Вы здесь

Стратегии инновационного и производственного развития нефтегазохимического комплекса России. Глава 2. ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ НГХК (Ю. В. Храмов, 2014)

Глава 2. ТИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ НГХК

2.1. Макроинновационные стратегии

Стратегии, определяющие инновационное развитие на макроэкономическом уровне, принято называть макроинновационными стратегиями. Типология макроинновационных стратегий определяется и зависит от методов государственного управления инновациями, на которые влияют: диапазон охвата государством научно-технических сфер и направлений инновационной деятельности; характер перемещения технологии; характер генерации идей; характер поддержки инновационных процессов (табл. 2.1).

Диапазон охвата государством научно-технических сфер и направлений инновационной деятельности определяется развитостью государственного сектора научно-технической сферы, наличием средств государственного бюджета, развитостью фирменной науки и уровнем развития рынка нововведений. В табл .2.2 показано влияние уровня государственного участия на формирование макроинновационных стратегий:

Стратегия стадийного разделения. Данная стратегия формируется при высоких значениях всех факторов из числа перечисленных. В этой ситуации усилия государства и предприятий разделяются по отдельным стадиям инновационного процесса: государство берет на себя фундаментальные исследования, а также перспективные прикладные, основная же часть прикладных исследований, опытно-конструкторских работ, подготовка производства реализуется на микроэкономическом уровне. Высокий уровень развития рынка нововведений не предполагает серьезных усилий государства в сфере внедрения нововведений.

Стратегия стадийного стимулирования. Условием формирования стратегии является отсутствие развитого рынка нововведений. В этой ситуации государство распространяет свои усилия на сферу внедрения нововведений, а также на отдельные стадии исследовательского процесса, рыночный спрос на результаты которых недостаточен. Предполагается использование не только и не столько административных мер, сколько стимулирующего воздействия на потребителей новшеств.


Таблица 2.1

Влияние государственного участия в управлении инновационной сферой на формирование макроинновационных стратегий


Стратегия стадийной экспансии. Данную стратегию целесообразно использовать в условиях неразвитого сектора фирменной науки. Государство вынуждено взять на себя проведение исследований и разработок практически по всем стадиям цикла НИОКР. Рынок нововведений развит достаточно хорошо, поэтому государство не распространяет свои усилия на стадию внедрения.


Таблица 2.2

Формирование инновационных стратегий в зависимости от направленности и характера государственной поддержки стадий инновационного процесса


Стратегия вынужденного сопровождения. Предполагается дополнительная деятельность государства в сфере внедрения вследствие неразвитости рынка нововведений (в совокупности с аналогичным состоянием фирменной науки).

Стратегия передачи инициативы. Данная и последующие три стратегии формируются в условиях острой нехватки средств государственного бюджета, направляемых на финансирование инновационной деятельности. Уровень развития фирменной науки и рынка нововведений очень высок. Государство передает часть своих полномочий на микроэкономический уровень. Государственные научно-технические организации с целью сохранения своего существования вынуждены переключиться на удовлетворение непосредственно рыночных потребностей.

Стратегия селективных стимулов. Предполагает создание мотиваций у потребителей новшеств созданных в наиболее важных областях науки и техники.

Стратегия рыночного оппортунизма. Применяется в условиях неразвитости сектора фирменной науки, но при наличии емкого рынка нововведений. В данном случае государство ориентирует свой научно-технический сектор на рыночный спрос с целью создания финансовых резервов для финансирования фундаментальных исследований, а также создает косвенные стимулы для развития фирменной науки.

Стратегия центробежной трансформации. Условия формирования данной стратегии: наличие развитого сектора государственных НИОКР, отсутствие денег на его содержание, низкий уровень развития фирменной науки в целом и рынка нововведений. Государство должно создать стимулы для развития и трансформации государственных научнотехнических организаций и наращивания децентрализованного потенциала НИОКР.

Стратегия целевого патронирования. Данная и последующие семь стратегий формируются в условиях низкого уровня развития государственного сектора науки. Стратегия характеризуется наличием средств государственного бюджета, высоким уровнем развития фирменной науки и рынка нововведений. В данном случае государство осуществляет финансирование исследований по приоритетным направлениям, которые проводятся негосударственными организациями. Главная задача государства – правильно определить научно-технические приоритеты.

Стратегия конечного патронирования. В данной ситуации в отличие от предыдущей рынок нововведений развит недостаточно, поэтому государство не только финансирует, но и "сопровождает" нововведение до начала внедрения и стимулирует его дальнейшую диффузию.

Стратегия стадийной генерации. Условия применения стратегии: практически полное отсутствие научно-технической сферы как в государственном, так и в негосударственном секторе; наличие развитого рынка нововведений. Возникает естественная задача создания научно-технического сектора (при наличии в данном случае для этого средств государственного бюджета). Поскольку сразу создать развитый научно-технический сектор, функционирующий на многих стадиях процесса НИОКР, затруднительно, необходимо начинать с отдельных рыночно–ориентированных его стадий.

