Вы здесь

Стивен Джобс. Глава 2. Пять баксов и леденец за домашку (Анна Китаева, 2016)

Глава 2

Пять баксов и леденец за домашку

Если в голове пусто, увы, самое большое чувство юмора вас не спасет.

Льюис Кэрролл


В 1962 году Стив стал учеником начальной школы Монта-Лома, которая располагалась в четырех кварталах от дома Джобсов в Маунтин-Вью.

Можно было подумать, что он будет лучшим учеником и любимчиком учителей, раз уж он такой умный. На деле все вышло совсем наоборот.

Стив не привык подчиняться, родители на него никогда не давили. А в школе только и требовалось делать то, что скажут. Но если бы ему велели делать что-то увлекательное! Ничего подобного.

Начальная школа оказалась для Стива Джобса ужасно, невыносимо скучной. Дома его ждали недочитанные интересные книжки, а в классе он должен был отсиживать весь урок без дела, пока одноклассники только учились складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Да тут состариться можно, пока они еще доберутся до сложных предложений! Стив искренне не понимал, зачем он должен при этом присутствовать. Он горько вздыхал и смотрел в окно. Столько интересных дел там, снаружи! Любое занятие куда лучше потери времени в школе. Да хоть бы просто побегать и половить бабочек, так нет – сиди и потей в душном классе.

От скуки Стив Джобс стал придумывать разные каверзы. К третьему классу Стив и его лучший друг Рик Ферентино заработали репутацию озорников и хулиганов.

Однажды они расклеили объявления «Завтра все должны принести в школу домашних питомцев». Дети послушно пришли на уроки кто с кошками, а кто с собаками. Вместо занятий получился сплошной переполох – животные гонялись друг за другом, учителя безуспешно пытались навести порядок и страшно злились.

В третьем классе Стив и Рик устроили проделку с велосипедами. Многие дети приезжали в школу на великах, оставляли их на специальной стоянке и закрывали на замки. Там было около ста велосипедов. Озорники долго готовили свою шалость. Они день за днем поодиночке выспрашивали у однокашников коды от их велосипедных замков. Кто-то из них подходил к другому ученику и предлагал назвать свой код от замка в обмен на его. Никто и не догадывался, что они проделали этот фокус со всеми владельцами велосипедов. И вот настал день, когда Рик со Стивом наконец узнали все коды до единого. Тогда они поменяли местами все замки, так что по окончании уроков никто не мог забрать свой велосипед. Ребята до десяти часов вечера разбирались, где чей замок. Ох, если бы шутников поймали, им было бы не смешно!

В другой раз Стив с приятелем выпустили в классе змею, а как-то даже устроили небольшой взрыв под стулом учительницы. Неудивительно, что их несколько раз отправляли из школы домой за плохое поведение.

Но родители никогда не наказывали Стива за школьные выходки. Наоборот, Пол Джобс защищал его и говорил учителям:

– Если вы не умеете заинтересовать ребенка, вы сами виноваты.

Он-то уж точно знал, что Стив не был по натуре бездельником и шалопаем. Стив увлекался математикой и электроникой, много читал, а уж увлечь его решением какой-нибудь технической задачи отцу удавалось с малолетства. Почему же отец мог заинтересовать сына учебой, а школьные учителя – нет?

Стив Джобс – не первый из великих людей, которым пришлось столкнуться с проблемами в школе. Знаменитый физик Альберт Эйнштейн, известный политик Уинстон Черчилль, драматург Бернард Шоу – все они имели неприятности в школе, а впоследствии стали лауреатами Нобелевской премии, которую присуждают за величайшие достижения.

Правда, это вовсе не значит, что всякий, кто плохо учится и озорничает, добьется успеха в жизни. А как было бы просто! Не учись, и станешь великим человеком. Но нет, большинство тех, кто добился жизненного успеха, и в школе учились хорошо.

Учителям некогда было искать к Стиву особый подход.

– Хочешь – учись, не хочешь – не надо.

Если бы они знали, что рискуют оставить человечество без «айфона», они, возможно, рассуждали бы иначе. Но это для Джобсов Стив был единственным любимым сыном, а в школе на него смотрели как на обычного ученика, одного из многих. И неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая учеба, а затем и жизнь, если бы не учительница, которая в него поверила.

Добрый гений Стива Джобса

Когда Стив и его приятель Рик Ферентино должны были перейти в четвертый класс, директор школы сказал:

– Этих двоих надо развести по разным классам! А то неизвестно, что они вместе еще натворят.

Миссис Имоджин Хилл вела занятия в четвертом классе для одаренных детей.

