Вы здесь

Страсти по февралю. Очерки о календарях, о возникновении их и устройстве. Казусы календарные. В ногу со временем. О том, как в разных странах «навёрстывали» время (Л. А. Волков, 2016)

В ногу со временем

О том, как в разных странах «навёрстывали» время

Большевистские разборки

Февралю (а на древнерусском – сеченю или лютому) не везло. Особенно в восемнадцатом… Представьте: пурга, стужа (выжить бы!)… смутное время террора и грабежей (пережить бы!). И среди зимы той – подвох: первый день февраля (четверг) «ошельмован»: декретом Совнаркома, подписанным Лениным, обернулся… четырнадцатым февраля.

В общем, после среды 31 января чисел от «1» до «13» в феврале 1918-го так и не последовало. Вернее, не было их в гражданском обиходе. Церковь, продолжающая вести счёт по-старому, чисел в феврале не теряла.

Но что за спешка: Декрет о календаре – вслед за Декретами о земле и мире – вызрел спустя три месяца после Октябрьского переворота?!

Что заставило большевиков вмешаться в размеренный ход календарного времени?

Чего ради переход на «григорианские рельсы», как штык, потребовался средь неотложных дел, а у обывателей «под шумок» похитили – и всё б изымать им! – 13 дней и 13 ночей?


Тринадцать. Столько суток большевики изъяли из послереволюционной истории, нарушив ритм смены дней… махнув рукой и на то, что сам по себе Октябрь перекочевал в ноябрь.

Но жив, жив ещё!..

Может, и поторопились. Но, надо признать, реформа назрела: доставшийся нам от Рима календарь успел поотстать от природных событий.

И то – «навёрстывать время» у нас принялись спустя 335,5 лет после того, как «там» после реформы Григория XIII день 29 февраля успели изъять трижды – в 1700-м, 1800-м и 1900-м вековых годах.

«Созрев» к ХХ веку, последними из христиан – почти одновременно с Болгарией, Румынией, Сербией и Грецией – в 1916–1924 годы мы перешли на новое летоисчисление.

А с тех пор, как в 1926–1928 годах на «григорианские рельсы» перешли Турция и Египет, в мире не осталось страны (кроме Эфиопии и Таиланда), где бы Юлиан не был государственным.

И всё же… Календарь Гая Юлия Цезаря жив. Хоть нередко и используется наряду с новым (с 1923 года – в Церквах ряда стран СНГ), поныне – главным образом, у Православной церкви.

Казусы календарные и дурной пример

У древних римлян три дня в году – 9, 11 и 13 мая – были посвящены привидениям: в честь них устраивали праздники… А в середине февраля и в канун весны римляне по старинной традиции совершали очистительные обряды, замаливали грехи усопших, сжигали пожитки.

В 1793-м из республиканского календаря французы «изгнали» святых (упразднили дни поминовения их – «гору трупов»), а день 25 декабря, назло верующим, стал у революционеров «Днём собаки»…

К концу 1929-го в СССР реформировали календари (в единый производственный табель-календарь) по образцу республиканского – с разбивкой его на пятидневки (у французов, впрочем, – декады), с изъятием из обихода устоявшихся дней недели – «религиозных» пятницы, субботы, воскресенья. Каждый из дней пятидневки в «табеле» имел свой цвет – от жёлтого до зелёного.

В общем, раскрасили. Хорошо, к концу 1931-го привычные дни недели (кроме воскресенья) вернули. Неделю (с фиксированными днями отдыха: 6-, 12-, 18-, 24- и 30-ми числами) удлинив до шести дней… Восстановили семидневку через 10,5 лет, в июне 1940-го, неделю начав со дня отдыха – воскресенья.

Чуть ранее, в 1939-м, Союз воинствующих безбожников, по примеру якобинцев, настаивал переименовать все, кроме мая, месяцы: к примеру, апрелю дать имя Свердлова, сентябрю – Коминтерна, октябрю – Энгельса, декабрю – Сталина…

Обошлось: «пролетарский сленг» не утвердили «в верхах». Зато с 1930-го узаконили пять национальных праздников-выходных: День Ленина (ненадолго) – 22 января, Дни труда (позже один из них стал Международным днём солидарности трудящихся) – 1, 2 мая и Индустриальные дни (позже – Октябрьской революции) – 7, 8 ноября. Ещё с 1936 по 1976 года отмечали день Конституции – 5 декабря; с 1945-го – День Победы – 9 мая (выходным стал в 1965-м); в декабре 1947-го прибавился «неполитический» праздник – 1 января, а с 1966 года – и Международный женский день – 8 Марта.

Помимо чисел месяца и дней недели, в советских календарях вплоть до 1991 года указывался порядковый год революции.

Воскресенье ж, как единственный в 48-часовой рабочей неделе день отдыха, оставалось таковым в продолжение 50 лет советской власти – пока в марте 1967-го не был добавлен (как бы «в угоду евреям») второй выходной – суббота.

Парад календаря понтифика

Юлианским солнечным календарём, как было сказано, пользуются в мире более двух тысяч лет (в СССР официально вышел из обихода за 37,9 лет до его 2000-летнего юбилея). Солнечный (что из Египта родом) календарь – более чем в два раза старше.

Современный же григорианский календарь, в сравнении с ними, юн: пятьсот лет лишь в 2082 году «стукнет».

А вот как календарь папывдогонку за «календарём кесаря» – прошёл парадом по миру, одну за другой официально «захватывая» территории разных (нынешних) стран:

XVI-XVII века: Италия, Испания и Испанские колонии в Америке, Португалия, Польша, Люксембург, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия (1582-1587); Германия (1583-1700); Нидерланды, Бельгия (1582-1701); Франция (1582-1760); Швейцария (1597-1701); Дания, Норвегия и Исландия (1700);

XVIII–XIX века: Великобритания и колонии, Ирландия, Канада, Североамериканская британская колония (1752, с 1867-го – Аляска); Швеция и Финляндия (1753); Индия (1757); Япония (1753 – 1873); Корея (1895);

XX век: Албания (1912); Латвия, Литва (1915 – 1918); Болгария (1916); Эстония (1918); Страна Советов: РСФСР, Украина, Грузия, Азербайджан, Армения (1918-1920); Румыния, Сербия и страны, входившие в состав Югославии (1919); Греция (1924); Турция (1917 – 1926); Египет (1875 – 1928); Китай (1912-1949).

Такие разные координаты времени!

Невзирая на то, что год в григорианском календаре опережает тропический на «целых» 26 секунд, на сегодня Григори-анум – общепризнанный координатор времени. И лишь в государствах вокруг Персидского залива официальным продолжает оставаться календарь мусульманский, да в Эфиопии и Таиланде пользуются своими национальными календарями.

Не перешли в обиходе на общий календарь и в отдельных местностях. По-своему, к примеру, ведут счёт дням жители острова Фула, что у берегов Шотландии: григорианский («южный») календарь путает им график сельхозработ.

Конец ознакомительного фрагмента.