Вы здесь

Столица Российской империи: Эпохи и стили от готики до неоготики XVII—XIX века. Очерки. Глава 2. ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО (Людмила Лапина)

Глава 2

ПЕТРОВСКОЕ БАРОККО

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

После взятия Ниеншанца Нева, мощная водная артерия Северо-Запада России, оказалась в руках русских. У истока реку контролировала крепость Шлиссельбург (Ключ-город). Крепость Ниеншанц (Шлотбург – замок-город) при впадении Большой Охты в Неву Петр I приказал уничтожить. Россия нуждалась в новой крепости на Неве как базе российского флота. Идея великого царя о новой крепости нашла воплощение на островке в дельте Невы. Остров до сих пор называется Заячий (Еннисаари по-фински, Веселая земля или Луст-Эйланд по-шведски). Маленький Заячий остров – длина семьсот пятьдесят метров, ширина – триста шестьдесят – находится там, где могучая Нева делится на три потока. Это собственно Большая Нева, Большая Невка и Малая Невка. Естественные очертания берегов безлюдного островка определили контуры будущей крепости. Там существовало очень маленькое «поселение чухонское», но к началу ХVIII века его жители вымерли. Ближайшая суша – Березовый остров – в те времена была покрыта лесом, болотами и почти непроходима. Неприятельскому войску было бы затруднительно приблизиться к правому берегу Невы по заболоченной непролазной чаще. Вражеские же корабли, поднявшиеся с моря по Неве или Большой Невке, новая крепость могла расстрелять из пушек прямой наводкой.

Петр I сам выбирал место для строительства цитадели, защищающей фарватер Невы, и выбрал удачно. Французский инженер Ж.-Г. Ламбер (Жозеф Ламберт), прибывший в Россию в 1701 году, помог советом государю в выборе места и составил проект самой первой деревоземляной крепости.

С развитием артиллерии старые крепости, сложенные, в основном, из известняка, уже не могли противостоять разрушающему воздействию орудийного огня. В ХVI веке многие старые крепости были облицованы кирпичом. Каменные и чугунные ядра разбивали стены старых крепостей, кирпичи превращались в песок. Крепости становились беззащитны, их было легко захватить. Так, например, второй штурм Нарвского замка (1704) после огня русской артиллерии продолжался 40 минут. Деревоземляные стены крепостей каменные и чугунные ядра пробить не могли.

Идея плана невской твердыни, конечно, принадлежит самому Петру I. Изучив во время заграничного посольства образцы западноевропейского фортификационного искусства, Петр Алексеевич высоко ценил французскую инженерную школу. В конце ХVII века ее блестящим представителем был инженер С. Вобан (Вобан Себастьян ле Претр, де; 1633—1707). Вобан: военный инженер, маршал Франции (1703), почетный член французской Академии наук (1699), построил 33 новые крепости, осаждал 53, модернизировал более 300. Он изобрел способ постепенной атаки крепостей, был одним из основоположников минно-подрывного дела, организовал первые саперные и минные роты. Его труды по военно-инженерному делу были в библиотеке Петра I. Очертания бастионов новой крепости на плане очень похожи на проекты С. Вобана. В начертании плана принимал участие и В. А. Кирштенштейн – опытный военный инженер. В 1699 году он прибыл в Россию из Саксонии и до смерти в 1705 году руководил всеми строительными работами на Заячьем острове.

Швейцарец Доменико Трезини, архитектор, инженер, «полковник от фортификации», почти 30 лет, после смерти В. А. Кирштенштейна, руководил перестройкой первоначальной земляной фортеции в каменную.

Существующая до сих пор в центре Санкт-Петербурга крепость заложена 16 (27) мая 1703 года в царствование Петра I. Ныне эта дата широко отмечается как день рождения нашего города.

По повелению государя закладку цитадели осуществил первый губернатор нового города А. Д. Меншиков. Сам Петр Алексеевич уехал в Лодейное Поле 11 мая 1703 года, где на верфи строили 15 новых кораблей, и вернулся в Шлотбург 20 мая.

Новозаложенную крепость назвали Санкт-Петербурх. Первая русская печатная газета «Ведомости», основанная Петром I, так отразила это событие:

«Его царское величество по взятии Шлотберга в одной миле оттуды, ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч, и тое крепость в свое государское имянование, прозванием Петербурхом, обновити указал».

Кто строил крепость? Солдаты, бравшие Шлотбург (Ниеншанц). Солдаты и рабочие, укреплявшие Шлиссельбург, спустились по Неве и присоединились к первым строителям в июле 1703 года. К ним в помощь из разных мест России потянулись работные люди, направленные на берега Невы царским указом. Они и стали «подкопщиками» – чернорабочими на тяжелых земляных работах, валили лес для строительства, сплавляли его по Неве. И пленные шведы принимали участие в возведении новой русской фортеции. Не все пережили суровую зиму 1703 – 1704 годов. Уже в наши дни, при проведении реставрационных работ, найдены их могилы на территории Петропавловской крепости.

