Вы здесь

Стоп! Азартные игры!. Глава 2. Возникновение и развитие зависимости от азартных игр (А. И. Чапов)

Глава 2

Возникновение и развитие зависимости от азартных игр

Вся наша жизнь – игра, или Зачем это нужно человеку

Игра – замечательное явление в нашей жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная, но вместе с тем необходимая. Игра, доступная ребенку, непостижима для ученого. Так что же такое игра? Для взрослого – это такая деятельность, посредством которой он преобразовывает действительность и изменяет мир. В этом состоит ее суть. Иными словами, игра – это осмысленная деятельность, которая объединена единством разных мотивов. Игра человека всегда тесным образом связана с той деятельностью, на которой основывается все его существование. Для человека игра – дитя труда. Будучи связана с трудом, игра существенно отличается от него. Когда человек трудится, он делает не только то, в чем испытывает потребность или интерес, он делает то, что нужно сделать, к чему принуждает его обязанность (что в данном случае не зависит от интереса или потребности). Играющие, наоборот, не зависят от того, что им диктует необходимость или обязанность. Например, врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные обязанности.

А когда ребенок играет во врача, то он «лечит» только потому, что это его привлекает. Когда ребенок играет ту или иную роль, он словно переносится в другую личность, примеряет ее на себя. На этом основывается значение игры для личности в целом.

На разных этапах развития человеку свойственны разные игры. Мы остановимся подробно на видах игровой деятельности человека на различных стадиях его развития. Одно бесспорно – человечество играет давно. Самой древней игрой взрослых людей является игра в кости. Карточные игры возникли более двух тысяч лет назад в Китае. Рулетка в самом начале была придумана человеком как средство против шулерства и только потом стала игрой. Лотерея – это тоже своего рода игра.

В Советском Союзе азартные игры не были открыто распространены. Сегодня в России на каждом углу можно увидеть яркие красочные витрины с призывом посетить зал игровых автоматов. Побывать в казино сегодня можно не только в мегаполисах. В глубинках страны в «одноруких бандитов» играет и взрослый, и ребенок, и даже пенсионер.

Не каждый отдает себе отчет в том, насколько опасно может быть увлечение игрой. В России сегодня сотни тысяч автоматов расставлены в местах массового скопления народа. Это приносит огромную прибыль тем, кто сам ни за что не станет играть, так как знает, что много денег на этих автоматах выиграть невозможно. Но этот бизнес связан с чистой психологией – стремлением получить много денег, не прилагая при этом огромных усилий. А людей с таким желанием огромное количество. Итак, по порядку.

В раннем возрасте игра является основным видом деятельности. В этот период игра – основная составляющая жизни, через нее ребенок познает окружающий его мир. Сюжетно-ролевые игры раскрывают перед ним взрослый мир: дочки-матери, игра в магазин, машинки, песочница…

Через них ребенок воспринимает семейные отношения, мир профессий. Человек, будучи взрослым, начинает понимать, что игры оказывают существенное влияние на становление личности: кто-то песочницу перенес в свою профессию, став строителем, машины сопровождают кого-то в работе, другого интересуют как водителя-любителя…

Театрализованные игры помогают ребенку познать мир искусства. Обыгрывая сюжеты, он учится примерять на себя роль того или иного персонажа. В будущем это обязательно ему пригодится – мир полон людей, различных по характеру, социальному статусу, живущих в едином обществе, общающихся со всеми по необходимости или по собственному желанию. Для некоторых в будущем театрализованная игра станет специальностью (актеры кино и театра), для кого-то – хобби. Но в любом случае – это тоже игра.

Игра взрослого человека и ребенка связана с деятельностью воображения, в ней преобразовывается окружающая действительность. Проявляясь в игре, такая способность к творческому преобразованию настоящей действительности впервые и формируется. В этом заключается основной смысл игры. Значит ли это, что игра, превращающаяся в придуманную иллюзию, считается уходом от действительности? Возможно, так, а возможно, и нет. В любой игре существует уход от реальности и проникновение в нее. Все, чем живет игра и что она воплощает в жизни, она берет из самой действительности. Игра может выходить за пределы одной ситуации, уводя от одних сторон реальности и выявляя другие. В самой игре нереально только то, что не является в ней существенным; в ней нет реального воздействия на предметы, но что подлинно реально – это чувства, желания, мысли и вопросы, которые решаются в игре. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не только входит в нее, но и тем самым расширяет кругозор, обогащает и совершенствует свою личность.

Как известно из истории, римляне заимствовали у этрусков само слово «личность», что означало «роль», «маска актера». Римляне употребляли понятие «личность» для обозначения общественной функции лица. В современной жизни мы о личности судим по тому, как она выполняет свои общественные функции, как справляется с ролью, возложенной на нее жизнью. Таким образом, личность и ее роль в жизни тесным образом взаимосвязаны. Поэтому ребенок в игре посредством ролей, которые на себя примеряет, формирует и развивает свою личность.

Спортивные и подвижные игры составляют отдельную категорию игр. В детском возрасте через эти игры у детей формируются такие навыки, как ловкость, смелость, быстрота реакции. Соревновательный характер всех спортивных и подвижных игр основан на азарте, который позволяет любому проявить свои потенциальные способности и добиться успеха. Первоначально спортивные состязания в Древнем Риме не связывались с коммерческим успехом. С их помощью олимпийцы зарабатывали себе престиж, уважение сородичей, ведь, как говорится, не хлебом единым жив человек. Сегодня профессиональные спортивные мероприятия – это еще и финансовый успех, авторитет страны, клуба, игрока. Для того чтобы всего этого добиться, человеку потребуется не один год усилий и тренировок. Обычные спортивные игры, которые мы видим на дворовых площадках, в спортивных залах и бассейнах, – это прежде всего поддержание своего физического здоровья, приятное времяпрепровождение в компании единомышленников. Взрослые люди в своей жизни практически постоянно играют в ролевые игры, порой даже не осознавая этого. Что же заставляет их играть? Прежде всего это стремление избавиться от страхов. Страхи есть у всех, некоторые из которых оправданные. Но иные страхи зарождаются и увеличиваются без нашего ведома.

Они возникают из нерешительности и сомнений. По мнению Фредерика Перлза, «человек живет в вечном конфликте сам с собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду». Человек никогда не доверяет себе полностью, однако нельзя сказать, что полностью питает доверие к другим.

С горечью осознавая непредсказуемость своей жизни, человек впадает в инерцию. Э. Берн считает, что человек способен играть в игры для того, чтобы научиться управлять своими эмоциями и избегать тесных межличностных контактов.

Одно дело – единичная игра, цель которой – найти выход из сложившихся неудачным образом обстоятельств, и другое дело – переписывание судьбы, что походит, скорее, на стиль жизни. Например, в ольшинстве семей подчиненная сторона (жена или муж-«тряпка») все свое существование обращает в выгодную для себя позицию – сделать своего партнера (диктатора) ответственным за все свои жизненные невзгоды. Это не отдельная случайная игра, а сценарий на всю их совместную семейную жизнь.

Что касается индивидуальных игр, то их великое множество. Э. Берн предлагает, например, такие семейные игры: «Бей меня», «Смотри, как я стараюсь». Все они направлены на то, чтобы выставить мужа в самом неблагоприятном свете. Несмотря на то что жена сама стала зачинщицей скандала, она всеми силами будет убеждать его, какой он мерзавец. Можно выделить 4 основных типа манипулятивных систем игр.