Стратегия преодоления кризиса. В отличие от предыдущего случая положение в данном варианте усугубляется отсутствием рынка нововведений. Его можно охарактеризовать как кризис. Возможность преодоления кризиса заложена наличием централизованных источников финансирования. Стратегия заключается в направлении этих средств на цели развития рынка нововведений, становления научно-технической сферы.

Стратегия селективной корректировки. Государство практически не участвует в управлении инновационным развитием. Инновационные процессы саморазвиваются на микроуровне благодаря высокому уровню фирменной науки и рынка нововведений. Государство может в очень незначительных размерах воздействовать на фирменную науку с целью некоторой корректировки ее деятельности в сторону выполнения отдельных фундаментальных и перспективных исследований.

Стратегия упреждающего сохранения. Сочетание высокого уровня фирменной науки и низкого уровня развития рынка нововведений рано или поздно приведет к появлению стагнационных процессов на фирменном уровне. Поэтому государство должно заранее осуществить превентивные меры по сохранению науки на рассматриваемом уровне.

Стратегия отклика. Данная стратегия реализуется в условиях, когда существует только спрос на нововведения. Государство должно откликнуться на этот спрос, используя его в качестве первого толчка для создания инновационной сферы.

Стратегия зарождения (возрождения). Данная стратегия заключается в создании инновационной сферы, что называется, на пустом месте. Государство может сначала "подтолкнуть" спрос посредством косвенной поддержки экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости либо посредством ее импортозамещения. Затем опять же косвенным образом поддержать определенные направления фирменной науки. Дальнейшим шагом могла бы быть поддержка фирменной и вузовской науки.

Характер перемещения технологии влияет на формирование следующих макроинновационных стратегий:

Стратегия последовательных инноваций (последовательное движение технологий). Предполагает ориентацию на эволюционное развитие технологии с последовательным переходом от одного поколения к другому. Такую стратегию целесообразно использовать в случае прочного конкурентного положения национальных разработчиков и производителей в тех или иных технологиях, при наличии научных заделов на перспективу. Рассматриваемая стратегия является достаточно экономичной, поскольку не требует затрат на приобретение технологий на стороне, не исключает продажи лицензий по уже "отработавшим" поколениям.

Стратегия технологического рывка (скачкообразное движение технологий). Заключается в стремлении "выйти" на более высокие уровни технологии, минуя предыдущие уровни. Такая стратегия применима при значительном отставании отечественной технологии от мирового уровня, когда последовательное перемещение технологии оказывается неэффективным. Данная стратегия может включать подстратегию наступательного заимствования. Суть последней заключается в том, что страна осуществляет импорт технологий прежде всего для их использования в собственных разработках с целью создания технологий новых поколений.

Характер генерации идей

Задача повышения конкурентоспособности в высокотехнологичных областях на мировом рынке может быть решена за счет заимствования зарубежных технологий и на основе отечественных нововведений. Формирование макроинновационных стратегий происходит на основе симбиоза двух указанных способов:

Стратегия стимулирования эксплуатационного освоения. В соответствии с данной стратегией государство способствует импорту товаров, которые не производятся в стране или по которым имеется существенное отставание прежде всего по качеству изготовления, техническому уровню и по другим параметрам. Ее суть заключается в освоении новшества посредством получения навыков эксплуатации и технического обслуживания сложной техники.

Стратегия стимулирования технологического освоения. На новом этапе развития приобретаются навыки самостоятельного производства продукта на основе импортных технологических процессов. Государство способствует их импорту. Далее постепенно отказываются от импорта товаров, изготовленных по импортным технологиям.

Стратегия замещения продуктового импорта. Стимулирующее воздействие государства на данном этапе направлено на организацию собственного производства внутри страны. Осуществляются меры по дестимулированию импорта товаров.

Стратегия продуктового экспорта. Особенность этой стратегии – производство продукции на лицензионной основе не только для внутренних нужд, но и на экспорт. Государство должно стимулировать экспорт.

Стратегия замещения технологического импорта. Данная стратегия предполагает разработку запретительных мер по импорту технологий и стимулирующих мер по созданию собственных технологий. На данной стадии страна переходит к созданию собственных инноваций, стратегии поэтапной инициации нововведений, наступательного заимствования.

Стратегия продуктово-технологического экспорта. Государство стимулирует наряду с экспортом товаров вывод их производства за пределы страны. Необходимость таких процессов возникает по мере появления новых процессов и продуктов, внедрение которых влечет за собой привлечение дополнительных материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Высвобождение их из действующих производств требует на начальных стадиях частичного вывода производственных процессов за пределы страны.

Стратегия технологического экспорта. В соответствии с данной стратегией производство товара полностью переносится за рубеж, и он продается за пределами страны.

Стратегия импорта технологических компонентов. Предполагает стимулирование вывода за рубеж производства отдельных частей технологических процессов с последующим ввозом в страну промежуточных продуктов, являющихся результатами этих процессов.

