03.11.2011 12:16:00 Время мародеров?
В последнем номере «Литературной Газеты», прочитал заметку своего старого друга обозревателя Игоря Маймистова и до сих пор нахожусь под ее впечатлением. Кажется, он первый публично сказал о том, о чем молчат другие. Сегодня на месте любого трагического события в нашем государстве – будь то масштабная авиакатастрофа в Сибири или локальный пожар в столичной квартире – все чаще первыми появляются люди, обкрадывающие погибших. Удачный поход к месту трагедии («– успел..!») становится предметом зависти односельчан… Тащат все – от денег и мобильных телефонов, до колец, золотых цепочек с трупов и носильных вещей.
Очень часто «потрошителями» становятся те, кто по профессиональной обязанности должен был бы помогать погибшим, ведь именно они оказываются на месте происшествия раньше других и имеют возможность действовать тут безо всякой оглядки – разве что на своих коллег. Случаев таких – сотни по стране. Один из замалчиваемых и все же всплывших – история с кражей кредитных карт у члена делегации польского президента, самолет которого не так давно разбился под Смоленском. С карточек сразу после смерти владельца были предприняты попытки снять деньги и это привлекло внимание. Грабителями (что, впрочем, юридически не совсем точно) оказались военнослужащие из выставленного вокруг места катастрофы оцепления. Поразительно, что они в принципе при этом ничем не рисковали – если в Уголовном кодексе СССР была специальная статья «Мародерство», то из УК России она удивительным образом исчезла. Попытка внесения соответствующей законодательной поправки в Госдуме, подготовленной по инициативе известного борца с преступностью генерала Гурова, ни к чему не привела – законопроект отложили под совершенно фантастическим предлогом – принятие подобной статьи, мол, может быть расценено как знак… подготовки к войне… Ну, действительно, не может же придти кому либо в голову аналогичная мысль при прочтении сообщения об очередном многократном росте военных расходов государства или редком удачном пуске новой баллистической ракеты… Совсем другое дело, если озаботиться соблюдением морали… тут уж точно – русские готовятся…
В большинстве зарубежных государств, говорится в статье, мародёрство признаётся тяжким уголовно наказуемым деянием и карается либо длительными сроками заключения, либо смертной казнью. Например, наказание за мародёрство закреплено во Франции – Кодекс военной юстиции, в Великобритании – Закон об армии. В США Единый кодекс военной юстиции (ст. 99ПЕКВЮ) предусматривает смертную казнь или пожизненное заключение за мародёрство в боевой обстановке. В Уголовный кодекс Украины введена уголовная ответственность за мародёрство в Чернобыльской зоне.
Конечно, мне очень бы хотелось понять реальные мотивы тех, кто противодействует сегодня принятию законодательной поправки. Но дело же не только в ней… Мародеры существовали во все времена, но, все же, как должна быть изуродована человеческая психология, смещены нравственные ориентиры, если удачно совершенное мародерство – будь то на поле боя очередного «локального конфликта» или на месте очередной техногенной катастрофы часто становится не тщательно скрываемым постыдным бременем на ожесточившейся в сегодняшней жизни душе, а предметом хвастовства и гордости – пусть пока только среди своих…