Работа с древесиной
Прежде чем приступить непосредственно к изготовлению стеллажей и полок, важно ознакомиться с вопросами, связанными с выбором материалов, необходимых инструментов, а также изучить способы обработки различных поверхностей. Разумеется, формат данного пособия не позволяет учесть все нюансы этого процесса и возможные условия работы. Но важно всегда помнить о технике безопасности при использовании различных инструментов, особенно электрических, и руководствоваться здравым смыслом.
В первую очередь необходимо правильно организовать рабочее место. Это сделает процесс изготовления предметов мебели не только удобным, но и безопасным. Если у вас есть мастерская, оборудованная всем необходимым, то лучшего нельзя и желать. В случае ее отсутствия не стоит расстраиваться, поскольку стеллажи и полки не столь громоздки, поэтому вполне можно обойтись переносным верстаком или воспользоваться листом фанеры, уложенным на козлы.
Независимо от того, в каком помещении вы работаете, будь то гараж, мастерская или открытый навес, отведите под инструменты (ручные и электрические) отдельное место, которое должно быть обязательно ровным и сухим. Закончив использовать какой-либо из них, сразу же кладите его туда, при этом следите, чтобы шнуры не свисали, не перегибались и все время оставались чистыми. Это же инструкции актуальны и по завершении работы.
В качестве основного материала для изготовления полок и стеллажей, конечно же, является древесина. Работа с ней неизбежно связана с появлением отходов – стружки, обрезков и пр. Подготовьте для них специальный ящик или любую другую емкость и периодически освобождайте их.
Применяя при изготовлении мебели электрический инструмент, защищайте глаза и уши очками и наушниками, а во время распиливания материалов и отделки надевайте респиратор и обеспечьте достаточную вентиляцию помещения. Для изготовления представленных далее моделей вовсе не обязательно использовать указанные материалы и крепеж. Вы можете применять любые доступные вам, главное – убедиться в том, что они надежные, прочные и способны выдержать тяжесть тех предметов, которые будут на них ставиться.
Из древесных материалов чаще всего используется сосна, поскольку она мягкая, легко поддается обработке. Из листовых – фанера разной толщины и ДСП. Первая производится из нескольких слоев лущеного шпона (трех, пяти и более), волокна которых направлены в противоположные стороны, что обеспечивает прочность этого материала, сырьем для которого служат береза, ольха, дуб и др.
ДСП – древесно-стружечные плиты, которые производятся методом прессования измельченных отходов деревообрабатывающей промышленности. Конструктивно они подразделяются на одно-, трех– и многослойные. Кроме того, бывают шлифованными и нешлифованными. ДСП хорошо поддаются обработке, склеиванию, окрашиванию и при этом оформляются различными материалами.
Нередко предметы мебели отделываются декоративными раскладками, которые, помимо этой функции, используются с целью маскировки стыков между основанием и боковыми стенками, щелей и зазоров.
При обработке деталей вам придется выполнять различные операции, в частности распиливание. Для этого применяются электролобзик и дисковая пила. Поскольку при движении они перерезают волокна древесины, то на поверхности могут образовываться задиры, которые придадут изделию неряшливый вид. Чтобы избежать этого, осуществляйте распиливание, положив заготовку лицевой стороной вниз.
Распил получится ровным, если деталь не будет смещаться. Для фиксации материала пользуйтесь струбцинами. Выполнить внутренний вырез и раскроить деталь со сложной конфигурации поможет электролобзик.
В столярном деле нередко применяются шаблоны. Их можно выполнить сначала на бумаге или непосредственно на заготовку нанести сетку и разметить сложный контур. Очень удобно пользоваться обычным циркулем. После распиливания кромки, как правило, обрабатываются вручную или с помощью шлифовальной машины. Последняя сделает работу не только быстро, но и качественно. Чтобы однотипные заготовки не отличались друг от друга, при распиливании, сверлении или шлифовании формируйте из деталей пакеты и работайте с ними одновременно.
При изготовлении мебели очень важно добиться строгой прямоугольности. При отсутствии этого параметра конструкция никогда не будет стоять прямо. Поэтому, прежде чем окончательно соединить детали, проверяйте углы. Достаточно промерить диагонали, например, каркаса, чтобы понять, нет ли погрешности. На наличие прямых углов укажет одинаковая длина диагоналей. Еще одним способом установить прямоугольность является контроль с помощью угольника.
Нередко детали мебели соединяются шурупами или гвоздями. Задача значительно упростится и при этом древесина не расколется, если предварительно просверлить направляющее отверстие стандартным прямым сверлом. При использовании особенно перового сверла необходимо под заготовку положить кусок бросовой древесины: сверло войдет в нее, и в результате вы избежите риска раскалывания детали. Часто в элементах необходимо выполнить несколько абсолютно ровных отверстий. В таких случаях очень удобно воспользоваться переносной станиной, которая может быть отрегулирована по глубине и углу.