Первые валы будущей Петропавловской крепости были земляными, в высоту достигали семи метров, в ширину – пятнадцати. Наружные эскарповые стороны валов выложены дерном, их уклон к горизонту составил 75 градусов. Внутренние (валганцовые) стены крепостных валов обшили досками, ставившимися вертикально. Внутри валов устроили рубленные из бревен казармы для гарнизона. Они были защищены от навесного огня самим расположением внутри укреплений.

Из общей линии крепостных стен выдавались бастионы-раскаты. Их строили под личным наблюдением царя Петра и его соратников: Меншикова, Зотова, Головнина, Трубецкого, Нарышкина. Стрельба с бастиона увеличивает площадь поражения огнем вокруг крепости.

Внутри строящихся стен заложили деревянный собор Святых Петра и Павла. Митрополит Новгородский Иов освятил будущий собор во имя святых апостолов Петра и Павла. В честь этого события произвели торжественный пушечный салют. Собор, заложенный в Петров день, 29 июня, получил имя в честь Святого Петра, небесного патрона государя Петра Алексеевича, и первоапостола Павла. С тех пор крепость и новый город зовутся Санкт-Петербургом. Название «Петрополь» на греческий лад не прижилось, но встречается в письмах государя 1703—1704 годов и у русских поэтов.

Крепость строили очень быстро – шла война, Финский залив сторожила эскадра шведского адмирала Нуммерса, отряды шведов устремились к Неве, чтобы выбить русских, возвращавших исконные земли «отчич и дедич». Со стороны Выборга шведский полководец Абрахам Крониорт подошел к реке Сестре. 7 июня Петр I вышел навстречу шведам во главе восьмитысячного отряда из двух пехотных и четырех кавалерийских полков. Драгун (кавалеристов) возглавил полковник К. М. Э. Ренне (Рен). На реке Сестре произошла битва. Под сильным огнем шведской артиллерии русские драгуны овладели мостом, переправились через реку, заставили шведов сдать позиции и обратили их в бегство. Царским указом полковник Ренне назначен первым комендантом Санкт-Петербурга.

В июле крепость возвели уже наполовину, а к середине сентября строительство было закончено. С тех пор и по сию пору план крепости остается в основе своей неизменным – шестигранник, вытянутый с востока на запад, на стыке граней расположены бастионы, их соединяют прямые стены – куртины. Так образуются оборонительные фронты. Три бастиона выходят на север и три обращены к Неве. Осенью 1703 года доставили и разместили на бастионах более трехсот пушек. Это были орудия шведские трофейные и русские, отлитые на Олонецких заводах. Наиболее мощная артиллерийская батарея встала на Царском (Государевом) юго-западном бастионе – там было пятьдесят восемь пушек. Нарышкин и Трубецкой бастионы охраняли по пятьдесят два орудия.

Куртины называются: восточная – Петровская, западная – Васильевская, северные – Никольская и Кронверская, южные, выходящие на простор Большой Невы – Монетная и Невская. В конце XVIII века Монетная переименована в Екатерининскую и носит это название до сих пор. Эта куртина глухая, в остальных проделаны одноименные ворота.

Строительство ведется и на внутренней территории – цейхгауз, дома, склады продовольствия. 16 августа 1703 года новоявленные петербуржцы оказались застигнуты наводнением, стихийным бедствием, ставшим такой же неотъемлемой частью жизни Санкт-Петербурга, как и белые ночи. И только в наши дни достроена дамба, призванная защитить город от разрушительной стихии. В 1703 году через Заячий остров с запада на восток прорыт канал, предназначенный ослабить напор воды при сильных западных ветрах, нагоняющих наводнения. Иногда при таком ветре, кажется, что могучая Нева повернула и стремится к Ладоге – своему истоку. По этому каналу в самый центр крепости доставляли строительные материалы, боеприпасы, продовольствие. Впоследствии вдоль канала высадили липы, тополя, и Петропавловский собор стоял на южном берегу этого канала.

Постройка Петропавловской крепости продолжалась с 16 мая 1703 года до 4 апреля 1704 года. Окончание строительства отмечено светом фонаря, впервые загоревшегося на Государевом бастионе. Таков был первый период истории Петропавловской крепости.

Осенью 1703 года произошло несколько событий, имевших значение для торговых и политических связей российского государства. В ноябре в Неву вошел корабль из Голландии под командованием шкипера Выбеса. Он привез соль, вино и получил пятьсот золотых – награду, назначенную государем первому иностранному кораблю, прибывшему в Неву для торговли. Петр Алексеевич велел выплатить денежные премии первым трем иностранным торговым судам еще в мае 1703 года. Им предназначались: первому – пятьсот, второму – триста, третьему – сто золотых монет. А. Д. Меншиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, исполнил приказ царя.

