Глава 2
Дети от 4 до 7 лет: период молочного прикуса
Кратко о периоде
• Итак, непростой этап прорезывания молочных зубов позади, и у ребенка появились все молочные зубы. Ближе к шести-семи годам начнется смена молочных зубов на постоянные.
• В этот период должны поменяться центральные (в шесть-семь лет) и боковые (в семь-восемь лет) резцы.
Молочные зубы выпадают тогда, когда начинают появляться постоянные.
• Кроме того, за самыми дальними молочными зубами на месте, где раньше ничего не было, начнут прорезаться первые постоянные жевательные зубы, которые еще называют «шестерками».
• Этот период может быть благоприятным для начала исправления прикуса и неправильного положения зубов, поэтому придется посещать врача-ортодонта. Подробнее узнать о том, что это за специалист и чем конкретно он занимается, можно ниже в главе «Об ортодонте, прикусе и кривых зубах».
Основы ухода за молочными зубами
• Чистить зубы следует зубной щеткой и пастой, подобранными по возрасту. Очень хорошо, если щетку и пасту индивидуально порекомендует врач.
• В этом возрасте ребенок уже в состоянии ополаскивать рот и выплевывать пасту после чистки. Однако рекомендуется, чтобы вплоть до школьного возраста процедуру чистки зубов проводил кто-то из взрослых.
При выборе пасты и щетки для полости рта лучше посоветоваться с врачом.
• Движения зубной щетки должны быть не горизонтальными, а выметающими – от десны к зубу.
• Ежедневно утром и вечером необходимо мазать зубы реминерализирующими средствами.
• Необходимо следить за питанием ребенка: следует свести к минимуму употребление соков, компотов, сладких напитков, фастфуда, чипсов, печенья, сушек, кукурузных палочек и т. п.
О правилах чистки зубов
Зубы необходимо чистить дважды в день по две-три минуты. Таймер в смартфоне, специальные электронные или песочные часы для ванной комнаты очень дисциплинируют и помогают уделить чистке зубов должное количество времени.
При чистке зубов горизонтальные движения щеткой должны быть исключены.
Забудьте про горизонтальные движения щеткой, которых быть не должно. Приучайте ребенка использовать вертикальные движения – от десны к зубу и только сверху вниз или снизу вверх. Несоблюдение этого требования грозит истиранием тканей зубов.
1. Чистить зубы следует, открыв рот, уделяя время зубам каждой челюсти поочередно: сначала верхней, потом нижней или наоборот.
2. Выбрав, с какой челюсти начать, мысленно делим ее на три части: одна центральная часть (от клыка до клыка) и две жевательные (правая и левая).
3. Теперь поочередно уделяем внимание каждой трети. Помним, что движения должны быть вертикальными. Необходимо сделать примерно по десять «выметающих» движений.
4. Не забываем о внутренних поверхностях зубов: небной – на верхней челюсти, язычной – на нижней.
5. Далее приступаем к чистке жевательных поверхностей зубов. Следует сделать примерно по десять движений вперед-назад с каждой из сторон обеих челюстей.
6. Затем рот можно закрыть и завершить чистку круговыми движениями щетки по всем зубам.
Как приучить ребенка к чистке зубов
Мотивация ребенка в дошкольном возрасте зависит исключительно от интереса, а еще от желания нравиться родителям. Поэтому заинтересовываем, хвалим и поощряем малыша, а значит, не ругаем и не пугаем.
Об интересе
Важно понимать, что все дети разные и существует масса способов их заинтересовать. Ищите подход к своему малышу, спрашивайте других мам, какие техники им помогают, придумываете новое сами – что-то обязательно подойдет. Ниже перечислено несколько идей, которые могут вам помочь.
• Используйте детский таймер для чистки зубов или песочные часы.
• Предложите, чтобы малыш почистил зубки вам, а вы – ему, или он чистит зубки своей игрушке, а вы – ему.
• Детей помладше лучше отвлекать: рассказывайте что-нибудь увлекательное, пока чистите зубы, пойте и т. д.
• Чистите зубы вместе, чтобы малыш чувствовал, как похож на вас.
• Придумайте игру про зубки. Например, расскажите малышу, как они умываются, или прогуляйтесь в гости к каждому зубику, называя их поименно (заодно анатомию изучите).
• Сами чистите зубы при ребенке.
• Пробуйте разные пасты, позвольте ребенку самому выбрать себе щетку и пасту, специальный детский стаканчик, отведите место, где они будут стоять, сделайте акцент на том, что теперь у детской щеточки свое место и т. п.
О похвале
Здесь отлично работает описательная похвала, когда после чистки зубов вы делитесь с ребенком впечатлениями, словно давая установку на следующий раз. Выглядеть это может примерно так.
• «Посмотри, мы почистили зубки и теперь они гораздо белее».
• «Мне так нравится вместе с тобой чистить зубки, так приятно, когда мы вот так вместе это делаем».
• «Смотри-ка, сначала тебе не очень понравилось, но потом у тебя стало здорово получаться. Ты прямо как взрослый водил щеткой по зубкам».
• «Я видела, как ты старался прочистить каждый зубик».
И так далее – вариантов такой похвалы можно придумать много.
Поощряйте самостоятельность малыша, чтобы ему нравилось осваивать новые навыки. Когда ему что-то удается, обязательно замечайте это.
О запугивании
Бесполезно рассказывать ребенку про страшных микробов, пугать стоматологом, кариесом, божьим гневом и рассчитывать, что это подействует. Для малыша лечение зубов, угроза кариеса – это что-то абстрактное, то, что может случиться когда-нибудь потом, в очень отдаленном, невообразимом будущем. Тем более если подобного опыта в его жизни еще не было.
Хотя про микробов рассказывайте, конечно, но только с информационной точки зрения. Есть несколько очень неплохих книг на эту тему. Но не ждите, что после чтения малыш побежит чистить зубы, хотя и такое возможно. Просто объясните ему, как важна гигиена полости рта.
Стоматологом вообще ребенка пугать не стоит. Во-первых, этот врач – друг, а не Баба-Яга. Во-вторых, все равно идти к нему нужно, хотя бы на плановый осмотр и чистку. А в-третьих, страх, в принципе, не лучшая мотивация.
О расписании
В жизнь ребенка вообще очень полезно вводить всяческие ритуалы и графики. Это стабилизирует психику малыша, делает его уверенным и спокойным.
Пусть чистка зубов станет приятным каждодневным ритуалом. Кроме того, когда сформируется привычка (примерно через три недели), она будет выглядеть как часть одного ритуала. Предположим:
• душ;
• умывание;
• чистка зубов;
• переодевание в пижаму;
• чтение;
• колыбельная;
• поцелуй;
• сон.
Скоро вам не нужно будет помогать малышу – он сам начнет проделывать все автоматически. Главное – всегда одна и та же последовательность. Не спрашивайте, пойдет ли он чистить зубы, просто напоминайте, что пришло время умывать зубки.
Очень важно, чтобы со временем чистка зубов вошла у ребенка в систему и стала неким ритуалом.
Если ребенок плачет, сопротивляется, отказывается чистить зубы, действуйте как при истериках.
Сначала отразите эмоцию: «Ты расстроен», «Я вижу: ты не хочешь чистить зубы» – так малыш поймет, что вы его слышите.
Затем сообщите, что понимаете: ему непросто, и вы подождете вместе, пока ему немного полегчает, а потом все равно надо будет почистить зубы, потому что это такое правило. Спросите, как вы можете ему помочь, чтобы было легче чистить зубы.
Конец ознакомительного фрагмента.