Тема 1. Функциональные стили современного русского языка и их взаимодействие
• предмет речи
• сфера употребления
• функция
• доминанта
• языковые особенности
• жанры
Задание 1
Какими стилями представлена система функциональных стилей русского языка? Ответьте на вопрос, прочитав фрагменты текстов.
Фрагмент № 1
«Уважаемый Владимир Ростиславович!
Обратиться к Вам нас побудили появившиеся в средствах массовой информации выступления по вопросу музыкального образования. Эти выступления приобретают достаточно агрессивный характер и в то же время свидетельствуют о недостаточной компетентности в области законодательства некоторых лиц, способных влиять на мнение как музыкальной общественности, так и представителей власти.
Считаем необходимым поставить Вас в известность о существующем дискуссионном поле.
Одно из выступлений – статья Е. Балабаса «Деятели культуры считают, что «Россию лишают полноценного музыкального образования»».
По прочтении статьи возникает возмущение ее спекулятивным форматом, так как в статье говорится о «музыкальных школах», делается заявление о разрушении «начальной системы подготовки учеников музыкальных школ», что заставляет сразу задуматься о судьбе почти пяти тысяч школ искусств, в то время как поднятая проблема касается лишь нескольких школ, которые назывались всегда «средними специальными музыкальными школами» (11-летками), значение которых невозможно переоценить, всегда являвшихся элитными и обучавших особо одаренных детей.
Что это – некорректность или дешевый прием привлечь на свою сторону даже тех, кто не привык вникать в тонкости обсуждаемых проблем?
Мнения, высказанные как в данной статье, так и на пресс-конференции (по этому же поводу), состоявшейся 02.12.2014 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» пресс-конференции на тему: «Минобр против одаренных детей или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?» вызывают далеко неоднозначное отношение и разделяются далеко не всеми музыкантами».
Фрагмент № 2
«Степень влияния Шенберга на Кейджа трудно переоценить; жест взаимного отрицания достигает здесь особой силы. Об этом можно судить по следующему факту, изложенному Кейджем: «Шенберг сказал, что самое главное – это гармоническое мышление и что у меня его нет. Поэтому я никогда не смогу писать музыку. «Почему нет?» «Вы упретесь в стену и не сможете ее пробить». «Тогда я всю свою жизнь буду пробивать головой эту стену». Для того, чтобы доказать Шенбергу свою способность писать музыку, Кейджу пришлось «переизобрести» само понимание музыки. Однако здесь можно видеть и «жест адепта»: Кейдж не раз говорил, что именно Шенберг показал ему истинный пример «служения искусству», безоговорочной преданности своему делу, срастания жизни и профессии. Внешне Кейдж не принял установок Шенберга-музыканта; но всю жизнь внутренняя «пуповина» миссионерства обеспечивала глубинное их родство. Шенберг был для Кейджа травмой – и это сказалось в эффективности его воздействия. Программа на будущее была запущена, а парадокс состоит в том, что это – программа на индетерминизм, алгоритм на действие случайности (оксюморон!), с необыкновенной последовательностью реализованная Кейджем в течение всей его жизни».
Фрагмент № 3
«В. В.: Да, и это главный из юбилейных концертов! Второй концерт в зале такого масштаба – это концерт 20-го декабря в зале имени Чайковского. В этих двух общих концертах примут участие многие коллективы Академии.
А.: Наверняка планируются какие-нибудь необычные выставки в столь знакомых нам музеях?
