Вы здесь

Стихи и хоры последнего времени. Раздел второй. Стихи и другие стихотворения. (2007–2010) (О. А. Юрьев, 2016)

Раздел второй

Стихи и другие стихотворения

(2007–2010)

Первые стихи года

Отдаляясь, меркнет снег —

подожди, пока не смерк

и не сделался дождем

– Хорошо. Подождем —

Отделяясь, меркнет снег —

подожги, чтобы не смерк

и не сделался дождем

– Хорошо. Подожжем —

На набережной

…а едва из башенки мы сошли

в те накатанные из мягкого дымного льда

небеса, что так сизо-розовы и покаты,

как всё и опять мы увидели, но не так, как с земли:

Цыгане, поклевывающие с моста.

Цыганки, поплевывающие на карты.

Утки, поплавывающие в пенной пыли.

Собачки, курчавые, как борозда.

Младенцы, щекотаны и щекаты.

(И низкие покоробленные корабли.)

(И черные опаздывающие поезда.)

(И белые ослепительные закаты.)

Февраль на холме

Ольге Мартыновой

Три шестистишия со словом «вода»

Из небес, как баночка, пустых

с толстыми гранеными боками

на дуршлаг откинута вода.

Все затычки-марлечки невстык —

проползают медленно, пока не

валятся в брусчатый снег, сюда.

Мы живем, как водоросль, на дне

смутностенного пустого неба,

где на ситах носится вода.

И со вжиком – бритвой на ремне —

облетают нас по краю недо —

переправленные поезда.

А когда колесный перестук

замерзает где-то за краями,

в капле каждой гасится вода.

И тогда выводит нас пастух

поглядеть с холма, как в черной яме

дышат золотые города.

Песни зимних высот (1)

О холмы, облитые брусчаткой,

Лязгнул быстрый луч и был таков,

И пропал – над смотровой площадкой,

В набеленных лицах облаков.

Луч зеленый, новый штык трехгранный,

Бескозырка – ленточки до пят…

– Облака, не спите под охраной,

Под охраной облакá не спят.

– И не жмите к холодящей грани

Ваши щеки, вспухлы и нежны,

Ведь уже в ущелья за горами

Узкие откинуты ножны.

Сизый дым взвивается по мачте…

Ржавый пар на куполе – как йод…

– Вы его, бессонного, не прячьте.

Вот он выйдет и вас всех убьет.

Песни зимних высот (2)

– Не по склону, а по небо-склону,

По скрипящей звездной шелухе,

Побежать бы тополю и клену,

И сосне, и вязу, и ольхе… —

…Ах, куда ж там… Да и по площадке

Им не разбежаться смотровой,

Где в своей железной плащ-палатке

Каменеет тенью часовой.

– Не по своду, а по небо-своду,

Чтоб получше звезды полущить,

Вон на том Шляху на ту подводу

Хорошо бы лучик получить… —

Но куда ж там… Замер свилеватый

Постовой – приклад у каблука,

И, сияя броненосной ватой,

Над холмом сомкнулись облака.

Песни зимних высот (3)

Поглядишь со смотровой площадки

Пóд гору, в тускнеющую мглу —

Там, надевши черные перчатки,

Замерзают óльхи на углу,

Там, на мельничном плече повесясь,

Зеленеет в сыпких облаках

Утлый месяц, захудалый месяц

В каменных железных башмаках,

Там по раскореженному шляху

Розлит позолоченный мазут,

И по расхоложенному шлаку

Мотоциклы черные ползут,

A за вахтой пляшут, за корчмарней,

Прыгая, вертясь и семеня

Все быстрей, кромешней и кошмарней,

Вугленные яблоки огня.

Три шестистишия без слова «вода»

Как двойная водоросль в окне

меж двойным стеклом, попеременно

изгибаясь и прямясь, мы спим,

но – одновремéнно видно мне —

черной лестницей одновремéнно

мы сбегаем изгибаньем спин.

…А когда мы вышли за порог

и, вступивши в фосфорный аквариум,

побрели (мерцанье – по глаза),

черный порох обходных дорог

вспыхивал зигзагами по хмарям —

стало быть, готовилась гроза.