В августе 1703 года двенадцать торговых голландских судов не смогли войти в Неву для покупки леса. Шведы, ранее торговавшие невской древесиной, уже не контролировали Неву. Меншиков согласился продать им лес, но шведский адмирал Нуммерс, чья эскадра сторожила Финский залив, не позволил совершить эту торговую сделку. И только после ухода шведского флота на зимовку в Выборг, куда доставляли провизию для судов с военно-морских баз Кальмар и Карльскруна, отважный голландский шкипер Выбес прибыл в Неву.

В ноябре того же года, после ухода шведской эскадры, государь вышел на яхте в устье Невы. Он искал место для морского форпоста, чтобы надежно закрыть Неву от нападений с моря. Выбор царя пал на остров Котлин. Так начинался Кронштадт.

В 1704 году голландский гравер-офортист Питер Пикарт создал гравюры с изображением пленных шведских кораблей «Гедан» и «Астрильд». Его резцу принадлежит и первый план Санкт-Петербурга. Голландец в 1703 году переехал с семьей в Россию. Летом того же и будущего, 1704, годов в составе походной гравировальной мастерской Питер Пикарт находился в русской армии, действовавшей на берегах Невы. Его гравюры – репортаж прямо с места военных событий. В 1704 году он гравировал башню Кроншлот, с которой началось строительство Кронштадта.

До 1705 года немец В. А. Кирштенштейн руководил строительством на Заячьем острове. После его смерти работы в крепости вел швейцарец Доменико Трезини (1706—1734). Доменико Трезини («архитектурии полковник Трезин» ок.1670—1734), почти ровесник Петра I, вторую половину своей жизни прожил в России, в Санкт-Петербурге, и стал великим русским архитектором. Его постройки имеют градообразующее значение и составляют первый этап нового стиля русской архитектуры – петровского барокко. Он осуществил предложения своего предшественника В. А. Кирштенштейна о строительстве в Петропавловской крепости двух равелинов, вспомогательных сооружений на восточном и западном концах крепости, о выносе в Неву ее южных бастионов. Здесь проходила песчаная коса, и глубина была маленькая.

В кирпичных двенадцатиметровых стенах прорезали ворота: Кронверкские, Петровские, Невские, Васильевские, Николаевские. Над Государевым (Царским) бастионом реял большой желтый флаг с двуглавым орлом, цепко держащим в когтях четыре моря – Черное, Белое, Каспийское и Балтийское.

Особо надо сказать о Петровских воротах – входе в крепость с востока. В 1708 году в Петропавловской крепости сооружены деревянные триумфальные ворота как повторение установленных в 1704 году в отбитой у шведов Нарвской крепости. Автор проекта обоих триумфальных ворот – Трезини, через шесть лет заменивший деревянные ворота каменными. В 1716—1718 годах они стали парадным въездом в Петропавловскую крепость и получили пышное оформление – аттик, четыре колонны, композиция из трофеев, барельефы аллегорического содержания. Таков стиль петровского барокко, родившийся из сочетания приемов итальянского и североевропейского барокко. Традиция устанавливать триумфальные арки для въезда победителей (императоров, полководцев) берет начало в Древнем Риме, проходит через все Средневековье и продолжается в Новое время. Прижилась она и в российской культуре. Долгое время древний Рим был центром европейской цивилизации. Второй Рим – Константинополь. Москва, воспринявшая веру и культурную традицию Византии, стала третьим Римом. Санкт-Петербург, куда переместилась столица Российской империи, продолжает культурную традицию центра мира. Прообразом российских триумфальных ворот могли служить триумфальные арки, до наших дней стоящие на римской площади Форум Романум. Они воздвигнуты в честь императоров Тита, замирившего в 81 году нашей эры восставшую Иудею, и Константина Великого, уравнявшего Миланским эдиктом христианство с другими религиями Римской империи (313 год). Двадцатиметровая арка Тита стоит на высоком пьедестале, свод арки венчают летящие крылатые фигуры. Это аллегорическое изображение победы – виктории по-латыни. Победы над шведами государь Петр Алексеевич так же именует викториями. Так образы античности входят в суровую военную жизнь восемнадцатого века и облагораживают ее вечными идеалами.

Первые ворота в центре деревоземляной Петровской куртины устроены в 1703 году. Они сделаны из камня, имели две полуциркульные арки и назывались Верхними. Руководил этой постройкой, как и строительством всей Петропавловской крепости, военный инженер В. А. Кирштенштейн. По указу Петра Алексеевича 1708 года Верхние ворота Петропавловской крепости названы Петровскими. По проекту Д. Трезини в том же году ворота перестроены как триумфальные подобно Нарвским (их строил тот же швейцарский архитектор). Ворота имеют два яруса. В первом расположен портал, оформленный как романская арка. Портал завершен аттиком, в тимпане которого размещен барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром».


