Вы здесь

Статья 13.26 КоАП РФ. Часть 6. Производство по делу об административном правонарушении. 26. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ (О. М. Данилин)

26. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

§26.1. Возбуждение дела об административном правонарушении

§26.1.1. Возбуждение дела об административном правонарушении.


В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях (§26.2), только при наличии хотя бы одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

3) составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении.

В основном, по итогам проведения проверки по нарушениям условий оказания услуг почтовой связи должностным лицом ФССП России дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, возбуждается путем составления протокола об административном правонарушении. Однако в некоторых случаях, должностным лицом ФССП России для составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице) дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении одной из вышеуказанных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

§26.1.2. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.


В соответствии с ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

9) иные предусмотренные КоАП РФ обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Далее рассмотрим некоторые из этих обстоятельств, которые могут иметь место при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ.

§26.1.3. Давность привлечения к административной ответственности.


Административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.26 КоАП РФ, включено в главу 13 КоАП РФ, которой установлен перечень посягательств на институты в области связи и информации. Административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.26 КоАП РФ, не является длящимся административным правонарушением (см. §3.2.6).

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении данной категории не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с ч. 4 ст. 4.5 КоАП РФ, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения срок давность привлечения к административной ответственности, также начинает исчисляться со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, по истечении 2 месяцев после совершения административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато (протокол об административном правонарушении не может быть составлен), а начатое производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено86.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ, течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Т.е. срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности87.

Т.е., при совершении правонарушения, выраженного в форме:

– конкретного действия (например, вручения ПО лицу, вручение которому не предусмотрено, оставление РПО по адресу в почтовом ящике без вручения адресату и др.) – первым днем срока давности привлечения к ответственности является день, следующий за днем, когда было совершено данное неправомерное действие;

– бездействия (например, несвоевременное поступление ПО в объект почтовой связи, несвоевременный возврат неврученного ПО и др.) – первым днем срока давности привлечения к ответственности является день, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности (т.е. например, следующий день после Предельного дня поступления ПО в адресный объект почтовой связи, следующий день после Предельного дня возврата неврученного ПО (9-й день со дня поступления в ОПС РПО ФГУП «Почта России» разряда «Судебное»)).

Порядок определения дня (момента) совершения правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, подробно рассмотрен в §3.2.6 и соответствующих главах, посвященных объективной стороне конкретных нарушений.

Течение срока, установленного месяцами не прерывается.

КоАП РФ не содержит нормы, определяющей порядок исчисления окончания срока давности. По общим правилам исчисления сроков, в соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в последний день установленного срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

При этом следует отметить, что предусмотренные ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ положения о последнем дне срока давности привлечения к административной ответственности, окончание которого приходится на нерабочий день, распространяются только на сроки, исчисляемые днями, и в данном случае не могут быть применимы, поскольку установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.26 КоАП РФ, исчисляется в месяцах88. Поэтому если последний день срока давности привлечения к ответственности выпадает на выходной день, он и является последним днем срока давности и не переносится на следующий за ним рабочий день.

Т.е. протокол об административном правонарушении может быть составлен до истечения последнего дня 2-х месячного срока давности привлечения к административной ответственности. Но при этом нужно учесть необходимое время для передачи протокола для рассмотрения должностному лицу ФССП России, уполномоченного его рассматривать, время на подготовку должностным лицом ФССП России, уполномоченным рассматривать протокол и время на рассмотрение протокола и вынесения постановления.

§26.1.4. Особенности привлечения к административной ответственности при выявлении нескольких событий совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ.


В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи КоАП РФ, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Т.е. в случае если должностное лицо объекта почтовой связи или оператор почтовой связи уже привлекались к административной ответственности поэтому же факту нарушения тех же технологических операций, совершенных в это же время и в отношении тех же самых ПО, то привлечение к ответственности становится не возможным, даже несмотря на то, что это нарушение было выявлено другим должностным лицом ФССП России, в другое время или при других обстоятельствах.

Также, в некоторых случаях несколько выявленных нарушений условий оказания услуг почтовой связи, могут образовывать один состав административного правонарушения и при этом может быть составлен только один протокол об административном правонарушении с указанием в нем нескольких действий (бездействий).

По вопросу определения являются ли те или иные нарушения условий оказания услуг почтовой связи (например: выявленные одномоментно, совершенные одномоментно, совершенные одним и тем же должностным (юридическим) лицом; совершенные в отношении нескольких ПО; совершенных одновременно но по разным адресам и в любых других возможных случаях, совершение нескольких действий в отношении одного ПО) эпизодами единого административного правонарушения или каждое из них являются отдельными самостоятельными административными правонарушениями, сложилась довольно противоречивая судебная практика, и в данном вопросе необходимо внести ясность.