Поддержка инновационных процессов со стороны государства может быть прямой и косвенной, ориентированной на различные стадии инновационного процесса (исследования, разработки, производство) и направленной в сферу как внутренних, так и внешних инновационных процессов. В табл. 2.2 приведены возможные стратегии, учитывающие взаимодействие направленности и характера поддержки в зависимости от стадии инновационного процесса.

2.2. Мезоинновационные стратегии

В контексте проблем технологического развития определение "региональный" звучит еще достаточно непривычно. В самом деле, правомерно ли вообще говорить о региональной специфике инновационного процесса? Элементарный здравый смысл подсказывает, что в условиях глобализации экономических отношений не должно существовать географических границ для новых плодотворных научно-технических идей и разработок. Тем не менее на страницах печати и в научных дискуссиях не только у нас в стране, но и за рубежом начиная примерно с 1980-х гг. все чаше встречаются выражения "региональный научно-технический (технологический) потенциал", "политика регионального технологического развития " и т.п. В чем же дело?

Ответ на этот вопрос, очевидно, кроется в возникшей по различным причинам (в том числе природного, исторического, демографического характера) неравномерности экономического развития отдельных территорий, которая стала особенно ощутима для населения в связи с повсеместным распространением современных информационных технологий, телекоммуникаций и средств транспорта.

Объективный характер существующих различий и вызываемые ими противоречия на уровне государства в целом заставляют органы федерального управления и местные власти искать дополнительные резервы для интенсификации процессов регионального экономического развития. Большое внимание уделяется при этом в индустриальных странах такому практически неисчерпаемому ресурсу, как использование достижений науки и техники.

Первое, что полезно отметить, – это многообразие целей регионального технологического развития.

Любое государство заинтересовано в выравнивании (в лучшую сторону) экономического положения входящих в него территорий, поскольку благодаря этому обеспечивается большая однородность общества и политическая стабильность. Однако далеко не каждое федеральное правительство имеет возможность выделить на нужды регионального развития необходимые и часто весьма немалые финансовые и материально-технические ресурсы. Сказываются как экономические трудности и наличие крупных проблем государственного масштаба, так и влияние сильного политического лобби со стороны более развитых регионов, интересы которых могут пострадать в результате необходимого для подобного выравнивания перераспределения ресурсов.

Ставка на повышение предпринимательской активности в сочетании с использованием для оживления экономики накопленного научно-технологического потенциала переносит центр тяжести усилий государства на оказание помощи в мобилизации внутренних резервов самих регионов, в том числе менее развитых. Иными словами, уменьшается удельный вес прямой поддержки со стороны государства, возрастает значение косвенных методов регулирования.

Разумеется, в рамках такой тенденции сохраняет свою роль прямая государственная поддержка самых отсталых в экономическом отношении регионов (территорий), столкнувшихся с острыми социально-экономическими проблемами и не способных в обозримом будущем решить эти проблемы самостоятельно.

Одной из основных целей регионального научно-технического развития является обновление традиционных и технологически отсталых или экологически вредных отраслей производства, сконцентрированных преимущественно в старых промышленных центрах.

Без этого в условиях рыночной экономики многим предприятиям указанных регионов рано или поздно грозит снижение конкурентоспособности из-за более низкой производительности труда, высокой себестоимости выпускаемой продукции, ее низкого качества, а значит, сами регионы ждет спад производства и неминуемый рост безработицы. В сочетании с загрязнением окружающей среды такие процессы в свою очередь рано или поздно приведут к увеличению социальной напряженности и оттоку трудовых ресурсов, что еще в большей степени обострит региональные проблемы.

Однако, как показывает мировой опыт, даже более благополучные в экономическом отношении регионы обычно нуждаются в активизации имеющегося научно-технического потенциала, так как это дает лучшие шансы на поддержание или повышение конкурентоспособности расположенных в них предприятии, создание дополнительных рабочих мест (за счет образования и расширения масштабов деятельности новых фирм), привлечение инвестиций частного, в том числе иностранного, капитала. Последнее обстоятельство имеет немаловажное значение с точки зрения возникающих на фоне процессов глобализации новых возможностей для изыскания дополнительных финансовых ресурсов регионального развития.

Серьезное внимание к проблемам научно-технического развитая и инновационной деятельности способствует диверсификации экономики регионов с высоким уровнем специализации производства, подверженных большему риску при изменении конъюнктуры рынка или наступлении экономических кризисов.

Таким образом, можно говорить о том, что обеспечение регионального научно-технологического развития – это не только экономическая, но и важная социально-политическая задача, требующая серьезного внимания со стороны федерального правительства и региональных (муниципальных) органов власти.

Эта задача является актуальной для России по многим причинам, в том числе в связи с формированием нового федерального устройства, передачей ряда важных функций управления из центра на места и повышением экономической самостоятельности регионов. Новые условия меняют сложившиеся стереотипы хозяйственного поведения, заставляют искать дополнительные ресурсы для регионального развития не только и даже не столько в Москве, как это нередко бывало раньше, сколько прежде всего у себя на местах, рассчитывая в первую очередь на собственные силы и еще не раскрытые возможности.

