Вы здесь

Стили речи. Учебное пособие для бакалавров. Тема 2. Официально-деловой стиль (Т. В. Глазкова, 2015)

Тема 2. Официально-деловой стиль

Общая характеристика
Контрольно-обучающие задания

Задание 1

Сообщите информацию о себе: в форме анкеты, резюме, автобиографии


Сравните полученные тексты.

Сделайте устно вывод об особенностях составления деловых документов в различных жанрах

При составлении текстов дайте в тех случаях, когда это предполагает жанр документа, информацию о:

фамилии, имени, отчестве, месте и дате рождения, родителях и роде их занятий, месте и времени учебы, месте/местах работы, должности/должностях, семейном положении, супруге, детях, интересах и т. п.


Задание 2

Составьте заявление о приеме на работу по следующим реквизитам:

• адресат; адресант. Необходимо указать домашний адрес адресанта, телефоны рабочие, по которым с ним можно связаться;

• название вида документа;

• содержание. Нужно очень четко и лаконично указать просьбу в данном случае должность, на которую вы претендуете с коротким обоснованием;

• приложение. В нем указывают перечень документов, подтверждающих правомерность заявления (паспорт, идентификационный номер, рекомендации с предыдущего места работы, по возможности, трудовая книжка, копия диплома о высшем образовании и другие);

• дата, подпись лица, заполняющего бланк


Не забудьте о соблюдении правил пространственного расположения реквизитов.


Задание 3

В каких случаях и почему составителям деловых писем не рекомендуется использовать следующие слова и выражения:

Срочно, незамедлительно, в возможно более короткие сроки

Прошу изучить и решить вопрос положительно

Предлагаю внимательно изучить

В вашей просьбе отказано, выполнение поручения не представляется возможным – в начале послания с констатацией отказа

Предложение было отвергнуто

Ваши выводы некорректны

Мы были бы чрезвычайно признательны Вам, если бы Вы любезно согласились предоставить нам информацию

Какими словами и выражениями рекомендуется их заменять, чтобы не нарушать этический аспект культуры речи? Запишите их.


Задание 4

Прочитайте Объяснительную записку аспиранта из Китая, который в течение семестра не посещал обязательных занятий по русскому языку и не был допущен преподавателем к сдаче экзамена по этому предмету:

«Уважаемый начальник! Здравствуйте! Наступила зима и ударили морозы. До сих пор не был на уроке. Я хочу просить у вас прощения за все свои грехи. В свое оправдание могу только сказать, что у меня плохо со здоровьем. Мне не хотелось бы говорить об этом, но поясница подвернулась. Днем работа – вечером отдых. Дядя – врач, он ухаживал за мной часто. У меня небольшое горе. Дела идут как будто неплохо, сейчас самочувствие сносное. Боюсь, что я был невнимателен к Вам. Извините! Надеюсь, что описал все. С приветом. Подпись».


Какие правила русской национальной школы делового письма были нарушены при составлении объяснительной записки?

Составьте текст объяснительной записки, сделав необходимые исправления.


Задание 5

Напишите, в чем состоит подготовительный этап деловой беседы? Почему не следует им пренебрегать?


Задание 6

На каком этапе деловой беседы можно применить один из методов: метод снятия напряженности, метод «зацепки», метод прямого подхода? Свой ответ запишите.

Прочитайте фрагмент из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Ответьте на вопрос, какой метод здесь применен:

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».


Задание 7

Подготовьтесь к деловой беседе с потенциальным партнером/партнерами по организации музыкального конкурса/концерта.

Составьте поэтапный план предполагаемой беседы.

Свой план запишите.