Вы здесь

Стоматолог Селютина, у меня вопрос: как заботиться о детских зубах?. Глава 2. Дети от 4 до 7 лет: период молочного прикуса (Ю. И. Селютина, 2018)

Глава 2

Дети от 4 до 7 лет: период молочного прикуса

Кратко о периоде

• Итак, непростой этап прорезывания молочных зубов позади, и у ребенка появились все молочные зубы. Ближе к шести-семи годам начнется смена молочных зубов на постоянные.

• В этот период должны поменяться центральные (в шесть-семь лет) и боковые (в семь-восемь лет) резцы.

Молочные зубы выпадают тогда, когда начинают появляться постоянные.

• Кроме того, за самыми дальними молочными зубами на месте, где раньше ничего не было, начнут прорезаться первые постоянные жевательные зубы, которые еще называют «шестерками».

• Этот период может быть благоприятным для начала исправления прикуса и неправильного положения зубов, поэтому придется посещать врача-ортодонта. Подробнее узнать о том, что это за специалист и чем конкретно он занимается, можно ниже в главе «Об ортодонте, прикусе и кривых зубах».

Основы ухода за молочными зубами

• Чистить зубы следует зубной щеткой и пастой, подобранными по возрасту. Очень хорошо, если щетку и пасту индивидуально порекомендует врач.

• В этом возрасте ребенок уже в состоянии ополаскивать рот и выплевывать пасту после чистки. Однако рекомендуется, чтобы вплоть до школьного возраста процедуру чистки зубов проводил кто-то из взрослых.

При выборе пасты и щетки для полости рта лучше посоветоваться с врачом.

• Движения зубной щетки должны быть не горизонтальными, а выметающими – от десны к зубу.

• Ежедневно утром и вечером необходимо мазать зубы реминерализирующими средствами.


• Необходимо следить за питанием ребенка: следует свести к минимуму употребление соков, компотов, сладких напитков, фастфуда, чипсов, печенья, сушек, кукурузных палочек и т. п.

О правилах чистки зубов

Зубы необходимо чистить дважды в день по две-три минуты. Таймер в смартфоне, специальные электронные или песочные часы для ванной комнаты очень дисциплинируют и помогают уделить чистке зубов должное количество времени.


При чистке зубов горизонтальные движения щеткой должны быть исключены.

Забудьте про горизонтальные движения щеткой, которых быть не должно. Приучайте ребенка использовать вертикальные движения – от десны к зубу и только сверху вниз или снизу вверх. Несоблюдение этого требования грозит истиранием тканей зубов.


Секрет одной из техник чистки зубов

1. Чистить зубы следует, открыв рот, уделяя время зубам каждой челюсти поочередно: сначала верхней, потом нижней или наоборот.

2. Выбрав, с какой челюсти начать, мысленно делим ее на три части: одна центральная часть (от клыка до клыка) и две жевательные (правая и левая).

3. Теперь поочередно уделяем внимание каждой трети. Помним, что движения должны быть вертикальными. Необходимо сделать примерно по десять «выметающих» движений.

4. Не забываем о внутренних поверхностях зубов: небной – на верхней челюсти, язычной – на нижней.

5. Далее приступаем к чистке жевательных поверхностей зубов. Следует сделать примерно по десять движений вперед-назад с каждой из сторон обеих челюстей.

6. Затем рот можно закрыть и завершить чистку круговыми движениями щетки по всем зубам.

Как приучить ребенка к чистке зубов

Мотивация ребенка в дошкольном возрасте зависит исключительно от интереса, а еще от желания нравиться родителям. Поэтому заинтересовываем, хвалим и поощряем малыша, а значит, не ругаем и не пугаем.

Об интересе

Важно понимать, что все дети разные и существует масса способов их заинтересовать. Ищите подход к своему малышу, спрашивайте других мам, какие техники им помогают, придумываете новое сами – что-то обязательно подойдет. Ниже перечислено несколько идей, которые могут вам помочь.