Региональная инновационная стратегия является стратегией промежуточного уровня (мезоуровня) между макро- и микроинновационными стратегиями. Ее роль обусловливается тем, что любой производственный и инновационный процесс имеет территориальную дислокацию. Определенная на государственном уровне макроинновационная стратегия реализуется посредством размещения централизованных ресурсов по предприятиям и организациям конкретных территорий. Эти предприятия и организации используют местные сырьевые, производственные и трудовые ресурсы, производственную, образовательную, научную инфраструктуру. Если какой-либо из указанных элементов недостаточно развит, то возможности реализации макроинновационной стратегии на данной территории, а также в целом существенно ограничиваются. Необходимость учета региональной проблематики на макроуровне связана и с тем, что любое государство должно быть заинтересовано в развитии своих территорий. Кроме того, каждый регион имеет собственные интересы, связанные с необходимостью социально-экономического и научно-технического развития.

Можно выделить четыре основных фактора, которые обусловливают необходимость формирования и реализации региональной стратегии:

– региональный аспект макроинновационных стратегий;

– государственная политика развития территорий;

– собственные социально-экономические и научно-технические цели развития регионов;

– микроинновационные стратегии предприятий, требующие наличия необходимого научно-технического, производственного и социально-культурного уровня развития регионов их дислокации. Возможные типы региональных стратегий приведены в табл.2.3.

Рассмотрим региональный аспект макроинновационной стратегии. Макроинновационная стратегия может быть реализована двумя путями: концентрацией ресурсов в высокоразвитых районах с целью максимально полного использования их потенциала и распределением ресурсов между значительным количеством регионов с целью увеличения суммарного территориального научно-технического потенциала. Второй путь более дорогой, так как требует создания на периферии научно-технических и производственных обьектов и соответствующей инфраструктуры, но он необходим, так как технологическая реализация многих макроинновационных проектов требует территориальной локализации (например, космические или ядерные проекты). В процессе реализации инновационных проектов необходимо межрегиональное взаимодействие, причем взаимодействие регионов, имеющих различные научно-технические уровни.

Возникает проблема трансфера технологического потенциала высокоразвитых районов в слаборазвитые для достижения требуемой синхронности выполнения макроинновационного проекта. Для того чтобы такие трансферы стали реальными, необходимы определенные стимулы, среди которых важное место занимают финансово-кредитные и налоговые. Эти стимулы должны быть нацелены в условиях рыночной экономики на создание заинтересованности предприятий регионов-лидеров поделиться накопленным технологическим потенциалом, а у территорий-аутсайдеров – воспринять этот потенциал. Таким образом, финансово-кредитные и налоговые рычаги должны иметь двойную направленность: первой группе регионов должно быть выгодно рассредоточение, а у второй группы должны быть стимулы и возможности привлечения части этого потенциала.


Таблица 2.3.

Типы региональных инновационных стратегий.




Реализация государственной стратегии развития территорий связана с необходимостью гармоничного развития всех территорий государства, подъема деградирующих районов, дальнейшего развития регионов среднего уровня, модернизации старых промышленных районов. Непременным условием проведения такой политики является оценка и ранжирование регионов по уровням научно-технического развития и составляющим этого уровня. Проведение такого ранжирования позволит определить, куда необходимо вкладывать средства в первоочередном порядке с учетом наиболее актуальных направлений этих вложений. Так, низкий уровень развития вузовского сектора в регионе вызывает необходимость предоставления региону субсидий на его развитие. Аналогичные подходы могут быть применены к другим составляющим научно-технического и производственно-технического потенциала.

Инновационная стратегия регионов. Помимо государственной региональной политики, проявляющейся в рассмотренных нами аспектах реализации макроинновационных стратегий и политики инновационного развития территорий, важным фактором регионального развития является политика самих регионов, формируемая ими самостоятельно исходя из собственных интересов. Эта политика и интересы будут различными у регионов неодинакового уровня развития.

Региональная инновационная стратегия предприятий. Поскольку деятельность предприятий привязана к конкретным территориям, они объективно заинтересованы в развитии региона своей дислокации. Но действующий механизм хозяйствования не всегда создает достаточные стимулы для усиления такой заинтересованности в части регионального аспекта развития научно-технического потенциала, включая развитие научно-технической инфраструктуры региона (научно-технические центры, научные библиотеки и др.), сферы образования, в том числе вузов в регионе, научных организаций, выполняющих контрактные исследования для предприятий региона.