С одной стороны сложилась такая практика, в соответствии с которой считается неправомерным возбуждение нескольких административных дел по фактам нарушения условий оказания услуг почтовой связи нескольких ПО и то, что выявленные правонарушения представляют собой одно правонарушение и ответственность должна наступать за совокупность правонарушений, охватываемых данным составом правонарушения, в действиях должностного лица оператора почтовой связи содержатся признаки единого состава административного правонарушения, в следующих случаях:

– направлялось одно сообщение из суда должностному лицу ФССП России о совершенном административном правонарушении в отношении нескольких ПО с судебными извещениями – т.е. фиксация совершенного правонарушения имела место однократно и одномоментно, в момент его фактического обнаружения (поступления сообщения от суда)89;

– в рамках одной проверки (проверки входящей корреспонденции) в одно и то же время установлено несколько правонарушений одного должностного лица, которые охватываются одной нормой права (ст. 13.26 КоАП РФ), выявлены они одним и тем же лицом, и подведомственны рассмотрению одному и тому же лицу – все нарушения выявлены за один период времени то их следует рассматривать как одно действие (бездействия) организации, содержащее состав административного правонарушения90.

Т.е. вышеуказанные суды пришли к выводу, что если в рамках одной проверки в один временной период установлено несколько однородных фактов нарушений одного и того же порядка или одних и тех же правил, подпадающих под квалификацию одной статьи КоАП РФ, совершенных одним и тем же должностным лицом то это расценивается как одно административное правонарушение, и лицо должно быть однократно привлечено к ответственности с составлением одного постановления. И привлечение к административной ответственности по каждому факту нарушения путем составления различных постановлений (до момента вступления в законную силу предыдущего постановления) с назначением наказания по каждому из них является суды считали незаконным. При этом суды отменяли все вынесенные постановления должностных лиц ФССП России, кроме одного.

В данной ситуации, остается открытым вопрос и о дате совершения этого правонарушения. При вынесении данных решений суды приходили к выводу о том, что нарушение правила оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и порядка доставки адресату судебного извещения, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке адресату носит длящийся характер то есть выражается в длительном ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей91.

Но, как мы рассмотрели ранее, данное нарушение, совершенное как в форме действия, так и в форме бездействия, длящимся не является, и совершение каждого действия, бездействия имеет определенное время (дату) и место совершения.

Параллельно рассмотренной выше, имеется совсем противоположная судебная практика, в соответствии с которой несколько однородных нарушений условий оказания услуг почтовой связи в отношении ПО с судебным извещением адресованным разным адресатам, даже если они установлены в рамках одной проверки в один временной период. Административное правонарушение, выразившееся в нарушении ПОУПС и связанное с несвоевременным сообщением суду о результатах доставки (вручения) судебного извещения, не является длящимся.

Каждое из действий (бездействие) совершенные в отношении ПО с судебными извещениями адресованными нескольким адресатам (т.е. конкретному лицу) является самостоятельным правонарушением т.е. образует состав отдельного административного правонарушения по каждому факту и не является одним и тем же фактом совершения противоправных действий (бездействия) одним лицом92. При этом одномоментность выявления правонарушения должностным лицом ФССП России вообще не имеет значения.

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 12.07.2012 №21—332/2012

Суд рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Шаранского РО УФССП России по РБ на решение Шаранского районного суда Республики Башкортостан от 31.05.2012г., которым постановление и.о. начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Шаранского РО УФССП России по РБ от 02.04.2012 отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, в отношении Х. Р. М. прекращено на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, установил:

Постановлением и. о. начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Шаранского районного отдела судебных приставов УФССП России по РБ от 02.04.2012 Х.Р.М., являющаяся начальником ОПС (наименование) района (наименование) почтамта филиала ФГУП «Почта России», привлечена к административной ответственности в виде штрафа по ст. 13.26 КоАП РФ, за то, что в период с (дата) по (дата), нарушила правила оказания услуг почтовой связи, а именно не сообщила суду о доставке (вручении) судебного извещения с уведомлением о вручении или невозможности его доставки (вручения) адресату.

Так, (дата) судебным участком мирового суда по Шаранскому району РБ было отправлено заказное письмо с уведомлением из разряда «Судебное» адресату Ш., (дата) письмо прибыло в (наименование) района РБ, дальнейшая информация по пересылке почтовых отправлений отсутствует, почтовое уведомление о вручении не доставлено отправителю, не введена информация по пересылке почтовых отправлений на сайт почтового отделения, в связи с чем не представилось возможным отследить почтовое отправление о получении, вручении либо возврате отправителю.

В жалобе на решение суда заместитель начальника отдела-заместителя старшего судебного пристава Шаранского РО УФССП России по РБ предлагает его отменить, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального законодательства, оставить постановление о наложении взыскания в силе. При этом указывается на наличие в действиях лица состава вмененного правонарушения, т. к. Х.Р.М. не вернула в суд уведомление о доставке заказного судебного извещения на имя Ш., также суд сделал неправильный вывод о длящемся характере правонарушения.

Изучив материалы дела, выслушав возражения Х. Р. М., обсудив доводы жалобы, нахожу решение суда подлежащим изменению в части по следующим основаниям.

Обстоятельства дела имели место (дата) года (дата поступления в ОПС заказного судебного письма), отправленного судебным участком (дата). Суд признал установленным совершение Х. Р. М. вмененного правонарушения, что она не сообщила суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату путем возврата уведомления о вручении и не внесла информацию о движении почтового отправления на сайт почтового отделения. Признал данное правонарушение длящимся.

Постановлением этого же должностного лица отдела судебных приставов от 02.04.2012, оставленным без изменения решением Шаранского районного суда РБ от (дата), Х.Р.М. привлечена к административной ответственности за те же действия (адресат К.). Ссылаясь на п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, суд отменил постановление должностного лица от 02.04.2012 по настоящему делу (адресат Ш.), производство по делу прекратил, считая, что в отношении Х. Р. М. имеется постановление о назначении наказания по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия).