1. Активный манипулятор – игрок, который ни за что не будет показывать собственные недостатки, а постарается производить впечатление человека, полного сил. Он воздействует на бессилие других и добивается контроля над ними. Его любимая техника – обязательство и выжидание. Его философия – главенствовать и властвовать во что бы то ни стало.

2. Пассивный манипулятор. Он выигрывает, терпя поражение, позволяя активному манипулятору активно думать и работать за него. Лучший его помощник – инертность, слабость. Его философия – никогда не вызывать раздражения.

3. Соревнующийся манипулятор – игрок. Воспринимает жизнь как постоянную цепочку выигрышей и проигрышей. Для него жизнь – это постоянная битва, а люди – соперники или враги. Он являет собой смесь пассивного и активного манипулятора. Его философия – выигрывать любой ценой.

4. Безразличный манипулятор. Это игрок, который старается уйти, отстраниться от контактов. Он то сварливая баба, то мученик. Игра «угроза разводом» служит прекрасным примером того, как манипулятор пытается укротить партнера, но никак не расстаться с ним. Философия такого игрока – отвергать заботу. Большинство специалистов считают, что 99% людей играют, а не проживают свою жизнь. И причина банальная – люди недостаточно себя ценят, уважают. Вот и стремятся прикинуться более ценными, считают, что окружающим более понравится их игра, чем они сами. Чем большее значение люди придают своим маскам, тем более обесценивают себя. А чем более обесценивают себя, тем больше недооцененными себя чувствуют. Поскольку чувство неудовлетворенности растет, то недалеко и до неврозов. Чтобы знать врага в лицо, разберем типичные маски-роли, под которыми скрываем свою сущность, и здесь же дадим рекомендации, как перестать играть и начать жить.

Диктатор.Он преувеличивает свою силу и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Из диктатора может развиться лидер. Разница в том, что лидер не помыкает, а ведет за собой.

«Тряпка».Прямая противоположность диктатору. Это жертва. Он стремится своим поведением вызвать жалость. Его характерные приемы: молчать, забывать, не слышать. Из «тряпки» может получиться сочувствующий, сопереживающий. Он может требовать хорошей работы, но лояльно относится к тому, что любой человек может ошибаться.

«Калькулятор».Его характерная особенность – всех и вся контролировать. Он сам, с одной стороны, стремится перехитрить, а с другой – перепроверить других. Из «калькулятора» может развиться внимательный человек.

«Прилипала».Этот игрок слишком преувеличивает свою зависимость. Он стремится стать предметом забот. Исподволь заставляет других делать за него его работу. Из него может получиться «признательный», который не просто зависит от других, но и высоко оценивает их труд и мастерство. Это существенное отличие. Ведь «прилипала» никогда не уважает труд других, за счет которого он живет, ему всегда всего мало. «Признательный» же с уважением относится к другому образу жизни и не считает, что все должны думать, как он.

«Хулиган».Всегда стремится контролировать ситуацию с помощью разного рода угроз. Он преувеличивает свою недоброжелательность, агрессивность. Из «хулигана» рождается напористый. Он действительно чувствует прилив сил, сталкиваясь с сильным противником, и отличается открытостью и прямотой.

«Славный парень».Преувеличивает свою внимательность, заботливость, любовь. Из него развивается «заботливый», который действительно расположен к людям и в котором нет раболепия «славного парня».

«Судья».Еще его называют «всезнайка». Он никому не верит, полон обвинений, негодования. Из «судьи» развивается «принципиальный», тот, кто отличается своим редким умением выражать принципиальную позицию, не критикуя и не унижая других.

Защитник.Он сочувствует всем без всякой меры. Чрезмерно заботится о нуждах других. Из него может получиться «водитель», который не защищает всех подряд, а помогает каждому найти свой собственный путь, не навязывая своей точки зрения.

Над изучением жизненных сценариев и уходом индивида от их власти постоянно трудятся лучшие психологи всего мира. Рассмотрим несколько довольно известных современных ролевых игр, в которые с упоением играют люди, а также их причины и способы выхода из них.

Если вы стремитесь доказать окружающим, что вы лучший, самый талантливый и незаменимый, то, скорее всего, ваша любимая игра – игра в героя труда. В эту игру вовлечены трудоголики, которые работают на износ, без отдыха, выходных, праздников и отпусков. Их раздражают те, кто позволяет себе маленькие радости жизни: посмотреть телепрограмму, сходить на премьеру фильма или спектакля, съездить на пикник, вместо того чтобы работать, работать и только работать. Оценивая свои усилия как титанические, «герои» требуют вечной благодарности и почета как на работе, так и в семье. Если такие «герои» заигрываются, то превращаются в домашних тиранов и даже в деспотов, существовать с которыми довольно сложно, а в некоторых случаях просто невозможно.

Поводом к ссоре может послужить любая мелочь: опоздание на работу, громкий смех, неубранные со стола бумаги, немытые тарелки, холодный суп и т. д., и т. п. Проявления недовольства варьируются от ворчания до вспышек ярости. Характерные фразы: «я вам не обязана», «весь дом держится только на мне», «все кругом тунеядцы и дармоеды».

Также для этой игры характерно демонстративное трудовое поведение «героя», особенно когда другие настроены на отдых. Среди причин такого поведения психологи отмечают неблагоприятное детство, когда родители не замечали успехов ребенка, зато не оставляли незамеченными допущенные ошибки, и теперь, будучи взрослым, человек пытается компенсировать свой негативный детский опыт, пытаясь доказать окружающим свою значимость. Он словно говорит: «Признайте меня, я хороший!» И где же выход из сложившейся ситуации? А выход довольно простой: согласитесь с ним, похвалите, признайте его, он очень для этого старается. Игра в жертву тоже довольно распространена. Суть ее в том, что человек надевает на себя маску несправедливо обиженного, и это позволяет ему надеяться на сочувствие, понимание, помощь. Такие манипуляторы делают все от них зависящее, чтобы как можно дольше поддерживать свой имидж трагика.

Им это очень выгодно. Благодаря такому поведению они могут рассчитывать на дополнительную порцию внимания, заботы и сочувствия. Они демонстрируют повышенную обидчивость. А повод, как и в любой игре, ничтожно мал: хорошее настроение окружающих, игнорирование просьб, шутливый тон. Часто играющие в эту игру на любой повод реагируют уходом в болезнь, как правило мнимую.

Они любят часами вести исповедальные монологи или играть в «молчанку» с окружающими. Психологи считают, что такой сценарий выбирают те, к кому в детстве родители проявляли любовь и заботу только в случаях, когда ребенок болел. А так как каждый из нас не может жить без душевного тепла, то человек вымаливает любовь по старой привычке, известной ему с детства. Чем можно реально помочь таким «жертвам»? Проявлять к ним любовь вопреки их мнимым страданиям и независимо от них.

Еще одну распространенную игру, позволяющую человеку избежать ответственности за существующее положение дел, можно обозначить известной поговоркой: «Моя хата с краю – ничего не знаю». На любую просьбу следует отказ из-за мнимого большого объема работы. Демонстративная замкнутость, увиливание от ответа, высокомерное выражение лица, фразы позволяют таким людям держать в напряжении окружающих, которые не могут понять истинных причин этого поведения, кроющихся в глубоком детстве, когда родители не интересовались ребенком, не понимали, унижали. В результате у ребенка развился страх быть отвергнутым, непонятым. Достучаться до такого человека непросто, потому что он выработал у себя привычку защищаться на всякий случай от всех негативных проявлений жизни. Поможет искренность с вашей стороны при взаимодействии с таким типажом.

