Вы здесь

Сторителлинг. Пособие для начинающих. Раздел 1. Как стать сторителлером (Сергей Гузенков)

Раздел 1. Как стать сторителлером

Что такое сторителлинг?

Истории появились вместе с человечеством. Когда человек стал хоронить мертвых и заботиться о стариках, он перестал быть частью животного мира. Все животные оберегают потомство, а слоны еще и проявляют особое внимание к умирающим и мертвым слонам. Но люди не только стали помогать престарелым сородичам, но и назначили их хранителями родовой памяти. Так, старики стали рассказывать истории подрастающим поколениям.

С тех самых пор, когда люди впервые уселись вокруг костра, они рассказывают друг другу истории для создания эмоциональных связей. Во многих сообществах эти истории передавались из поколения в поколение в почти неизменном виде. Самые выдающиеся истории всех времен обрели настолько хорошую повествовательную форму, что сотни неграмотных поколений смогли повторить их.

НЭНСИ ДУАРТЕ «Resonate. Захвати аудиторию своей яркой историей»

У некоторых народов на Земле до сих пор специальные люди хранят истории племени. Например, в Конго у народа Луба члены тайного общества хранят истории, ритуалы и генеалогию правителя. Для этого они пользуются специальным приспособлением – лукаса (памятной доской).


Доска памяти


Цветные бисерины и ракушки, определенным образом помещенные на резной деревянной доске, помогают посвященным рассказывать истории.

Со временем истории стали записывать. 2 тысячи лет назад у индейцев навахо появились так называемые газетные камни. На них индейцы вырезали не только важные для племени события, но и простые бытовые сюжеты.


Газетный камень


У других народов появились книги. Некоторые из них стали священными. В них содержались истории о жизни и деятельности абсолютных моральных авторитетов.

С появлением науки истории стали отходить на второй план. А с изобретением кинематографа, казалось, окончательно перешли в сферу развлечения. Но историям не только не суждено было превратиться в чистое развлечение, но и пережить новый расцвет.

Еще в первой половине ХХ в. Владимир Пропп показал, что мотивы и функции персонажей в сказках многих народов похожи. Он пришел к выводу, что именно в сказках хранятся наиболее важные для общества образцы поведения. Джозеф Кеппбелл, исследуя мифы, пришел к подобным выводам. Он показал, что большинство из них имеют общую сюжетную структуру путешествия героя.

Во второй половине ХХ в. идеи о схожести сказок и мифов нашли новое применение. Появилась идея использовать повествовательную структуру историй в коммерческих целях: для создания рекламы, раскрутки бренда и т. д. Так появился сторителлинг.

ХХІ в. стал периодом небывалого интереса к историям. Журнал Harvard Business Review назвал сторителлинг одной из лучших бизнес-идей 2006 года. Рассказывание историй стало новым трендом. Футуролог Ролф Йенсен в своей книге «Общество мечты» предсказал: «В ближайшие годы рынок сказок ожидает бум. Любой, кто хочет добиться успеха на рынке будущего, должен научиться рассказывать истории».

В 2009 г. журналист Роб Уолкер и писатель Джошуа Гленн подтвердили идею Йенсена на практике. Они накупили на распродажах товаров на 128 долларов. Попросили писателей написать небольшие авторские тексты о них и выставили на e-bay. При этом покупатели знали, что рассказы – вымысел. Купив что-либо, человек получал рассказ, посвященный этому товару. Доход от эксперимента составил более 3 тысяч долларов, которые пошли на благотворительность. А рассказы были изданы в 2012 г. в сборнике «Значимые вещи».

Если бы два великих датских сказочника – Карен Бликсен и Ганс Христиан Андерсен – писали свои книги сегодня, их финансовое положение было бы совершенно иным.

РОЛФ ЙЕНСЕН «Общество мечты»

Таким образом, идея Йенсена о том, что история может быть привнесена в любой продукт, а товары больше не оценивают только по цене и качеству нашла свое подтверждение.

Есть много примеров людей, которые своим успехом обязаны историям. Вот некоторые из них:

Ли Лефевр – основатель компании Common Craft, чьи видеоматериалы с объяснениями различных идей и феноменов набрали десятки миллионов просмотров и превратили жанр объяснений в отдельную видеоиндустрию. Обязательным компонентом объяснений, которые создает Common Craft, является история.

Аннет Симмонс – специалист по коммуникациям. Основала собственную компанию Group Process Consulting, которая занимается обучением сторителлингу топ-менеджеров, менеджеров по продажам, специалистов по управлению проектами.

Орен Клафф – специалист по презентации проектов инвесторам (питчингу). Заключает многомилионные сделки благодаря методу STRONG, непременной частью которого является рассказывание историй.

В век, перенасыщенный информацией, истории оказались востребованным средством, способом снизить информационную нагрузку и достучаться до сознания людей. Истории могут преодолеть клаттеры – явление, при котором однородная информация сливается в одно малопонятное сообщение. Истории вызывают в воображении гораздо более яркие сенсорные переживания, чем цифры на графике.

Истории рассказывают о мире так, как думали люди до появления науки. На самом деле человеческий мозг до сих пор мыслит историями, как бы мы ни претендовали на рациональность.

АННЕТ СИММОНС «Сторителлинг. Как использовать силу историй»

Сегодня сторителлинг используется во многих сферах: образовании, СМИ, менеджменте, управлении персоналом, работе некоммерческих организаций и т. д.