В. В.: Что касается выставок – то они в рамках нашего учебного заведения не особо фокусируют внимание на себе как на каком-то масштабном событии. Уже прошла выставка под названием «Педагоги-основатели», потом открылась выставка, посвященная Елене Фабиановне, с названием «Из личных вещей». С 1-го сентября функционирует выставка «Документы истории», так же посвященная 70-летию Академии. Но наиболее значимая выставка оказалась в музее Скрябина – эта большая экспозиция была посвящена 140-летию Елены Фабиановны, и называлась она „Я привыкла жить долго…“»
Фрагмент № 4
«выходили с однокурсником с академии покурить на улицу… стоим, закуриваем, краем уха улавливаем разговор 2-х духовиков парней:
– …нет, понимаешь, у тебя отличные губы, четко знаешь, что делать…
На мгновенье показалось смешно, а вот люди (не музыканты), проходящие мимо, явно были бы в шоке»
Фрагмент № 5
«Когда произносится дорогое имя Сергея Васильевича Рахманинова, первое, что возникает в моей памяти, – это давно прошедшие годы, годы ранней юности – когда мы с Серёжей Рахманиновым в течение трёх лет сидели за одной партой в общеобразовательных классах Московской консерватории. И поныне отчётливо памятен мне серьёзный, молчаливый сосед, тогда ещё почти мальчик, скромный, длинный и худой Серёжа Рахманинов.
Мы знали, что Серёжа Рахманинов очень талантливый ученик. Яркое пианистическое дарование его пленяло не только нас, его товарищей, но и всех учащихся консерватории. Когда становилось известным, что на академическом вечере будет играть Рахманинов, все устремлялись в зал слушать его. ‹…›
Из произведений Рахманинова я особенно восхищалась его «Всенощной» в превосходном исполнении Синодального хора; я не пропускала ни одного вечера. Как-то, придя на концерт, кажется, в седьмой раз, столкнулась с Рахманиновым. Он весело приветствовал меня и, смеясь, сказал: – А вы, Елена Фабиановна, «перешибли» меня: я ведь был не на всех концертах. В одном из последних концертов Сергея Васильевича я всё время так сильно хотела услышать ещё раз мою любимую Прелюдию Es-dur op. 23 № 6, что, очевидно, моя мысль передалась ему, и он сыграл на бис именно эту пьесу. Возбуждённая и счастливая, я в антракте забежала и сказала ему, что Прелюдия, такая светлая, радостная и волнующая, очевидно, сочинена в очень хороший день. Сергей Васильевич ответил: – Да, вы правы, она действительно вылилась у меня сразу в тот день, когда родилась моя дочь».
Задание 2
Заполните таблицу «Основные классификационные признаки функционального стиля» для каждого стиля речи:
Задание 3
Прочитайте текст.
«Однажды со мной произошла довольно смешная история во время посещения одного из этих концертов Сергея Васильевича. Надо заметить, что не всегда удавалось доставать хорошие билеты, тогда я брала входной и проходила в первые ряды.
Мне в этом обыкновенно любезно помогал комендант зала Благородного собрания – толстый полковник, который, очевидно, за кого-то меня принимал. Вскоре это выяснилось. На одном из концертов Сергея Васильевича полковник по обыкновению проводил меня до первого ряда и, любезно усадив в кресло, спросил меня:
– Надеюсь, что вы, наконец-то, споёте у нас в нашем концерте?
Я слегка растерялась и спросила:
– А когда ваш концерт?
– 13 декабря, – последовал ответ.
– О! Тринадцатого!., нет, нет, полковник, я никогда не выступаю тринадцатого числа, – засмеялась я и всё же спросила его, за кого он меня принимает.
– Как! Разве вы не Петрова-Званцева? – воскликнул мой полковник, побагровев.
В антракте я поспешила в артистическую, рассказала Сергею Васильевичу о случившемся и попросила совета, как мне быть с озадаченным и разочарованным полковником. Сергей Васильевич посмеялся и сказал:
– Ну что ж, скажите полковнику, что вы тринадцатого петь не будете, но с удовольствием сыграете, так как вы пианистка.
Играть мне тоже не пришлось: мой полковник сразу охладел ко мне, больше не подходил и не провожал меня в первый ряд».
Как в тексте проявляется взаимодействие разговорного и книжных стилей? Свой ответ запишите.