– Ладно, я заберу к себе Стива Джобса, – вызвалась она.

Ученики побаивались миссис Хилл, она была решительной особой и умела держать класс в руках. Учительница наблюдала за Стивом почти месяц, а потом решила его… Подкупить. Вот это номер! Стив очень удивился.

– Держи, это задачник по математике, – сказала миссис Хилл. – Если ты решишь из него все задачи, и хотя бы восемьдесят процентов будут решены верно, я дам тебе пять долларов и леденец.

Она достала конфету из ящика стола и показала мальчишке. Леденец был очень большой, просто огромный. Стив подумал, что училка с приветом, но задачник взял.

Разве можно требовать от школьника такие вещи? Никто не решает все задачи из задачника подряд и сразу. Ах, никто?! Значит, он, Стивен Пол Джобс, может доказать, что он не такой, как все. Наконец-то Стиву в школе бросили вызов. Через два дня он решил все задачи, отдал тетрадь учительнице и получил свою награду.

Вряд ли подход миссис Хилл сработал бы с другим учеником, но на то она и была талантливой учительницей – она умела найти к каждому ученику свой ключик. Стив почувствовал к ней уважение. А еще он понял, что миссис

Хилл разглядела в нем что-то особенное. Ради нее Стиву захотелось учиться как можно лучше. Школа перестала быть скучным местом.

Чтобы поощрить мальчика за хорошую учебу, миссис Хилл подарила ему набор «сделай сам», с помощью которого можно было отшлифовать линзы и самостоятельно сделать фотоаппарат. Стив был в полном восторге. За один этот школьный год в классе миссис Хилл он наверстал все, что пропустил раньше, и вырвался вперед.

– Она была моим добрым гением, – говорил Стивен Джобс, уже будучи взрослым. – Если бы не миссис Хилл, я бы продолжал хулиганить и мог бы, в конце концов, попасть в тюрьму.

Что же необычного разглядела в нем учительница? Прежде всего, конечно, ум и способности. А еще Стив всегда умел уговорить людей, чтобы они поступали так, как ему нужно. Имоджен Хилл сохранила в своем альбоме фотографию четвероклассников, в самом центре которой красуется Стив Джобс в гавайской рубашке. Все остальные дети тоже одеты в гавайские рубашки – это был День Гавайев. Но Стив в этот день пришел в школу в обычной одежде. Он убедил кого-то из соучеников отдать ему рубашку и сфотографировался в первом ряду.

Четвертый класс Стив закончил с блестящими оценками. Тогда ему устроили экзамен, чтобы выяснить уровень знаний мальчика. И результаты тестов показали, что он обладает знаниями десятиклассника. Теперь не только родители и миссис Хилл, которая верила в него, но все учителя и директор школы увидели, что Стив – особенный и одаренный ребенок.

Иногда особо талантливым ученикам предлагают перескочить через один класс и пойти в следующий. Директор школы, оценив результаты Стива, решил, что мальчику будет неинтересно учиться не только в пятом классе, но и в шестом. Он предложил Стиву перепрыгнуть не один, а целых два класса – из четвертого сразу в седьмой. Но родители не согласились отдать Стива в седьмой класс, только в шестой.

Увы, это оказалось плохим решением. Стив оказался среди незнакомых ребят, которые были на год старше его, а значит – крупнее и сильнее. К тому же шестой класс – это уже не начальная школа, а средняя. То есть, Стиву пришлось оставить начальную школу Монта-Лома и перейти в среднюю школу Криттенден. Расстояние между школами составляло всего восемь кварталов, но порядки в новой школе были совсем, совсем другие.

В школе Криттенден драки между учениками были в порядке вещей. Там верховодили настоящие хулиганы, а не такие озорники, каким был Стив в младших классах. Мальчишки приносили в школу ножи, чтобы похвастаться, кто круче. Старшие вымогали мелочь у тех, кто младше и слабее. Дрались обычно в туалетах. Примерно в то время, когда Стив учился в Криттендене, несколько учеников этой школы попали в тюрьму как малолетние преступники. Был случай, когда ученики сожгли автобус другой средней школы, команда которой победила Криттенден на соревнованиях.

Оказаться в такой школе новичком на год младше одноклассников – это была не учеба, а испытание характера. Хулиганы изводили «ботаника» как только могли. Стив Джобс продержался весь шестой класс, но идти в седьмой попросту отказался.

– Я не буду ходить в Криттенден, – заявил он родителям. – Либо переведите меня куда-нибудь еще, либо я брошу школу.