Петропавловская крепость. Петровские ворота. Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром»


В аллегорической форме здесь повествуется о победах русского оружия над шведами. В Библии написано о волхве Симоне – современник апостолов, принял святое крещение и пользовался у народа Самарии, где жил, большим авторитетом. Он летал на глазах потрясенной толпы, а когда апостол Петр пришел в Самарию, Симон вознамерился купить у него дар возложением рук на человека наделять его Святым Духом. Апостол Петр отказал ему и низверг взлетевшего на землю. Симон-волхв в Библии – основатель всех лжеучений. Фигура святого Петра с двумя ключами установлена на Петровских воротах и вышита на троне государя, символизируя победоносную Россию. Так проводятся символические аналогии Санкт-Петербурга с Римом – городом святого Петра. Барельеф на Петровских воротах выполнен из мореного дуба Гансом Конрадом Оснером, мастером резного и скульптурного дела, в 1717 году. Это самая известная его работа, исполненная в традиции романской скульптуры – у персонажей широкие лица, лопатообразные руки. Колдун падает с небес головой вниз. Там изображен Санкт-Петербург как храм, увенчанный куполом и шпилем, а Петр I в одеянии римского императора указывает жезлом на свой город. Петербуржцы видели в этом сюжете предсказание поражения Карла ХII в Северной войне. Еще один смысловой пласт барельефа – гибель волхва, казнь апостолов Петра и Павла, возведение собора над могилой Святого Петра в Риме. Одноименные соборы символически связывают Санкт-Петербург и Рим. Напоминает барельеф и произведения холмогорских резчиков по дереву. Уже в XXI веке реставраторы очистили барельеф от многих слоев краски. Открылась фактура трехсотлетнего мореного дуба, выдержанного в морской воде. Этот материал крепче железа. Аттик Петровских ворот завершен лучковым (полукруглым) фронтоном, где помещено горельефное изображение благословляющего Бога Саваофа. По стилю эту работу тоже приписывают Г. К. Оснеру.


Петропавловская крепость. Герб России


В 1720 году над аркой Петровских ворот установлен свинцовый двуглавый орел массой более тонны – герб Российского государства (литейщик Ф. П. Вассау, золотил в 1722 году А. И. Захаров).

Петровские – первые триумфальные ворота Санкт-Петербурга.

Петропавловскую крепость строили мастера различных вероисповеданий, национальностей, культур. Один из таких выдающихся мастеров – Доменико Трезини (1670—1734). В России его называли Андрей Трезин, Тресин, Друзин. Его ценил государь Петр Алексеевич, ставший крестным отцом сына Трезини Петра (Пьетро). Первое задание многообещающего зодчего – строительство форта Кроншлот. Почти тридцать лет руководил он перестройкой Петропавловской крепости в камне, по его проекту устроены оборонительные и охранительные казематы в ее бастионах и куртинах. Он перестроил в камне Петропавловский собор (1712—1733), соединил композиционно и декоративно обновленный фасад собора и триумфальные Петровские ворота (1708—1718). До самой смерти Доменико Трезини строил Петропавловскую крепость и город вокруг нее. Стремительный взлет в петербуржское небо колокольни построенного им собора – лучший памятник выдающемуся швейцарскому архитектору. Мы не знаем, как он выглядел, не знаем, где его могила. Навсегда остался Доменико Трезини в петербуржской земле и памяти горожан.

При Анне Иоанновне строительные работы в крепости проводил немецкий военный инженер Б.Х.Миних, последователь С. Вобана. Он осуществил проект Кирштенштейна и возвел два каменных равелина, названных в честь деда и отца императрицы Анны Иоанновны (1730—1740). Это западный – Алексеевский (в честь царя Алексея Михайловича) и восточный, Иоанновский (в честь царя Иоанна Алексеевича).

Крепостные стены выложены из кирпича, гладко затерты серой известью и окрашены в розовый цвет. К 1740 году крепость в камне была окончательно перестроена. В 1752 году по проекту инженера В. Ситятина первоначальные деревянные аппарели для подъема на валганги пушек и боеприпасов заменены каменными. В 1779—1786 годах эскарповые стены, выходящие на Неву, по проекту инженера Р. Р. Томилова облицованы серым гранитом. Руководил облицовкой инженер Ф. В. Бауэр. Теперь они соответствовали невским набережным, одетым в выборгский гранит.

Нам известны имена архитекторов, строителей, инженеров, резчиков, скульпторов, которые проектировали и возводили невскую фортецию, Петропавловский собор и окружающие их здания. Это и русские мастера, и иностранцы, и потомки выходцев из Западной Европы, родившиеся в России. Вот имена людей, создавших столицу Российской империи – Д. Трезини, Б.-Х. Миних, Х. фан Болос, А.П.Ганнибал, А. Матвеев, Г. Гзелль, Л. Каравак, И. Зарудный, К. Оснер, Н. Пино, А.Ф.Вист, А. Ринальди, Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот, Ю.М.Фельтен, А. Порта, Джакомо Кваренги и другие. Творчество этих зодчих и мастеров представляет панораму стилей, бытовавших в Санкт-Петербурге – от петровского барокко к классицизму.

Петропавловская крепость неразрывно связана с окружающей городской застройкой и широкой Невой. Ее силуэт доминирует в изменчивом петербуржском небе и отражается в темной массе невской воды, которая бывает и свинцово-серой, и пронзительно синей, и розовато-золотистой, и пастельно-перламутровой в волшебную пору белых ночей. Контраст горизонтальной линии крепостной стены и вертикального взлета колокольни собора впечатан в сердце и душу каждого петербуржца.


