Вы здесь

Столица Российской империи: Эпохи и стили от готики до неоготики XVII—XIX века. Очерки. БАРОЧНЫЕ ДВОРЦЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В СТРЕЛЬНЕ (Людмила Лапина)

БАРОЧНЫЕ ДВОРЦЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО В СТРЕЛЬНЕ

Путевой дворец

Земли по южному берегу Финского залива издавна входили в состав Вотской (Водской) пятины Великого Новгорода – средневековой торговой республики. Последним новгородским владельцем территории от реки Стрельны до Поповой горы был Иван Овинов, сын посадника Захария, предавшего новгородскую независимость. Великий московский князь Иоанн III Васильевич (1462—1505) покорил новгородскую республику 15 января 1478 года. В переписной окладной книге за 1500 год описана деревня Стрельна «на реке Стрельне у моря». В XVI веке здесь располагался двор московского боярина Семена Дубасова. Во времена шведского владычества (1617—1703) побережье залива от Лигова до Ораниенбаума пожаловано королем Густавом-Адольфом (1611—1632) своему воспитателю Йохану (Юхану) Шютте вместе с титулом барона Дудергофского. Король Швеции ценил его как государственного советника, известного просветителя и подарил ему резиденцию на берегу реки Стрельны. Называлась она Стрельнахоф.

Стрелина мыза на южном берегу Финского залива была местом, где Петр I отдыхал на пути из Санкт-Петербурга в Кронштадт, когда отвоевал эти земли у шведов в ходе Великой Северной войны (1700—1721). Сначала государь останавливался в бывшей шведской мызе Стрельнахов. Уже в 1708 году здесь были устроены два больших пруда, где содержали стерлядей для царского стола. Этим рыбным хозяйством заведовал Александр Васильевич Кикин (1672—1718), сподвижник Петра I. 13 января 1711 года царь распорядился построить «скотный, и птичий двор… и пару изб для приезду». Так возникла личная усадьба Петра I, деревянный Путевой дворец (сейчас – филиал ГМЗ «Петергоф»). Он расположен в западной части Константиновского парка, современный адрес: Больничная горка, дом 2. Путевой дворец стоит на краю глинта, природного геологического уступа, протянувшегося от эстонского города Палдиски (Балтийска) вдоль южного берега Финского залива до Ладожского озера. Происхождение этого уступа не совсем ясно ученым, нашим современникам. Возможно, в эпоху последнего оледенения это был берег Древнебалтийского моря – приледникового водоема. Эта особенность местности использована при строительстве царских и великокняжеских резиденций в Стрельне, Петергофе, Сергиевке, Ораниенбауме. В середине XVIII века петровский Путевой дворец перестроил Франческо Бартоломео Растрелли.


Стрельна. Путевой дворец. Общий вид


Тогда же у дворца был разбит сад, а на нижней террасе, выходящей к морю, соорудили два фонтана. При Советской власти дворец был и больницей, и детским садом. В 90-е годы XX века интерьеры дворца отреставрированы в стиле эпохи Петра Великого (петровское барокко). Дворец и берег моря соединяет Портовая улица, а при Петре I это была прямая перспектива (прешпект), подобная Невскому проспекту. Недалеко от дворца стояла деревянная церковь Преображения Господня (1717), сгоревшая во время Великой Отечественной войны.


Стрельна. Фонтаны в саду Путевого дворца – предтеча водной феерии золотого каскада Петергофа


Побывав за границей, Петр I увидел дворцы европейских монархов. Особенное впечатление на него произвел Версаль, любимая резиденция французского короля Людовика ХIV (1638—1715), старшего современника Петра Алексеевича. В 1715 году русский государь решил заложить «Русскую Версалию». Первый проект большого дворца в Стрельне Петр I обдумывал еще в 1710 году. В 1712 году в Стрельне заработали кирпичные заводы. Дворец должен был встать на большой террасе, природном геологическом уступе, сложенном из известняка. От него к берегу моря будет спускаться сад с фонтанами и цветниками. Петр Алексеевич любил водную стихию, и фонтаны Версаля, взметнувшие к небу хрустальные струи, рассыпающие радужные брызги, произвели на него неизгладимое впечатление, дали импульс творческому воображению прирожденного инженера. Полностью этот замысел государя воплощен в великолепном дворцовом комплексе Петергофа: от Большого дворца к Финскому заливу ведет Морской канал с каскадом фонтанов.

