2 Фонд основных оценочных средств
2.1 Тестовые задания для подготовки к модульному контролю
Примечания :
1. Тесты для удобства преподавателя и студентов систематизированы в соответствии с изучаемыми разделами. В 5 семестре даются тесты по разделу «Стилистика», в 6 семестре – по разделу «Литературное редактирование».
2. Тесты могут проводиться:
– в течение семестра с целью текущей проверки знаний студентов;
– в период рубежного контроля для оценки знаний студентов за определенный период обучения;
– в конце семестра с целью контроля перед сдачей зачета и экзамена.
2.1.1 Тестовые задания к разделу «Стилистика»
1. Какой многозначный термин характеризуется следующим определением:
1) Индивидуальные особенности манеры писателя (слог) – совокупность приемов использования средств языка, характерных для какого-либо писателя, произведения, жанра; 2) качество, манера речи (соответствие ее нормам словоупотребления и синтаксиса); 3) стилистические пласты лексики, выделенные по признаку экспрессивно-стилистической окраски; 4) разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств и выполняющая определенную функцию в общении»)?
1) синонимия и вариантность;
2) морфологическая стилистика;
3) стилистическая норм;
4) стиль.
2. Какому термину соответствует следующее определение?
Наука, изучающая различные вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от задачи коммуникации; синонимику и вариативность этих средств; специфическую окраску языковых средств – эмоционально-экспрессивную и функциональную; закономерности языковой организации и экспрессивные возможности речевых произведений различных жанров?
1) языкознание;
2) стилистика;
3) грамматика;
4) словообразование.
3. Какому термину соответствует данное определение:
Разновидность языка, используемая в определенной сфере общественной деятельности и характеризующаяся совокупностью фонетических, лексических, фразеологических и грамматических признаков?
1) кодификация;
2) стиль;
3) стилистическая норма;
4) функциональный стиль.
4. Какое из определений относится к понятию «Функциональные стили русского языка»?
1) Это набор языковых средств, обслуживающих разные сферы общения.
2) Это информативный или полемический тон коммуникации.
3) Это научный метод исследования.
4) Это сложное языковое явление, сохраняющее свою целостность во все времена.
5. Обычно выделяют пять основных функциональных стилей. Это…
1) Разговорный, научный, деловой, художественный, эстетический.
2) Публицистический, правовой, газетный, бытовой, литературный.
3) Журналистский, технический, пропагандистский, нейтральный, стандартный.
4) Официально-деловой, газетно-публицистический, художественный, разговорно-бытовой, научный.
6. Какому термину соответствует следующее определение?
Фигура речи, образованная переменой позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста. Например: Поэзия искусства и искусство поэзии.
1) эвфемизм;
2) хиазм;
3) эллипсис;
4) эпифора.
7. Какому термину соответствует следующее определение:
Фигура речи, состоящая в пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста. Например: На дворе – одиннадцать лошадей, а на стойле – сивый жеребец, злой, тяжелый, гривастый (И. Бунин).
1) эвфемизм;
2) хиазм;
3) эллипсис;
4) эпифора.
8. Какому термину соответствует следующее определение:
Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи: несуны вместо воры, не сочиняйте вместо не врите?
1) эвфемизм;
2) хиазм;
3) эллипсис;
4) эпифора.
9. Какому термину соответствует следующее определение:
Фигура речи, состоящая в повторении конечных элементов двух или более относительно самостоятельных отрезков речи. Например: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям)?
1) эвфемизм;
2) хиазм;
3) эллипсис;
4) эпифора.
10. Какому термину соответствует следующее определение:
Фигура речи, состоящая в повторении начальных частей (слова, словосочетания, предложения) двух или более относительно самостоятельных отрезков речи. Например: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди… Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера (К. Симонов)?
1) эвфемизм;
2) хиазм;
3) эллипсис;
4) эпифора.
11. Укажите, какой фигуре речи соответствует следующий пример:
Он несколько раз сказал, что хочет поговорить с вами, он несколько раз специально подчеркнул, что приехал, потому что хочет поговорить с вами. (А.К. Михальская).
1) хиазм;
2) фигура стыка;
3) эллипсис;
4) симплока.
12. Укажите, какой фигуре речи соответствует следующий пример:
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В. Гоголь).
1) хиазм;
2) эпифора;
3) эллипсис;
4) симплока.