Петропавловская крепость. Колокольня Петропавловского собора


Недаром говорят, что вид собора и княжеской усыпальницы напоминает всплеск сердцебиения на кардиограмме. Ангел на шпиле собора, вознесенный туда по приказу императора в 1724 году, бережет наш город от напастей. Петр знал старинное поверье – ангел, реющий над городом, хранит его от чумы – бича населения Западной Европы с XIV века.


Петропавловская крепость. Ангел на шпиле колокольни Петропавловского собора


В Амстердаме, любимом европейском городе Петра Алексеевича, таких напастей было три – наводнения, пожары, чума. Санкт-Петербург счастливо избежал чумных эпидемий.

Крепость на Заячьем острове возникла на смене эпох. Шестнадцатый и семнадцатый века во всей Европе были переломными – феодальный строй уступал большим национальным государствам с абсолютистской властью, осуществляемой монархом. Волей Петра I возникла Петропавловская крепость на исконно русских землях, вернувшихся в состав России. Черты двух смежных эпох имеет крепость – русского средневековья и нового времени, начавшегося с правлением Петра Великого. Петропавловская крепость – последнее звено в цепи русских пограничных твердынь, хранивших нашу страну, и похожа на древнюю русскую крепость Орешек в истоке Невы как замок, подходящий к ключу. Обе твердыни шестиугольны, расположены на островах, обнесенных по всему периметру крепостными стенами, по территории крепостей проходил канал, впоследствии зарытый, а в центре построены храмы. Проект Петропавловской крепости оказался настолько удачным, что после 1747 года шведы построили по нему крепость Свеаборг у Гельсингфорса (Хельсинки). Время, когда создавались крепости, было христоцентричным, поэтому христианский храм – сердце и духовный центр любого города и села тогдашней Европы. И таким центром новой крепости стал собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла – выдающийся памятник архитектуры петровского барокко.

Каменный собор, который мы знаем, заложен в 1712 году. Он стоит на месте деревянной церкви апостолов Петра и Павла, начало строительства которой – 29 июня 1703 года. И Петропавловскую крепость и ее духовный центр возводили практически одновременно. Немногое известно об этой первой церкви. Современники вспоминают, что храм был отстроен в голландском стиле, расписан под желтый мрамор. Башня с высоким шпилем была доминантой храма и имела несколько колоколов. Один человек мог работать с ними, и каждый час он оповещал о времени новоявленных петербуржцев, вызванивая различные мелодии – традиция этого музыкального звона жива и до сих пор. Две башни со шпилями пристроены к храму позднее. По воскресным и праздничным дням на них вывешивали вымпелы. Деревянный храм с самого основания стал духовным и общественным центром молодого Санкт-Петербурга. Уже в 1704 году, 15 мая, здесь возносили благодарственные молитвы за победу над шведским флотом в устье реки Амовши. По окончании молебна со всех стен крепости дан праздничный салют. Храм был свидетелем и жестоких забав государя. 23 ноября 1710 года здесь произошла шутовская свадьба царского карлика Екима Волкова. Гостями на ней были присланные со всей России карлики и карлицы. Императрица Анна Иоанновна со знаменитым Ледяным домом лишь поддержала семейную и общеевропейскую традицию содержания при дворах государей разнообразных уродцев. Вспомним серию портретов шутов и карликов, живших при дворе испанского короля Филиппа IV (1621—1665). Их живые человеческие чувства передал великий испанский художник Диего Веласкес (1599—1660).

День рождения Петра Алексеевича 30 мая 1712 года ознаменован закладкой нового каменного собора. Проектировал собор и руководил строительством архитектор Доменико Трезини. Более двадцати лет строился собор (1712—1733). В его архитектуре соединились и европейские впечатления государя, и опыт Д. Трезини, и влияние стиля барокко, господствовавшего тогда в художественной жизни Западной Европы. Петропавловский собор вошел во всемирную историю градостроения как программный образец ранней петербуржской архитектуры петровского времени. В нем соединились и северная готика, и храмы Рима и Лондона. Таков сплав европейских традиций на петербуржской земле, и сейчас дающих нам пример толерантности. Над римским фасадом собора в небо Санкт-Петербурга взлетает североевропейская барочная колокольня. Внешний объем собора скромен, как у протестантского храма. Католические и протестантские детали слились в гармоничном облике православного храма Нового времени.