Все, что в облаках оттиснено,

вся ручная азбука ночная,

все насечки с блеском голубым —

все на край земли оттеснено

(вспыхивать и пухнуть начиная

там, где ствольный чад неколебим).

Простой зимний хор

строфа

сдутая марля и… сбитая вата и…

небо в расплоинах зеленовато и…

снег вычищается шнеком – наверх

ночь освещается снегом

и одноцветный ее фейерверк

гаснет с набегом

антистрофа

взбитая вата и… вздутая марля и…

небо в проплоинах – йоду не мало ли? —

снег воспаленный подтлело померк

персть полетела

и – сквозь нее проступает наверх

города темное тело

Утро

1

…между проволок нежно колючих

и беззвучно поющих колечек

проскакал – по вздыхающим ярусам – лучик,

одноногий кузнечик —

для теней их кольчáтых и клетчатых льющих

он сверкающий метчик

2

…клен, и липа, и ясень

в золотых и серебряных сталях,

уколясь им,

расхристались, как если бы враз расхлестали их —

в потных складках очнулся, протерся, стал ясен

поддымлённый хрусталик

3

…из бесслезно горючих

облаков, что сверкают, зерцáла раззямши,

на листочек весь в рубчик

из зеленой и дырчатой замши

ну зачем же так падать, голубчик,

ведь преломишься сам же

4

отвечает отпрыгнувший лучик

тьме и свету летающий метчик:

– ну и что же, преломлюся

– и навеки поселюся

– среди проволок нежно колючих

– и беззвучно поющих колечек

* * *

полетели из дóму

по литейному дыму

по сухому седому

голубому поды́му

и до тьмы долетели

где лишь звезды в засаде

и назад поглядели

и увидели сзади

реку полную блеску

переплеску и лоску

вон к тому перелеску

подтянувшую лёску —

за литую железку

золотую желёзку

Баллада

1

Запах потопа былого.

Запад подводный в огне.

Выпукло, криво, лилово

облако всплыло в окне…

…выпукло-криво, лилово

облако с пыла в окне…

… выпукло, криво-лилово

облако стыло в окне…

…выпукло-криво-лилово

облако с тыла в окне…

2

Плачет под облаком ива,

в стёкла ногтями скребет —

зелено, выпукло-криво

дрожит ее жидкий хребёт…

…зелено-выпукло, криво

дрожит ее, рыбки, хребёт…

…зелено-выпукло-криво

лежит ее, рыбки, хребёт…

…зелено, выпукло, криво

плавник ее зыбкий гребет…

3

…Выпукло, криво и сине

в слезы вливается мгла… —

Скажи мне, в каком керосине

последнее море ты жгла?

…и что ж ты так плачешь?

4

– Одна я

на краешке неба стою,

погашенной пеной пятная

зажженную кóсу свою…

…влагой небесной пятная

светлую кóсу свою…

…подвижною тенью пятная

кóсу косую свою…

5

Это последняя старость,

это последний костер —

уже никого не осталось

с косыми косáми сестер —

уж нас ни одной не осталось

с сырыми косáми сестер —

6

вся растворилась аллея,

все утонули пруды,

одна погибаю во мгле я,

в пожаре небесной воды —

одна волосами белея

в разгаре небесной воды.

Франкфурт, 1840-е гг

Над рекою над Майном Жуковский опарный живет.

Он из сада из черного женихам мужиковским грозит,

Он из лука из лунного обложных паразитов разит —

И дрожит под халатом его бело-холодный живот.

За рекою за Майном на осевших во мглу теремах

Свет блуждает болотный в становищах тех половчан,

И черкасскими стрелами полный колчан

Ему Гоголь подносит, голубой Тилемах.

А из бледно-блестящей листвы, со стремянки простой,

Из пробирки из лунной, из лопнувшей стклянки пустой

Им хохочет и кычет свой двоюродный брат холостой —

Алексей Константиныч Толстой.

Элегии на перемены состояний природы

* * *

Ein verweintes Pferd sah mich aus Linsen an.