2.3. Разновидности инновационных стратегий НГХК

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений производственной системы была предложена чехословацким экономистом Ф.Валентой. Такой подход позволяет проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому. Всего выделяется семь типов инноваций:

– инновация нулевого порядка – регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

– инновация первого порядка – изменение количественных свойств системы;

– инновация второго порядка – перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

– инновации третьего порядка – адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

– инновации четвертого порядка – новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются – происходит некоторое улучшение их полезных свойств;

– инновации пятого порядка – новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция сохраняется;

– инновации шестого порядка – новый вид, качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

– инновации седьмого порядка – новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системах или ее части, которое меняет ее функциональный принцип.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют оборонительные и наступательные стратегии.

Оборонительные стратегии отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. Цель оборонительных стратегий – не отстать от конкурентов.

Наступательные стратегии осуществляются с целью добиться первенства на рынке и включают: активные НИОКР, стратегии, ориентированные на маркетинг, стратегии слияния, стратегии приобретения.

Традиционная стратегия

Поскольку традиционная инновационная стратегия заключается в реализации инноваций по повышению качества традиционных (существующих) товаров, то в общем объеме НИОКР должны преобладать те работы, которые ориентированы на совершенствование производства в текущем периоде. Повышение качества продукции связано с реализацией как продуктовых, так и технологических НИОКР. Преобладающий тип инноваций: расширяющие и рационализирующие; инновации-процессы. Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 0-4.

Рассматриваемый вид стратегии в большей степени применим к устоявшимся продуктам. Поэтому в объеме выпускаемой продукции должна преобладать продукция, находящаяся в стадии зрелости. Технология ее производства должна быть хорошо отработана. Большая часть продукции реализуется на стабильном рынке. Фирма не должна иметь серьезных конкурентов на рынке. Если вести речь о традиционной стратегии в целом, а не по отдельным продуктам, то целесообразно иметь выпуск технологически связанной продукции. Доля продукции фирмы на рынке должна быть достаточно высокой.

Традиционная стратегия предъявляет высокие требования к уровню использования оборудования и применяемых материалов. Проводятся в большей степени ОКР, чем НИР.

Оппортунистическая стратегия

Основная идея: обновление ассортимента за счет выпуска продукции, не требующей значительных затрат на НИР. Преобладающий тип инноваций: инновации-последователи; заимствованные; реактивные. Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 2-3.

Данная стратегия может быть реализована за счет:

– обновления ассортимента посредством выпуска сравнительно простых новых изделий;

– выпуска модификаций существующих изделий;

– усовершенствования производства на основе обновления парка оборудования, применения новых материалов, модернизации используемых технологических процессов.

Предприятие производит подавляющий объем продукции данного вида, значительно опережая при этом конкурентов. Поскольку быть монополистом по производству конкретного вида продукции длительное время затруднительно, предприятие выпускает в основном новую продукцию. Этот же фактор определяет наличие большой доли продукции, находящейся на стадии вывода на рынок и на стадии роста. В общих затратах на НИОКР преобладают затраты на ОКР.

Остаточная стратегия

Основная идея: стремление остаться на рынке со старым продуктом. Продукция реализуется на стабильном рынке, предприятие владеет значительной долей рынка, находится впереди основного конкурента. Большая часть продукции находится в стадии зрелости, основная масса продукции выпускается более 5 лет. Преобладающий тип инноваций: реактивные (адаптивные); инновации-процессы; расширяющие инновации. Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 03.

Имитационная стратегия

Основная идея: приобретение новой технологии у других фирм. Преобладающий тип инноваций: инновации-последователи; заимствованные; реактивные. Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 0-7.

Имитационная стратегия может быть реализована в следующих основных формах:

– внедрение лицензионной технологии без проведения работ по ее усовершенствованию ( I тип);

– использование наиболее эффективных элементов заимствованной технологии в совокупности с собственными усовершенствованиями ( II тип);

– применение основных принципов заимствований технологии для проведения собственных исследований и разработок с целью создания собственной новой технологии ( III тип).

I тип. Предприятию не требуется значительная численность исследователей, но необходимо иметь достаточное количество работников для проведения ОКР. Преобладают текущие НИОКР, доля НИР незначительна.

II тип. Необходимо проводить достаточный объем НИР, для этого нужна соответствующая численность исследователей. Значительный объем среднесрочных и долгосрочных работ.

III тип. Значительные объемы НИР, объемы среднесрочных и долгосрочных работ. Доля НИР в объеме НИОКР более 30 %. Доля фундаментальных работ не достигает норматива, что и определяет необходимость заимствования технологии. В то же время имеется достаточная численность исследователей, конструкторов, технологов, рабочих, занятых в сфере НИОКР.

Оборонительная стратегия

Основная идея: проведение исследований и разработок без ориентации на занятие ведущих позиций на рынке. Главная задача – не допустить отставания в техническом развитии. Преобладающий тип инноваций: инновации-последователи; реактивные при некоторой доле стратегических. Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 03. Реализация данной стратегии требует наличия высокого кадрового потенциала НИОКР, достаточно высокой доли НИР в общем объеме НИОКР. В то же время доля фундаментальных работ в общем объеме НИОКР невысока – 10-15 %, что существенно ниже норматива. НИОКР, ориентированные на текущие, среднесрочные и долгосрочные запросы производства, соотносятся в примерно равных пропорциях.

