25. УСТАНОВЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СОВЕРШЕННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
§25.1. Проведение проверки материалов, сообщений, заявлений
Установление фактических обстоятельств дела – этап, в ходе которого осуществляется получение объяснений, применение мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях и т. д. По результатам проверки с учетом имеющихся материалов делает вывод о наличии (отсутствии) в действиях (бездействиях) должностных лиц оператора почтовой связи состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.26 КоАП РФ.
Установив все обстоятельства, должностное лицо (судебный пристав) должен решить вопрос о наличии или отсутствии в действии (бездействии) физического (должностного лица оператора почтовой связи) или юридического лица – оператора почтовой связи признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.26 КоАП РФ и соответственно о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении по этому основанию25.
При наличии состава рассматриваемого административного правонарушения составляет протокол, к которому приобщает собранные материалы и направляет старшему судебному приставу для принятия решения. При отсутствии состава административного правонарушения протокол не составляется, и выносится определение об отказе в возбуждении административного дела.
§25.1.1. Проведение проверки материалов, сообщений, заявлений и обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Проверка материалов, сообщений, заявлений проводится с целью предварительного установления наличия в действии (бездействии) оператора почтовой связи (должностных лиц оператора почтовой связи) нарушений ПОУПС в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений и несвоевременности сообщения суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ, материалы собранные при выявлении правонарушения должностными лицами ФССП России или поступившие из суда или иных органов, сообщения и заявления, поступившие должностным лицам ФССП России, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26 КоАП РФ. Перечень этих должностных лиц рассмотрен в §26.2.
Задачей проверки проводимой должностным лицом ФССП России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, является сбор и фиксация доказательств, которые будут необходимы при рассмотрении этого дела.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие);
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Все вышеуказанные обстоятельства выясняются из собранных в ходе проверки должностным лицом ФССП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, документов, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний свидетелей, материалов проведения каких-либо процессуальных действий и составленного им протокола об административном правонарушении.
Проверка по выяснению обстоятельств совершения правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, проводится должностным лицом ФССП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ (см. §26.2).
§25.1.2. Доказывание и доказательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Также, соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доказывание – это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность,
Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которого оно находится. С одной стороны, доказывание служит установлению имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, с другой – фиксации в установленных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства26.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела27.
Эти данные устанавливаются:
– протоколом об административном правонарушении;
– иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;
– объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
– показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта;
– показаниями специальных технических средств;
– вещественными доказательствами;
– иными документами.
Это наиболее типичные источники установления фактических данных по делам об административных правонарушениях. Однако их перечень, данный в статье, не является исчерпывающим, поскольку законодатель говорит также об иных документах, на основании которых могут устанавливаться фактические данные по делу. Этими иными документами могут быть документы установленные подзаконными, ведомственными нормативными актами. Однако в целом ряде случаев вопрос о том, является ли конкретный иной документ источником доказательств по делу об административном правонарушении и можно ли на его основании устанавливать фактические данные, связанные с этим правонарушением, должен решаться судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело28. В нашем случае иными документами являющимися доказательствами являются документы оператора почтовой связи и суда, содержащие в себе какие-либо необходимые для разрешения дела сведения.
При проведении проверки, проводимой по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении и объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, основными доказательствами являются документы (распечатки интернет страниц, копии конвертов, накладных, иной служебной документации оператора почтовой связи и др.). Иные виды доказательств в основном бывают необходимы в редких случаях, в зависимости от сложности дела и специфики нарушения.
В данной главе рассмотрим только сами доказательства и порядок их сбора, а доказывание на их основе факта нарушения рассмотрены в соответствующих главах.
Доказательства, устанавливающие наличие события административного правонарушения. Доказательствами необходимыми для установления наличия события административного правонарушения являются сведения, характеризующие ПО, сведения об условиях оказания услуг почтовой связи и сведения о том, когда и какие технологических операций были совершены с ПО, сопоставив которые, можно установить, было ли допущено оператором почтовой связи нарушение порядка или срока совершения какой-либо операции с ПО.