Однако с прекращением производства по делу на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в отношении Х. Р. М. согласиться нельзя, такой вывод суда первой инстанции противоречит закону.

Как следует из материалов дела, заказное письмо с уведомлением о вручении из разряда «Судебное» (отправитель мировой судья судебного участка по Шаранскому району) было направлено Ш. (дата), поступило в ОПС (дата) и вручено адресату (дата).

Данные требования закона и правового акта не были выполнены, отправителю уведомление о вручении адресату заказного судебного извещения не направлено, доказательств, что оно передано в отдел перевозки и обмена почты (дата) для дальнейшей доставки отправителю не представлено, на сайт почтового отделения информация не была введена, что не оспаривается.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ исключается производство по делу при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Аналогичные действия (бездействие) совершены Х. Р. М. по неизвещению отправителя по результатам доставки заказных судебных извещений нескольким адресатам (27 лиц), каждое из действий (бездействие) является самостоятельным правонарушением и не является одним и тем же фактом совершения противоправных действий (бездействия) лицом.

В связи с чем оснований, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, у суда первой инстанции для прекращения производства по делу не имелось, что влечет изменение решения суда в этой части.

Суд необоснованно признал данное правонарушение длящимся, совершенным в период с (дата) по (дата), исходя из действий лица по неизвещению отправителя о вручении судебного извещения иным адресатам (всего 27 лиц).

Между тем, в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Справка. Т.к. постановления должностного лица ФССП России были вынесены после истечения срока давности привлечения к административной ответственности, то решение Шаранского районного суда Республики Башкортостан от 31.05.2012 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.26 КоАП РФ, в отношении Х. Р. М. было изменено, исключено указание на прекращение производства по делу на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания) и производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности).


Также, действия, которые происходили в одно и тоже время, в одном месте, осуществлялись одним и тем же способом и одним определенным лицом, ПО с судебными извещениями но адресованные разным адресатам, также следует квалифицировать эти действия также, как самостоятельные правонарушения93.

Решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 06.05.2014 №12—9/2014

Постановлением по делу об административном правонарушении от (дата) начальника отдела – старшего судебного пристава (наименование) отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по (адрес) должностное лицо А. Т. В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 750 рублей.

Считая данное постановление незаконным, А.Т.В. обратилась в Арзгирский районный суд с жалобой о признании незаконным и об отмене вышеуказанного постановления, указав следующее. При привлечении ее к административной ответственности судебными приставами, допущен ряд и других серьезных нарушений административного законодательства, отрицательно влияющих на результативность дела.

Рассматривая дело судебные приставы квалифицировали ее действия по статье 13.26. КоАП РФ, как два самостоятельных правонарушения и дважды привлекли к административной ответственности в виде штрафа. Если бы она и была виновной в совершении указанных правонарушений, то такие действия судебных приставов посчитала бы незаконными. Ими не учтено, что все почтовые операции по поступившим 18.02.2014. письмам в адрес (ф.и.о. 1) и (ф.и.о. 2) происходили в одно и тоже время, в одном месте, осуществлялись одним и тем же способом, и определенным лицом.

Следовательно, квалифицированы эти действия должны как одно правонарушение. В данном случае судебными приставами нарушены требования, ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, устанавливающей, что никто не может нести административную ответственность дважды, за одно и тоже административное правонарушение.

Просит постановление по делу об административном правонарушении от (дата) вынесенное в отношении нее по ст. 13.26 КоАП РФ за нарушение срока уведомления суда о невозможности вручения (ф.и.о. 2) заказного письма отменить как несоответствующие требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.

Обсудив доводы заявителя Алфимовой Т. В., начальника отдела – старшего судебного пристава (наименование) отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по (наименование), исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Суд не признает доводы жалобы о том, что нарушены требования, ч. 5 ст. 4.1.КоАП РФ, устанавливающей, что никто не может нести административную ответственность дважды, за одно и тоже административное правонарушение, так как, не смотря на то, что все почтовые операции по поступившим 18.02.2014. письмам происходили в одно и тоже время, в одном месте, осуществлялись одним и тем же способом, и определенным лицом, допущено нарушение услуг почтовой связи по отправлению двух заказных писем в адрес разных лиц: (ф.и.о. 1) и (ф.и.о. 2), следовательно, эти действия правильно квалифицированы как самостоятельные правонарушения.

Установив обстоятельства по делу и оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу об обоснованности привлечения А. Т. В., как должностного лица, к административной ответственности по ст. 13.26 КоАП РФ по признакам: «нарушение правил оказания услуг почтовой связи в части несвоевременного уведомления суда о вручении, либо о невозможности вручения (доставки) адресату заказного письма».

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность А. Т. В. является признано повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года, что подтверждается имеющимся в материалах дела постановлением от (дата) о признании А. Т. В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ.

Наказание Алфимовой Т. В. назначено в пределах санкции ст. 13.26 КРФоАП и в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя и с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6—30.9 КРФоАП, судья решил: Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава (наименование) отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по (наименование) от (дата) о признании А.Т.В виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КРФоАП и назначении наказания в виде штрафа в размере 750 рублей – оставить без изменения, жалобу А.Т.В – без удовлетворения.

Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 16.03.2015 №12/1 (12—362) /2015

Постановлением и. о. начальника отдела судебных приставов по Дзержинскому району №1 г. Перми по делу об административном правонарушении от (дата) С.С.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением С. С. А. подала жалобу, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении от (дата) признать незаконным и отменить. Жалобу обосновывает тем, что поводом для возбуждения, в отношении меня, дела об административном правонарушении послужило выявление судебным приставом по ОУПДС ОСП по Индустриальному району г. Перми УФССП России по Пермскому краю административного правонарушения выразившегося в нарушении срока и порядка доставки адресатам судебных извещений (заказные письма разряда «Судебное», адресованные: ф.и.о. 1, ф.и.о. 2, ф.и.о. 3, ф.и.о. 4 и ф. и. о. 5), о чем составлены протоколы об административном правонарушении от (дата) за №.

Из изложенного следует, что судебным приставом неправомерно возбуждены несколько административных дел по всем судебным отправлениям, поскольку фиксация совершенного правонарушения имело место быть лишь однократно и одномоментно, в момент его фактического обнаружения, т.е. (дата). Следовательно, административное правонарушение совершено в момент фактического неверного адресования (засыла) оператором СЦ 1 класса Пермского МСЦ почтовой ёмкости, в которую были заделаны в том числе и судебные письма ошибочно в ОПС-56 вместо ОПС-88.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения начатое производство подлежит прекращению. С.С.А. в судебном заседании на доводах жалобы настаивает, просит постановление отменить.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что (дата) судебным приставом по ОУПДС ОСП по Индустриальному району г. Перми в отношении С. С. А. составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому в период с (дата) по (дата) С.С.А., являясь должностным лицом – начальником цеха по обработке письменной корреспонденции Пермского МСЦ г. Перми, находящегося по (адрес), в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, не осуществила надлежащий контроль за подчиненными ей работниками, а именно оператором СЦ 1 класса.

Так, (дата) из ОПС Пермь 614022, в цех письменной корреспонденции Пермского МСЦ для сортировки и отправки письма в соответствующее ОПС (для вручения адресату), поступило РПО с отметкой «Судебное» № адресованное (ф.и.о.). Сортировку данного РПО производила оператор СЦ 1 класса которая допустила засыл РПО в ОПС Пермь 614056, вместо ОПС Пермь 614088. Далее, засылом из МСЦ РПО № поступило в ОПС Пермь 614056.

Так как адрес, указанный на конверте (адрес) не относится к территории обслуживания данного ОПС, сотрудники ОПС Пермь 614056, осуществили досыл письма, согласно адреса в ОПС Пермь 614088. Ошибочная засортировка судебного письма сотрудниками МСЦ в ОПС 614056, вместо ОПС Пермь 614088, привела к дальнейшему затягиванию возврата письма в суд. Письмо было отправлено из Индустриального районного суда (дата) и возвращено обратно в суд только (дата).

Таким образом, бездействие, и отсутствие контроля за отправкой судебной корреспонденции С. С. А., выразившееся в отсутствии надлежащего контроля над подчиненными ей работниками, привело к нарушению правил оказания услуг почтовой связи в отношении порядка доставки адресату судебного извещения, а также к несвоевременному сообщению суду о невозможности доставки (вручения) судебного извещения привело к несвоевременному сообщению суду о невручении его адресату. С протоколом С. С. А. была согласна. В графе «объяснение нарушителя» в протоколе об административном правонарушении указала, что с протоколом согласна, дополнений не имеет.

(Дата) и.о. начальником ОСП по Дзержинскому району №1 г. Перми вынесено постановление, согласно которому С. С. А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 13.26 КоАП РФ. Факт совершения С. С. А. административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ объективно подтверждается собранными по данному делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от (дата), рапортом судебного пристава ОСП по Индустриальному району г. Перми, копией конверта, сообщением врио начальника Пермского МСЦ, объяснениями С. С. А. Не доверять указанным объяснениям и рапорту у суда оснований не имеется. При таких обстоятельствах, действия С. С. А., подлежат квалификации по ст. 13.26 КоАП РФ, как нарушение оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату.

Доводы жалобы С. С. А. о том, что нарушение имело место одномоментно и однократно в момент неверного адресования всех почтовых отправлений, судом во внимание приняты быть не могут. Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении оператором почтовой связи правил оказания услуг почтовой связи в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений, в том числе несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату.

Таким образом, нарушение сроков порядка доставки судебных извещений определяется в отношении каждого конкретного адресата и нарушение срока по каждому судебному извещению образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, постановление и.о. начальника ОСП по Дзержинскому району №1 г. Перми от (дата) является законным, обоснованным и отмене не подлежит, нарушений процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые бы могли повлечь отмену постановления судом не установлено. Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд решил: Постановление без номера от Дата, вынесенное и.о. начальника отдела судебных приставов по Дзержинскому району №1 г. Перми по ст. 13.26 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу С. С. А. – без удовлетворения.


В вышеуказанных случаях, в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Лицо не будет считается привлеченным к административной ответственности дважды и более за одно и то же административное правонарушение.

