Вы здесь

Стратегии умных продаж: экспресс-курс для начинающих менеджеров. Готовимся к собеседованию (А. Д. Мартынов, 2016)

Готовимся к собеседованию

Подготовка к собеседованию так же важна, как подготовка к деловым переговорам. Ты же не пойдешь неподготовленным на деловые переговоры? Наверняка ты подберешь строгий деловой костюм, подготовишь некие рекламные информационные и коммерческие документы, презентацию продукта и так далее.

Так почему же многие приходят на собеседования неподготовленными? Ведь на собеседовании ты тоже продаешь товар… Этим товаром являешься ты сам! Только от тебя зависит, появятся ли у тебя высокий доход, процент от продаж, компенсация сотовой связи и расходов на автомобиль или общественный транспорт, годовая и квартальная премии. А если ты будешь совсем хорош, возможно, сумеешь заполучить и подъемные!

Поэтому к каждому собеседованию необходимо готовиться так же, как и к деловым переговорам.

Одежда и стиль

Есть такая замечательная поговорка – «Встречают по одежке, провожают по уму».

В случае с собеседованием эта поговорка более чем актуальна, так как для будущего работодателя имеет большое значение внешний вид сотрудника, а тем более человека, представляющего интересы компании вне стен офиса. На собеседовании важна каждая мелочь, не говоря уже о стиле одежды! Так как даже если ты гений (о чем не будут знать твои будущие работодатели, не проработав с тобой минимум полгода), тебе могут отказать в приеме на работу с формулировкой «Не соответствует корпоративному стилю одежды».

Не стоит думать, что одеться стильно и соответствовать деловому стилю дорого. Это неправда! Безусловно, ты не можешь пока купить костюм от Armani или Hugo Boss, да и не надо! Ты его обязательно приобретешь, когда дорастешь до соответствующей должности.

Можно сколько угодно говорить о своей принадлежности к какой-либо молодежной субкультуре, да и никто не против твоих увлечений вне работы. Никто не против твоей национальности или вероисповедания – до тех пор, пока ты соответствуешь корпоративному стилю компании. Ведь трудно спорить с тем, что если в часах используют, к примеру, шестигранные шестеренки, то туда никак не вставить пяти– или семигранные. Часы в таком случае если и будут работать, то некорректно, а скорее всего, просто выйдут из строя!

Я не буду в данном издании вдаваться в нюансы стиля, но настоятельно рекомендую тебе прочитать книги, посвященные этому вопросу. В частности, мне очень понравилось издание «Ваш гардероб. Стиль. Имидж»[2]. Книга достаточно старая, но очень хорошо написанная, да и год издания не важен – ведь классика не имеет возраста.

Разобраться в том, что действительно необходимо, тебе помогут советы известных модельеров.


Донна Каран считает, что «современной женщине не обойтись без шести-семи основных предметов одежды. Каждая из этих вещей должна быть настолько функциональной, чтобы ее можно было носить изо дня в день – и утром, и вечером. Я очень люблю черный – изысканный и практичный, его легко комбинировать с остальными цветами, и он служит отличным фоном. Есть и другие великолепные цвета – синий и разные оттенки серого.

Основа любого гардероба – простое платье. Его можно носить с жилетом, жакетом и свитером. Классическое платье длиной до колен – оптимальный вариант верхней одежды. К числу вещей первой необходимости также относятся строгий костюм, элегантные брюки и сексуальная юбочка. Цветной шелковый шарфик придаст наряду живость. Аксессуары помогут создать свой индивидуальный стиль».

Не менее ценны советы Эмануэль Унгаро: «Удачной покупкой можно назвать ту вещь, в которой вы чувствуете себя счастливой, привлекательной и желанной. Конечно, обновляя гардероб, нельзя забывать о здравом смысле. Черный, синий и все нейтральные цвета никогда не выходят из моды.

Покупая пиджак, постарайтесь сразу же приобрести подходящую юбку или брюки, чтобы наряд имел законченный вид. Аксессуары придадут изысканность самому простому костюму. Я очень люблю шелковые шарфы красивой расцветки. Их можно носить под пиджаком – несколько неожиданно и очень изящно».