К сведениям необходимым для установления факта нарушения и доказывания нарушения порядка, сроков доставки (вручения), сроков сообщения суду о результатах доставки, в зависимости от характера этого нарушения, относятся:
– условия оказания услуг почтовой связи;
– вид, категория, разряд, почтовый идентификатор, адресные данные и характер вложения ПО;
– режим работы объекта почтовой связи и установленное на объекте почтовой связи время проведения с ПО отдельных технологических операций;
– факт и фактическое время осуществления с ПО каких-либо технологических операций.
Доказательства, устанавливающие лицо, совершившее противоправное действие (бездействие) и его виновность. Для установления лица, совершившего противоправные действия (бездействие) и виновности лица в совершении административного правонарушения необходимы доказательства, из которых можно установить следующую информацию:
– полномочия юридического лица как оператора почтовой связи на осуществление услуг почтовой связи;
– должностные обязанности должностного лица;
– исполнение обязанностей должностного лица в момент совершения нарушения.
§25.2. Общий порядок проведения проверки
Проверка, проводимая должностным лицом ФССП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, заключается в сборе доказательств, для дальнейшего их исследования и оценки и проводится посредством:
– сбора документов (см. §25.3);
– отбирания объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и свидетелей (см. §25.5);
– применение мер обеспечения производства по делу (см. §25.6);
– проведения в случае необходимости иных процессуальных действий.
В ходе проведения проверки должностное лицо ФССП, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, для сбора необходимых доказательств может затребовать у оператора почтовой связи, должностных лиц оператора почтовой связи, копии необходимых документов, направлять поручения и запросы иным должностным лицам ФССП, в другие структурные подразделения и территориальные органы ФССП (см. §25.4, 27.3).
Общий примерный порядок проведения проверки должностными лицами ФССП России по установлению события административного правонарушения может выглядеть примерно следующим образом:
1. При непосредственном обращении к должностному лицу ФССП России лица, сообщившего о факте нарушения – отобрать объяснение от лица, сообщившего о факте нарушения порядка, сроков доставки (вручения) ПО (лица подвергаемого приводу, участника судебного заседания, лица обратившегося с заявлением, работника канцелярии суда). Установить наличие или отсутствие у обратившегося лица конверта ПО, судебного извещения, находящегося в нем в качестве вложения, почтовых извещения и др., сделать с них копии.
При поручении старшим судебным приставом должностному лицу ФССП России проведения проверки и поступлении ему материалов – изучить заявление, объяснение лица, сообщившего о факте нарушения и другие предоставленные материалы.
2. В случае наличия ПО в материалах или у лица, заявляющего о нарушении – установить из характеристик конверта ПО категорию, разряд ПО в котором, в качестве вложения, было направлено судебное извещение (простое отправление, РПО, РПО «Судебное»), уведомления о вручении почтового отправления (простое, заказное). Установить номер ШПИ РПО.
В случае отсутствия в материалах или у обратившегося лица конверта ПО, установить возвращено ли данное ПО в суд или поступало ли в суд уведомление о его вручении. Для этого установить наличие или отсутствие в канцелярии суда (в материалах дела, по которому направлялось судебное извещение) возвращенного неврученного ПО или уведомления о вручении ПО. Сделать копию неврученного ПО или уведомления о вручении ПО. В случае необходимости сделать копию сопроводительных документов, к которым было приписано интересующее ПО при приеме его в ОПС при отправке и принято в суде при возврате.
В случае отсутствия ПО в материалах или у обратившегося лица конверта ПО и когда ПО не было возвращено и уведомление о вручении не поступало в суд вид, категорию, разряд ПО в котором, в качестве вложения, было направлено судебное извещение, уведомления о вручении ПО и номер ШПИ РПО устанавливается из сопроводительных документов канцелярии суда, к которым было приписано интересующее ПО при приеме его в ОПС. Сделать копии данных сопроводительных документов.
4. Отследить по имеющемуся номеру ШПИ в сервисе отслеживания регистрируемых почтовых сообщений на сайте ФГУП «Почта России» и других сервисах сроки производства соответствующих производственных операций. Изучить Отчеты об отслеживании ПО.