Конечно, это неполный список игр, в которые играют люди. Важно понять, что люди играют в свои игры из-за глубинного чувства недоверия как к себе, так и к окружающим. Можно посвятить всю свою жизнь изучению правил игры, интриг и ходов. А можно развить в себе уверенность, позволить себе право на ошибку и взять на себя ответственность за свою жизнь. Разрешается стремиться понравиться окружающим, а можно понравиться себе. Каждый из нас всегда имеет выбор: играть в игры или жить. И право выбора остается за каждым человеком.

Вместе с этим правом ему вменяется и ответственность за тот или иной выбор. Игровой нюанс обнаруживается во всех известных веяниях культуры, начиная с Высокой моды, демонстрирующей маскарадные костюмы, и кончая живописью и литературой.

Игру можно рассматривать и с точки зрения психотерапевтической помощи.

Наиболее активно игра стала осваиваться с этой точки зрения после Второй мировой войны. Одной из первых ее начала использовать Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбардировки Лондона. Ребенок мог выразить в игре свои переживания и тем самым освобождался от страхов.

Все психотерапевты утверждают, что сама по себе игра во многом целебна для людей. Терапевт, занимающийся игровыми тренингами, не стремится переделать людей, он как хороший садовник создает каждому растению благоприятные условия для роста и развития. Сегодня с помощью игровой терапии, моделирования игровых ситуаций осуществляется и подбор кадров на предприятие. Наиболее быстрый способ проверки умений и навыков проявляется в моделировании игровых обстоятельств (например, телефонный звонок).

Особенно это касается тех специальностей, где требуются высокие навыки коммуникативной работы. Соискателям легче выразить этот опыт в игре, чем в словах. В моделировании игровой ситуации можно увидеть, какими способами разрешения конфликтов владеет сотрудник. Через игру можно научиться справляться с теми проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Понимание поведения человека в игре позволяет понять внутреннюю жизнь человека.

В начале 1980-х гг. была создана Международная ассоциация игровой терапии. С помощью игровой терапии осуществляется подготовка родителей к тому, чтобы стать терапевтическими агентами для своих детей, т. е. отца и мать обучают навыкам игровой терапии для укрепления отношений родителей и детей. Была создана программа, в рамках которой родителей обучают навыкам проведения игровых сеансов со своими детьми. Как правило, родители приступают к учебе с мыслью о необходимости изменить ребенка, а в процессе обучения обнаруживают, что изменился их взгляд на своих детей, они стали к ним более терпимыми.

Групповая игровая терапия подростков представляет собой значительный прогресс в социальной сфере. Подростки естественным образом, взаимодействуя друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Наблюдая за другими детьми, подросток обретает смелость, чтобы попробовать сделать то, что ему хочется.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с людьми всех практических диагностических категорий. В процессе игровой терапии дети учатся самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью. Взрослые, присутствующие на игровых сеансах, отмечают, что безоценочная атмосфера способствует взаимоуважению.

Следовательно, и дети, и взрослые учатся уважать себя. Но коль скоро они учатся испытывать уважение к самим себе, они научаются уважать и других.

В течение последних 15 лет наши соотечественники познакомились еще с одним видом увлекательной игры для взрослых – политической игрой. Она возникла в условиях привития нашим согражданам демократических принципов: свободы слова, свободы выбора и т. д. и т. п. В данной игре действующим лицом является потенциальный политический лидер, который должен отгадать чаяния народа и на этой волне опередить своего «нечувствительного» соперника. Что из этого получилось, нам всем известно.

Самое ощутимое последствие – это криминализация власти и капитала, с которой мы сегодня успешно ведем борьбу. Как говорится, сами себе создали преграды, теперь героически преодолеваем последствия. Появилась целая плеяда новых специалистов, основным доходом которых было проведение избирательных кампаний. Но вскоре всем стало ясно, что привить любовь к политическим играм можно исключительно за большие деньги. Многие увидели в этих играх серьезное улучшение своего финансового состояния.

Интересы страны, города, даже своих соседей в расчет в такой игре не принимаются. Низкий уровень самоуважения не позволил нашим согражданам оценить такое приобретение, как демократия. Поэтому сегодня в политические игры играют те, кто считает себя политической элитой. А окружающим отводится роль, скорее, наблюдателей.

А теперь рассмотрим такую категорию игр, которые относятся к азартным и увлечение которыми ведет к серьезной социальной проблеме. Безуспешно пытались бороться с азартными играми во многих государствах. Например, американские исследователи еще в ХХ в. считали, что увлечение азартными играми несет угрозу для большой части населения Америки. Сегодня в России и на территории постсоветского пространства игровой бизнес не регулируется законом. Социологические исследования в области азартных игр проводятся часто и по большей части носят коммерческий характер.

Азартным играм подвержены практически все без исключения люди. Но вот способ реализации у разных социальных групп несколько различается. Например, люди с невысоким достатком и с интеллектом выше среднего предпочитают игровые залы и «одноруких бандитов». Это в основном студенты и учащиеся.

Они тратят огромное количество времени и денег, надеясь на удачу. Те, кто зарабатывает достаточно много и имеет уже какой-то социальный статус, не склонны размениваться по мелочам и предпочитают посещать казино. Люди пожилого возраста, пенсионеры «забивают козла» возле дома в кругу себе подобных. Чаще всего навязчивое желание выиграть во что бы то ни стало приводит к состоянию, которое психологи и социологи называют «лудоманией».

Но все же вычеркнуть азартные игры из жизни человека вряд ли удастся, да и ни к чему это. Само слово «азарт» означает задор, сильное возбуждение, увлечение. Его употребляют, когда говорят о работе («работать с азартом»), об игре или увлечении («войти в азарт»). Азартный человек – страстный и увлекающийся. Если говорить об азартных играх, то обычно подразумеваются те игры, в ходе которых ставки постоянно возрастают, а выигрыш зависит от случая. Азартные игры в прошлом называли «роковыми» или «отважными».

В игровой бизнес вовлечено сегодня огромное количество людей. В одной только Москве зависимых от азартных игр людей специалисты насчитывают около 300 тысяч. Это официальные данные, а сколько скрыто? Но такой бизнес является индустрией отдыха. Большая часть населения в высоко развитых странах отдает предпочтение казино.

В США в начале тысячелетия опубликовали данные социологического исследования по теме азартных игр. Оказалось, что за 25 лет количество людей, играющих в азартные игры, выросло на 20%, а на каждого американца расходы на игры в год составили 1/3 от его бюджета. Конечно, при этом есть люди, которые не увлекаются азартными играми, а есть те, кто тратит на игры гораздо больше денег, чем, например, на свою семью. Поражает число американских пенсионеров, играющих в азартные игры, – оно составляет 80%.

В России азартные игры стали доступны почти каждому. Огромное количество игровых автоматов в местах массового скопления людей просто ошеломляет. Чтобы играть в автоматы на деньги, необязательно надевать вечерний наряд или фрак, как в дорогие казино, проходить фейс-контроль, поскольку здесь отсутствует возрастной ценз и не надо обязательно иметь крупную сумму денег. Это пятирублевое удовольствие потом, если во время не остановиться, может перейти в другую форму – зависимость.