Зависимая стратегия

Основная идея: ориентация на разработки и технологии крупных фирм, имеющих связь с деятельностью фирмы. Преобладающий тип инноваций: дополняющие; инновации-последователи; реактивные. Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 0-7.

Данная стратегия не требует значительного потенциала исследователей, но предполагает наличие достаточно мощной конструкторско-технологической службы и отлаженных механизмов подготовки производства. Практически не осуществляются фундаментальные разработки, высока доля текущих НИОКР. Фирма находится в высокой зависимости от основного конкурента. Соотношение с объемами производства незначительно.

Промежуточная стратегия. Основная идея: поиск незанятой ниши, избежание прямой конфронтации с конкурентами. Преобладающий тип инноваций: стратегические; инновации-рынки (новые). Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 4-7. Реализация стратегии связана с модификацией уже известных продуктов, которые могут быть осуществлены в различных формах:

– изменение класса выпускаемых продуктов без изменения существенных свойств (например, выпуск двухкамерных холодильников вместо однокамерных);

– изменение класса выпускаемых продуктов при изменении существенных свойств (например, переход от больших ЭВМ к ПЭВМ);

– незначительное изменение отдельных свойств продуктов, вызывающее соответственное небольшое изменение спроса.

Каждая из перечисленных форм предполагает наличие различного инновационного потенциала.

В целом данная стратегия характеризуется значительным потенциалом исследователей, конструкторов, технологов, рабочих, занятых в сфере НИОКР, высоким уровнем технологии, существенным заделом НИОКР.

Необходимость применения промежуточной стратегии вызвана занятостью традиционных рынков, что определяет потребность поиска незанятой ниши.

Стратегия создания нового рынка

Данная стратегия предполагает выход на рынок с продуктом, который никто не производит. Такая стратегия может быть реализована предприятием с достаточно сильной службой НИОКР, занимающейся разноплановыми исследованиями, в том числе междисциплинарными. Данная стратегия имеет некоторую общность с остронаступательной стратегией, но отличается от нее тем, что создание фирмой продукта и рынка предполагает отсутствие конкуренции. Преобладающий тип инноваций: стратегические; инновации-рынки (новые); создающие новые потребности; созданные на основе новых научных открытий. Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 4-7.

Остронаступательная стратегия

Основная идея: стремление быть первым при внедрении нововведения на определенном сегменте рынка. Преобладающий тип инноваций: стратегические; инновации-рынки (новые); инновациипродукты; инновации-процессы; инновации создающие новые потребности; инновации созданные на основе новых научных открытий. Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 4-7.

Данная стратегия реализуется в условиях жесткой конкуренции на рынке. Как правило, новшество разрабатывается параллельно несколькими предприятиями. Предприятие, стремящееся применить данный вид стратегии, ставит перед собой цели:

– выхода первым на рынок;

– обеспечения наибольшей технико-экономической эффективности новшеств;

– получения возможности реализации продукции по относительно низким ценам вследствие низких издержек производства;

– занятие значительной доли рынка по данному нововведению (и продукту).

Реализация остронаступательной стратегии проявляется в концентрации значительных средств на разработке данного продукта с целью раннего вывода его на рынок, достижения повышенных технико-экономических параметров, захвата значительно более высокой доли на рынке по сравнению с конкурентом. Что касается пониженных издержек и низких цен, то значения данных факторов на этапе вывода на рынок не являются определяющими. Гораздо большее значение имеет проектная конкурентоспособность продукта, а также сравнительная эффективность разработки. Последний показатель дает основание определить конкурентоспособность разработки посредством сравнения уровня комплексного параметра нововведения и с уровнем затрат на разработку. Если у фирмы соотношение потребительских свойств и затрат ниже, чем у конкурента, то в этом случае применение остронаступательной стратегии может оказаться неправильным.

Умеренно наступательная стратегия

Данная стратегия направлена на занятие второго места в группе лидеров. Преобладающий тип инноваций: сочетание стратегических и реактивных при преобладании стратегических; направленные на поиск новых сфер применения на старых рынках. Порядок инноваций по глубине изменений производственной системы (классификация Ф.Валенты, раздел 2.4.): 0-6.

Существуют два основных отличия умеренно наступательной стратегии от остронаступательной. Во-первых, на НИОКР направляются меньшие затраты. Во-вторых, продукт на рынок выводится только после того, как он прошел апробацию у конкурентов. Возможности применения такой стратегии имеются прежде всего у крупных предприятий, являющихся монополистами на рынке данной продукции. Они могут позволить малому предприятию осуществить принципиально новую разработку, выйти с ней на рынок и временно занять там место лидера. После того как новый продукт будет принят рынком, крупная фирма осуществляет действия по поглощению новой фирмы, покупке патента, лицензии.

