Выражаю огромную благодарность консультанту Тамаре Павловне Соловьевой – акушеру-гинекологу с более чем 40-летним стажем, замечательной и мудрой женщине, с помощью которой в мир пришли тысячи людей.
Теория
Есть разные – как мне кажется, не совсем лестные – термины для обозначения этого состояния. Беременность называют «поздней». Значит, уже опоздала. Или того хуже: женщину именуют «старородящей». А ведь мир помолодел, и полные сил красавицы, перешагнувшие рубеж 45—50 лет, которых мы часто видим не только на экране, но и рядом (в метро, на улице), ничуть не уступают хорошеньким молоденьким девушкам! Женщины моего поколения до сих пор при делах, до сих пор сексуальны, выходят замуж и заводят молодых любовников. «Таких, как мы, в истории еще не было», – говорит Шарлота Рэмплинг – партнерша не менее очаровательной голливудской «ветеранки» Шарон Стоун по «Основному инстинкту 2». А известную фразу нашей нестареющей Веры Алентовой: «В сорок лет жизнь только начинается», – повторяют теперь миллионы. И не просто повторяют, но и следуют ей.
А жизнь одними внешними проявлениями не ограничивается. Дамы «бальзаковского» возраста красивы, сильны и активны. Они много работают, занимаются спортом, ездят по миру, строят семьи. А главное – рожают детей. Вот почему в контексте данной книги более подходит другой термин: «возраст поздней зрелости». Для женщин он охватывает период от 36 до 55 лет. (Для мужчин амплитуда пошире: 36—60 лет.) Ему предшествует «возраст ранней зрелости» – 21—35 лет (самый, кстати, благоприятный для зачатия и беременности).
Но сегодня мы обратимся к тем, кто готовится стать матерью после 35 лет. Есть в этом и свои преимущества, и серьезные проблемы – причем не только в физиологическом смысле, но и с точки зрения психологии.