Азарт затягивает незаметно. Только на начальном этапе игра в автоматы вносит разнообразие в обыденную жизнь. Она становится причиной выброса большого количества адреналина, будоражит воображение, но все может закончиться плачевно – депрессией, разрушением внутреннего покоя, одиночеством.

Стремление получить сразу много денег у человека очень велико, а в стремлении к наживе от игры бизнесмены устанавливают игровые автоматы вблизи школ, подростковых клубов. В Европе по игорному бизнесу написаны тома законов, где все прописано до мельчайших нюансов. Специалисты-чиновники постоянно отслеживают состояние игорного бизнеса. У нас в России только начинают работать в этой области.

Так что же такое азарт? Специалисты в области социальной психологии и медицины считают, что это одно из проявлений характера человека, а также его темперамента. Эти проявления зависят от биологических особенностей мозга.

С началом игры у азартного человека появляется условный рефлекс на мерцание кнопок, цифр на экране автомата, на звук сыплющихся денег. При частом проявлении этого рефлекса у человека может развиться зависимость от игры. Страсть к игре превращает человека в раба, разрушает психику. Но одновременно с этим азарт является выражением духовности.

Сегодня многое определяет социальная среда, человеческое отношение к жизни, а также сам образ жизни. В современном обществе азарт проявляется слишком бурно, у него нет сдерживающих границ, поэтому пик игромании наблюдается именно сегодня. Во времена застоя правила определяла идея коммунистической партии и государства, что являлось сдерживающим фактором стремления к азартным играм. В карты играли подпольно, казино в стране не существовало (буржуазная идеология). Когда запрет на этот вид игры был снят, человек духовно раскрепостился.

Если дать классификацию азартным играм, то можно выделить главное: ими считаются те игры, в которых делаются ставки, т. е. они связаны с деньгами, – это игры в казино: карточные, игровые автоматы, рулетка.

Игры на тотализаторе тоже относятся к числу азартных. В России игры на бирже сегодня стали доступны для всех желающих.

Некоторые эксперты относят к азартным играм и гадания, так как они очень схожи в своем понимании с играми на деньги. Пари, лотереи, жребии – все несет в себе характер азарта.

Интеллектуальные игры (шашки, шахматы) составляют отдельную группу азартных игр. В них человек испытывает азарт от процесса игры и от конечного ее результата – выигрыша или проигрыша. Значительную часть телевизионных программ сегодня составляют игры, в которых человек может выиграть приз, какую-то сумму денег, получить льготу на поступление в вуз и т. д. и т. п. Здесь можно быть не только игроком, но и простым наблюдателем. Азарт в любом случае овладевает каждым, кто надеется стать победителем и получить признание.

Почему люди играют в азартные игры? Определить мотивы, по которым люди начинают играть, совсем не сложно. Их можно сгруппировать по 4 категориям:

попытка уйти от реальности в мир иллюзий и таким образом снять напряжение, избавиться от отрицательных разрушительных эмоций (гнева, депрессии);

стремление произвести на кого-то впечатление, получить признание;

желание наказать кого-то либо самого себя, т. е. человек не приходит выиграть определенную сумму, которую сам себе установил. Человек играет до тех пор, пока не кончатся все его деньги;

выиграть крупную сумму, т. е. быстро обогатиться в результате удачного стечения обстоятельств. Здесь ничего удивительного нет. Человеческая природа такова, что хочется всего и сразу. Нетерпеливость, желание иметь очень многое и без особых затрат характеризует каждого из мира людей. Именно поэтому азартные игры – это развлечение, свойственное человечеству.

Некоторые эксперты, изучающие природу азартных игр, считают, что в основе игры лежит страсть, возникающая по таким основным причинам, как желание выгоды, возбуждение, боевой инстинкт.

О чем люди не задумываются, играя в азартные игры? Все мы, если не в обычной жизни, то по рассказам знакомых, из телепередач, из книг способны наблюдать за жизнью игроков. На первых порах, пока страсть разгорается, человек находится в постоянном поиске денег, чтобы удовлетворить ее. И если вовремя эту страсть не обуздать, то человек полностью погружается в игру и без посторонней квалифицированной помощи вряд ли сможет сам освободиться. Происходит саморазрушение личности. Родственные, семейные отношения подчас не выдерживают испытания, и человек остается один на один со своей пагубной привычкой к азартным играм. Как говорится, все хорошо в меру. Когда ум человека настроен только на одно – игру – и этот человек с утра до вечера занят удовлетворением только одного ненасытного желания выиграть, он превращается в раба игры, раба своего боевого инстинкта. Это говорит о том, что любой, кто увлекается азартными играми, не способен контролировать свою жизнь, не берет на себя ответственности за последствия, которые неминуемы.

И теперь хотелось бы уделить внимание еще одной разновидности игр – компьютерным играм. Первые примитивные компьютерные и видеоигры были разработаны не так давно, в 1950—1960-х гг. в Кембриджском университете. Первой известной компьютерной игрой, созданной для развлечения студентов, явились «крестики-нолики». Позже появилась игра «теннис для двоих». В 1970-х гг. разработка игровых автоматов, игровых приставок привела к их быстрому распространению по всему миру.

Возможности, которые предоставляют компьютерные игры, поражают воображение: различное смешение жанров, возможность играть как одному, так и группой через Интернет или электронную почту, сходство игрового процесса с условиями реального времени.

Существует классификация компьютерных игр: гонки, драки, тир, игры-симуляторы, приключенческие, ролевые, спортивные, азартные, обучающие и развивающие игры, головоломки. А также эти игры подразделяются на одиночные, многопользовательские и массовые. Существуют графические и текстовые игры.

В чем их основное отличие? Необязательно наличие партнеров (кого-то приглашать) и дополнительных усилий (куда-то идти). Человек один на один с виртуальными партнерами, которые, конечно, глупее его, так как играют по шаблонным схемам. И здесь есть реальная возможность разобраться в этих моделях и выиграть. Возможно играть и с реальным человеком в режиме онлайн, где вся прелесть заключается в том, что партнерневидимка – это наш единомышленник в желании получить удовольствие от игры. И здесь главную мотивирующую роль играют не деньги, а скорее, признание.

Почему как снежный ком растет количество людей, играющих в компьютерные игры? В реальном мире не каждый чувствует себя уверенно. Подавляющее большинство (а их по некоторым данным 98%) считают, что окружающий мир – это нечто чуждое и враждебное и чтобы выжить, необходимо много работать и бороться за свое место под солнцем. Поэтому люди и пытаются в мире с нечеловеческими законами создать среду по своим представлениям. Дети, например, играя в компьютерную игру «Симсы», имеют возможность из предложенных деталей интерьера, из игроков создать собственную модель семьи и проиграть семейные отношения. А если что-то не устроит, можно в мгновение ока поменять либо обстановку, либо игроков. Такие игры дают возможность ребенку визуализировать свои желания.

А взрослый мужчина, играющий в «Ралли», возможно, таким образом удовлетворяет свое детское желание участвовать в реальных гонках. Плохо ориентирующийся в реальности человек благодаря развитию информационных технологий может без особых усилий конструировать свое будущее в соответствии со своими ожиданиями, т. е. построить свой мир, пусть виртуальный, но свой. В этом своем мире человек наделяет себя тем статусом, на который претендует, надеется добавить к нему что-то в будущем, при этом ничем не рискуя и ни от чего не отказываясь.

