СОН №2: О ПАТРИОТИЗМЕ ВООБЩЕ И О РУССКОМ ПАТРИОТИЗМЕ, В ЧАСТНОСТИ
Вообще само понятие «патриотизм» представляется N. пафосным и устаревшим. Это понятие досталось нам в наследство от предков, которые вынуждены, были охранять свой кусок земли от посягательств иноземных племен. Само же по себе, завоевание и защита территории достались нам в наследство от животных, которые закрепляют за собой пространство и не пускают на него чужих. А чужие, если они чувствуют себя сильнее (или если на искомой местности больше пищи) всегда пытаются согнать с нее тех, кто там уже обосновался. Так они и ведут борьбу за расширение ареалов обитания. Люди древности, да и средних веков, в этом смысле, не слишком далеко ушли от животных. Но им уже нужна была некая идеология, чтобы обосновать свои притязания на землю, и они придумали патриотизм. Кроме того, это была очень удобная кнопка, нажимая на которую Альфа-самцы (князья и короли) (пользуясь терминологией Уилсона-Лири) могли собрать под свои знамена толпу одураченных бедняков и середняков, чтобы заставить их завоевывать чужую или защищать свою территорию. Вообще говоря патриотизм предлагает нам гордиться некоей непонятной «Родиной». Родина – это территория твоего рождения. Некое абстрактное понятие. Почему человек должен гордиться местностью, где он родился? С таким же успехом он мог родиться в любом другом месте и что с того? Ведь мы не выбираем, где родиться, как не выбираем своих родителей. Но вот гордиться ими или наоборот ненавидеть их, мы вправе выбрать.
В момент взросления и достижения самостоятельности, мы можем сами решить, нравится нам наша страна или наши родители. И стоит ли нам безумно во всем следовать тем правилам, которые кто-то придумал до нас или мы можем придумать новые правила сами? Патриотизм же предполагает любовь к территории своего рождения априори и без возражений, он требует от граждан слепой веры, для того, чтобы власть имущие в любой момент могли сделать из людей пушечное мясо.
Что же касается до гордости за достижения страны, то это выглядит тоже весьма абстрактно. Ведь страна – это люди, населяющие ее, и любые достижения – это достижения отдельно взятых людей. А не некоей безличной силы, называемой Россия, Англия или Германия. Мы можем гордиться отдельными представителями той или иной страны, а гордиться государством или родиной (которые, кстати, очень часто даже мешают людям добиваться своих целей и совершать открытия) достаточно странно.
Теперь после общих рассуждений о патриотизме вообще N. хотел бы перейти к рассмотрению частного явления – патриотизма русского. Русские люди – это одна из самых патриотичных наций на земле, и хотя вся их история (как впрочем, и история любого народа) переполнена кровавыми драмами, они все же верят в идею «Родины» беспрекословно. Многие столетия Россия гнет подковы и отливает гвозди из своих сыновей и дочерей, но всё равно они с пеной у рта будут доказывать, что это самая великая страна в мире.
Здесь и отношения между людьми совсем другие (не то, что за границей). Каждый норовит залезть к другому в душу, да еще и плюнуть туда разок другой (а за границей они там друг к другу равнодушны). После такого всеобщего панибратства и фамильярности N., иногда, даже начинает мечтать об этом, так называемом, равнодушии.
Один из главных аргументов в споре с Западом – это т. н. загадочная русская душа. То она «нараспашку», а то вдруг перед вами «человек в футляре». Нет, Западу русских не понять, они слишком сложны для него. Там ведь если человек интеллигентен, то это проявляется во всем. У нас же есть понятие «интеллигентного хамства». И так во всем носит русских людей по противоположным полюсам от черта до Бога. В этом, вероятно, и проявляется широта русской души. Если обругаем, то так, что человеку впору пойти и повеситься, если приласкаем, то тоже по полной программе. Вот и вся загадка русской души. Экстремализм и неумение держать себя в руках. Невоспитанность чувств. И патриотизм такой же, алогичный. На кухне у себя дома ругают власть, на чем свет стоит, а на выборах идут и за нее голосуют. Их зажимают, «гайки закручивают», а они все терпят и говорят: «зато у нас ядерные ракеты и космические корабли». В общем, все ходят без штанов, но зато в большой шляпе. Таков образ русского патриота. Он склонен идеализировать свою страну, и наоборот, разоблачать недостатки других обществ, не замечая их очевидных достоинств. Русские постоянно издеваются над глупыми американцами, мол они наивные, флаг у дома утром поднимают, тупые, ничего не знают и т. д. и т. п.
Но средний уровень жизни в Америке в десятки раз выше, чем в России. «Глупые» и «тупые» разрабатывают самые современные компьютеры. Снимают прекрасное кино. Пишут отличную музыку. И во многих областях опережают все остальное человечество. Конечно, говорят на это русские, у них там много денег, вот они и диктуют свои правила всему миру. А откуда у них столько денег? Может, они кого-то обокрали или взяли взаймы? Главный аргумент русских это – Америка не воевала во вторую мировую, вот и разбогатела.
А как же Германия, ведь она-то воевала и даже была почти полностью разрушена? А сейчас это передовая и сильная страна. Значит, дело не в войне?
N. вообще кажется, что русским вместо того, чтобы критиковать весь западный мир, можно было бы кое-чему у него поучиться. Признать, наконец, что во многом они отстают и подумать, как им все правильно организовать. Как им научиться работать и жить. И не халтурить, (интересно в каких ещё языках есть такое слово? ) а делать то, за что не будет потом стыдно.
И перенимать у других следует не только плохое, но и хорошее, хотя бы иногда…
Так N. в общих чертах понимает проблему патриотизма вообще и русского патриотизма в частности. Конечно же, все его утверждения спорны, а возможно даже местами «провокационны», но даже здесь он отталкивается от традиций современной западной культуры. Его нельзя упрекнуть в непоследовательности. Он занимается разоблачением современных мифов и снов, укоренившихся в общественном сознании.
Эти мифы мешают людям смотреть на жизнь и на других людей непредвзято и свободно. Ведь все вокруг находятся в плену иллюзий, которые выдают за реальность. Самое удивительное, что эти миражи настолько сильно владеют умами, что люди даже готовы свою жизнь отдать за очередную галлюцинацию. Реальность иллюзии бывает для них даже важнее окружающей действительности. Гуманоиды полностью погружены в поток своих мыслей и образов.
Это сон наяву. В таком состоянии человечество существует уже многие тысячи лет. Оно создает себе «священных коров» и выращивает злобных химер, в которых самозабвенно верит и даже жертвует ради них многими жизнями.
Задачу же свою N. видит в том, чтобы заколоть побольше «священных коров», разложить на атомы как можно больше химер и разбить бесчисленное множество стереотипов.
Вот например, одна из таких химер – это красота.