13. Укажите, какой фигуре речи соответствует следующий пример:
Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной,
Мне вас не жаль, о таинства ночей,
Воспетые цевницей сладострастной…
1) эвфемизм;
2) анафора;
3) эллипсис;
4) эпифора.
14. Укажите, какой фигуре речи соответствует следующий пример:
Я пришел, открой мне ворота, откуда я вышел. Я пришел войти в те ворота, откуда я вышел… (В. Бутусов)?
1) хиазм;
2) фигура стыка;
3) эллипсис;
4) симплока.
15. Выберите определение, соответствующее термину «метафора».
1) Это слово или выражение, смысл которого состоит в переносе названия с одного предмета (явления) на другой (скрытое сравнение).
2) Это разновидность многозначности, которое состоит в переносе именования, но не по сходству, а по смежности (близости).
3) Это разновидность метонимии, основанная на перенесении названия части (детали) на весь предмет.
4) Это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
16. Выберите определение, соответствующее термину «синекдоха».
1) Это слово или выражение, смысл которого состоит в переносе названия с одного предмета (явления) на другой (скрытое сравнение).
2) Это разновидность многозначности, которое состоит в переносе именования, но не по сходству, а по смежности (близости).
3) Это разновидность метонимии, основанная на перенесении названия части (детали) на весь предмет.
4) Это слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.
17. Какое из приведенных определений относится к понятию каламбур?
1) Каламбур – фигура речи, состоящая в юмористическом обыгрывании различных значений многозначного слова или омонимов.
2) Каламбур с точки зрения адресата – наличие у высказывания двух смыслов, один из которых предусмотрен автором, а второй возник в результате речевой погрешности.
3) Каламбур – это недостатки в выражении смысла.
4) Каламбур – это неправильное употребление союзов и знаков препинания в предложении.
18. Какое из приведенных определений относится к понятию «образные средства»?
1) Это средства, создающие в произведении специфический иллюзорный мир.
2) Это средства, придающие высказыванию выразительность (тропы, сравнения, символы).
3) Это особая организация языковых экспрессивных средств в текстах газетно-публицистического стиля.
4) Это переносное употребление слов.
19. Завершите фразу «Лексическая сочетаемость определяется…»
1) Семантикой слов.
2) Стилистической принадлежностью слов.
3) Только грамматическими свойствами слов.
4) Эмоциональной окраской слов.
20. Назовите языковые приемы экспрессии.
1) Антонимы, паронимы, омографы, омонимы, омофоны.
2) средства эмоциональной окраски текста, эмоционально-тональные средства, образные средства, внесистемные средства.
3) Эмоционально-возвышенные и эмоционально-сниженные средства.
4) Риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.
21. Укажите функциональные разновидности книжной речи.
1) официально-деловой, научный стили и язык художественной литературы.
2) официально-деловой, научный, публицистический стили и язык художественной литературы.
3) научный и публицистический стили, разговорная речь.
4) язык художественной литературы, разговорная речь, официальноделовой, научный и публицистический стили.
22. Охарактеризуйте разговорную речь.
1) неофициальная, спонтанная, диалогическая речь.
2) официальная, неспонтанная, монологическая речь.
3) официальная, монологическая, неспонтанная речь.
4) неофициальная, монологическая, спонтанная речь.
23. Основные функциональные черты разговорной речи:
1) устная форма; диалогичность; конкретная, персональная адресность речи; наличие непосредственной, сиюминутной обратной связи;
2) ситуативность; опора партнеров по диалогу на предшествующий индивидуальный опыт; конкретная, персональная адресность речи;
3) непосредственное участие в речевом акте адресанта и адресата речи; непринужденность речевого общения; устная форма; диалогичность; конкретная, персональная адресность речи; наличие непосредственной, сиюминутной обратной связи; ситуативность; опора партнеров по диалогу на предшествующий индивидуальный опыт;
4) непосредственное участие в речевом акте адресанта и адресата речи; непринужденность речевого общения; опора партнеров по диалогу на предшествующий индивидуальный опыт.
24. Наиболее общие стилевые черты научного стиля:
1) точность, стандартизованность, объективность;
2) строевая лексика, социально-оценочная лексика, экспрессия;
3) эмоциональность, экспрессивность, метафоризация;
4) абстрагизация (отвлеченность, обобщенность), логичность, объективность, точность.
25. Определите стиль текста.
