Вы здесь

Стили речи. Учебное пособие для бакалавров. Тема 3. Научный стиль (Т. В. Глазкова, 2015)

Тема 3. Научный стиль

Общая характеристика
Контрольно-обучающие задания

Задание 1

Прочитайте фрагмент текста.


«Темпы в сочинениях Дебюсси не следует воспринимать буквально, так как они часто подразумевают не столько скорость исполнения, сколько характер движения. Обозначение темпа может содержать несколько градаций, и если обычно мы понимаем moderate или lento как умеренно или протяжно, то в музыке Дебюсси эти темпы приобретают огромное количество оттенков – более медленно, медленнее, умереннее, подвижнее. Эти обозначения, как правило, изменяются уже через 2–4 такта, указывая на изменение пульсации, на новый раздел партитуры. Части лишены внезапных темповых контрастов, следовательно, необходимо избегать резких переходов в новый темп. Однако выполнения точных метроритмических указаний недостаточно. Необходимо найти правильные пропорции темпов. Ощущение градации темповых изменений каждого последующего раздела и, соответственно, ощущение формы – одна из главных проблем дирижера».


Определите жанр и возможную форму речи.

Назовите признаки научного стиля, имеющиеся в данном фрагменте текста.


Задание 2

По библиографическому описанию определите принадлежность публикации к научному стилю. Запишите названия соответствующих источников.


Шугрина Е. С. Техника юридического письма: учебно-практическое пособие. – М., 2000.

Конституция Российской Федерации. Официальное издание. – М.: Юридическая литература, 2014.

Уроки Гольденвейзера. Антология / Составитель С. В. Грохотов. – М.: Классика-XXI, 2009.

Черни К. О верном исполнении всех фортепианных сочинений Бетховена. – СПб.: Лань, Планета музыки, 2009.

Мясина Ярославна. «Не мы ведём музыку, мы ею ведомы» // Без фальши. Сетевая газета студентов РАМ имени Гнесиных // http://beautiful-music.ru/node/334

Шеффер П. Амадей. Пьеса в двух действиях // www.theatre-library.ru/files/sh/sheffer_piter/sheffer_piter_4.doc


Задание 3

Напишите аннотацию к учебнику по одной из специальных музыкальных дисциплин.

Помните, что по степени развернутости текст аннотации должен быть сверхсжатым, по целеуста-новке – давать собственно научную вспомогательную информацию, по оригинальности – являться вторичным или вторичным авторским.


Задание 4

Прочитайте фрагмент 2-й главы «Кое-что о ритме» книги Г. Г. Нейгауза «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога»:

«Музыка есть звуковой процесс; именно как процесс, а не миг и не застывшее состояние, она протекает во времени. Отсюда простое логическое заключение: эти две категории – звук и время – являются основными и в деле овладения музыкой, исполнительского овладения, решающими, определяющими все остальное первоосновами.

О ритме (необходимой для искусства периодизации неограниченного времени) писалось очень много (и плохого, и хорошего), и я не намерен здесь углубляться в дебри этого сложного вопроса. Хочу только высказать кое-что о ритме в музыке как существеннейшем ее элементе.

Ритм музыкального произведения часто и не без основания сравнивают с пульсом живого организма. Не с качанием маятника, не с тиканием часов или сту-чанием метронома (все это метр, а не ритм), а с такими явлениями, как пульс, дыхание, волны моря, колыхание ржаного поля и т. п. (Понятие ритм я употребляю здесь в широком смысле, т. е. как обозначение равномерной расчлененности времени, метр я рассматриваю здесь как частный случай ритма – механическую равномерность.)

Конец ознакомительного фрагмента.