Вы здесь

Стратегическая игра. Как провести MARGINGAME. Аудиторная игра. Проведение первой игры (Игорь Пономарев)

Аудиторная игра

Проведение первой игры

Для проведения аудиторной игры вам потребуется:

1. аудитория,

2. участники игры: от 7 до 30+ человек,

3. доска и фломастер,

4. письменные принадлежности для участников,

5. бланки учета активов (по количеству участников),

6. листки для фиксации решений (на каждый гейм),

7. время (от 30 минут до 1,5 часа).


Если в игре принимают участие дети, то предполагается, что они знают, что такое деньги и умеют считать, умножать и складывать. Ведущему важно понимать, какую задачу он ставит перед проведением игры и иметь план (сценарий3) на игру.

Варианты задач на первую игру:

(а) мотивационная: пробудить интерес к экономике;

или (е) увеселительная: получить удовольствие и эмоции.

Форматы игры по участникам: (i) индивидуальная;

Варианты игры по активам: (1) управление одним активом;

Варианты игры по целям: (a) обыграть других по размеру своего актива;

Для первой игры лучше выбрать простой вариант, направленный на пробуждение интереса к экономике и демонстрацию рыночных феноменов. Следует выбрать индивидуальный формат, где каждый из участников управляет одним активом, принимая по ходу игры решения о том, куда инвестировать.

Для «продвинутых» игроков, кто знает принцип «не класть яйца в одну корзину», один актив покажется неправильным началом, и могут возникнуть вопросы и предложения о том, что следует его разделить. Я обычно отвечаю так:

Во-первых, мы играем, и у нас есть преимущество, мы не потеряем деньги, но также есть и некоторые ограничения.

Во-вторых, если вы не знаете, что делать с одним активом, то несколько активов создают иллюзию, что вы знаете, что с ними делать, например, разложить по разным «корзинам».

В-третьих, мы не столько моделируем изменения рынка, сколько вносим изменения в процесс принятия решений: ожидания, решение, результаты и выводы.


Цель игры для каждого из участников простая и очевидная: сохранить и приумножить свой капитал. Но есть элемент «провокации», который вносит условие, что побеждает тот участник, который сможет это сделать лучше всех!


В дальнейшем игра приобретет многоуровневый характер: как и в жизни, в игре будут люди, которые играют в разные игры: одни играют на победу, другие – для удовольствия, третьи – чтобы доказать что-то другим, четвертые проверяют свои идеи и стратегии, пятые играют с правилами, пытаясь нащупать в них брешь, шестые делают собственное открытие и, как правило, рассказывают об этом после игры. В жизни для победы достаточно сохранить свой капитал, и одна из целей финансовой игры – привести участников самостоятельно к этой мысли. Это можно наблюдать, когда участники игры довольствуются вхождением в пятерку победителей или остаются верными своим принципам или выбранной стратегии.


Также хочу отметить, что вариант командной игры идет дольше по времени и сложнее для ведущего. Так в командах возникают споры и появляются самые разные вопросы, порой связанные больше с выяснением отношений, чем с правилами игры и необходимыми действиями. В последующем, когда механика игры станет понятной, можно задействовать командный формат, который дает дополнительную степень свободы и позволяет моделировать самые разные ситуации от процедуры принятия решений в группе до отработки определенных ролей и отношений.

Сценарий

Примем за аксиому, что наличие плана лучше, чем его отсутствие. После 101-й проведенной игры вы сможете импровизировать, но даже при этом лучше всегда иметь некоторый план.

Первое в плане – это тематика игры, задачи, предыстория и интрига. Это может быть соревнование «Лучший инвестор» или «Звездная экономика».

Второе – это сегменты рынка, названия бизнеса и финансовые инструменты, которые представляют собой игровое поле. На поле отражаются не только название сегмента, но и структура конкуренции, а также доходность каждого сегмента по шагам/геймам.

Третье – это количество шагов, геймов или решений, которые участники принимают в ходе игры. Для демонстрационной игры я рекомендую четыре гейма. Этого количества решений достаточно, чтобы понять, догадаться, как надо было принимать решения.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ:

Если игра длится шесть и больше геймов, то с методической точки зрения лучше разделить ее на две части и сделать промежуточный финиш! Важно дать понять участникам, насколько они эффективны в принятии решений, какое место занимают в рейтинге (обычно это ТОП-5), а также внести ясность, как этот результат появился, тогда как четыре хода назад все были в одинаковых условиях. Важно понимать, что это промежуточный результат, а значит, не все еще потеряно. Этот момент также вносит интригу, сможет ли лидер удержать пальму первенства, а главное, что участники понимают, что для того, чтобы улучшить свои результаты надо менять свою стратегию, находить доходные сегменты рынка лучше других.