Второй вариант применения умеренно наступательной стратегии связан с деятельностью фирмы, которая уступает по масштабам нескольким наиболее крупным конкурентам и не имеет достаточных финансовых и научно-технических ресурсов, позволяющих осуществить опережающие разработки. В этом случае фирма пытается поддержать свою долю на рынке, не стремясь к выходу на первые роли. Как правило, инновации данной фирмы являются реактивными.

Фирма одновременно оперирует с малым числом (одним, двумя) поколений техники, в основном на стабильном рынке.

Общие требования к выбору инновационной стратегии рассмотрены в табл. 2.4.

Выбор инновационной стратегии во многом также определяется состоянием внешней и внутренней среды организации (табл. 2.5).


Таблица 2.4

Общие требования к выбору инновационной стратегии з








Таблица 2.5

Матрица выбора инновационной стратегии

2.4. Микроинновационные стратегии НГХК: стратегии научного и технологического развития

Отношение крупной промышленной компании к научно-техническим нововведениям строится в зависимости от выработанных ее менеджерами более общих целей экономического развития, сложившихся на рынке конкретных условий, имеющихся финансовых и технологических возможностей. Рассмотрим общую схему построения такой стратегии предложенную Б. Твиссом.

Первый этап стратегического технологического планирования связан с определением целей экономического развития компании. Однако основные соображения (целеполагающие установки) при этом обычно лежат за пределами сферы НИОКР и поэтому здесь не рассматриваются.

Специфика рассматриваемой области начинает проявляться со второго этапа, на котором выявляется наиболее полное множество существующих способов достижения поставленных целей.

Одна и та же экономическая цель, например получение определенной массы или достижение определенной нормы прибыли в пределах заданного горизонта планирования, может быть достигнута самыми различными способами, в том числе и теми, которые не требуют усилий в научно-технической области. В частности:

1) за счет увеличения производства и реализации традиционных для данного предприятия видов продукции;

2) путем расширения ассортимента и совершенствования выпускаемой продукции;

3) на основе рационализации и снижения издержек производства;

4) в результате выхода на новые перспективные рынки сбыта;

5) с помощью гибкой маркетинговой политики;

6) в результате освоения принципиально новых видов продукции и технологий путем научно-технических нововведений.

Принято различать несколько видов стратегии НИОКР (табл. 2.6).

Каждая стратегия обычно используется не обособленно, а в том или ином сочетании с другими стратегиями. Так, наступательная стратегия нередко ведет к формированию новых рынков или рыночных ниш и может осуществляться на основе поглощения малых инновационных компаний. Особенно интересны с точки зрения инновационного менеджмента те стратегии, применение которых может привести в результате технологических нововведений к установлению временной эффективной монополии на рынке и тем самым обеспечить компании в течение этого времени сверхвысокую прибыль.

Рассмотрим взаимосвязь типов инноваций и инновационных стратегий (табл.2.7).


Таблица 2.6

Основные виды стратегии НИОКР и их особенности






Таблица 2.7

Взаимосвязь типов инноваций и инновационных стратегий




Инновационные стратегии предприятия можно разделить на две основные группы (рис. 2.1):

1) стратегии проведения НИОКР;

2) стратегии внедрения и адаптации нововведений.

Стратегии проведения НИОКР связаны с проведением предприятием исследований и разработок. Они определяют характер заимствования идей, инвестирования НИОКР, их взаимосвязи с существующими видами продукции и процессами.

Стратегии внедрения и адаптации нововведений относятся к системе обновления производства, вывода продуктов на рынки, использования технологических преимуществ.

Рассмотрим основные виды стратегии проведения НИОКР.

Лицензионная стратегия используется, когда предприятие основывает свою деятельность в области НИОКР на приобретении исследовательских лицензий на результаты исследований и разработок научно-технических или других организаций.


Рисунок 2.1. – Инновационные стратегии фирмы.


При этом приобретаются как незаконченные, так и завершенные разработки с целью их дальнейшего развития и использования в процессе осуществления собственных НИОКР. В результате предприятие получает собственные результаты в гораздо более короткие сроки и зачастую с меньшими затратами.

Стратегия исследовательского лидерства нацелена на достижение долговременного пребывания предприятия на передовых позициях в области определенных НИОКР. Данная стратегия предполагает стремление находиться по большинству видов продукции на начальных стадиях роста. Однако она требует постоянных инвестиций в новые НИОКР, что для многих российских предприятий является невозможным в современных условиях дефицита финансовых ресурсов.

Стратегия следования жизненному циклу означает, что НИОКР жестко привязаны к циклам жизни выпускаемых продуктов и применяемых предприятием процессов. Она позволяет постоянно накапливать результаты НИОКР, которые могут быть использованы для замещения выбывающих продуктов и процессов.

Стратегия параллельной разработки предполагает приобретение технологической лицензии на готовый продукт либо процесс. При этом преследуется цель их форсированного опытного освоения и проведения с его учетом собственных разработок. Такая стратегия может быть использована, если поставлена цель форсированного освоения новых продуктов и процессов при наличии разработок, которые можно приобрести за пределами предприятия, а также при условии снижения возможностей конкурентов в освоении данных инноваций. Она позволяет осуществлять инновационное развитие на собственной основе, способствует росту доли предприятия на рынке и соответственно повышает эффективность его деятельности.