Arno Schmidt, „Das steinerne Herz“

Из-за стеклянных наклонных стрел

конь заплаканный посмотрел

сквозь чечевички огня и сна

туда, где сырная ночь ясна.

По наклону из облачных тел

клен заплатанный полетел,

платан заклеенный побежал

туда, где синий лежал пожар

гнутой гаснущей полосой,

а ночь по склону всходила босой,

и, разгораясь, сырая мгла

сквозь черевички ее росла.

Мы поглядели с ночного дна:

1

…весь скат небeсный был, как одна

нетуго скатанная папироса —

полурассыпана, полуполна;

и тонкого дыма ползла волна,

разноизогнутая равнополосо,

а сверху падали искры на…

2
Или нет:

…весь сад небесный был ветвь одна,

равноизогнутая разнополосо,

на ней разрозненная роза

– разоблачённая луна —

лежала, изнутри темна.

И жала падали сверху на.

Три трехстишия перед грозой

И клены с лапками, и липы с лапоткáми

и хлопали, и топали на лестнице с лотками,

и нагибались, будто их толкали.

И в свете медленном, дошедшем недосюда,

и пéтли нам, и полосы чертила мгла-постуда

и поворачивалась посуда.

И воздух поднялся́ и щелкнул плетью óб стол,

и клены окружил, и плотно липы обстал,

и где был неба тыл – там лоб стал.

Двустишие с невидимой частью

Воздух в межгорьях грузнеющий —

Так начинается ночь

(чтоб показаться грозней – еще ей

надо его подтолочь

в вывороченно зияющей

стоптанной ступке-луне

а чтоб оказаться грозней еще – ей

надо его разволочь

по мягкой сырой и сияющей

низкопарящей луне —

но эта земля не своя еще ей,

и весь этот сад еще не).

Внизу, у дороги

К машине, едущей с горы

(хворост небесный растворя)

во мглы сияние дождевое,

зачем приделаны шары

из выщелоченного хрусталя

со смятой сеточкой в обвое?

Зачем искрится головой

(раствор надземный раздвоя

на пресное и дрожжевое)

дождик дорожный угловой

из вышелушенного хрусталя?

…или же нет, и их тоже двое?

В декабре пополудни

будто ниоткуда вынутый

через тлеющий прожог

в смутной линзе опрокинутый

появляется снежок

подпускает пара чуточку

в бело-черный фейерверк

распускает парашюточку

и спускается наверх

в небо ветхое господнее

а под тем еще одно

под исподним подысподнее

а под ним еще – свободнее

и светлее и безводнее

и – последнее оно.

Облака, март

Латынский небосвод латунный

Шелестит как колокол без языка —

Чем ослепительнее луны,

Тем ослепленнее облака.

Но чем слепее облака те,

Тем слепленнее огня шары,

Что на подпрыгивающем самокате

Взлетают в гору, как с горы.

Три раза о грозе

1

Где гром был кругл, там бегл стал блиц.

И небо вспыхнуло, oгрузло…

И глина, сметена с таблиц,

Кусками застучала в русло.

2

Где холм был обл, там шпиль стал длинн.

И в облаках померкли соты…

И по краям ночных долин

Огней обрушились высоты.

3

Где небо шар, там дело швах.

И свет шарахался в аллее…

И сердце скрипнуло на швах

И, может быть, еще левее…

* * *

загород черный светом зарос

в форме наклонно-ходящих полос

ростом с нас

пригород белый тенью прирос

как на желéзе подтек купорос

просто снясь

подгород желтый прахом подрос

как от надпоротых папирос

ростом с нас

город незримый в воздухе рос

весь наплоенье невидимых роз

просто снясь

Солдатская песня в Петербурге

<…>

Мы были отблеском и тенью,

Багровой пылью полутел,

Когда к небесному растенью

По тучных волн переплетенью

Безвидный всадник полетел.

Греми, река. Мигай, зарница.

Неси, сова, лицо свое.

Свисти, подводная цевница,

Стучи, стучи, пороховница

Конец ознакомительного фрагмента.