Это параллельный мир, который заслоняет его от реального мира, полного забот и тревог, с одной стороны, а с другой – позволяет человеку расширить горизонт его существования, позволяет выйти за собственные пределы. В игре человек преображается, испытывает воодушевление и радость.

Поэтому человек счастлив, когда играет. Он ожидает чуда, подарка. Он чувствует, что может все. Над ним не довлеют оценки окружающих людей, он может не считаться ни с чьим мнением.

При этом человек знает, что в игре заложена гарантия успеха, к которому он и устремляется во время игры. Игра предоставляет большое количество возможностей, и человек использует их, знает заранее о вероятности выигрыша. В этом и заключена основа игры. А человек никогда не откажется от возможности победить, если не в реальной жизни, то хотя бы в виртуальном мире.

Человек выбирает в партнеры компьютерные игры и по причинам личной безопасности. Считается, что компьютер не может обмануть ожидания человека, он беспристрастен. А реальный попутчик в игре может пойти на обман ради собственной наживы.

Немаловажный привлекательный фактор – это доступность компьютерных игр. Дешевый рынок обеспечивает их широкое распространение во всех социальных слоях общества.

Большинство людей используют компьютерные игры как развлечение, интересное времяпрепровождение. Однако совсем безобидными эти игры назвать нельзя хотя бы по той причине, что чаще компьютерными играми увлекаются дети и подростки, которые не умеют еще контролировать свои влечения.

Уход в иллюзорный мир лишает подростка возможности преодолевать реальные трудности в его жизни. Более того, длительное общение с компьютером неблагоприятно сказывается на здоровье ребенка.

Профилактический совет для родителей, обеспокоенных этим вопросом: сначала развейте у ребенка способность вовремя выйти из игры, если, конечно, такой способностью вы сами обладаете.

Любая игра – это потребность в сильных чувствах. Угадал – и ты победитель, проиграл – и ты побежденный. И вот такой каждодневный вызов, каждодневная потребность реализации помогает человеку развиваться. Это в том случае, если он в игре может повлиять на ситуацию. К таким играм относятся спортивные состязания, интеллектуальные игры, где требуется талант, сосредоточенность, мастерство, опыт и целый ряд умений. Трудно предположить, что в казино человек на что-то способен влиять. Разве что состязаться со звоном монет. В игорных заведениях клиент полностью отдается фортуне.

В этой связи любителям азартных игр в казино следует знать, что ни одно казино в мире не проигрывало! Проблемы с азартными играми начинаются тогда, когда азарт наносит ущерб личности. В конце ХХ столетия в США Национальный совет по проблемам игровых зависимостей опубликовал данные своего исследования. Выяснилось, что примерно 20 млн американцев страдают зависимостью от азартных игр и, как следствие, зависимые игроки из-за тяги к азартным играм совершают преступления как против людей, так и против себя. Среди игроманов самый большой процент самоубийств.

Безусловно, каждый родитель должен знать, что такое зависимость от азартных игр, каковы симптомы у человека, страдающего зависимостью, и что делать в этом случае. Американские специалисты рекомендуют таким семьям прежде всего позаботиться о том, чтобы финансовые потоки были не в руках игрока: никаких кредитных карт, собственности, недвижимости на имя игрока. Если человек продолжает играть, семья ничего сделать не может, разве что позаботиться о себе самой.

Мнение российских специалистов таково: если у человека есть потребность ухода, то он уйдет туда, где заметнее будет уход. Если это азартная игра, значит, в азартную игру.

Исследования социологов показывают, что в России население имеет представление об азартных играх, но играет незначительная часть. Наиболее популярными являются карточные игры и игровые автоматы. У россиян азартные игры мало связаны с получением дополнительного дохода. Скорее, их увлекает сам процесс игры. Негативное отношение к азартным играм сохранилось еще с советских времен, когда они были запрещены. А в начале этого тысячелетия средства массовой информации крепко связали в один узел игроков в казино с криминальными элементами. Тем не менее новое поколение воспринимает игорный бизнес скорее положительно, чем нейтрально или отрицательно. Для молодых людей игорные заведения – это место развлечений.

В связи с этим перед ответственными взрослыми стоит задача – привить культуру в отношении азартных игр. Нужно помнить, что азарт – это не только масса адреналина, сильные чувства, легкость, игра, но и падение, депрессия, преступление и, возможно, смерть… Все зависит от грани, которую переступать никому нельзя.

Азарт отличается от других чувств тем, что его целью является получение непосредственно положительных эмоций. И если человек позволяет эмоциям овладеть им, тогда чувство азарта перерастает в аффект (глубокую и длительную эмоцию) – патологическое состояние, характеризующееся сомато-вегетативными нарушениями и изменениями психики в виде выраженного сужения восприятия, снижения рационального контроля и критического отношения к ситуации, нередко совершения не свойственных человеку ранее внезапных поступков.

Если он продолжает играть, несмотря на негативные последствия (рост долгов, проблемы в семье и на работе), не может остановиться в случае выигрыша, скрывает от близких свое пристрастие к игре и способы добычи денег для ее продолжения, желая порвать с этим пороком и прекратить игру, но не может этого сделать и остановиться, то это говорит о том, что забава, развлечение переросли в заболевание – игровую зависимость (игроманию, лудоманию), заболевание, требующее обязательного лечения.

По мнению российских специалистов по психиатрии, игромания (или по-научному лудомания) – это психическое расстройство, которое поддается лечению труднее, чем алкоголизм и наркомания. Какие методы лечения сегодня применяют в нашей стране? Чаще всего это медикаментозное лечение плюс психотерапевтическое. Среди основных причин сбоя в организме лудомана медики отмечают проблемы с центром удовольствия (человек испытывает хронический дефицит положительных эмоций), отягощенные наследственностью. Попытки привычным для советской эпохи способом – одним запретом – решить сразу все проблемы малоэффективны. Закрытие или перенос игровых автоматов коренным образом ничего не изменят. Тот, кто играл, будет продолжать это делать, но только в другом месте.

Кстати, это главный признак, по которому можно отличить лудомана. Человек, зависимый от игр, думает только о том, чтобы добыть денег и пойти играть. Больше его ничего не интересует. Для патологически зависимого от азартных игр человека характерно подавленное настроение, неадекватное поведение, агрессивная реакция на пустяки, раздражительность, снижение интеллектуальных функций (ослабевает память, снижается концентрация внимания).

Изменяются и личностные качества: человек становится лживым, необязательным, безответственным. Для одних лудоманов спусковым крючком является выигрыш. Они рассуждают примерно так: «Если я один раз выиграл, то и в следующий раз мне повезет». Для других важно, чтобы как выигрыши, так и проигрыши с ними происходили на виду у других людей. Возможность оставить в казино несколько тысяч долларов и рассказать об этом без сожаления – это какие же надо иметь амбиции и какое желание продемонстрировать свой статус!

Это так называемые психологические причины. Но некоторые врачи связывают отношение к деньгам с физиологией. Например, люди, склонные к запорам, расположены одновременно и к некоторой скупости. Интуитивно они часто приходят в казино, чтобы выкинуть деньги, освободиться от них – это помогает им в том числе справиться с проблемами пищеварения, поскольку адреналин подстегивает ленивый кишечник.

На сегодняшний день развитие медицины так далеко шагнуло, что можно заранее диагностировать предрасположенность к лудомании.