Первоначальный проект «Русской Версалии» в Стрельне составили венецианец, мастер-гидравлик Доротео Алимари и садовник француз Андре Годо. Вода, то зеркально гладкая в мраморных бассейнах, то рвущаяся к небу из фонтанов посреди цветочных партеров, должна была окружить новую царскую резиденцию. Строительными работами руководил генерал-инженер Шиц, по своему проекту возведший пристань-дамбу на берегу Финского залива. Тогда же был отрыт основной резервуар для снабжения водой будущих фонтанов и каскадов. Называется он Орловский или Заводской пруд.

В феврале 1716 года Петр I встретился в Париже с флорентийским архитектором Бартоломео Растрелли (1675—1744) и приказал ему сделать объемную деревянную модель стрельнинского ансамбля. Б. Растрелли приехал в Петербург по приглашению царя, заручился поддержкой Меншикова и вместе с сыном Франческо (1700—1771) создал проект, отвергнув замысел венецианцев. Предложение Растрелли не понравилось Петру I. В июне того же года он встретился в Пирмонте с Ж.Б.Леблоном, архитектором Версаля, и провел в его обществе двенадцать дней. Французский архитектор показал царю дворцовый ансамбль Херренхаузен в Ганновере (Германия). Петр I решил, что дворец в Стрельне будет построен по образцу ганноверского, и поручил Леблону это строительство. Жан-Батист Александр Леблон (1669—1719) прибыл в Россию в чине генерал-архитектора и работал здесь до конца жизни: создал проект центра Петербурга на Васильевском острове, перестраивал Большой дворец в Петергофе, отделывал любимый дворец Петра Монплезир, разработал проект единого ансамбля дворца и парка в Стрельне. Он раскритиковал Б. Растрелли за медленную работу и отправил Петру в Голландию свой проект ансамбля в Стрельне. Государь одобрил проект Леблона. Территория Стрельны преображалась по проекту французского архитектора. Большой парк был создан из лесного массива, расположенного к юго-востоку от реки Кикенки. План его представляет две гигантские звезды (этуали), образованные просеками, параллельными и радиальными. По такому плану будут позднее создаваться парки при усадьбах русских дворян.

В июле 1717 года, после лечения на водах Спа (нынешняя Бельгия), царь Петр создал собственный «План города Стрелиной мызы» и письмом Меншикову отменил леблоновский проект Нижнего сада. Более подробный проект разработал итальянский архитектор С. Чиприани, но Петру он не понравился.

Весной 1718 года итальянский архитектор Николо Микетти предложил свои услуги Петру I и был принят на русскую службу. В Ревеле (Таллин) он заложил по своему проекту вместе с царем дворцово-парковый ансамбль Екатериненталь (нынешний Кадриорг), названный в честь второй супруги Петра I. По этому проекту должен был строиться и дворец в Стрельне. Микетти учел работы своих предшественников и 16 июня 1720 года заложил в Стрельне каменный дворец, окруженный террасами с каменными подпорными стенами, в которых должны были быть проведены многочисленные водометы. Петр мечтал о дворце, окруженном каскадом водяных струй, стремящихся к морю. Из дворца открывается вид на Нижний сад (парк) – важнейшую составляющую парадного дворцового ансамбля. Этот образец французского регулярного сада эпохи классицизма сохранился до наших дней. Владельцы дворца, великие князья Романовы, берегли сад как памятник деяний Петра Великого, своего предка. Композиция Нижнего сада остается неизменной в течение трехсот лет: аллеями и тремя продольными каналами сад спускается к морю. Перед дворцом раскинулись два широких травяных газона. Они расположены по обе стороны центрального канала. Зеркальная поверхность воды каналов и бархатная зелень ухоженной травы образуют великолепный ковер, доходящий до берега моря. Своеобразное завершение сада – круглый остров с сосновой рощей, по преданию, посаженной самим Петром.

Облик дворца дошел до нас в основном таким, как его задумал Микетти. Он создан в стиле римского барокко и представляет собой четырехэтажное здание. Фасад его прорезан трехчастной аркой, сквозь нее открывается вид на море и небо. Пучки колонн обрамляют арку и поддерживают балкон на южном фасаде дворца, выходящего на большую площадь, вымощенную гранитом. Площадь ограничивают боковые флигели дворца, западный и восточный. Такая архитектурная композиция использована при строительстве дворца в Версале.

Конец ознакомительного фрагмента.