Пол и Клара очень любили сына. У Джобсов никогда не было лишних денег, а порой им и вовсе приходилось считать каждый цент. Они не могли позволить себе отдать Стива в другую школу, кроме как в ближайшую к дому. Но если так, значит, единственный выход – это поменять дом!

– Переезжаем! – сказал Пол Джобс.

И в 1967 году Джобсы переехали. Они продали дом в Маунтин-Вью, с большим трудом собрали нужную двадцать одну тысячу долларов и купили приглянувшийся им дом в южном Лос-Альтосе. Этот район, всего на несколько километров южнее прежнего жилья, был гораздо лучше предыдущего. Здешний школьный округ Купертино-Сан-нивейл считался одним из самых спокойных в окрестностях. Стив Джобс пошел учиться в неполную среднюю школу в Купертино. Переезд сыграл очень важную роль в жизни Стива.

Вдохновляющая легенда Паккарда и Хьюлетта

Новый дом Джобсов располагался на улице Крист-драйв под номером 2066. Не так давно на этом месте рос абрикосовый сад, и кое-где по соседству еще оставались группы фруктовых деревьев. Дом типовой постройки представлял собой трехкомнатный одноэтажный коттедж. Под одной крышей с ним находился просторный гараж на две машины, ролетные ворота которого выходили на улицу. Отличное место, где Пол Джобс мог возиться со своими машинами, а Стив – заниматься электроникой. О, этому скромному гаражу была уготована славная судьба! Теперь весь мир знает его как место рождения первого компьютера «Эппл».

Но, правду сказать, среди знаменитых гаражей Кремниевой долины есть и более заслуженный экземпляр – родоначальник, с которого и началось особое отношение к тамошним гаражам. Вот история, которая для Стива Джобса и его ровесников уже была легендой, и стала еще легендарнее в наши дни.

В 1934 году два студента, Дэйв Паккард и Билл Хью-летт, закончили Стэнфордский университет по специальности «радиоэлектроника». Через пять лет они приехали в город Пало-Альто с целью начать совместную работу. Дэвид с женой сняли квартиру на первом этаже двухэтажного дома, а Билл поселился в пристройке во дворе. Главным, ради чего они выбрали именно это жилье, был гараж размером двадцать квадратных метров. Гараж послужил им мастерской для создания генератора звуковых частот. Это был первый продукт зарегистрированной в 1939 году компании «Хьюлетт-Паккард». Уже в следующем 1940 году он принес основателям очень серьезные по тем временам деньги – тридцать четыре тысячи долларов.

История Дэйва Паккарда и Билла Хьюлетта стала образцом для подражания. Два молодых человека, два недавних студента, упорно трудились в гараже. У них не было денег, зато было стремление изменить мир. Они верили в себя и добились успеха. Легенда!

В 1987 году гараж занесли в список исторических памятников Калифорнии, и сейчас на улице перед домом красуется вывеска: «Здесь, в этом гараже, начиналась Кремниевая долина».

Сегодня талантливые люди со всего мира приезжают в Кремниевую долину, чтобы попытать свою удачу, работая в области высоких технологий. Компания «Хьюлетт-Паккард» благополучно существует и поныне. А в 1950-е годы компания занималась производством различных приборов и быстро росла. Когда Стив Джобс учился в школе, штат «Хьюлетт-Паккард» насчитывал уже девять тысяч человек. Компания стала ведущей в своей области, и работать в ней стремился каждый инженер.

В городке Лос-Альтос, а также ближайших к нему Купертино и Саннивейле, жило множество инженеров-элек-тротехников с семьями. Не только отец Стива Джобса постоянно что-то мастерил в своем гараже. Соседи-инженеры, работавшие в «Хьюлетт-Паккард» и других компаниях, которые занимались электроникой, конструировали у себя дома самые разные приборы – от аккумуляторов до радаров. Стив часто крутился рядом и забрасывал взрослых вопросами, как что работает. Благожелательные соседи разрешали ему забрать себе ненужные детали или устаревшее оборудование, которые представляли ценность для мальчишки. Долина Санта-Клара, будущая Кремниевая долина, была тем самым местом, где интерес Стива Джобса к электронике подпитывался буквально на каждом шагу.

Вопросы

• Нравилось ли Стиву учиться в начальной школе? Почему?

• Наказывали ли родители Джобса за его школьные выходки? Какое мнение было у Пола Джобса на этот счет?

• Кого Стив Джобс называл своим добрым гением?

За что?

• Что предприняли родители, когда Стив заявил, что не будет учиться в средней школе Криттенден?

• Какая легенда из области электроники вдохновляла Джобса?