Петр I пожелал, чтобы собор вмещал как можно больше прихожан, а колокольня его поднялась выше колокольни Ивана Великого московского Кремля, построенной при царе Борисе Годунове (1598—1605), предшественнике династии Романовых. Весной 1719 года колокольня Петропавловского собора закончена. Венчал ее деревянный, обшитый медными листами с позолотой шпиль конструкции и работы голландского мастера Х. фан Болосома. Шпиль завершен яблоком с крестом (державным) и фигурой ангела, выполненной по рисунку Д. Трезини. Первоначальная высота колокольни 106 метров, сейчас – 122,2. В 1720 году там установили часы-куранты, приобретенные государем в Голландии. «Игральный механизм» их состоял из 35 колоколов, перезвон начинался каждые полчаса. «Большая железная машина с медным валом», чудо техники XVIII века, заставляла звонить все колокола курантов. По утрам специально обученный человек, «колокольный игратель», исполнял мелодии на колоколах курантов.

Изначально шпиль собора не имел громоотвода. В 1735 и 1748 годах от ударов молнии шпиль загорался. Сильный пожар от удара молнии случился с 29 на 30 апреля 1756 года и вызвал страшные разрушения – сгорели все деревянные конструкции шпиля, купол колокольни, часы, упали и разбились колокола. Восстановили колокольню лишь в 1771 году, а шпиль – в 1773. Он опять был деревянный с медными позолоченными листами (проект Б.П.Бауэра). Новая фигура ангела, схожая размерами и пропорциями с первоначальной, встала на шпиль в 1774 году. Через три года сильный ветер оторвал крылья ангела и погнул фигуру. По проекту А. Ринальди сделали нового ангела, уменьшив размеры, вес, и разместили так, что центр тяжести фигуры совпал с вертикальной осью шпиля.

В 1776 году на прежнее место установлены новые часы с курантами. Их сделал голландский мастер Оорт Красс. Сложный часовой механизм имел управление ручное и ножное, так называемые «клавиры». Теперь перезвон звучал каждую четверть часа, а полдень был ознаменован исполнением на клавире различных мелодий.


Петропавловская крепость. Часы на колокольне Петропавловского собора


Перестройка Петропавловского собора в камне началась в 1716 году. Через восемь лет здание было готово. Это базилика. Такой тип храмового здания редко встречается в России. Наши церкви, в основном, крестовокупольные. Базилика – тип раннехристианского храма, восходящий к общественным зданиям Древнего Рима.

Своды собора и барабан купола закончены в 1730 году. В барабане помещены шестнадцать картин, тематически связанных с Ветхим и Новым Заветами. Их писали А. Матвеев, А. Захаров, Д. Соловьев, Л. Федоров, В. Ярошевский. К середине XIX века они истлели и были заменены созданными заново. Оформление восточного фасада собора (аттик) перекликается с оформлением Петровских ворот. Входы в собор с западной (главной) и южной сторон отмечают портики. Первоначально – с мраморными колоннами и балконами, а в конце XVIII века, после пожара 1756 года, их заменили портиками строгих классических очертаний. Здание увенчала высокая фигурная крыша с двойным переломом на голландский манер.

После пожара 1756 года облик собора был изменен – на западном фасаде появилась вторая верхняя пара волют, крыша понижена и ее форма упрощена. Изменения коснулись и интерьера собора – под колокольней были расположены хоры, но после пожара крайние западные своды отделили от собора стеной, устроили притвор под колокольней и каменную лестницу на ее ярусы. С южной стороны под колокольней в 1779 году устроена отапливаемая, «теплая» церковь, освященная как придел святой великомученицы Екатерины. До XIX века весь собор не отапливался. Освещали его 8 люстр-паникадил, одну из них на токарном станке выточил сам государь Петр Алексеевич. В XIX веке эта люстра попала в Кунсткамеру, а сейчас находится в Эрмитаже. Внутри собора под арками на стенах размещались картины на сюжеты Евангелия, посвященные страстям Христовым. Интерьер собора типичен для базилики – ряды мраморных пилонов делят его на три нефа, пилястры, вделанные в стены, зрительно продолжают эти ряды мощных опор. Средний неф выводил к позолоченному иконостасу, выполненному в 1722 – 1727 годах в Москве по рисунку Трезини. Алтарь делали выдающиеся русские мастера Оружейной палаты Кремля – архитектор И.П.Зарудный, резчики Т. Иванов, И. Телега, иконы писали М.А.Меркурьев, Ф. Артемьев. Установлен он в соборе в 1729 году. Алтарная преграда выполнена в виде триумфальной арки – мотив, связанный с архитектурой Древнего Рима и получивший развитие в церковном православном искусстве. Арка высотой 20 метров перекинута над царскими вратами – входом в алтарь. Первые царские врата были сделаны из дерева и имели четыре створки. На иконостасе размещены 43 иконы, созданные в Москве и Санкт-Петербурге А. Поспеловым и Ф. Протопоповым в 1726—1729 годах. Статус кафедрального собора столицы Российской империи Петропавловский собор приобрел в царствование Анны Иоанновны ее указом от 27 июня 1731 года. Поэтому в 1732 году близ алтаря у пилона установили кафедру для пастырских проповедей, а напротив – место для императрицы (царское). И кафедра, и царское место богато украшены резьбой по дереву. Здесь проходили архиерейские служения, священники принимали сан архиепископа, митрополиты Петербурга получали рукоположение. До 1859 года Петропавловский собор был главным храмом Российской империи, потом этот статус перешел к Исаакиевскому собору.