Однако в некоторых случаях могут иметься некоторое исключение. Внешне схожие со множественностью правонарушения, деяния, состоящие из ряда тождественных или разнородных действий, признаются единым нарушением, которое квалифицируется по одной статье закона. Такое единое правонарушение называется сложным. Административное правонарушение, предусмотренное ст. 13.26 КоАП РФ, является сложным составным правонарушением с альтернативно предусмотренными действиями:

– нарушение ПОУПС в отношении сроков доставки (вручения) адресату судебных извещений;

– нарушение ПОУПС в отношении порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений;

– несвоевременное сообщение суду о доставке (вручении) судебного извещения адресату;

– несвоевременное сообщение суду о невозможности доставки (вручения) судебного извещения адресату.

По аналогии с уголовные преступлением объективная сторона правонарушения с альтернативно предусмотренными действиями включает два и более действия, осуществление которых влечёт ответственность, причём достаточно, чтобы виновный совершил хотя бы одно из них. Совершение дополнительных действий, входящих в объективную сторону такого деяния, не образует множественности и не меняет его квалификации, хотя и учитывается при назначении наказания94. Здесь отсутствуют иные правонарушения, т.е. деяния, предусмотренные другими нормами КоАП РФ.

При сложном правонарушении одним деянием совершается два или более правонарушения, предусмотренных одной нормой КоАП РФ, и всё содеянное рассматривается как единичное правонарушение. Например, в отношении одного ПО с судебным извещением должностным лицом оператора почтовой связи допущено два и более действия (бездействия) приведшие к нарушению как ПОУПС в отношении сроков или порядка доставки, так и несвоевременности сообщения суду о результатах доставки (например допущено не оставление вторичного почтового извещения адресату и несвоевременный возврат неврученного ПО, вручение ПО ненадлежащему лицу, отсутствие фиксации факта вручения в уведомлении о вручении (ф.и.о., подпись и дата) и несвоевременная отправка уведомление, утрата ПО и несвоевременное сообщение суду о доставке или невозможности доставки (вручения) ПО и др.).

Таким образом, во всех случаях совершения одним лицом нарушения условий оказания услуг почтовой связи в отношении каждого отдельного ПО с судебным извещением протокол об административном правонарушении составляется по каждому факту отдельно, вне зависимости от одновременности выявления нарушений и одновременности их совершения.

Исключением является совершение одним лицом нескольких нарушений условий оказания услуг почтовой связи в отношении одного и того же ПО с судебным извещением, адресованного одному и тому же адресату по одному и тому же судебному делу.

В случае, когда при подготовке дела к рассмотрению будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, в орган или должностному лицу, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ. Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления95.

§26.2. Полномочия должностных лиц ФССП России по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ

§26.2.1. Должностные лица ФССП России, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, и их полномочия.


В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).

Таким образом, осуществление доставления при выявлении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, подведомственно ФССП России, и осуществлять данное доставление уполномочено должностное лицо ФССП России.

В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Приказом ФССП России от 22.11.2016 N 603 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» утвержден Перечень должностных лиц ФССП России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание утвержден. Согласно п. 2 данного Перечня, должностными лицами территориальных органов ФССП России, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях являются:

– руководитель территориального органа ФССП России – главный судебный пристав субъекта РФ (субъектов РФ);

– заместители руководителя территориального органа ФССП России – заместители главного судебного пристава субъекта РФ (субъектов РФ);

– начальники отделов организации дознания аппаратов управления территориальных органов ФССП России, их заместители;

– начальники структурных подразделений территориальных органов ФССП России – старшие судебные приставы, их заместители;

– судебные приставы-исполнители;

– судебные приставы по ОУПДС;

– должностные лица территориального органа ФССП России, правомочные либо уполномоченные начальником органа дознания территориального органа ФССП России осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Несмотря на то, что основанная нагрузка по выявлению административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, лежит на судебных приставах по ОУПДС, проведение проверки и составление протокола об административном правонарушении может быть осуществлено и иным любым должностным лицом ФССП России (например, судебным приставом – исполнителем, старшим судебным приставом), перечисленным выше, которое непосредственно не участвовало в выявлении данного правонарушении, но которому материалы были переданы для проверки96.

§26.2.2. Территориальность составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ.


Вопрос о том может ли должностное лицо одного структурного подразделения составить протокол об административном правонарушении на территории, относящейся к компетенции другого структурного подразделения. Практика, в том числе судебная не дает однозначного ответа на данный вопрос. При решении данного вопроса следует исходить из следующего.

Как мы знаем место выявления правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ практически никогда не совпадает с местом его совершения. Местом выявления правонарушения в основном является место выявления последствий нарушения, либо место подачи заявления, поступления сообщения и материалов о фактах нарушения. При выявлении правонарушения должностное лицо, в начале проверки может не знать на каком этапе оказания услуг почтовой связи (в каком объекте почтовой связи) было допущено нарушение, ставшее причиной совершения правонарушения. Уже в ходе проверки устанавливается место совершения правонарушения. При этом, местом совершения правонарушения может быть объект почтовой связи, расположенный не только в соседнем муниципальном образовании, но и в другом субъекте РФ.

Как указано в ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа. Данное положение может быть применено и к полномочию должностных лиц структурных подразделений этого органа. Должностные лица структурного подразделения ФССП России уполномочены на совершение каких-либо своих должностных полномочий в пределах компетенции соответствующего структурного подразделения.