• Используйте детский таймер для чистки зубов или песочные часы.

• Предложите, чтобы малыш почистил зубки вам, а вы – ему, или он чистит зубки своей игрушке, а вы – ему.

• Детей помладше лучше отвлекать: рассказывайте что-нибудь увлекательное, пока чистите зубы, пойте и т. д.

• Чистите зубы вместе, чтобы малыш чувствовал, как похож на вас.

• Придумайте игру про зубки. Например, расскажите малышу, как они умываются, или прогуляйтесь в гости к каждому зубику, называя их поименно (заодно анатомию изучите).


• Сами чистите зубы при ребенке.

• Пробуйте разные пасты, позвольте ребенку самому выбрать себе щетку и пасту, специальный детский стаканчик, отведите место, где они будут стоять, сделайте акцент на том, что теперь у детской щеточки свое место и т. п.

О похвале

Здесь отлично работает описательная похвала, когда после чистки зубов вы делитесь с ребенком впечатлениями, словно давая установку на следующий раз. Выглядеть это может примерно так.

• «Посмотри, мы почистили зубки и теперь они гораздо белее».

• «Мне так нравится вместе с тобой чистить зубки, так приятно, когда мы вот так вместе это делаем».

• «Смотри-ка, сначала тебе не очень понравилось, но потом у тебя стало здорово получаться. Ты прямо как взрослый водил щеткой по зубкам».

• «Я видела, как ты старался прочистить каждый зубик».


И так далее – вариантов такой похвалы можно придумать много.

Поощряйте самостоятельность малыша, чтобы ему нравилось осваивать новые навыки. Когда ему что-то удается, обязательно замечайте это.

О запугивании

Бесполезно рассказывать ребенку про страшных микробов, пугать стоматологом, кариесом, божьим гневом и рассчитывать, что это подействует. Для малыша лечение зубов, угроза кариеса – это что-то абстрактное, то, что может случиться когда-нибудь потом, в очень отдаленном, невообразимом будущем. Тем более если подобного опыта в его жизни еще не было.

Хотя про микробов рассказывайте, конечно, но только с информационной точки зрения. Есть несколько очень неплохих книг на эту тему. Но не ждите, что после чтения малыш побежит чистить зубы, хотя и такое возможно. Просто объясните ему, как важна гигиена полости рта.

Стоматологом вообще ребенка пугать не стоит. Во-первых, этот врач – друг, а не Баба-Яга. Во-вторых, все равно идти к нему нужно, хотя бы на плановый осмотр и чистку. А в-третьих, страх, в принципе, не лучшая мотивация.

О расписании

В жизнь ребенка вообще очень полезно вводить всяческие ритуалы и графики. Это стабилизирует психику малыша, делает его уверенным и спокойным.

Пусть чистка зубов станет приятным каждодневным ритуалом. Кроме того, когда сформируется привычка (примерно через три недели), она будет выглядеть как часть одного ритуала. Предположим:

• душ;

• умывание;

• чистка зубов;

• переодевание в пижаму;

• чтение;

• колыбельная;

• поцелуй;

• сон.


Скоро вам не нужно будет помогать малышу – он сам начнет проделывать все автоматически. Главное – всегда одна и та же последовательность. Не спрашивайте, пойдет ли он чистить зубы, просто напоминайте, что пришло время умывать зубки.

Очень важно, чтобы со временем чистка зубов вошла у ребенка в систему и стала неким ритуалом.

Если ребенок плачет, сопротивляется, отказывается чистить зубы, действуйте как при истериках.

Сначала отразите эмоцию: «Ты расстроен», «Я вижу: ты не хочешь чистить зубы» – так малыш поймет, что вы его слышите.

Затем сообщите, что понимаете: ему непросто, и вы подождете вместе, пока ему немного полегчает, а потом все равно надо будет почистить зубы, потому что это такое правило. Спросите, как вы можете ему помочь, чтобы было легче чистить зубы.

Конец ознакомительного фрагмента.