Глава 4. Занятия алхимией
Талисман, сделанный Эваном для принцессы, меня очень удивил и озадачил. Я не ожидал, что мальчик способен соединить металл и камень, не зная даже основных принципов работы с этими материалами. Я ведь самому главному в нашей традиции еще не начинал его учить – ждал знака. И, похоже, знак пришел. Янтарь в серебре. Надо же. Теперь нет смысла запрещать ему работать с золотом. Мне уже интересно, что еще я открою для себя в этом ученике? Прав был Бенедикт: такой он у меня первый. Природа его Силы совсем иная. Я чувствую, что он пойдет другим путем, и я должен ему в этом помочь.
Получается, что наши планы придется срочно менять. Дело Ордена в Европе может серьезно пострадать. Я почти уверен, что Эван в королевстве не останется, а значит, здесь у нас будет провал. Ладно, в конце концов, не мне принимать решение. Бенедикт с самого начала видел эту проблему и наверняка уже придумал другой вариант.
– Учитель, что мы сегодня будем делать?
– Будем изучать структуру металлов. У каждого металла свое внутреннее строение. Ты уже знаешь, что олово и свинец плавятся легко, а вот с остальными сложнее.
– А золото? Его легко плавить?
– Вот и попробуй. Нагревай по-разному и наблюдай. А самое главное – слушай свои ощущения. Я понял, что ты уже почувствовал, что в мире все живое, и есть разные формы и проявления жизни. Ничто в мире не исчезает бесследно, и ничто не возникает ниоткуда. Есть разные процессы трансформации, то есть перехода одного качества в другое. Помнишь, как я показывал тебе превращение свинца в золото?
– Да, я помню, что Вы расплавили свинец и добавили крупицу красноватого вещества, и свинец превратился в золото. Я помню, что это вещество – философский камень, но так и не знаю, что это такое.
– Для обычного человека в алхимическом процессе самое главное то, что из дешевого металла получается самый дорогой. Богатство! Вот к чему все стремятся. Но для нас, алхимиков, золото само по себе не важно. Важен процесс. В нашей традиции мы называем его алхимическое деланье или Великое деланье. Оно может продолжаться много лет, бывает, что и всю жизнь. И чаще всего мы забываем конечную цель – получение философского камня и золота, потому что чем глубже мы входим в этот процесс, тем больше начинаем понимать, что превращение происходит внутри нас.
– Что это за превращение внутри? Что меняется в человеке?
– У людей внутри есть разные качества. Ты уже столкнулся со злом, и оно повлияло на твою судьбу, лишив тебя семьи. А есть ведь еще предательство, клевета, да много всего. В каждом человеке есть крупицы зла, и они могут вырасти, а могут превратиться в противоположное качество. Этот процесс подобен превращению свинца в золото. Философский камень не получить, если не произойдет внутренней трансформации.
– Значит, злой и алчный человек не сможет получить философский камень?
– Не сможет. Но! В процессе Великого деланья он может измениться и стать тем, кто способен получить философский камень.
– А для Великого деланья всегда нужно много лет работать в лаборатории с разными металлами?
– Я иду этим путем, потому что принадлежу к традиции алхимиков, которая существует много сотен лет. Мы продолжаем Дело, которое называем служением, и я не знаю другого пути.
– А может быть, другой путь существует?
– Я сам задаюсь теперь этим вопросом.
– Почему только теперь?
– Потому что ты сделал талисман так, как, наверное, не смог бы никто из нас. Ты соединил металл и камень, противоположные по природе, да еще так, что они стали единым целым и начали собственную магическую жизнь.
– Как же так? Я же не маг, я не умею колдовать.
– Но ты это сделал. Я тоже умею делать такие талисманы, но я пришел к пониманию взаимодействия противоположностей в процессе Великого деланья, а ты к своему деланью даже не приступал. Вот это меня и заставляет задуматься о существовании другого пути. Возможно, это будет твой Путь. Я свой уже прошел и другим пойти не смогу.