Полномочия, в том числе территориальные, территориальных органов и структурных подразделений ФССП России, установлены в соответствующих положениях об этих территориальных органах и структурных подразделениях ФССП России.

Применительно к полномочиям должностных лиц структурных подразделений ФССП России положение ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ можно выразить следующим образом: протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами структурных подразделений ФССП России, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, уполномочено составлять должностное лицо того структурного подразделения ФССП России, на территории которого распространяется юрисдикция данного структурного подразделения в соответствии с положением об этом структурном подразделении.

Т.е. протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, должно составлять должностное лицо (судебный пристав) структурного подразделения по месту его совершения и должностное лицо которого (старший судебный пристав, его заместитель) уполномочен, в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, по месту его совершения рассматривать данное дело об административном правонарушении рассматривается.

В случае, когда в ходе проверки будет установлено, что место совершения правонарушения (объект почтовой связи) расположено в ином муниципальном районе, субъекте РФ, не подпадающем под юрисдикцию структурного подразделения ФССП России, должностными лицами которого выявлено правонарушение, собранные материалы, заявления, сообщения должны быть направлены в структурное подразделение ФССП России муниципального района или территориального органа ФССП России того субъекта РФ, на территории которых расположен объект почтовой связи, в котором совершено правонарушение.

Например, ОСП №1 по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области, в соответствии с положением об этом структурном подразделении, осуществляет свою деятельность на территории Заволжского района г. Ульяновска. Таким образом судебные приставы данного структурного подразделения уполномочены осуществлять свои полномочия, в том числе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, в пределах Заволжского района г. Ульяновска. В случае выявления в Заволжском районном суде правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, судебный пристав ОСП №1 по Заволжскому району г. Ульяновска может составить протокол, в случае если правонарушение совершено в объекте почтовой связи расположен на территории этого района. В случае если объект почтовой связи расположен на территории другого района, имеющиеся материалы должны быть направлены в соответствующее структурное подразделение того района, либо в какой-либо структурное подразделение, имеющий межрайонный статус и распространяющий свою юрисдикцию в том же районе.

Также, в случае крайней необходимости должностное лицо одного структурного подразделения ФССП России муниципального района или территориального органа ФССП России субъекта РФ где было выявлено нарушение может быть откомандировано в то структурное подразделение ФССП России муниципального района или территориального органа ФССП России того субъекта РФ где было совершено правонарушение для дальнейшего проведения проверки и возбуждения дела об административном правонарушении (составления протокола). Данное командирование должно быть оформлено соответствующим приказом руководителя территориального органа ФССП России или директора ФССП России в порядке, установленном ФССП России. В данном случае, у данного откомандированного должностного лица ФССП России будут имеется все необходимые полномочия на осуществление производства по делу об административном правонарушении на территории другого муниципального района или субъекта РФ.


Далее:

– примерный образец служебной записки о направлении материалов проверки по территориальности;

– примерный образец сопроводительного письма о направлении материалов проверки по территориальности;

– примерный образец служебной записки о командировании.






§26.3. Участие физического лица (должностного лица оператора почтовой связи) или законного представителя юридического лица (оператора почтовой связи) при составлении в отношении них протокола об административном правонарушении и их вызов

§26.3.1. Участие физического лица или законного представителя юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении.


Ч. ч. 3—5 ст. 28.2 КоАП РФ установлен ряд обязательных требований к порядку составления протокола об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе97. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу98. В случае неявки физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие99. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении100. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении101.

Вместе с тем КоАП РФ не содержит обязательного требования к присутствию потерпевшего при составлении протокола и извещения его о месте и времени составления этого протокола.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает обязательное присутствие должностного лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении. Исключением, когда протокол об административном правонарушении может быть составлен в их отсутствии, является их неявка, в случае если они извещены в установленном порядке. Т.е. при невозможности составить протокол об административном правонарушении по месту выявления административного правонарушения и не применении в отношении должностного лица или законного представителя юридического лица доставления на место составления протокола, данное лицо может быть вызвано для составления протокола. При этом должен быть соблюден определенный порядок извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, установленный КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются к должностному лицу, в производстве которых находится дело:

– заказным письмом с уведомлением о вручении;

– повесткой с уведомлением о вручении;

– телефонограммой или телеграммой;

– по факсимильной связи;

либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

При решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно102. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи). Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств)103.

К делу об административном правонарушении должен быть приложена копия извещения или вызова и документ в котором зафиксировано его вручение (попытка вручения) адресату (конверт неврученного ПО с отметкой о причине вручении ПО, уведомление о вручении ПО, копия повестки, извещения с отметкой лица о получении)104.

При извещении о месте и времени составления протокола, в частности посредством почтовой связи, необходимо учитывать время необходимое на доставку данного извещения лицу и время необходимое лицу для прибытия на место составления протокола. В случае, когда лицо, в отношении которого ведется производство, при соблюдении оператором почтовой связи ПОУПС, получит извещение о времени и месте рассмотрения протокола по истечении даты и времени составления протокола, то данный протокол может быть отменен по причине ненадлежащего извещения105.