С 70-х годов XVIII века главными службами Петропавловского собора становятся поминальные. С первых лет постройки храм стал усыпальницей Дома Романовых. Хоронить в еще деревянной церкви начали с 1708 года – малолетняя дочь Петра Екатерина открыла траурный список царской фамилии. В 1715—1725 годах здесь были похоронены еще пять маленьких детей Петра Алексеевича от второго брака, его невестки (жены старших братьев) и сестра Наталья Алексеевна. Сам Петр погребен в соборе в 1725 году вместе со скончавшейся одновременно с ним малолетней дочерью. Гроб с телом государя установили в деревянной часовне посреди строящегося собора. В мае 1731 года Анна Иоанновна велела предать земле прах дяди-императора и наследовавшей ему супруги Екатерины I. Захоронение произошло у южной стены Петропавловского собора. Надгробия из белого алебастра установили в первой половине XVIII века. В 70-х годах того же века их заменили на более роскошные – серые мраморные, сделанные из камня, добытого под Выборгом. В обычные дни на надгробия клали чехлы из темно-зеленого или черного сукна с вензелем имени покоящегося. Золотые позументы выделяли края траурного чехла. В праздники надгробия покрывали золотой парчой с горностаем и нашитыми гербами, российскими и Дома Романовых.

В соборе находятся гробницы следующих за Петром I российских императриц и императоров до Александра III, их супруг, великих князей и княгинь. В 1998 году в Екатерининском приделе Петропавловского собора погребены останки императора Николая II, императрицы Александры Федоровны, их детей и приближенных, принявших мученическую смерть вместе с российскими венценосцами. В 2006 году прах императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, матери Николая II перенесен, согласно ее завещанию, из Роскильского собора, усыпальницы датских королей, в Петропавловский собор.

С 90-х годов XX века в соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, а с двухтысячного года – остальные церковные службы.

Лепной декор в соборе выполняли И. Росси, А. Квадри, расписывали плафоны Г. Гзель, В. Ярошевский, М. Захаров и другие. В 1756—1757 годах Петропавловский собор восстановили после страшного пожара. Поврежденную фигуру ангела на шпиле отремонтировал П. Телушкин, поднявшийся наверх без лесов. Во время Великой Отечественной войны этот подвиг дважды повторил советский альпинист Михаил Михайлович Бобров – в 1941 году он маскировал, а в 1944 – демаскировал символ нашего города. Герой – наш земляк и современник, живет на Петроградской стороне Санкт-Петербурга.

В 1857—1858 годах деревянные конструкции шпиля заменены металлическими по проекту архитектора К. А. Тона и инженера Д. И. Журавского. В 1864—1866 годах вместо прежних деревянных царских врат установили бронзовые, созданные по проекту архитектора А. И. Кракау. Новые плафоны для собора написал Д. Больдини (1875—1877). В 1905 году на колокольню собора подняты новые колокола.

Петропавловский собор был и музеем воинской славы Российской империи. В XVIII веке сюда торжественно помещали трофейные знамена, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками во время войн со Швецией и Турцией – главными противниками России. Впервые церемония торжественного внесения шведских знамен произошла в 1710 году после взятия Выборга. Опасность нападения шведов с тех пор не угрожала молодому Санкт-Петербургу. Ныне большая часть трофеев находится в Эрмитаже. В 1919 году собор был закрыт, с 1924 года там начал работу музей, но большинство культовых ценностей (серебряная утварь, книги, иконы, облачения священников) отдано в другие музеи. Собор пострадал во время ленинградской блокады, в 1952 году отреставрированы его фасады, в 1956—1957 годах – интерьеры, в 1954 году здание передано Музею истории города.

В 20-х годах ХХ века в Петропавловской крепости создан филиал музея революции. Сейчас это – историко-культурный заповедник «Петропавловская крепость – Государственный музей истории Санкт-Петербурга». В 1932—1933 годах помещения Иоанновского равелина были отданы Газодинамической лаборатории. С 1973 года там работает экспозиция «История ракетостроения и космонавтики. Газодинамическая лаборатория». Так старая крепость стала причастна к триумфу российской науки ХХ века – освоению космоса. В годы Великой Отечественной войны стены и здания Петропавловской крепости пострадали от фашистских артобстрелов и бомбардировок. Реставрационные работы и музеефикация невской твердыни начаты в 1951 году и продолжаются поныне. В 1957 году возобновлена традиция полуденного выстрела, существовавшая с самого начала строительства петровской фортеции. Сейчас сигнальный пушечный выстрел производится с Нарышкина бастиона, звук его слышен в исторической части Санкт-Петербурга. Большой общественный резонанс в наши дни получили раскопки петербуржских археологов в ходе реставрационных работ в Петропавловской крепости. В XXI веке найден подземный ход под Иоанновским равелином, выводящий на южный берег Невы. Он предназначен для скрытой переброски солдат. Этот ход называется потерна. Сейчас там размещен современный выставочный зал.