Четвертое – это изменения, которые могут произойти на рынке в том или ином сегменте. Это может быть появление нового финансового инструмента, выход на IPO компании «Х» или изменение емкости рынка. Доступны и более жесткие форс-мажорные варианты изменения рынка, но это уже для подготовленных участников. Хотя в реальной жизни банкротство компании, которая управляла активами, – привычное дело для недобросовестных, мошеннических организаций.

Пятое – это результаты и обсуждение, которое последует после их объявления. Это всегда выводы, которые следуют за результатами. «Да, вы нашли победителя, и это означает, что…», или: «Лидеру не удалось удержаться даже в пятерке. И…». Важно, чтобы участники высказались и обсудили полученные результаты, их значение и сделали для себя определенные выводы.

Шестое – это отзывы. Следует стереть с доски, сложить свои материалы и сделать отметки на будущее, проанализировать, что получилось, где была заминка, а что можно попробовать в следующий раз.

Седьмое – это разместить результаты игры, фотографии и отзывы участников в сеть с хэштегом #MARGINGAME


Пример первого сценария «Управление активами»

Легенда: участники управляют активами. У каждого на руках один актив. Перед участниками игровое поле из четырех сегментов/финансовых инструментов:

1) Голубые фишки – ГАЗПРОМ (акции);

2) Акции компании «Вымпелком»;

3) Инвестиции в нанотехнологии – «Нанотех»;

4) Депозит в банке – «Банк».


Наличие в игровом поле сегмента «Банк» облегчает вхождение участников игры в процесс инвестиций. И здесь участникам можно сказать: «Если вы не знаете, куда инвестировать, кладите деньги в банк!» Это правило работает и в игре, и в жизни. Если вы не знаете, как работает рынок, как ведет себя та или иная ценная бумага или финансовый инструмент, то не стоит с ней делать какие-либо операции, лучше не рисковать, а положить деньги в банк.


Первый ход самый сложный и долгий. У участников возникает масса вопросов: «Куда инвестировать?», Как ведет себя рынок?», «Что означают цифры на доске?» и т. д. Это закономерно, так как у них нет никаких данных, а у финансовых инструментов нет истории. В этом случае наличие сегмента «Банк» является выходом. Если участники не хотят рисковать своим капиталом, то они могут без риска, но с минимальным доходом разместить свой капитал в банке. Те, кто рискуют, должны быть готовы ощутить и принять последствия принятого решения.

Я не смогу вам сказать, какой вариант правильный, так как особенности игры MARGINGAME заключаются в том, что правильного решения либо нет, либо оно зависит от конкретной игры, от сценария, стартовых условий, но также важно настроение участников. Доходность ваших инвестиций в MARGINGAME определяет не алгоритм, не «черный ящик», не решение правительства и не ведущий, а рынок, т.е. совокупность решений всех участников игры.

Начало

Перед началом игры вам необходимо:

1. представиться и познакомиться с участниками;

2. рассказать участникам о том, что их ожидает;

3. раздать необходимые для игры артефакты;

4. кратко сказать о правиле – «слушать ведущего»;

5. напомнить о действиях, победе и призах;

6. нарисовать и объяснить сегменты финансового рынка;

7. ответить на возможные вопросы;

8. немного о регламенте и времени на принятие решения;

9. дать отбивку начала игры MARGINGAME!


О подготовительной работе, которая выполняется перед игрой, а также подготовке аудитории и приеме участников вы можете узнать в бизнес-версии правил под названием «Стратегический тренинг».


Краткое объяснение действий в самом начале игры:

1. представиться и познакомиться – это действия для разогрева ведущего, аудитории, получение обратной связи. Здесь нужно почувствовать аудиторию и немного ее «расшатать», дать понять, что они главные участники.

2. рассказать и сформировать правильные ожидания, которые связаны с погружением участников в магию игры. Это нереально, но факт: каждый станет управляющим активом, проживет несколько финансовых раундов, увидит последствия принятых решений и свое будущее, почувствует и станет частью невидимой руки рынка!

3. артефакты для игры простые:

А) Бланк учета актива раздается каждому (или на команду) в соответствии с тем количеством активов, которые находятся в управлении. Бланк – это аналог записи на банковском счете.