Конструктивные элементы соединяются не только шурупами, саморезами или гвоздями. В столярном деле многие детали склеиваются. Чтобы добиться прочного соединения, поверхности перед склеиванием необходимо тщательно очистить, избегая наличия на них пыли, но не шлифовать их. Лучше всего склеивать детали сразу после того, как они выпилены. Но и в этом случае сначала необходимо соединить их всухую и убедиться, что они подходят друг к другу по размеру и форме, потом нанести клей на обе детали, равномерно распределить его по поверхности (при этом его должно быть достаточно, лучше, если даже чуть больше, чем требуется). Совместите склеиваемые заготовки и зажмите их струбцинами. Однако не следует чрезмерно стягивать, поскольку так можно выдавить слишком много клея и даже повредить детали. Весь выступивший клей сразу же удалите.
Чтобы изделие выглядело красивым и аккуратным, его следует отделать. Чаще всего для этого нужно утопить шляпки гвоздей, что выполняется с помощью добойника, наконечник которого должен быть меньше шляпки гвоздя.
Если в качестве крепежа использовались шурупы, то их надо закручивать глубже и затем заделывать раззенкованные отверстия, например, шпатлевкой. Для этого подберите материал подходящего цвета и действуйте очень аккуратно, чтобы он не попал на поверхность изделия за пределы отверстия.
Можно также воспользоваться деревянной пробкой. Для этого смажьте ее клеем, вставьте в отверстие и ударьте по ней несколько раз молотком, чтобы на поверхности осталась небольшая ее часть. После этого отшлифуйте это место. Окончательная отделка предполагает шлифование поверхностей.
При шлифовании тонкослойных поверхностей есть риск снятия излишнего слоя. Для предотвращения этого нанесите на поверхность легкие штрихи простым карандашом и обрабатывайте ее, пока они не исчезнут.
При отсутствии соответствующего инструмента (плоскошлифовальной машины или хотя бы дрели с барабанной насадкой для шлифования) эти манипуляции придется выполнить вручную с помощью наждачной бумаги. При этом сначала используйте с зерном среднего размера (№ 100–120), потом переходите на более мелкое (№ 150–220). Последнее особенно желательно для твердых сортов древесины.
В случае механизированного процесса шлифовки конечный результат будет достигнут гораздо быстрее. При этом применять электрический инструмент следует на начальных этапах обработки, а завершать все-таки вручную, поскольку данный способ не позволит снять слишком толстый слой. Шлифуйте изделия по направлению волокон материала. На плоских поверхностях работу значительно облегчает шлифовальная машина, а по краям или при сложных контурах лучше использовать прямоугольный брусок, завернутый в наждачную бумагу.
Чтобы понять, завершен ли процесс шлифования, осмотрите поверхность при ярком боковом освещении: ни одна царапина, выемка или какой-либо другой дефект не останутся незамеченными. При их обнаружении потребуется дополнительная обработка.
Для продления срока эксплуатации наждачной бумаги периодически очищайте ее железной щеткой или специальным резиновым чистящим инструментом, предназначенным для удаления опилок или частиц абразивных веществ. В этом случае вы также избежите риска повреждения поверхности изделия.
При шлифовании возможен разрыв волокон древесины. Чтобы не допустить этого, в процессе обработки приподнимите образующийся ворс влажной тряпкой, дайте ему просохнуть и удалите тонкой абразивной колодкой.
Окончательный вид изделию придает отделка, которая не только украшает его, но и защищает древесину. Она предполагает нанесение нескольких слоев, каждый из которых выполняет определенную функцию. Новую древесину обязательно грунтуйте, это обеспечит поверхности равномерное впитывание отделочного материала и придаст насыщенный ровный цвет. Иногда вместо грунтовки используется порозаполнитель, благодаря которому морилка впитывается незначительно, ложась тонким слоем и образуя светлый оттенок. Чтобы оценить внешний вид готового изделия, покрытого этим составом, отшлифуйте какой-нибудь ненужный брусок, обработайте его им и покройте морилкой.
Порозаполнитель наносится на поверхность изделия с помощью небольшого куска ткани, при этом необходимо совершать плавные равномерные движения, втирая состав в волокна древесины. Потом следует оставить его примерно на 5 минут, после чего пластмассовым скребком снять излишек порозаполнителя, держа инструмент под углом 45°. После этого отложите изделие на 12 часов, а затем отшлифуйте его наждачной бумагой с зерном № 320, а перед нанесением отделочного материала протрите поверхность тряпкой, смоченной уайт-спиритом.
