СОН №8: N. И ЛЮДИ
Возможно, это прозвучит довольно странно, но N. не считает себя человеком. В метро или на улице, люди представляются ему персонажами какого-то странного фильма. А он сам – это закадровый голос. Наблюдатель, внимательный и молчаливый. Он равнодушно проходит мимо их радостей и горестей, неподвластный приливам и отливам чувств. Как бесстрастная кинокамера снимает события и факты. Его мозг анализирует увиденное и делает выводы, строит предположения, возможно, далекие от реальности, но иногда он попадает в центр мишени. Люди куда-то спешат, они решают проблемы, делают «дела», к чему-то стремятся. Но как только N. на секунду задумывается о том, к чему они стремятся, какие проблемы решают и что за «дела» они делают, ему становится безумно скучно. Вся эта суета кажется ему такой мелкой и недостойной усилий, что он предпочитает не принимать в ней участия.
Он думает о том, что все эти люди умрут и все, что они накопили, в лучшем случае останется их детям, а в худшем и вообще не достанется никому. Так ради чего напрягаться, посвятить всю жизнь какой-то суете и в результате не оставить после себя ничего? Какой в этом смысл? Зачем нужны эти круги на воде и буря в стакане воды? На эти вопросы у N. нет ответов. Поэтому действиям он часто предпочитает наблюдение. Ведь, в конце концов, смерть уравняет всех: бомжа и олигарха, учителя и ученика, родителей и детей.
Единственным оправданием жизни может быть стремление оставить что-то после себя, какие-то артефакты: изобретения, картины, книги, кино, музыку, но и это, возможно, только жалкая попытка достичь бессмертия. Ведь культура существует не так уж давно, а поток времени медленно и верно стирает следы, оставленные нашими предками и когда-нибудь сотрет и наши следы. Нужно быть супергением, чтобы твои творения остались в веках, а сейчас время талантов, гении остались в прошлом (хотя это спорный факт, возможно, некоторых наших современников смогут по достоинству оценить только потомки). Но в любом случае шансов остаться в истории очень мало. И для этого нужно создать нечто великое. N., к счастью, это не грозит, ведь для этого ему пришлось бы много работать и учиться, а это реальный напряг. Ведь он любит отдыхать и наблюдать, так что ему легче всех. Он занимает среднюю позицию между гением и простым человеком. Великие цели его пугают, а мелкие – он презирает.