Айзек Мизрахи призывает всех относиться к выбору одежды творчески: «Большинство людей боятся экспериментировать с цветом, однако именно цвет создает настроение. Основные предметы туалета необязательно должны быть темными. Попробуйте оливковый, коричневый или винный. А для дополнительных деталей подберите глубокие, насыщенные цвета, чтобы акцентировать на них внимание. Такая одежда подойдет и на день, и на вечер. Не надо слепо следовать тому, что диктует мода. Достаточно сложно утверждать, какой должна быть длина юбки. Покупайте вещи, которые хорошо смотрятся на вашей фигуре, и в которых вы ощущаете себя комфортно».

Сьюзи Томпкинкс советует в целях экономии средств вырабатывать свой собственный стиль: «Времена, когда по утрам приходилось ломать голову, как стильно выглядеть, остались далеко в прошлом. Мода меняется быстрее, чем мы успеваем оплатить новую покупку. Вместо того чтобы впустую тратить время и деньги, следует сформировать свой собственный стиль – основу вашего гардероба. Если в текущем году вы собираетесь купить только одну новую вещь – это должно быть платье. Его можно надеть с кофтой и босоножками в выходные или с пиджаком и изящными туфельками на работу – платье будет самой функциональной одеждой в вашем гардеробе».

Готовим себя

Казалось бы, простая и элементарная вещь – держать свое тело в порядке, но, к сожалению, в моей практике встречались люди, для которых это не является само собой разумеющимся. Потому ты и читаешь эту главу. Итак, что надо сделать перед собеседованием?

Я советую следующее.

1. Если ты мужчина, стрижка обязана быть аккуратной. Волосы не должны топорщиться во все стороны, закрывать глаза и уши. В случае, если ты носишь длинные волосы, их надо уложить в прическу. Никого на собеседовании не порадуют длинные распущенные волосы.

Разнообразие женских причесок и образов не позволяет дать универсальный совет. По возможности избегай эпатирующих цветов волос. Прическа должна дожить до собеседования, поэтому учитывай погодные условия. Заливать голову огромным количеством лака не рекомендую, все должно быть в меру.

2. Утром перед собеседованием необходимо принять душ и воспользоваться дезодорантом. Почисти зубы и уши, вымой голову.

3. Мужчинам необходимо побриться. Безусловно, многим идет легкая небритость, но я настоятельно рекомендую ходить на собеседование чисто выбритым.

Макияж прекрасной половины человечества не должен быть вызывающим. Не стоит делать накладные ресницы и вставлять цветные контактные линзы. При нанесении теней и помады стоит склоняться к классическим вариантам, избегая ярких вызывающих цветов – помни, ты идешь не на дискотеку, а на собеседование.

4. Маникюр. Не пропускай этот пункт, если ты мужчина! Руки должны хорошо выглядеть. Можешь попросить сделать маникюр свою девушку или сходи в салон красоты.

Женщинам посоветую избегать ярких цветов, но основной совет аналогичен: ногти должны быть чистые и аккуратные.

5. Парфюмерия. Если у тебя недорогая парфюмерия (стоимостью менее 1000 рублей), я рекомендую вообще ее не использовать, идя на собеседование. Очень многие чересчур много выливают на себя парфюма и думают, что это прибавляет им шарма и привлекательности, что не является правдой. Представь, ты сидишь и пахнешь на весь кабинет своим одеколоном, а этот аромат не нравится человеку, проводящему собеседование. Его реакция будет проста – он закончит собеседование как можно быстрее для того, чтобы избавиться от источника запаха – от тебя. То же относится к лосьонам после бритья.

Если у тебя хороший дорогой парфюм, не стоит выливать его на себя ведрами. Помни, что запах – это всего лишь штрих к твоему образу.

6. Одежда. Ботинки обязаны быть чистыми. Рубашка и брюки должны быть свежими и выглаженными. Не надо надевать на собеседование рубашку, которую ты носишь уже второй день.

Нижнее белье и носки тоже должны быть свежими. К сожалению, встречаются люди, которым это приходится объяснять.

7. Аксессуары.

Входить в помещение в очках от солнца не рекомендую. Тем более, верх неприличия – вести в них беседу.