В нашей речи много слов смежного, почти одинакового значения. Например, слова «метель», «вьюга», «пурга», «буран», «заметь» обозначают примерно одно и то же природное явление, которое всезнающий Даль определил как «ветер, вихрь со снегом».
Все эти слова имеют свои смысловые оттенки. Метель – более общее понятие, она метет и поверху и понизу, а вот метель, стелющаяся по земле, называется заметью, бьющая со всех сторон, вьющаяся вверху снежная круговерть – это вьюга. Буран – преимущественно метель в степи. Пурга – это снежная буря. Итак, понятие одно, а оттенки разные. (С. Наровчатов).
1) научный;
2) официально-деловой;
3) публицистический (стиль массовой коммуникации);
4) художественный (стиль художественной литературы).
26. Назовите документ, которому соответствуют следующие композиционные элементы (стандарты оформления):
адресат, адресант, название документа, содержание просьбы, число, месяц, год, подпись.
1) служебная записка;
2) заявление;
3) протокол;
4) справка.
27. Назовите жанр официально-делового стиля, в котором используются следующие слова и устойчивые обороты:
Я… родился, отец, мать, был принят в первый класс, по результатам… был зачислен на первый курс.
1) ходатайство;
2) автобиография;
3) апелляция;
4) заявление.
28. В каком ряду перечислены слова и выражения, используемые в книжных стилях?
1) ассигновать, аффикс, бумагомарание;
2) аукаться, всепреодолевающий, канцелярия;
3) автобиография, близлежащий, нижеизложенный;
4) анонимка, соответствовать, в рассрочку.
29. Назовите жанр официально-делового стиля, в котором используются следующие слова и устойчивые обороты:
Я… проживающий по адресу… доверяю получить… проживающему по адресу, паспорт …
1) заявление;
2) справка;
3) доверенность;
4) завещание.
30. В каком ряду перечислены слова и выражения, используемые в книжных стилях?
1) аннулировать, пуститься наутек, расторжение брака;
2) белобрысый, иметь в виду, халтурить;
3) домовладелец, командировочное удостоверение, тезис;
4) как в воду кануть, обусловить, тождественный.
31. Укажите основные приемы субъективации повествования:
1) Словесные приемы (прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь), композиционные приемы (представления, монтажные и изобразительные приемы);
2) языковые средства выразительности, эмоционально-экспрессивные средства;
3) отчужденность автора, равнодушный тон повествования;
4) стилизация, пародирование, комизм.
32. О чем свидетельствует появление таких видов литературы, как научно-художественная, художественно-публицистическая?
1) о взаимодействии и взаимопроникновении функциональных стилей;
2) о замкнутости функциональных стилей;
3) о резком противопоставлении одного стиля другому;
4) о том, что наука бессильна и не способна размежевать стили.
33. Какая ошибка допущена в предложении:
Певица Мадонна снова хочет в кино?
1) ошибка, вызванная речевой избыточностью;
2) ошибка, вызванная речевой недостаточностью;
3) стилистическая ошибка;
4) морфологическая ошибка.
34. Тавтология – …
1) это повторение сходных по значению и звучанию слов:
2) это избыточность.
3) это контаминация вариантов выражения мысли.
4) это спонтанная реализация языковых возможностей.
35. Словосочетания «биография жизни», «народный фольклор» – это примеры:
1) скрытой тавтологии;
2) каламбура;
3) нарушения лексической сочетаемости;
4) контаминации.
36. Словосочетания «ведущий лидер», «внутренний интерьер» – это примеры:
1) скрытой тавтологии;
2) каламбура;
3) нарушения лексической сочетаемости;
4) контаминации.
37. Словосочетания «прогрессировать вперед», «в конечном итоге» – это примеры:
1) скрытой тавтологии;
2) каламбура;
3) нарушения лексической сочетаемости;
4) контаминации.
38. Словосочетания «сто рублей денег», «в мае месяце» – это примеры:
1) тавтологии;
2) каламбура;
3) нарушения лексической сочетаемости;
4) контаминации.
39. Словосочетания «беляши с мясом», «моя автобиография» – это примеры:
1) тавтологии;
2) каламбура;
3) нарушения лексической сочетаемости;
4) контаминации.
40. Словосочетания «интервал перерыва», «мизерные мелочи» – это примеры:
1) тавтологии;
2) каламбура;
3) нарушения лексической сочетаемости;
4) контаминации.
