хотите иметь конкурентное качество? Заведите волшебную таблицу качества.
Риски стратегической экспресс-диагностики
Любозн. гендир – А какое отношение к стратегии имеет работа по улучшению качества?
Автор – Самое прямое. Но нужно пояснить.
Специфика нашей страны на современном этапе такова, что любое применение современного научного управления в любой отрасли или предприятии будет являться предпринимательством – так как пока повсеместно в практике управления используется управление «методом личных проб и ошибок конкретного руководителя».
Предложенное в параграфе «Волшебная таблица качества» является самым простым видом управления, основанным на контроле, оно уже принципиально отличается от нынешней практики управления подавляющим большинством российских предприятий.
Качество продуктов – это всего лишь показатель существующей практики управления.
Поэтому я сильно (и приятно) удивлюсь, если качество вашей продукции лучше западных аналогов. Если этот так – значит ваша компания – это та уникальная фирма в России, у которой менеджмент лучше западного. И не важно, производством ли товаров занимается ваша компания или оказывает неосязаемые услуги.
Если же ваша компания пока еще не входит в редкое число уникальных2 – тогда постановка научного управления, (начиная с управления, основанного на контроле) – должно быть одним из центральных стратегических решений3.
Любозн. гендир – А что на счет рисков?
Автор – Самый большой риск – это риск, связанный с тем, что стратегию компания разработала, но реализовать ее не удалось как раз по причине существующей практики управления.
Поэтому начиная ставить менеджмент с самого простого управления – основанного на контроле, вы снижаете риски.
Но при постановке современного управления менеджмент компании всегда будет встречать сопротивление изменениям. По этой причине управление изменениями – одна из центральных тем данной книги.
1. Как устроен алгоритм разработки стратегии
Стратегическая экспресс-диагностика отличается от полного проекта по разработки стратегии фирмы. Ниже представлен содержание полного проекта:
Содержание всего алгоритма
Введение – «правила игры»
Справка о фирме
· Прошлое
· Настоящее
· Будущее – СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ
1. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА ФИРМЫ
1.1. Анализ организационной структуры
1.2. Анализ функциональных областей
1.3. Анализ сильных и слабых сторон фирмы
2. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: АНАЛИЗ РЫНКА
2.1. Среда косвенного воздействия
2.2. Применение модели М. Портера – пять сил конкуренции
2.3. Анализ конкурентов
2.4. Опасности и возможности во внешней среде
3. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ: SWOT – анализ
4. Разработка долгосрочной стратегии
4.1. Стратегия (корпоративная) развития фирмы
4.2. Стратегия направлений (бизнес-единиц)
4.3. Функциональные стратегии
5. Планы реализации стратегии
5.1. Проект организационной структуры (при необходимости)
5.2. Рекомендации по увеличению спроса
5.3. План мероприятий
6. График работы
Приложения
Понятийный аппарат
Полезный словарь терминов по менеджменту, представленный во всех книгах серии «Русский менеджмент», поможет вам разобраться в лабиринтах особенно важных управленческих понятий и категорий.
А для начала вам представлен мини-словарь терминов по менеджменту, который поможет при разработке стратегии вашей компании. Несколько терминов не являются общеупотребительными, они введены для удобства (такие термины выделены курсивом, жирным шрифтом – общеупотребимые термины).
Бизнес-единица – отдельно управляемое подразделение компании, ответственное за всю деятельность, необходимую для разработки, производства и продажи однотипной продукции (товаров или услуг).
Бизнес-направление – одно из направлений деятельности компании. На Западе чаще всего за бизнес-направление отвечает самостоятельная бизнес-единица.
Внутренний консультант по управлению — специалист фирмы, занимающийся управленческим консультированием предприятия на регулярной основе, входящий в штат фирмы. В данном проекте под внутренним консультантом предполагается специалист, занимающийся проектом по разработке стратегии фирмы.
Главный специалист (проектная группа) /Стратегический директор – специалист фирмы-клиента, которому поручена задача разработки стратегии компании. В качестве Главного специалиста могут выступать или отдельный человек (например, директор) или проектная группа, в состав которой входит руководитель соответствующего выбранного бизнес-направления.
Вторичные источники информации – источники, где представлена нужная информация для ваших целей. Но собиралась эта информация для других целей. Например – публикация в СМИ о ситуации на отраслевом рынке.
Долговременные конкурентные преимущества (SCA) – главная цель стратегических действий на рынке, SCA – то, чем владеет фирма, и что невозможно «отнять» за короткий промежуток времени (имидж, система распределения, качество персонала, доступ к сырью и др.).
Диверсификация – появление у фирмы новых направлений деятельности, ориентированных на новые рынки.
Корневые компетенции (CC) – знания и навыки, приобретенные фирмой, – важная цель стратегических действий на рынке, CC – позволяют ей совершенствовать существующие и разрабатывать и выводить на рынок новые продукты и услуги.
Кривая опыта — модель, объясняющая, что при накоплении опыта фирма неуклонно повышает эффективность производства.
Миссия – главная общая цель предприятия, понимаемая, в первую очередь, как долговременная задача по отличному от конкурентов и желательно лучшему удовлетворению потребностей основных покупателей производимых товаров и услуг.
Ноу-хау консультирования – применяемые консультантом приемы сбора и анализа информации, методики и технология работы, пользуясь которыми можно самостоятельно получить запланированные результаты консультирования.
Первичные источники информации – когда необходимая информация собирается впервые для каких-то целей. Носителем такой информации могут являются специалисты и руководители фирмы, а методы для сбора нужной информации могут быть самые разные – свободное интервью, опрос, анкета.
Позиционирование — создание в сознании потребителей определенного образа (имиджа) товара или фирмы4. Однако, может быть и субъективное позиционирование, например видение образа фирмы в глазах ее учредителей и/или руководителей.
Ресурсная концепция стратегического управления — основана на системе взглядов на управление, согласно которой разработка долговременной программы действий фирмы на рынке начинается не с изучения рынка, а с анализа внутреннего потенциала фирмы (оценки ресурсов и компетенций фирмы), с учетом которого уже затем подбираются наиболее оптимальные рыночные возможности для фирмы
Синергия — реально наблюдаемый эффект, когда элементы системы положительно влияют друг на друга, – эффект, когда «два плюс два больше четырех».
Среда косвенного воздействия — факторы, оказывающие косвенное (не прямое) воздействие на фирму. Принято в качестве элементов этой среды рассматривать политику, экономику, технологию, географию и т. п.
Среда прямого воздействия — факторы, которые непосредственно влияют на деятельность фирмы и сами испытывают прямое воздействие со стороны самой фирмы. Обычно сюда включают конкурентов, потребителей, поставщиков и др.
Конец ознакомительного фрагмента.