Вы здесь

Сто один пост на радио «Эхо Москвы». 07.11.2011 10:06:00 Под собою не чуя страны… (Александр Анненский, 2012)

07.11.2011 10:06:00 Под собою не чуя страны…

С нами можно все… Ну, или почти все… Можно хамить в турецких отелях и грубо приставать к нашим женщинам на египетских пляжах… Можно безнаказанно унизить, объявив обладателей российских паспортов априори членами «русской мафии», как известно, виновной во всех бедах на планете, включая большинство мировых природных катаклизмов. Можно арестовать, или просто назначить виновным по причине «обостренной любви» к собственному чаду, лишив права общаться со своим ребенком на родном языке, даже особо не утруждая себя подбором аргументов.

Общеизвестно, что попавшему в беду российскому гражданину, как правило, придется противостоять обрушившимся на него проблемам почти наверняка в одиночку – в лучшем случае, с моральной и материальной поддержкой близких родственников и далеких друзей.

Не всем, разумеется… Наша официальная «Раша» всегда найдет несколько миллионов государственных долларов, чтобы выкупить из тюрьмы большого чиновника, вроде Пал Палыча, поможет замешанному в жульничестве бывшему «атомному» министру или громкогласно вступится устами МИД, как это происходит сегодня, за общеизвестного торговца оружием. Мы обязательно станем требовать немедленного освобождения совершивших публичное убийство в чужой стране наших неудачливых агентов, но вряд ли заметим очередное жестокое избиение обычной российской туристки.

На простых граждан нам глубоко плевать – вон их сколько мотается теперь по миру – от Гоа до Новой Каледонии – пусть и выкручиваются, в случае чего, самостоятельно… Мы уж точно не пошлем освобождать своих клерков отряд коммандос на вертолетах, как сделал, рискуя собственной политической карьерой, американский президент; не пригрозим за захват наших заложников заходом в местный порт страны третьего мира военного корабля. А на фига…

Во времена СССР мне приходилось сотрудничать с местной киностудией в Душанбе и я хорошо помню с каким пиететом принимали тогда в Таджикистане гостей из Москвы, из России; всегда находился приличный номер в лучшей местной гостинице «Октябрьская», принадлежащей, естественно, ЦК компартии и машина для встречи. Многое, конечно, изменилось с тех пор, но не надо мне объяснять принципы межгосударственных взаимоотношений в этом мире – на нашей планете уважают лишь тех, кто просто не позволяет относиться к любому своему гражданину без должного опасения вызвать недовольство всегда стоящего за ним государства.

Завтра суд в Таджикистане вынесет приговор российскому летчику Владимиру Садовничему, судимому, после восьми месяцев имитации разбирательства дела, вместе с его коллегой за вынужденную посадку на местном аэродроме ввиду нехватки топлива… Пожилой, не очень грамотный прокурор со значком советского вуза на кителе требует для них 13-и лет заключения строгого режима. На последнее перед перерывом заседание добрался наконец на джипе представитель нашего посольства. «Конечно, мы понимаем… – вежливо говорит журналистам через решетку подсудимый летчик, – что 99 процентов в нашем российском посольстве нормальных, но оказалось нам не повезло – те, кто должны были что-то сделать, они не доложили…». Эх, редко ему, видать, до сих пор приходилось общаться с зарубежными представителями родной державы…


Скрин с телеэкрана


Увы, если бы это процентное соотношение хотя бы приблизительно отражало реальность, вряд ли защищающий пилотов местный адвокат, сам бывший советский полковник, вынужден был бы работать все это время просто из солидарности, абсолютно бесплатно, а его жена собирала бы в неотапливаемую камеру местного СИЗО теплую одежду из семейного гардероба…

Посольство не нашло средств помочь своим гражданам даже в этом немногом – это же не очередной прием устраивать по случаю высосанного из пальца национального праздника…

И вот еще что… – давайте не будем кривить душой… Никто не разубедит меня в том, что и в наше время даже одного телефонного звонка, но СООТВЕТСТВУЮЩЕГО уровня из Москвы в красивый и независимый город Душанбе было бы более чем достаточно, чтобы родные смогли еще восемь месяцев назад обнять российского пилота. Видать, не сложилось – сейчас выгоднее изображать заботу об электорате, объясняя ему непредсказуемость итогов предстоящих выборов…

Мы живем, под собою не чуя страны… – эта мандельштамовская строка, написана семьдесят восемь лет назад. Мы все еще ищем национальную идею… мысль о том, что ею могла бы стать общая гордость за мощную родину, никогда не позволяющую себе делать различие между собственными гражданами, почему-то кажется нам слишком примитивной…

Впрочем, может быть, я не прав, и чья-то рука в просторном московском кабинете хотя бы сейчас уже тянется к телефонной трубке аппарата межправительственной связи?..

Завтра узнаем.