Влад и Вера
Влад весной вернулся из тюрьмы. Он был черен, худ и подавлен неожиданно свалившейся на него свободой. Его приняла к себе сорокалетняя бездетная вдова, которая каждый год неудачно выходила замуж. Вдова отогрела Влада, откормила, а потом стала приучать к работе в саду и огороде, намереваясь создать с ним нормальную сельскую семью.
Влад вытерпел неделю, а потом спросил:
– Ты мне скажи Вера, кто тебе нужен? Мужик в доме или конь в огороде?
– Мужик, – ответила Вера, не чувствуя подвоха.
– Тогда отпусти удила. Не наседай, – пояснил Влад.
И Вера наседать не стала, решила, что Влад ещё не отдохнул, как следует после отсидки, не набрался сил, не надышался воздухом долгожданной свободы. Стала печь ему блины, варить щи из баранины, котлетами угощать. Влад после этого поправился, округлился, порозовел. Немного погодя, Вера нашла подходящий момент и как бы между делом сообщила ему, что к ним в школу, где она работает поваром, понадобился тракторист. Продукты в школьную столовую возить, детей обучать вождению, кое какие хозяйственные дела на досуге исполнять.
– Не тяжелая работа, тебе понравится, – заверила Вера с улыбкой.
Влад немного помолчал, потом отвернул лицо в сторону и с явным недоумением спросил:
– Тебе, Вера, мужик нужен в доме, или механизатор на тракторе?
– Мужик, – снова ответила Вера.
– Тогда не доставай.
– Но, как же без работы-то на селе? – не поняла Вера.
– Вот освоюсь, присмотрюсь, что к чему – потом определюсь.
И Вера доставать не стала, не такая она женщина. Только после этого разговора на других деревенских мужиков стала поглядывать с тоской. Вот, например, у соседки бухгалтерши муж – с машиной, каждый день на работу ездит, все в дом, все в хозяйство, как положено. У другой соседки муж ветеринар. У него тоже все есть. Он каждый день с колхозной фермы привозит что-нибудь. То молоко в бидоне, то обрезок трубы, то дохлого поросенка для собаки. Хозяйственный человек, запасливый, с хорошей закваской. А Владислав после тюрьмы никак отойти не может. То ему не подходит, это не нравится. Непонятно, как ему угодить?
Однажды Вера забылась и позвала Влада в сад, помочь обработать яблони от плодожорки. Плодожорки развелось в саду как демократов в России. Влад посмотрел на Веру удивленными глазами, потом отвел взгляд и спросил с привычным нахальством:
– Тебе, Вера, мужик в доме нужен или садовник в огороде?
– И мужик, и садовник, – нашлась на этот раз Вера.
– Нет, Вера, – не согласился Влад, – ты как-нибудь определись. Выбери что-то одно.
– А если и то и другие сразу? – снова нашла нужные слова Вера.
– Так не бывает.
– У людей бывает, – снова выпалила Вера, – а у нас почему-то, нет. Вон у соседей мужья везде успевают. И на работу сходить, и в саду поработать, и в доме порядок навести. А у тебя кругом одни проблемы.
И все же Вера не стала слишком сильно надоедать новому ухажеру. Решила подождать еще немного. Может быть, он сам опомнится, сам определится. Ведь с виду-то он человек приличный, совсем такой же, как все нормальные мужики в округе, только в голове у него засело какое-то непонятное упрямство.
Но время шло, а новый муж все также продолжал сидеть у Веры на шее. Говорил, что ему надо отойти душой от темного прошлого, надышаться чистым воздухом, привыкнуть к нормальной жизни. Вера ждала, ждала, но однажды не выдержала. Влетела в дом с улицы вся грязная после прополки гряд, лохматая, потная, некрасивая. И прямо от порога закричала:
– Я тебе кто? Кто я тебе, баба или кобыла водовозная?
– Жена, – растерянно проговорил Влад, сонно поднимаясь с дивана, – баба.
– А кто тебе нужен?
– Как это? – не понял Влад.
– Тебе баба в доме нужна или дворовая работница, рабыня бессловесная?
– Баба, – невпопад ответил Влад.
– А коль баба, почему я всю работу должна тащить на себе? При живом-то мужике.
Влад во время не нашелся, что ей ответить. А она между тем продолжила:
– Ты всё говорил, чтобы я определилась, кто мне нужен. Так вот, я определилась.
– Как? – удивленно произнес Влад, выпучив глаза.
– А вот как! Я поняла, что мне такой мужик не нужен, который весь день на диване возле телевизора лежит. Ни коня из него не получится, ни тракториста, ни садовника. Уж лучше мне одной барахтаться, чем тебя на шее тащить.
И после этого выставила Влада за дверь… Это было не так трудно сделать, потому что у Влада кроме штанов да рубахи ничего при себе не было. Собирая пожитки, он растерянно бормотал:
– Ты Вера подумай, ты определись. Может быть, тебе всё же муж нужен? Я даже могу пойти на уступки, ради такого дела. Наживешься ещё одна-то… Подумай.
– Не надо мне никого, – закричала Вера в ответ. – Ничего от тебя не надо! Как жила одна, так и жить буду. Я и так всё хозяйство на себе волоку. От тебя никакого проку нет. Не было путевого мужа – и не надо.
В дверях Влад остановился, посмотрел на Веру вопросительно и удивленно.
– Может, передумаешь?
– Шагай давай, – со слезой в голосе проговорила Вера.