Форма извещения, вызова, повестки КоАП РФ не установлена, но при этом исходя из смысла вызова должна содержать следующие обязательные сведения:

– фамилия, имя, отчество должностного лица, наименование юридического лица;

– причина вызова лица – составление протокола об административном правонарушении;

– место (адрес) по которому необходимо прибыть лицу и где будет составлен протокол об административном правонарушении;

– время и дата к которой необходимо прибыть лицу по месту где будет составлен протокол об административном правонарушении;

– права и обязанности лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении;

– последствия неявки лица вызываемого для составления протокола, указанные в ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ (в случае их неявки, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие);

– должность, Ф.И.О., подпись вызывающего должностного лица, дата.

Отсутствие в извещении непосредственно данных о месте и времени составления протокола является существенным нарушением т.к. не может считаться извещением о времени рассмотрения дела и влечет в дальнейшем отмену вынесенного постановления106.

Не уведомление физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого должен быть составлен протокол, о месте и времени составления протокола, и последующее за ним составление протокола без участия этого физического лица или законного представителя юридического лица, является грубым процессуальным нарушением. И в случае отсутствия в материалах дела сведений о направлении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого должен быть составлен протокол, о вызове их для составления протокола, данное дело подлежит прекращению107.


§26.3.2. Вызов физического лица для составления в отношении него протокола об административном правонарушении.


В соответствии с ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства. По умолчанию местом жительства гражданина может считаться место его регистрации, которое может быть установлено из паспорта гражданина, в адресном бюро, органах внутренних дел. В соответствии с ч. 4 ст. 25.15 КоАП РФ, если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу.

Для гражданина это может быть адрес его фактического проживания (пребывания), временной регистрации. Обратим внимание, что в этом случае извещение направляется в два адреса108. В этом случае, в соответствии с ч. 4 ст. 25.15 КоАП РФ, извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Вместе с этим. лицо может быть вызвано путем непосредственного вручения ему должностным лицом ФССП России документа, извещающего о времени и места составления протокола (повестки и др.) по месту его работы или жительства при условии, что данный документ будет вручен ему под роспись. Наличие подписи на копии документа извещающего о времени и места составления протокола является доказательством надлежащего уведомления109. Однако, в случае отказа лица от получения нарочно данного документа, отметка должностного лица ФССП России об отказе в получении документа о месте и времени составления протокола не является доказательством надлежащего извещения110. В данном случае необходимо направить документ о вызове посредством почтовой связи (заказным письмом с уведомлением), чтобы обеспечить фиксацию вручения или отказа от получения в соответствии с ПОУПС.


§26.3.3. Вызов законного представителя юридического лица – оператора почтовой связи для составления протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица.


В соответствии с ч. 1 ст. 25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении осуществляют его законные представители. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица участие законного представителя юридического лица является обязательным. И составление протокола в отсутствии законного представителя юридического лица возможно только при неявке его в случае его надлежащего уведомления.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ, законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. В соответствии с п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указанный в ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.

Таким образом, по умолчанию, извещению о месте и времени составления протокола подлежит руководитель юридического лица и извещение подлежит направлению по адресу юридического лица, а не его филиала.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ, местом нахождения юридического лица, определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Например, в случае составления протокола в отношении юридического лица – оператора почтовой связи ФГУП «Почта России», извещается о месте и времени составления протокола должен руководитель Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» по адресу 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 37, а не руководитель УФПС субъекта РФ – филиала ФГУП «Почта России» в субъекте РФ, и тем более не должностное лицо почтамта или ОПС111.

В соответствии с ч. 4 ст. 25.15 КоАП РФ, если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу.

Т.е. оно направляется как по месту нахождения данного юридического лица, которое определяется на основании выписки из ЕГРЮЛ, так и по адресу, указанному в ходатайстве юридического лица112.

В этом случае, в соответствии с ч. 4 ст. 25.15 КоАП РФ, извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.


Далее: примерные образцы Уведомлений (Извещениий) должностного лица оператора почтовой связи или законного представителя юридического лица-оператора почтовой связи о времени и месте составления в отношении них протокола об административном правонарушении.








§26.4. Составление протокола об административном правонарушении

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении


§26.4.1. Сроки составления протокола об административном правонарушении


В соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, на основании ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении может быть составлен в течение 2-х суток с момента выявления административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ, течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.

Т.е. исчисление срока составления протокола начинается на следующий день после выявления правонарушения (день непосредственного выявления должностным лицом ФССП России, день поступления заявления, материалов должностному лицу ФССП России).

В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Т.е. протокол об административном правонарушении может быть составлен не позднее 24 часов второго дня после выявления нарушения (без учета самого дня выявления нарушения). Если последний, 2-й, день этого срока выпадает на нерабочий день (выходной или праздничный день), то протокол должен быть составлен не позднее 24 ч. первого следующий за ним рабочий день.

Отсрочка в составлении протокола об административном правонарушении возможна только для выявления информации, отсутствие которой несовместимо с составлением протокола: в частности, отсутствие свидетелей и потерпевших не является препятствием для составления протокола немедленно после выявления совершения административного правонарушения113.

Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», несущественными являются нарушение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку этот срок не является пресекательным.

