Вы здесь

Стивен Джобс. Глава 1. Настоящие и не настоящие родители (Анна Китаева, 2016)

Глава 1

Настоящие и не настоящие родители

У Вас не так много времени.

Не тратьте его на то, чтобы прожить чужую жизнь. Не дайте мнению других людей сбить Вас с пути. Имейте смелость прислушаться к своему сердцу, к своей интуиции. В глубине души Вы точно знаете, кем хотите стать. Все остальное второстепенно.

Стив Джобс


Мальчик, который появился на свет 24 февраля 1955 года в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, при рождении не получил ни фамилии Джобс, ни имени Стивен – вообще ничего. Еще до рождения ребенка его мать знала, что ей придется отдать младенца на усыновление. Но подробности своего происхождения Стивен Джобс выяснил лишь через долгие тридцать лет. Согласно законам Соединенных Штатов Америки, имена его настоящих родителей хранились в тайне. И они тоже знать не знали, где живет их сын, как его зовут и что с ним происходит.

Так что же, Стив чувствовал себя сиротой? Вовсе нет. У него были заботливые папа и мама, Пол и Клара Джобс. А еще сестренка Пэтти, на два года младше его, тоже приемная дочь. Пол и Клара не могли иметь своих детей, но очень хотели, чтобы у них были сын и дочка.

Родители не скрывали от детей, что усыновили их. Однажды, когда Стиву было лет шесть или семь, соседская

девочка спросила, почему настоящие родители его отдали. Значит, он им не был нужен? Они его не любили? Стив расплакался и побежал домой, задать тот же вопрос папе с мамой. Почему? Может, он такой плохой, что никому не нужен?

Клара обняла заплаканного мальчика, а Пол серьезно сказал:

– Ты нужен нам, Стив. Мы выбрали именно тебя, не кого-нибудь другого.

Родители повторяли эти слова на разные лады, так что Стив понял и поверил им. Но все-таки мальчик не мог не думать о тех людях, которые отказались стать его отцом и матерью. Он рос, зная, что сначала одни родители его бросили, а затем другие родители выбрали и полюбили. Это отличало его от других детей. Стив чувствовал себя особенным, не таким, как все. И он действительно был особенным ребенком, которому предстояло превратиться в необычного взрослого и изменить мир.

Родную мать Стива звали Джоан Шибле. Она происходила из семьи немецких эмигрантов, верующих католиков. Во время учебы в университете она познакомилась с ассистентом преподавателя по имени Абдулфатта Джандали, который приехал в США из Сирии. Молодые люди полюбили друг друга и хотели пожениться. Летом 1954 года Джоан отправилась с Абдулфаттой в Сирию, познакомилась с его семьей.

Но тяжелобольной отец Джоан запретил ей выходить замуж за мусульманина, угрожая лишить ее наследства, и она не посмела ослушаться. Им с Абдулфаттой было по 23 года. Джоан ожидала ребенка, однако ее отец распорядился, чтобы малыша отдали приемным родителям.

И Джоан Шибле, и Абдулфатта Джандали имели высшее образование. Для Джоан было очень важно, чтобы их ребе-

нок тоже стал образованным человеком. Врач, который занимался усыновлением младенцев, договорился с семейной парой, адвокатом и его женой, которые хотели взять ребенка. Однако в 1955 году еще не умели определять пол младенца до его рождения. И когда Джоан Шибле произвела дитя на свет, адвокат с женой отказались от усыновления – ведь они хотели девочку, а ребенок оказался мальчиком.

Мальчика забрали к себе Пол и Клара Джобс. Но когда Джоан Шибле узнала, что они не имеют высшего образования, она отказалась подписывать бумаги на усыновление. Дело тянулось почти полгода, и в конце концов Джобсы дали письменное обещание, что накопят достаточно денег, чтобы мальчик по окончании школы поступил в колледж.

В августе 1955 года отец Джоан умер, и они с Абдулфат-той Джандали поженились. Но к этому моменту их ребенок уже был официально усыновлен. Джоан и Абдулфатта не знали имен приемных родителей и были уверены, что никогда не увидят сына. Через два года у них родилась дочь Мона, а в 1962 году супруги расстались.

Хотя Стивен Джобс прекрасно знал, что он приемный сын, он всегда считал своими настоящими родителями Пола и Клару.

– Они мои родители на все 100 процентов, – говорил Джобс, уже будучи взрослым.

Пусть Клара Джобс и не была ему родной матерью, внешне Стив походил на нее. У него были такие же карие глаза, темные волосы, скуластое лицо и смуглый оттенок кожи. Стив рос вертким и непоседливым мальчишкой. Еще в раннем детстве он ни минуты не мог усидеть спокойно и постоянно встревал в неприятности. Однажды Стив засунул заколку для волос в электрическую розетку и получил серьезный ожог. Мальчик сделал это не из пустого озорства, ему было интересно, как устроено все, что его окружает.

Жизнь в Кремниевой долине

Джобсы жили в городе Сан-Франциско, а когда Стиву было пять лет, они перебрались в долину Санта-Клара к югу от Сан-Франциско. Эту местность позднее, в 1970-х годах, прозвали Кремниевой долиной. Кремний – материал, который используется в электронике для производства компьютерных микросхем.




Своим прозвищем Кремниевая долина обязана большому количеству предприятий, где разрабатывали и производили электронные устройства и детали к ним. Многие соседи Джобсов были инженерами, в школе Стив учился вместе с детьми инженеров. Естественно, они интересовались электроникой и передовыми технологиями.