Б) Информационный лист для дублирования решений – это аналог информационной системы, которая передает инвестиционные решения в расчетный центр. Информационный лист раздается по количеству бланков.

Раздавая активы и информационный лист, следует просить участников подписать их своим именем (или никнеймом), тем самым зафиксировать право владения активом. Для команды – написать название команды, это включит процесс обсуждения. Если активов несколько, то каждый из активов надо подписать и пронумеровать 1,2,3,…,N.

4. рассказать о правиле «слушать ведущего». Это означает, что участникам можно выдать буклет с правилами, но правила игры простые, поэтому достаточно внимательно слушать ведущего, а при необходимости задавать вопросы. И вот об этом необходимо сказать!

5. участникам в игре предстоят простые действия. Каждому нужно принять решение относительно того, куда он будет инвестировать свой актив. Один актив – одно решение и один сегмент, куда этот актив будет инвестирован. Для принятия решения участник должен на бланке учета активов в колонке «решение» записать название сегмента, куда он инвестирует данный актив и продублировать это решение в информационном листе. После чего необходимо передать ведущему или его помощникам листок с номером хода и решением. После раздачи активов наступает момент знакомства с рынком, сегментами и финансовыми инструментами.

6. можно нарисовать сегменты на доске, а можно выдать рынок на проекторе. Возможны два варианта: первый, когда сегменты уже определены по сценарию или второй, когда сегменты появляются на доске в ходе импровизации и общения у участниками игры. Я предпочитаю доску, так как здесь больше вовлечения участников, а также понимания, что интересно. Можно задавать наводящие или направляющие вопросы, можно предлагать на выбор инструменты. Также я рекомендую на первых порах вводить в игру такой сегмент как «Банк» с гарантированной доходностью, чтобы снять сложности участников с пониманием рынка на первом гейме.

На просьбу участников, которые хотят полной определенности, знаний результатов своих действий, и которые часто спрашивают: «Я не понимаю, объясните», – можно ответить: «На финансовых рынках, как и в ядерной физике, существует принцип неопределенности, пока вы не сделаете шаг, вы не узнаете что произойдет», или «Если бы все понимали, что происходит на финансовом рынке, то мы бы не знали, что такое кризис». Другой вариант объяснения: «Вы пришли учиться, поэтому положите пока деньги в банк, и когда вам станет понятно, как работает рынок, воспользуйтесь ими», или «Возьмите на себя ответственность, и попробуйте научиться на своих ошибках».

7. обязательно возьмите паузу, остановитесь и послушайте аудиторию. Задайте вопрос: Все ли понятно? Вы готовы? Есть ли какие-либо вопросы? Послушайте вопросы, прокомментируйте и дайте ответ. Важно, чтобы участники ощущали стартовые условия и понимание происходящего.

Варианты вопросов и ответов:

«А у меня нет…?» – раздайте!

«Я не понимаю…?» – объясните!

«Что мне делать?» – «принимайте решения!»,

«Как мне заполнить бланк?» – подойдите и покажите пример,

если надо, то подойдите, спросите, проверьте!

8. немного напомните о регламенте, что первый ход самый сложный, полная неопределенность, которая возникает, когда делаешь что-то в первый раз! К этому нельзя подготовиться и поэтому первый ход займет больше времени, чем остальные. Последующие шаги, когда участники поймут механику принятия решений, получат информацию по рынку и почувствуют последствия решений на размере своего актива, пойдут быстрее.

Приблизительное время:

2 минуты – на принятие решений;

2 минуты – на сбор информационных листков;

2 минуты – на подсчет и запись котировок;

2 минуты – на пересчет участниками своих активов;

2 минуты – на непредвиденный вопрос, комментарий.

Следует отметить, что у участников есть дополнительное время для решений в тот момент, когда вы собираете листки, и дополнительное время на подсчет, когда вы считаете котировки и записываете их на доске.

9. отбивка к началу игры. Она помогает фиксировать время и дает сигнал участникам, что пора переходить от восприятия и слушания к решениям и действиям. Начинается первый ход, где принятие решений и сбор информационных листков совмещается с ответами на вопросы, а также с помощью и исправлением возможных ошибок. И вместо 2-4-х минут уходит 5—10 минут в зависимости от размера и готовности аудитории.

Все сегменты рынка MARGINGAME, финансовые инструменты и их особенности вы можете узнать в следующей главе.