Этой цели служат более ста медико-генетических консультаций в России. Широко применяются духовные практики, реабилитационные мероприятия при монастырях и храмах. Нужно помнить, что на излечение от лудомании, по мнению специалистов, понадобится определенное время (не менее полугода). Это тяжелый труд для самого игромана, но он необходим для того, чтобы человек восстановился в своей социальной среде и перестал быть рабом игры.

Что важнее: цель или процесс?

Игромания, или лудомания, – это феномен, иногда называемый «зависимостью» или «пороком», иногда – «патологией, входящей в компетенцию медиков».

Находясь в состоянии игорной страсти, люди склонны забывать, что в процессе игры всеми событиями управляет случай, и ищут закономерности управления процессом, пытаются выработать тактику, например ставить всегда на один и тот же номер, надеясь, что он когда-нибудь да выиграет, особенно если он дольше всех не выпадал.

На самом деле ожидание, что автомат рано или поздно высыплет деньги, является абсолютно бессмысленным, как и все другие расчеты. Основной принцип азартных игр – каждый последующий кон никак не зависит от предыдущего. В этом убедились на своем опыте профессиональные игроки, которые умеют вести игру с минимальными потерями для себя.

Как рассказывают бывшие работники игрового клуба, во время смены можно определить автоматы, в которые попало больше всего денег. По окончании смены они садились за этот автомат с целью «подоить» его. После получения определенной порции выигрыша такие профессионалы начинали проигрывать и теряли выигранные суммы. Но так как в состоянии азарта человек не позволяет себе осознать и смириться с проигрышем, он занимает деньги у друзей и у знакомых, пытаясь отыграться. Но отыграться – значит продолжать играть. Казалось, деньги – здесь, значит, надо только достать их. В состоянии азарта игроки теряют все, зачастую и работу, и семью, ничего не получив, кроме разочарования.

Теория вероятности для большинства людей представляется эзотерикой. Подтверждением этому стал пример одного из зарубежных математиков, который издал недавно книгу о предрассудках азартных игр. В ней проанализированы заблуждения и мифы, распространенные среди азартных игроков.

Результат публикации превзошел ожидания изумленного автора, когда читатели восприняли ее как шпаргалку, в которой содержится около двухсот комбинаций, дающих гарантию выигрыша как минимум по трем числам из шести. Уважаемый математик озадачен – он как раз пытался доказать, что в любом случае сумма, затраченная на игру, по размеру значительно превосходит вероятную сумму выигрыша.

Этот пример показал, что все азартные игроки обладают иррациональным мышлением. Самые страстные из них отличаются особой убежденностью, что долгое невезение предвещает скорый выигрыш. Такие игроки продолжают играть, тогда как большинство проигрывающих смиряются с тем, что «сегодня не их день», и благоразумно уходят.

При достижении азартом степени пристрастия наступает ситуация, когда чрезмерное игровое стремление перестает получать свое удовлетворение, т. е. развивается толерантность. Переживание игрового экстаза перестает быть целью. На этом этапе целью становится сам процесс игры.

Кроме психологических причин, существуют органические причины азартного поведения людей. Медицинские исследования доказали, что в крови и слюне азартных игроков в процессе игры происходят изменения уровня содержания физиологически активных веществ: адреналина, бета-эндорфина, пролактина и др. Также выявлено, что определенные структуры мозга, обеспечивающие межнейронные связи и сформированные в ранних периодах жизни, чаще еще в раннем детстве, начинают выделять гораздо большее количество нейромедиаторов и других гуморальных факторов. Одновременно происходит угнетение мозговых структур более позднего развития, что со временем, при систематически повторяющейся ситуации, может привести к их атрофии от неиспользования. Эти исследования доказывают, что азартные игры изменяют физиологическое состояние организма человека, что в сочетании с социальными и психологическими факторами приводит к возникновению серьезной зависимости.

Американские ученые, используя современные методы компьютерной диагностики, установили, что введение кокаина оказывает влияние на те же зоны человеческого мозга, как игра на деньги. Предположительно, злоупотребление азартной игрой объясняется тем, что выходит из-под контроля центр, регулирующий силу эмоций. Имеет значение и генетическая предрасположенность к различным видам зависимостей – алкогольной, наркотической, игровой и т. п.

Процесс азартной игры подавляет волю человека. Она концентрируется на одной-единственной цели – игре. Становится жизненно важным находиться там, где идет игра. Ко всему остальному проявляется полное безразличие. Зависимые игроки становятся равнодушными к своему внешнему виду, к близким.

Такая игра, например, как лотерея с продленным сроком действия, является относительно безобидной. В противопоставление ей мгновенная лотерея может довести игрока до плачевного состояния. Закономерно, что чем быстрее ритм игры, тем сильнее эмоции преобладают над сознанием, тем беспомощнее становится рассудок. Иррациональная надежда на выигрыш порождает пагубную привычку к азарту.

Попытки самостоятельно порвать с зависимостью, как правило, ведут к развитию депрессивного состояния, аналога абстинентного синдрома. Выраженность депрессии, проявляющаяся ощущением потери смысла жизни, зачастую вынуждает больного вернуться к прежнему порочному занятию – игре.

Рекорды казино. Хочу разбогатеть!

Один из самых больших выигрышей был отмечен в 2003 г. в казино «Эскалибур» в Лас-Вегасе. 25-летний программист из Лос-Анджелеса, не раскрывший своего имени, сорвал в игровом автомате джек-пот на сумму 39,713 млн долларов. Предыдущий рекорд поставила в 2000 г. официантка Синди Джей, которая выиграла почти 35 млн долларов. Самый большой проигрыш зафиксирован в 1926 г. в казино Монте-Карло. Известный французский автопромышленник Андре Ситроен проиграл здесь 13 млн франков, что по нынешним ценам составляет примерно 40 млн долларов.

Так или иначе, но расставание с деньгами затруднительно как для казино, так и для игроков, в результате чего происходит отсеивание из казино тех, кто часто выигрывает, путем выдачи черной карты и занесения в базу данных (black-list), которой обмениваются сети казино. Поэтому когда игрок получает черную карту в одном казино, перед ним сразу же закрываются двери нескольких других заведений. Чтобы получить черную карту, не обязательно выигрывать по-крупному. Главное – стабильно. В больших городах, например в Москве, случаются немалые выигрыши.

Очевидец рассказывает, что своими глазами видел документ, подтверждающий, что человек выиграл 13 млн рублей, а завсегдатаи-игроки обсуждали, что какой-то счастливчик сорвал в «Метелице» очень крупный джек-пот – больше 4 млн рублей. Даже квартиру в лотерею можно выиграть.

Но лучше не слишком надеяться и осознавать свои шансы. Именно об этом говорил Дмитрий Лесной, человек с большим игровым опытом, президент Российской лиги интеллектуальных игр, главный редактор журнала «Игры казино». Знатоки предпочитают ходить в те игровые залы, которые объединены в одну из их информационных систем («Джек-пот», «Три семерки», «Вулкан»). Возможность сорвать выигрыш со всех игровых автоматов, которые подключены к системе, низка, но тем не менее выигрышный процент составляет от 8 до 10% в Москве и до 25% – на периферии.