Вырасти, выучиться, пойти работать инженером и придумать что-то свое, новое, небывалое, – об этом мечтали многие ровесники Стива. Мечтали многие, но мало кому удалось исполнить свою мечту. У Стива Джобса это получилось.

Долина Санта-Клара отличается мягким климатом, здесь не бывает холодно, но и слишком жарко тоже не бывает. Даже зимой температура на несколько градусов выше нуля, а летом она поднимается до 28 градусов тепла. А еще в этих краях 260 солнечных дней в году.

Прежде чем превратиться в технологический центр, долина Санта-Клара славилась своими фруктовыми садами. Во времена детства Стива в окрестностях Маунтин-Вью, где находился дом Джобсов, росло множество абрикосовых, сливовых и вишневых деревьев. Весной они все расцветали, превращаясь в белые пушистые облака, и множество пчел гудело в кронах фруктовых деревьев, перелетая от цветка к цветку. А в конце июля спелые абрикосы падали на землю – шмяк! Взрослым не было до них дела, а мальчишки обожали швыряться друг в друга фруктами.

Центром Кремниевой долины считается город Сан-Хосе, а к нему примыкает множество небольших пригородов – Маунтин-Вью, Пало-Альто, Купертино, Саннивейл, Санта-Клара. Сейчас границы между ними стерлись, и все они практически слились в один большой город. Однако многие улицы и дома остались такими же, какими они были, когда Стив еще не ходил в школу. Это тихие тенистые улицы, застроенные одноэтажными домиками – коттеджами. Правда, сейчас для того, чтобы купить самый скромный домик в Кремниевой долине, нужно иметь миллион долларов. Компьютерный бум превратил бывшую фруктовую долину Санта-Клара в одно из самых популярных мест на планете. Но в 1950-х годах этого никто не мог предсказать.

Пол и Клара Джобс были простыми и небогатыми людьми. Их недавно построенный дом, такой же как другие одноэтажные коттеджи по соседству, выглядел прекрасно – чистенький, светлый, уютный, с большими окнами. Простая обстановка дома не отличалась ничем особенным, главное место в гостиной занимал телевизор. Раздвижные стеклянные двери внутри, бетонные полы с подогревом – в доме все было продумано до мелочей. Строительная компания Джозефа Эйхлера построила в Калифорнии более одиннадцати тысяч домов, которые были одновременно красивыми, удобными и недорогими. Стиву очень нравился родительский дом в Маунтин-Вью.

Но самое интересное происходило не в доме, а в пристроенном к нему гараже.

Отцовские уроки в гараже

Пол Джобс был высоким худым мужчиной с военной выправкой, короткой стрижкой и татуировками на руках, оставшимися у него после службы в береговой охране США. Вспыльчивый, но сильный и добрый человек, он ни разу не отвесил сыну подзатыльника, несмотря на все его шалости. Пол Джобс работал автомехаником, а больше всего ему нравилось возиться со старыми автомобилями. Он покупал подержанные машины по дешевке и тратил все свое свободное время, чтобы привести их в порядок, после чего продавал уже подороже. Заработанные деньги он откладывал, чтобы потом, когда Стив вырастет, заплатить за его обучение в колледже.

Приходя домой с работы, Пол переодевался и шел вместе с сыном в большой гараж, который он превратил в мастерскую. Стиву было всего пять-шесть лет, когда отец отгородил часть своего верстака и сказал: «Теперь это твой верстак, Стив. Будем работать вместе». Пол Джобс научил сына обращаться с молотком и пилой, он давал ему пользоваться другими инструментами, которые малыш мог удержать в руках. Они много времени проводили вместе в гараже. Стив увидел, как разбирать механизмы и как собирать их заново. Благодаря отцу он очень рано понял, что человек может делать вещи своими руками.

На стенах гаража были развешаны фотографии любимых автомобилей Пола, а его инструменты находились в идеальном порядке. Он смастерил большой щит, куда следовало возвращать все инструменты после работы. Каждый ключ или пассатижи были пронумерованы, и точно такие же номера отмечали их места на щите.

Хотя Пол Джобс не получил высшего образования, у него был инженерный склад ума. Стив восхищался тем, что отец может собственными руками сделать любую вещь. Пол считал, что вещи должны быть сделано добротно. Однажды Стив помогал отцу сделать шкаф. Для задней стенки шкафа Пол выбрал хорошие доски и выгладил их рубанком.

– Неважно, что заднюю стенку никто не увидит, – сказал он сыну. – Мы с тобой оба знаем, что этот шкаф сделан на совесть.

Стив хорошо запомнил отцовские уроки. Он очень любил проводить время в гараже вместе с Полом, но большого интереса к механике не проявлял. Мальчика гораздо сильнее занимала электроника. Отец познакомил его с основами электроники, когда Стив смотрел, как тот чинит автомобили и другую технику.

По выходным Пол брал сына с собой на барахолку, где продавались подержанные запчасти для машин. Он разбирался в автомобильных деталях лучше продавцов и умел торговаться, поэтому ему всегда удавалось купить необходимые запчасти подешевле. Стиву эти вылазки нравились даже больше, чем разговоры с отцом в гараже.

Еще до того, как Стив пошел в школу, Пол и Клара поняли, что он талантливый и умный ребенок. Клара научила сына читать, когда ему было всего три года. Стивен Джобс действительно был особенным. И любящие родители постарались сделать все, чтобы он полностью раскрыл свои способности.

Вопросы

• Какое условие при усыновлении поставила родная мама Джобса приемным родителям?

• Чувствовал ли Стив себя сиротой?

Как к нему относились приемные родители?

Какой главный урок Стив вынес из общения с отцом во время работы над шкафом?