Обязательно имей с собой одноразовые бумажные платки. Если у тебя насморк, прочисти нос перед самым собеседованием. Если во время разговора тебя вновь застанет проблема насморка, ты можешь предварительно извиниться и прочистить нос с помощью одноразового платка – это намного лучше, нежели сидеть и шмыгать носом (это очень раздражает). Единственное, не надо это делать со звуком, который будет слышен в соседнем кабинете. Одноразовые платки помогут и в жару, если у тебя сильное потоотделение. Рекомендую в случае необходимости промокнуть лоб перед собеседованием. Так же помни, что никто не любит здороваться за влажную руку. Если есть проблема потливости рук, держи в кармане брюк или пиджака развернутый бумажный платок – тогда перед рукопожатием ты сможешь незаметно вытереть ладонь.

Сотовый телефон. Вне зависимости от престижности твоего телефона на собеседовании его не должны ни видеть, ни слышать. Непосредственно перед разговором выключи его и положи в карман пиджака или сумку. Не стоит класть его в карманы брюк – они будут топорщиться. Если во время собеседования появится надобность в телефоне (например, тебя попросят дать номер твоего предыдущего руководителя), то ты должен достать телефон и акцентировать внимание интервьюера на том, что он у тебя был выключен. Например, так: «Извините, сейчас я включу телефон и продиктую вам номер».

Ювелирные украшения и бижутерия. Сразу скажу, что не стоит надевать на собеседование печатки, кольца и браслеты с изображением черепов, костей и прочего.

Что касается ювелирных украшений, не стоит их выставлять напоказ, так как у беседующего с тобой человека может сложиться мнение, что заработная плата, которую компания готова тебе предложить, слишком мала по отношению к твоим украшениям (и не важно, что ты не сам их покупал, а они были, допустим, подарены). В данном случае надо быть скромнее.


Расскажу тебе историю, связанную с не очень положительным влиянием дорогостоящих вещей на ситуацию. Как-то раз мне надо было добавить бегущую строку в уже отснятый ролик. Я подъехал в студию, которую мне порекомендовал коллега. Предварительно цена за работу была объявлена в размере двадцати долларов. Когда работа была выполнена, сотрудница студии, с которой я договаривался, пошла меня провожать. У проходной ей надо было что-то написать в моем пропуске, а у нее неожиданно кончилась в ручке паста. Она попросила ручку у меня. Я достал и передал ей ручку – на тот момент это был шариковый «Паркер» с золотым напылением (мне подарили его на день рождения, и стоимость этого аксессуара в то время составляла порядка семи-восьми тысяч рублей). Девушка подписала пропуск, поднесла ручку к глазам и внимательно ее рассмотрела. В ее глазах, как в мультике про богатого селезня, запрыгали значки доллара. В итоге она назвала цену в двадцать пять долларов. Я, конечно, посмеялся, но спорить не стал и заплатил. Вот таким образом дорогой аксессуар увеличил стоимость работ на четверть!


Так что запомни: скромность – залог успеха.

8. Самочувствие. Желательно перед собеседованием выспаться. Приходить с запахом перегара и помятым лицом – это заведомый провал.

Если ты болеешь и не можешь перенести собеседование, желательно принять лекарство, чтобы хотя бы на время встречи снять симптомы (таких средств в аптеке полно).

9. Хорошее настроение. На собеседование надо идти в хорошем расположении духа, быть уверенным в себе и своих силах. Все неприятности и невзгоды необходимо отбросить и сосредоточиться на том, что тебе просто необходимо получить эту работу. Только не надо впадать в депрессию в случае отказа, так как все, что ни делается – к лучшему. Значит, следующее собеседование будет более удачным, и работа окажется интереснее и выгоднее.

Не рекомендую перед собеседованием успокаивать себя с помощью сигарет, валерьянки и прочих успокоительных. Во многих компаниях отрицательно относятся к курильщикам, не забывай это. А если ты примешь валерьянку, то работодатель решит, что подобным образом ты станешь поступать и перед переговорами, а это уже удар по репутации компании.

10. Жевательная резинка. Полезная вещь для освежения дыхания, но помни, что помимо жвачки есть и другие средства: леденцы, мятные конфеты, спреи. От жевательной резинки необходимо избавиться перед входом в компанию потенциального работодателя. Ни в коем случае не надо прятать ее под язык или за щеку (рано или поздно ты начнешь ее жевать и даже не заметишь), не стоит прятать ее под стул или стол. Кстати говоря, стоматологи рекомендуют жевать резинку не более пяти минут.

Конец ознакомительного фрагмента.