Выигрыш может достигать 1,5 млн рублей. Игрок с опытом никогда не будет играть на аппаратах, не снабженных купюроприемниками, а уж особенно около вокзалов и при гостиницах. Его не привлечет выигрыш предыдущего игрока, и он не займет освобожденного места: «однорукие» (игровые автоматы) действуют по системе накопления, и опустошенный аппарат будет крутиться без отдачи длительное время. Секрет прост, как и все гениальное. Каждое заведение располагает постоянными клиентами, которые играют на суммы в размере от 3000 до 5000 рублей.

Таких игроков интересуют автоматы, на которых много играли и мало выигрывали. Данные аппараты показывает или оператор, или охранник, за что впоследствии получает с игрока 10% выигрыша. В среднем эта сумма составляет от 500 до 1500 рублей, которая делится между охранником и оператором. Да и другие удачливые игроки, не являющиеся «жлобами», легко дают на чай. Современный отель-казино – гигантское сооружение миллиардной стоимостью и с прибылью, которая уже через несколько лет с лихвой перекрывает инвестиции. Лас-Вегас поражает воображение.

При поездке на машине из Калифорнии через раскаленную голую пустыню, как мираж, вырастает город, весь в неоновых огнях, кишащий туристами со всех концов света и имитирующий весь мир. Казино «Луксор» – подобие древнеегипетской пирамиды в натуральную величину со сфинксом, саркофагами и т. д. «Эскалибур» – средневековый европейский замок, «Рио» – бразильский карнавал. Игорный зал очень красиво оформлен: под ногами разноцветный мягкий палас, над головой расписные потолки, блестящие люстры и канделябры, в ушах звон монет. Удобные стулья, коктейли за счет заведения, ароматы, которые опьяняют, – все предусмотрено, все направлено на удержание клиента как можно дольше за игрой. Частым посетителям предоставляют скидки. Тем, кто засиделся до утра, – бесплатные завтраки. Только играйте! Сегодня «однорукий бандит» может высыпать удачливому игроку десятки тысяч долларов.

Но вернемся на нашу грешную землю. Фортуна – весьма переменчивая и капризная дама. Вот рассказ одного из охранников казино. Одному игроку несказанно везло.

Он выиграл около 20 000 рублей, а ночью удача отвернулась от него, и все 20 000 он спустил. Но он не остановился на достигнутом. За какие-то 30 минут он успел проиграть уже свои кровные 12 000 рублей.

Вид его стал жалким: плечи опустились, спина ссутулилась, лицо покраснело, он курил одну сигарету за другой, а после третьей сигареты подошел к охране и стал выпрашивать хотя бы 200 рублей до завтра. Но охрана отказала ему в этой просьбе, после чего, достав из кармана мобильник, он предложил его взять в долг за 1000 рублей. Но один охранник был тертым калачом. Здесь тебе не ломбард – даю только 300 рублей. Хочешь – продавай, не хочешь – уходи.

Выбора у клиента не оставалось, он, вместо того чтобы ехать домой, вновь вернулся к автоматам. Но жалкая сумма быстро закончилась. Как только зал опустел, тот охранник, который получил телефон, тоже засел за аппарат и в нем проснулся игрок. И сел он за аппарат, в котором лежали 12 000 неудачника, вложил 500 казенных рублей, через 5 минут уже выиграл 6000 рублей.

Дальше – больше. Когда второй отправился вздремнуть, у этого охранника уже было выигранных 17 000 рублей, и останавливаться на достигнутом он не собирался, работая сразу на нескольких аппаратах. В душе позавидовав его везению, второй заснул. Но сон его был недолгим.

Через полтора часа его разбудил перевозбужденный новоявленный игрок с трясущимися руками и перепуганным лицом и попросил одолжить ему 24 000 рублей: «Я все деньги хозяина проиграл. Он меня убьет. Перезвони кому-нибудь, чтобы перезанять. Я отдам через неделю». Тем временем игроки в салоне сменялись, проигрывали небольшие суммы и покидали игровой зал, а Эдик (так звали нашего героя) тут же вынимал из аппарата деньги и играл на них. После ухода последнего посетителя он изъял из машины тысячу и засунул ее в другую. И ведь вымолил. Сорвал на одном из аппаратов джек-пот на 30 000 рублей. Но, забегая вперед, скажем, что больше Эдику так не везло, и в скором времени он проиграл 20 000 рублей, а хозяин после проведения воспитательной работы заставил работать его через сутки и по возвращении долга выгнал. С тех пор он никогда не бывал в казино. Денег жалко!

Из статистики. В области Ломбардия в 1998 г. итальянский предприниматель выиграл рекордную сумму в размере 680 млн лир. В этот момент его охватил приступ истерического смеха. Вокруг него собрались прохожие, через толпу которых с трудом пробивались медики. Из автомата сыпались выигрышные жетоны. В конце концов победителя привели в чувство проверенным средством – стаканом виски.

Но все могло закончиться не столь весело, например так, как это произошло с жителем болгарского города Руссе Мариином С. Правда, он не выиграл, а проиграл. Узнав, что госпожа удача повернулась к нему спиной, Руссе угодил в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Меры были приняты вовремя, и вскоре проигравший вернулся к своему домашнему очагу. Этим дело не закончилось. Он тайком от жены на все накопленные деньги купил 1300 талонов лотереи, но не смог угадать даже простейшей комбинации цифр. Проиграв 800 германских марок, Мариин приблизил тот самый черный день, на который они откладывались.

А у 61-летней поварихи Мейзи Роджерс приступ сердца развился вследствие упущенной возможности. Человек педантичный, она регулярно тратила три фунта стерлингов в неделю на Британскую национальную лотерею. В этот раз в качестве талисмана ей служил восьмилетний внук.

После приобретенных Мейзи нескольких билетов она собиралась купить еще один, который она вернула в кассу, подчиняясь «талисману», который попросил купить стакан французского сока. Данный билет оказался выигрышным. Повариху, схватившуюся за сердце, отвезли в больницу. Ее близкие гораздо больше обеспокоены ее здоровьем, чем деньгами.

Мир казино разделяют на два основных типа: клубный и игровой. В заведениях второго типа все сосредоточено только на игре. Клубные казино имеют еще и шикарные рестораны, дискотеки, периодически приглашают на встречи с посетителями популярных артистов или модельеров. Несмотря на тип, к которому относится казино, его основной функцией является перекачивание денег из одного кармана в другой и обратно. Пока рулетка раскручивается, игроки с волнением бросают фишки на поле. «Последние ставки. Все, ставок больше нет, спасибо»,– объявляет крупье. Со стороны все выглядит обычно, пока не присмотришься и не почувствуешь дикую напряженность игры, которая связывает посетителей казино. Тех неудачников, кто теряет терпение, крепкие ребята выводят за двери, после чего их сажают в машину и за счет казино отвозят домой: клиент, даже вчистую проигравшийся, всегда остается клиентом.

Оборудование западных фирм, разработанное для игорного бизнеса, обслуживает деликатный персонал. Быстрые официанты, профессиональные бармены, выпивка с минимальной наценкой – казино не имеет надобности зарабатывать на этом, ведь игрок и так выложит свои деньги. Есть и свои секреты, например к любящему выпить игроку подсаживают в компанию человека, который провоцирует клиента расслабиться, чтобы впоследствии проигрыш не казался слишком большим.

В игральных залах создают все условия для игры: завешивают наглухо окна портьерами, чтобы посетитель потерял ориентацию во времени, там никогда нет даже лучика света, а над столами – одинаково приглушенный в любое время суток свет. В казино вы не найдете часов. Даже в казино клубного типа владельцы пытаются создать обстановку, которая не будет отвлекать клиента.