Сторителлинг – это мощный инструмент, помогающий превратить факты, которыми вы хотите поделиться, в историю, которую захотят услышать другие. И книга поможет вам в этом.

Не считайте сторителлинг чем-то детским и не имеющим отношения к серьезному делу. Насладитесь его магической силой. Ведь, например, сказки братьев Гримм изначально были написаны совсем не для детей.

КИРИЛЛ ГОППИУС «Сила убеждения. 101 совет по сторителлингу»

Практикум

Запишите три, на ваш взгляд, наиболее важных вывода из прочитанного.

Ну какой из меня сторителлер?

Человеческое мышление не сильно отличается и вам в голову, наверняка, приходят пугающие мыли вроде: ну какой из меня рассказчик и у меня обычная жизнь и в ней нет ничего такого, что было бы интересно другим.

То, что вам страшно начинать – это нормально. Образованным людям часто свойственен «синдром самозванца» – неспособность принять собственные достижения. Вы ощущаете себя мошенником, думаете, что действуете экспромтом, и не имеете ни малейшего понятия о цели своих действий, что вам не хватает нужных знаний.

Но сторителлинг – это навык, который можно в себе развить. Для этого и написана книга. В ней вы найдете различные инструменты, которые помогут вам стать отличным рассказчиком.

Практикум

Вот несколько приемов, которые помогут преодолеть сомнения:

1. Для начала притворитесь тем, кем не являетесь. Найдите хорошего рассказчика и копируйте, пока сами не добьетесь успеха, пока люди не увидят вас таким, каким вы хотите быть; или же

2. Притворяйтесь, будто делаете что-то, пока действительно не сделаете это. Т.е. никому не давайте усомниться в том, что вы – отличный рассказчик.

Истории о вас неизвестны не потому, что вы не Пушкин, а, скорее, вы – не Пушкин, потому что историй о вас не слышал никто, за редким, не влияющим ни на что исключением. А не слышал, потому что ни вы, ни кто-нибудь другой их не рассказываете. А не рассказывает никто, потому что вы в первую очередь их рассказывать не умеете. А не умеете, потому что не тренируетесь.

КИРИЛЛ ГОППИУС «Сила убеждения. 101 совет по сторителлингу»


Посмотрите фильм «Дон Жуан де Марко» с Марлоном Брандо и Джонни Деппом. Это романтическая мелодрама о взаимоотношениях стареющего врача-психиатра и его молодого пациента. Герой Джонни Деппа верит, что он – величайший в мире любовник – Дон Жуан. Более того, она помогает вернуть врачу утраченную молодость духа, свежесть чувств и способность мечтать. Герой Брандо, врач-психиатр, сам начинает ощущать, что он – Дон Октавио дель Флорес – друг Дона Жуана и тоже величайший любовник.

Искренняя вера в себя творит чудеса. Убедитесь в этом.

Еще один способ «настроить» себя на рассказывание историй – обратиться к «программному обеспечению» нашей психики – к архетипам. Подобно компьютерным программам, архетипы находятся в состоянии покоя в подсознании до тех пор, пока их не откроют или не запустят. По мнению Джозефа Кэмпбелла и ряда других исследователей мифологии, мы «распознаем» архетипы, потому что запрограммированы на это.

Практикум

1. Посмотрите на изображение памятника рассказчику.


Памятник рассказчику. Орегон (США)


Какие ассоциации оно у вас вызвало?

Какие ассоциации у вас возникают при слове «рассказчик»?

Запишите все, что пришло вам в голову.

Какие из характеристик рассказчика есть у вас?

Чего вам не хватает, чтобы стать рассказчиком?

Запишите шаги, которые помогут вам развить в себе недостающие качества.


Так, работая с архетипом, ваша психика настроилась на нужный лад.


2. Теперь составьте простые рассказы на следующие темы:

Предмет, который мне дорог;

Место, которое мне понравилось;

Человек, который произвел на меня впечатление.


3. Для закрепления, выполняйте упражнения, которые помогут вам «прокачать» свою креативность:

Перечислите 15 причин выучить иностранный язык и 10 причин, почему вы этого еще не сделали;

В 200 словах опишите место, в котором вы сейчас живете и еще в 200 идеальное место, где бы вы хотели жить;

Опишите в 100 словах жаркий день в еще в 100 – ненастье;

Напишите письмо в прошлое. Себе 5, 10 лет тому назад;

Напишите объяснительную, почему вы не занимаетесь улучшением навыков рассказчика ежедневно;

Распишите, как вы понимаете совет К. Гоппиуса «Почистил зубы – рассказал историю».

Разобравшись с сомнениями в собственных способностях к рассказыванию, следует расстаться с убеждением, что рассказ о вас никому, кроме вас, не интересен.

Если вам больше тридцати лет, то вы наверняка сможете немало поведать о том, как с честью выдержать жизненные испытания. Вы любили и теряли. Вы ранили других людей, и вам причиняли боль. Даже самая обычная жизнь полна незаурядных событий. Ваши истории способны воодушевить других – нужно лишь научиться их рассказывать и наполнять эмоциональной силой.

ДЖЕРЕМИ ДОНОВАН «Выступление в стиле TED»

Конец ознакомительного фрагмента.