Петропавловская крепость всегда была в центре истории нашего города. Здесь сверкали фейерверки и иллюминации в честь побед русского оружия, праздновали именины, бракосочетания, коронации императоров и членов их семей. Отмечался день вскрытия Невы ото льда и день закладки крепости, совпадающий с церковным праздником Преполовения святой Пятидесятницы – среда четвертой недели после Пасхи (с 1719 года).

И сейчас в старой крепости проводятся городские праздники, гуляния, спортивные соревнования. Летом на пляже у Невы проходят международные фестивали музыки, песчаных скульптур, кинофестивали. Красные стены крепости – естественный фон для праздников, проводимых клубами исторической реконструкции. Славянские витязи и западноевропейские рыцари опять сходятся в поединках, выясняя, чьи оружие, доспехи крепче и более достоверно воссозданы. Эти поединки привлекают множество восторженных зрителей, увлеченных историей России. Музею истории нашего города в конце 2008 года исполнилось сто лет. Музейный комплекс состоит из Петропавловской крепости и семи филиалов. Здесь собрано более миллиона экспонатов, рассказывающих о трехсотлетней истории Санкт-Петербурга. На юбилейной выставке экспонируются предметы, поступившие в Музей сто лет назад. На территории Петропавловской крепости Музей располагается с 1954 года.

Музей истории Санкт-Петербурга открыл экспозицию «История тюрьмы Трубецкого бастиона», повествующую о периоде 1872—1921 годов, когда Петропавловская крепость была главной политической темницей России. В исторических стенах рассказывается об особенностях тюремного режима, условиях содержания узников и их изломанных судьбах. Страшная слава русской Бастилии, главной государевой тюрьмы, витает над Петропавловской крепостью. Здесь содержали особо важных политических заключенных, подследственных по уголовным делам, и арестованных за иные провинности – воинские, должностные. Первыми узниками крепости стали заключенные по «царевичеву делу» (февраль 1718 года). Царь Петр не пожалел свою старшую единокровную сестру Марию, первенца Алексея и вошел в историю Отечества с клеймом сыноубийцы. Судьбы Мировича, «княжны Таракановой» и сейчас поражают трагичностью, вызывают эмоциональный отклик.

В год четырехсотлетия династии Романовых (1613—2013) закончилась реставрация резного иконостаса Петропавловского собора. Из собора убрали леса. Реставрация началась в ХХ веке (1987—1988), но вскоре финансирование этого проекта, считавшегося тогда только произведением искусства резьбы по дереву, было заморожено. Чудо церковной архитектуры, девятнадцатиметровый иконостас по проекту Трезини, исполнил Иван Зарудный, русский архитектор. Реставрационные работы возобновились два года назад, когда необходимые средства были выделены. Главный научный сотрудник Государственного музея истории Петербурга (ГМИ СПб, директор Александр Колякин) Марина Лагунова рассказала про методы и результаты реставрации: золочение иконостаса проводилось по возрожденной аутентичной технологии ХVIII века. На поверхностях иконостаса соседствуют матовые и глянцевые золотые тона. Были восстановлены утраченные детали декора иконостаса, такие как фонарь в руке архангела Гавриила. Возрожденный иконостас сейчас выглядит почти как 280 лет назад. В Петропавловской крепости в 2013 году были восстановлены Комендантская пристань и Царские комнаты, предназначенные для отдыха императорской семьи. Они расположены в галерее между самим Петропавловским собором и примыкающей к нему Великокняжеской усыпальницей. Эти залы используются как выставочные. В том же году, 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла, давших свои имена каменному сердцу Санкт-Петербурга, в соборе прошла торжественная панихида по 47 представителям дома Романовых, чьи надгробия находятся в соборе. Столь значимую в истории России службу провел патриарх Кирилл.

На Заячьем острове продолжаются работы по отысканию массовых захоронений жертв репрессий большевистского террора 1919—1920 годов. Уже обнаружены останки 111 человек. Среди них представители мирного населения имперской столицы из богатых слоев общества, женщины, дети. С уверенностью можно говорить об имени одного из расстрелянных. Им оказался А.Н.Рыков, потерявший ногу во время обороны Порт-Артура, герой русско-японской войны. К сожалению, узнать все имена жертв красного террора не получится, даже если поднять все расстрельные списки ЧК. Там не указано, где именно были проведены массовые казни (так считают в дирекции ГМИ СПб).

Историю Отечества надо чувствовать сердцем и душой. Так формируется личное отношение к прошлому нашей страны. Петропавловская крепость подобна кораблю, одолевающему океан времени. В ее стенах ход истории становится зримым. Часы Петропавловского собора отсчитывают четвертый век бытия невской фортеции. Под музыку курантов хорошо бродить внутри крепостной ограды, пройти по «Улице времени», прогуляться по верху крепостных стен, любуясь великим городом, основанным неистовым царем. Он сумел воплотить в реальность свою прекрасную мечту о северном парадизе на берегах полноводной Невы.