В одном из крупных казино с энтузиазмом внедрили свое рационализаторское предложение. Было замечено, что посетитель туалета в среднем в течение 30—40 с сушит руки у электрополотенца. На вытирание рук обычным полотенцем требуется не более 4—5 с. Значит, этот аппарат крадет у игры по полминуты у человека. В итоге все электрические сушилки меняют на обычные полотенца. Настоящее казино – довольно сложный и отлаженный механизм перекачивания наличных денег.

Вообще же казино начинается со швейцара на входе. Возле входа посетителя встречает человек, в обязанности которого входит показать, где что расположено. Дальше – гардероб, потом охранник, стоящий около туалета, который является не менее важной фигурой, чем все остальные, так как препятствует торговле наркотиками, развлечению с девицами или «вытряхиванию» из кого-либо денег. Подбор данного человека проходит очень тщательно. Дальше – бар, касса, обменный пункт. Затем уже крупье и пирамида над ним.

Естественно, в казино встречаются девушки, с которыми можно познакомиться, но это только в самых людных казино клубного типа. Таких немного. Работа построена на следующем: игра происходит за столом, за которым стоит крупье-дилер. Наблюдение за столом осуществляется контролером, отслеживающим ошибки игроков и дилеров. Над ними еще есть надзор. Эта должность называется пит-босс (инспектор). Он следит за группой столов (обычно 3—4) и в любое время может проинформировать менеджера о количестве выигрывающих и проигрывающих столов. В спорной ситуации его слово является решающим.

Для наиболее активного игрока контролер может заказать шампанское за счет заведения. По указанию пит-босса охрана в один момент и так, чтобы это не заметили окружающие, должна вывести из зала агрессивного и нарушившего правила посетителя. В случае серьезности нарушения (попрошайничества, например) имя игрока вносят в специальный журнал нарушителей, после чего данного человека уже ни при каких обстоятельствах в это казино не пустят.

А в общем за всем казино и столами через видеокамеры следят психологи либо сам хозяин казино. В казино имеется служба безопасности (СБ), основная задача которой – отстаивание прав казино при правонарушениях или посягательствах на его имущество, защита чести, достоинства, здоровья и личной собственности посетителей казино. Руководителем данной службы является начальник, определяющий численный состав сотрудников и распределяющий между ними обязанности.

Сейчас времяпрепровождение за игровыми автоматами – самое распространенное занятие по всему миру. Чтобы разнообразить монотонные действия во время игры, разработчики автоматов развлекают клиентов сотнями различных вариантов «одноруких бандитов». Происходит постоянное обновление парка автоматов, для того чтобы любой игрок выбрал из этого множества тот, который отвечал бы его вкусу. Уникальная сеть игровых автоматов – «Джек-пот». Действующая система в казино заключается в том, чтобы круглосуточно следить за работой и состоянием каждого игрового аппарата. Количество заброшенных жетонов и каждая ставка определяют выигрыш, вследствие чего, чем больше автоматов, находящихся в игре, и чем интенсивнее игра, тем больше выигрыш.

Накопление происходит из фонда организаторов системы и на игру автомата влияние не оказывает. Если автомат подключен к системе «Джек-пот», то при выпадении наибольшего выигрыша при самой большой ставке указанный в таблице выигрыш заменяется прогрессивным выигрышем, который в зависимости от игры называется «Poker Jackpot, Voney box Jacpot». Сумма прогрессивного выигрыша значительно больше того выигрыша, который можно получить, играя на неподключенном автомате.

Помимо всего прочего, у данной системы существует еще один сказочный приз – «Mystery jackpot», выпадение которого может произойти на любом автомате, на любой ставке и при любой игре. Естественно, выигрыш будет зависеть от удачливости игрока, и повлиять на его выпадение невозможно.

Единственное, что на него влияет, – это ставка. Чем она больше, тем больше выигрыш. Зачастую в зале игровых автоматов установлено табло, которое содержит в себе информацию о накопленных выигрышах, показывающее, на что можно рассчитывать, при этом на табло происходит постоянная смена цифр, что говорит об интенсивной игре автоматов, подключенных к системе, и выигрыш большой суммы может произойти в любой момент. Если произойдет выигрыш, это табло сообщит о том, в каком зале, какой автомат и какая сумма выиграна. Данный момент сопровождается победным звоном в честь счастливчика.

Поскольку принцип работы почти у всех «одноруких бандитов» одинаков, разработчики автоматов поняли это и встали на путь разнообразия их внешнего вида и выигрышных комбинаций. Существует два главных врага у азартных игроков – жадность и разочарование. Оба эти явления рождены мозгом играющего. Из-за жадности игрок сидит за столом, вместо того чтобы забрать выигрыш, дарованный ему госпожой удачей, и уйти. Разочарование может принести еще больше вреда, так как игрок начинает делать глупые ставки, неверные ходы и в отчаянии швырять деньги.

Опытные азартные игроки говорят о том, что все играют не против казино, поскольку процент выигрыша уже предопределен и изменить его невозможно, а против самого себя. Из статистики: самый большой выигрыш у «однорукого бандита» достался Россо Динубило – 2478 тыс. 716 долларов 15 центов. Казино «Хорас Тахо» с трудом выплатило клиенту его выигрыш.

В Великобритании насчитывается 6 млн игроков в лотерею бинго. Сеанс игры в бинго (Торонто) собрал около 16 000 участников. Клуб «Вэрайети» в Онтарио собрал призовой фонд в 250 000 канадских долларов. Рекордная выплата составляла 100 000 канадских долларов. Вдохновляет пример девятнадцатилетнего испанца по имени Габино Мораль Санс. Он выиграл 30 млн песет в футбольный тотализатор – киньему. Для того чтобы выиграть в этом тотализаторе, многие испанцы часами думают, прикидывая шансы команд, мастерство тренера, физическое и моральное состояние игроков. Юный Габино не обращал на это внимания. Он просто бросал кости! И в соответствии с их указаниями запомнил карточку. Результат был ошеломляющим!

Житель английского города Ковентри на скачках в 1951 г. купил билетик аккумуляторной ставки стоимостью 14 центов на четыре заезда и выиграл 8500 фунтов стерлингов. Именно этот выигрыш, составивший 60 640 к 1, стал астрономически высоким за всю историю конных состязаний.

В нормандской деревушке Сан-Сьен жил заядлый игрок, имеющий большой долг перед местным помещиком. Вместе с женой они жили очень бедно, и однажды он занял несколько франков, чтобы в последний раз насладиться игрой на бегах и на этом закончить с азартом. Все деньги он вложил в одну единственную ставку – аккумулятор.

Все его лошади одержали победу, благодаря чему он выиграл 5000 франков. Игрок открыл на эти деньги кафе. Заведение пользовались успехом, и его владелец расплатился со всеми долгами.

Мне нечем больше заняться, я просто убиваю время…

Патологическая страсть к азартным играм занимает третье место после наркомании и алкоголизма. По данным различных источников, игровому азарту подвержены люди с высоким и невысоким уровнем доходов. У автоматов, находящихся в общественных местах, любят собираться люди разных возрастов и слоев населения: от подростков и студентов до бабушек и дедушек, живущих на пенсию, работающих и домохозяек.

Конец ознакомительного фрагмента.