Следующий слой – цветной. Обычно применяется морилка или различные масляные пропитки. При правильном выполнении этой процедуры цветом можно как замаскировать текстуру древесины, так и подчеркнуть ее. Последнее особенно рекомендуется для качественного материала с красивой текстурой. Когда требуется скрыть дефекты поверхности или придать ей особый внешний вид, применяется окрашивание, позволяющее защитить древесину от механических повреждений (царапин и пр.). Для этой цели используется, например, восковая паста, которая наносится в один или два слоя и затем тщательно полируется.
Если вы предполагаете иной способ отделки, то необходимо иметь представление об особенностях использующейся древесины. Если она мягкая, как, например сосна, то требует нанесения грунтовки, а для твердых сортов, в частности дуба или красного дерева, предпочтительно применение порозаполнителей.
При выборе отделки следует отталкиваться от цвета. Найдите тот, который вам нравится, и затем подберите соответствующий красящий состав. Важно учитывать предназначение этого изделия: если оно для детской комнаты или же кухни, то отдайте предпочтение средствам на водной основе как абсолютно безопасным.
Количество окрашивающих средств впечатляет. Это гелевые морилки либо сделанные на масляной или водной основе, существуют также составы, которые совмещают функции морилки и герметика (табл. 1).
Таблица 1
Таблица 1 (продолжение)
При выборе окрашивающего состава действуйте в такой последовательности:
1. Определитесь с желаемым цветом готового изделия.
2. Ознакомьтесь с характеристиками основного агента на соответствие его предназначению изделия.
3. Убедитесь, что не возникнет проблем с совместимостью нового слоя с грунтовочными лаками и порозаполнителями, которые применялись на предыдущих этапах отделки изделия.
Независимо от того, какому составу вы отдадите предпочтение, внимательно ознакомьтесь с инструкцией его применения, поскольку даже средства одного вида отличаются временем высыхания и способом его нанесения. Непременно протестируйте отделочный материал перед работой с ним. Если это будет морилка, то наложите несколько слоев, чтобы понять, насколько сильно вы хотите изменить цвет древесины (с каждым слоем он будет становиться насыщеннее и темнее). При этом обязательно запишите количество слоев, чтобы не ошибиться при отделке изделия.
Каждый состав отличается особенностями применения.
1. В случае с жидкой морилкой на любой основе сначала необходимо особенно тщательно загрунтовать концевые участки, поскольку они впитывают состав сильнее, чем лицевая поверхность. Важно протестировать на них цвет и только потом покрывать средством все изделие.
Если после нанесения состава отшлифовать поверхность, то ее цвет станет светлее, а при нанесении дополнительных слоев, напротив, темнее. Перед использованием такой морилки ее следует тщательно перемешать (в процессе работы делать это периодически), затем кистью или тряпкой нанести на поверхность толстым слоем. Через 15 минут удалить избыток средства безворсовой тканью, двигаясь сначала поперек волокон, а потом – вдоль них. Если цвет поверхности показался слишком темным, протрите ее уайт-спиритом или смойте водой. После высыхания морилки отполируйте изделие шлифовальной подушечкой.
В дальнейшем перемежайте процессы нанесения, высыхания и полирования.
2. При использовании гелевой морилки легко добиться глубокого, насыщенного цвета. Как и в предыдущем случае, открыв банку с составом, перемешайте его и нанесите на поверхность тряпкой, совершая круговые движения. При этом, заметив высыхающие участки, захватывайте их повторно. Чтобы морилка глубоко проникла в материал, ее нужно втирать в его поверхность кистью (для труднодоступных мест используйте с жесткой щетиной) или тряпкой.
Когда состав впитается, удалите его избыток круговыми движениями, после чего отполируйте изделие. Желая добиться необходимого оттенка, накладывайте дополнительные слои до получения результата. Рекомендуется не менее трех, поскольку этого достаточно для защиты поверхности от механических повреждений и маскировки мелких дефектов.
Перед нанесением защитного средства отполируйте изделие шлифовальной подушечкой.
3. Перед применением масляной пропитки ее необходимо перемешать в банке. Затем толстым слоем нанести состав на поверхность изделия с помощью тряпки. В течение 15–30 минут наносите его дополнительно на те участки, которые начали подсыхать первыми. Когда масло равномерно покроет всю поверхность, оставьте изделие на 30–60 минут, по истечении которых протрите изделие мягкой тканью, перемещая ее по направлению волокон древесины. Затем нанесите еще один слой и оставьте изделие сохнуть на 12 часов.
Конец ознакомительного фрагмента.