Стратегия опережающей наукоёмкости используется в том случае, если предприятие стремится повысить наукоемкость продукции выше среднего уровня по отрасли. Она может быть применена в условиях ocтрой конкурентной борьбы, когда имеет значение время выхода нового продукта на рынок, или в периоды, когда важно опередить другие предприятия в области снижения цен и издержек производства.

Стратегии внедрения и адаптации нововведений подразделяются на следующие основные виды.

Стратегия поддержки продуктового ряда заключается в стремлении предприятия улучшать потребительские свойства выпускаемых традиционных товаров, которые не подвержены сильному моральному старению.

Стратегия ретро нововведений применяется к устаревшим, но пользующимся спросом и находящимся в эксплуатации изделиям. Например, изготовление запчастей для сложной техники с длительным сроком службы. Инновации здесь будут направлены на совершенствование процессов их изготовления.

Стратегия сохранения технологических позиций используется предприятиями, которые занимают прочные конкурентные позиции, но по определенным причинам на некоторых этапах своего развития испытывают сильный и неожиданный натиск конкурентов и не имеют возможности вкладывать необходимые средства в обновление производства и продукции. Она не может быть успешной в долгосрочном аспекте.

Стратегия продуктовой и процессной имитации сводится к тому, что предприятие заимствует технологии со стороны. Подобное заимствование осуществляется по отношению как к продукции, так и к процессам ее производства. Если приобретаются уже использующиеся технологии, то возникает опасность выпуска устаревшей продукции, Эта стратегия может быть эффективной в тех случаях, когда предприятие сильно отстает от конкурентов по своему научно-техническому потенциалу или входит в новую для него сферу бизнеса.

Стратегия стадийного преодоления предполагает переход к высшим стадиям технологического развития, минуя низшие. Она тесно связана с имитационными стратегиями, а также со стратегией опережающей наукоёмкости, которые используются как способы реализации.

Стратегия технологического трансферта реализуется головными предприятиями вертикально интегрированных структур, которые передают уже отработанные технологии малым предприятиям, входящим в структуру. Они, как правило, работают на более крупные предприятия и поэтому вынуждены использовать предложенные ими технологии. Стратегия таких «принимающих» предприятий называется стратегией вертикального заимствования.

Стратегия технологической связанности используется, когда предприятие осуществляет технологически связанные инновации, т.е. изготовляет технологически связанную продукцию (в том случае, если на долю технологически связанных продуктов приходится более 70 % выпуска).

Стратегия следования за рынком нацеливает предприятие на выпуск наиболее рентабельной и пользующейся рыночным спросом в данный момент времени продукции. Она может быть использована на начальных стадиях развития предприятия, когда еще не определены приоритеты в выпуске продукции.

Стратегия вертикального заимствования характерна для малых предприятий в составе крупных вертикально интегрированных структур, которые вынуждены принимать и заимствовать технологии у предприятий-лидеров данных структур.

Стратегия радикального опережения выражает действия предприятия и его стремление выйти первым на рынок с радикально новым продуктом (или производить его новым способом). В ряде случаев предполагается реализация двух стратегий НИОКР – исследовательского лидерства и опережающей наукоемкости. Стратегия радикального опережения очень дорогая и имеет большую долю риска. Однако она оправдывает себя в случаях применения на молодых фирмах, имеющих передовые разработки по продуктам и процессам.

Стратегия выжидания лидера принимается крупными фирмамилидерами в периоды выхода на рынок новых продуктов, спрос на которые еще не определен. Первоначально на рынок выходит малая фирма, а затем в случае успеха инициативу перехватывает лидер.

2.5. Инновационные стратегии научно-технических организаций НГХК

Научно-технические организации формируют собственные стратегии деятельности, определяемые спецификой их функционирования, которая, в свою очередь, зависит от ряда факторов. В зависимости от того, как сочетаются целевые области нововведений и формы реализации научно-технической продукции, формируется система стратегий, которую можно представить в матричном виде (табл.2.8).

Стратегия генерирования технологических разрывов – научнотехническая организация полностью сосредотачивается на проведении фундаментальных исследований, результаты которых полностью передаются заказчику. Значительно меньше внимания уделяется прикладным исследованиям и разработкам.

Стратегия фундаментального дополнения – научно-техническая организация стремится объединить усилия с заказчиком по дальнейшей коммерциализации новшества. Это может быть совместное с производителем предприятие либо организационно-правовое объединение (слияние) или другая структура. В данном случае также предусматривается высокий уровень фундаментальных исследований при достаточных масштабах прикладных исследований.

Стратегия фундаментального внедрения – интенсивное проведение фундаментальных исследований, выполнение прикладных исследований и осуществление разработок на достаточно высоком уровне с последующей организацией собственного производства.

Конец ознакомительного фрагмента.