Нарушение сроков составления протоколов об административном задержании, об административном правонарушении не может являться основанием для отмены правильного по существу постановления, поскольку указанные сроки не являются пресекательными, кроме того, указанное обстоятельство не может влиять на виновность лица в совершении вменяемого правонарушения114.

Таким образом, должностное лицо ФССП России практически неограничен в сроке проведении проверки (с момента выявления нарушения и до составления протокола). Но превышение 2-х дневного срока проведения проверки должно быть достаточно обоснованно и непосредственного связано с выяснением дополнительных обстоятельств дела и данных (сведений) о лице, которое предполагается привлечь к административной ответственности.

Под дополнительными обстоятельствами дела и данными о физическом лице или сведениями о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, подразумеваются сведения, которые необходимо выяснить для составления протокола об административном правонарушении. К ним относятся115:

– сведения, указанные в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, необходимые для установления объективной и субъективной стороны правонарушения (место, время совершения и событие административного правонарушения; сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения).

– данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необходимые для установления субъекта правонарушения и составления протокола (фамилия, имя, отчество должностного лица, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер заработной платы, привлечение ранее к административной ответственности и др.; полное наименование юридического лица, юридический и фактический адрес и др.; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие).

Получение указанных сведений может осуществляться по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, из органов внутренних дел, других государственных органов и других учреждений. В случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица116, что может занять некоторое время.


§26.4.2. Общий порядок составления протокола об административном правонарушении.


1. Разъяснение прав и обязанностей.

При составлении протокола об административном правонарушении, в соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, а также права, предусмотренного ст. 51 Конституции РФ, о чем делается запись в протоколе.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе117:

– знакомиться со всеми материалами дела,

– представить объяснения и замечания по содержанию протокола;

– давать объяснения,

– представлять доказательства,

– заявлять ходатайства и отводы,

– пользоваться юридической помощью защитника,

– пользоваться процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Также должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ.

Права и обязанности законного представителя юридического лица. В соответствии с ч. 1 ст. 25.4. КоАП РФ, законный представитель юридического лица осуществляет защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он обладает теми же правами что и лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель118.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении119.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо120. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом121.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе122:

– знакомиться со всеми материалами дела,

– представить объяснения и замечания по содержанию протокола;

– представлять доказательства,

– заявлять ходатайства и отводы,

– участвовать в рассмотрении дела,

– обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу,

– пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Когда лицо, в отношении которого должен быть составлен протокол, заявит о предоставлении ему защитника защитник, должностное лицо ФССП России, уполномоченное составлять протокол, не обязано вызывать защитника для этого лица т. к. КоАП РФ не предусмотрено право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении на предоставление ему бесплатного адвоката. Тем не менее, как указано в ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ, защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В данном случае лицо, в отношении которого должен быть составлен протокол, может обратиться за оказанием юридической помощи самостоятельно. При составлении протокола по делу об административном правонарушении для соблюдения прав лица, в отношении которого должен быть составлен протокол, должностным лицом составляющим протокол может быть предоставлено время для поиска защитника и самостоятельного обеспечения права на защиту123.

2. Составление протокола.

Протокол об административном правонарушении составляется с соблюдением всех требований к его оформлению, предусмотренных ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и рассмотренных далее в §26.4.4.

3. Ознакомление с протоколом об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении124.

Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу125.

Протокол об административном правонарушении подписывается126:

– должностным лицом, его составившим,

– физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись127.

4. Вручении копии протокола об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении128.


§26.4.3 Особенности порядка составления протокола об административном правонарушении без участия должностного лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности.


В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Составление протокола в отсутствие физического лица или представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными, не будет считаться нарушением порядка составления протокола129.

Т.е. обязательным условием составления протокола об административном правонарушении без участия физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, является наличие у должностного лица составляющего протокол достоверных данных о надлежащем извещении в установленном порядке физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени составления протокола и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения130.

Составление протокола без уведомления физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого оно должно быть составлено, без попытки извещения о месте и времени составления протокола является грубым процессуальным нарушением и существенным недостатком самого протокола131.

Протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должен быть составлен в то время (не раньше и не позже) и в том месте, которые были указаны при вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, даже не смотря на то, что это лицо могло заявить об отказе в участие при составлении протокола и рассмотрении его без его участия132. При этом в нем делается соответствующая запись о неявке физического лица, или законного представителя физического лица133. Протокол об административном правонарушении подписывается только должностным лицом, его составившим134.

Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение 3 дней со дня составления указанного протокола135.


§26.4.4. Требования к протоколу об административном правонарушении


Протокол об административном правонарушении также является одним из основных доказательств по делу136. В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, протоколе об административном правонарушении указываются:

– дата и место его составления;

– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

– сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

– фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, понятых (если они привлечены к производству по делу);

– место, время совершения и событие административного правонарушения;

– статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;

– объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.

Эти сведения являются строго обязательными для включения в протокол об административном правонарушении. Также в протоколе об административном правонарушении могут быть включены и иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении является существенным недостатком протокола137.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.


Дата и место составления протокола об административном правонарушении


Дата составления протокола – фактическая дата составления протокола об административном правонарушении. Дата составления протокола должна быть указана для определения в последующем должностным лицом, рассматривающим протокол, того, что протокол был составлен до истечения срока давности привлечения к ответственности.

Конец ознакомительного фрагмента.