41. Словосочетания «масло масляное», «огород городить» – это примеры:
1) тавтологии;
2) каламбура;
3) нарушения лексической сочетаемости;
4) контаминации.
42. Словосочетания «памятные сувениры», «необычайный феномен» – это примеры:
1) скрытой тавтологии;
2) каламбура;
3) нарушения лексической сочетаемости;
4) контаминации.
43. В предложении «На этой выставке вы видите картины младшего возраста» допущена следующая ошибка:
1) алогизм;
2) речевая недостаточность;
3) подмена понятия;
4) нарушение лексической сочетаемости.
44. В предложении «Его научная деятельность была связана с болезнями растений» допущена следующая ошибка:
1) алогизм;
2) речевая недостаточность;
3) подмена понятия;
4) нарушение лексической сочетаемости.
45. В предложении «Язык героев Шолохова не похож на других героев» допущена следующая ошибка:
1) алогизм;
2) речевая недостаточность;
3) подмена понятия;
4) нарушение лексической сочетаемости.
46. В предложении «Необходимо обеспечить увеличение овец в стаде» допущена следующая ошибка:
1) алогизм;
2) речевая недостаточность;
3) подмена понятия;
4) лексическая сочетаемость.
47. В предложении «Незнакомец сел на коня и поехал пешком» допущена следующая ошибка:
1) грамматическая;
2) синтаксическая;
3) пунктуационная;
4) лексическая.
48. В предложении «В автобусе было так тесно, что кто-то предложил:
«Станьте плашмя, тогда свободнее будет!» допущена следующая ошибка:
1) грамматическая;
2) синтаксическая;
3) пунктуационная;
4) лексическая.
49. В предложении «Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов» допущена следующая ошибка:
1) грамматическая;
2) синтаксическая;
3) пунктуационная;
4) лексическая.
50. В предложении «Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни» допущена следующая ошибка:
1) грамматическая;
2) синтаксическая;
3) пунктуационная;
4) лексическая.
51. В предложении «Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привело к крайне положительным результатам» допущена следующая ошибка:
1) грамматическая;
2) синтаксическая;
3) пунктуационная;
4) лексическая.
52. В предложении «Большинство времени проходит бесплодно» допущена следующая ошибка:
1) грамматическая;
2) синтаксическая;
3) пунктуационная;
4) лексическая.
53. Укажите предложение, составленное без учета семантики.
1) Декада узбекской кухни будет проходить пять дней;
2) Прорвавшись сквозь чащу, луч осветил поляну;
3) Не выдержав, отец опять взглянул назад;
4) Под тенистыми деревьями удобно разместились туристы.
54. Укажите предложение с нарушением лексической сочетаемости.
1) Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодежных покровов.
2) Два пернатых в одной берлоге не живут.
3) Под тенистыми деревьями удобно разместились туристы.
4) Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб природе: реки мельчают и высыхают.
55. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: Автор хрестоматии не составил еще аннотации?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
56. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении:
Спортсмены установили 12 новых достижений области?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
57. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении:
Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
58. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: В деревне полными темпами идет уборка урожая?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
59. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении:
Девичья фамилия моего отца Собакин?
1) алогизм;
2) речевая недостаточность;
3) тавтология;
4) нарушение семантической сочетаемости.
60. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении:
После гибели Ленского на дуэли Ольга женилась на гусаре?
1) алогизм;
2) речевая недостаточность;
3) тавтология;
4) нарушение семантической сочетаемости.
61. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: Необходимо ускорить урегулирование кровопролития?
1) алогизм;
2) речевая недостаточность;
3) тавтология;
4) нарушение семантической сочетаемости.
62. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
63. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
64. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
65. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: Комбинат «Московский» круглый год обеспечивает население столицы молодыми овощами, зеленью?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
66. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении:
Дети произносят стихотворения, стоя врассыпную?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
67. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении:
Учитель предложил нам написать контрольную работу устно?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
68. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении:
Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
69. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении:
Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
70. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении:
Жду вас десять минут и ни цента больше?
1) алогизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
71. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги?
1) анахронизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
72. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: В Ленинграде в XVIII веке было открыто несколько типографий?
1) анахронизм;
2) лексическая сочетаемость;
3) речевая недостаточность;
4) тавтология.
73. Укажите, какая ошибка допущена в следующем предложении: Не помню имен и фамилий этих античных героев и богов, но их изваяния остались навсегда в моей памяти?
Конец ознакомительного фрагмента.