5. Изучив конверт ПО (уведомление о вручении) и Отчеты об отслеживании ПО, предварительно установить наличие того или иного нарушения и технологические операции при производстве которых были допущены эти нарушения, дата нарушения производственного процесса,
Определить, кто должен нести ответственность за нарушение конкретной технологической операции.
Исходя из структуры оператора почтовой связи и предварительно установленной технологической операции, при которой были допущены нарушения, установить должностное лицо, которое должно нести ответственность за совершение административного правонарушения, либо ответственность должно нести юридическое лицо.
В зависимости от лица, которое должно быть привлечено к ответственности, предварительно определяется объективная сторона, место и дата совершения административного правонарушения.
6. Определить перечень документов, которые возможно будет необходимо истребовать у оператора почтовой связи, перечень вопросов, которые необходимо уточнить при опросе лица, которое должно быть привлечено к ответственности, свидетелей (адресата) или дополнительного опроса лица, заявившего о нарушении.
7. При необходимости опросить адресата или лицо, которому было вручено (должно было быть вручено) ПО, иных лиц, находящихся по адресу, указанному на ПО, которым может быть что-либо известно о фактах нарушения порядка и срока доставки ПО. В случае необходимости дополнительно опросить лицо, сообщившее (заявившее) о нарушении.
В случае необходимости, совместно с адресатом, осмотреть место оставления ПО (почтовых извещений о ПО) по адресу адресата.
8. В ОПС, почтамте, УФПС в субъекте РФ запрашиваются необходимые копии документов (копии накладных, извещений, должностных обязанностей и др. документов, необходимых для установления того или иного нарушения), которые будут приобщены в качестве доказательств.
9. При необходимости установить лицо (почтальона, оператора или др. работников ОПС), ответственное за нарушение того или иного производственного процесса, повлекшего нарушение ПОУПС или несвоевременность сообщения суду о результатах доставки (вручения). В случае необходимости, отобрать у них объяснение.
10. Отобрать объяснение от должностного лица, которое должно нести ответственность за совершение административного нарушения.
11. Изучить собранный материал (сообщение, заявление, объяснения, копии документов), квалифицировать нарушение.
12. При привлечении к ответственности юридического лица принять необходимые меры к заблаговременному уведомлению юридического лица о месте и времени составления административного протокола.
При доказывании наличия того или иного нарушения имеются свои особенности и свой примерный перечень необходимых доказательств. Особенности выявления и доказывания при всех возможных причинах нарушения ПОУПС и несвоевременности извещения суда о результатах доставки (вручения) судебных извещений рассмотрены в соответствующих главах.
Окончанием проверки, проводимой должностным лицом ФССП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, является составление протокола об административном правонарушении (см. гл. 26). После чего протокол об административном правонарушении и собранные доказательства передаются должностному лицу ФССП, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. В дальнейшем, в случае необходимости, сбор необходимых доказательств осуществляет уже должностное лицо ФССП, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении.
§25.3. Документы, являющиеся доказательствами при производстве по делу об административном правонарушении
§25.3.1. Документы, являющиеся доказательствами при производстве по делу об административном правонарушении.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении29.
Доказательственное значение имеют документы:
– подготовленные по поручению должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, относительно обстоятельств, имеющих значение для дела (характеристики, акты ревизий, справки и т.п.);
– составленные и направленные должностному лицу по инициативе государственных и муниципальных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, граждан в связи с совершенным правонарушением (письма, заявления, характеристики и др.);
– подготовленные вне связи с данным делом, однако имеющие для него значение (приказы, инструкции, должностные обязанности и т.д.).
Здесь, в качестве доказательств по делу, в основном, будут рассмотрены документы делопроизводства судов и документация ФГУП «Почта России», используемые в качестве доказательств при производстве по делу.
Доказательствами необходимыми для установления наличия события административного правонарушения (т.е. объективную сторону правонарушения) являются документы из которых можно установить следующую информацию:
1. Условия оказания оператором почтовой связи услуг почтовой связи.
2. Вид, категория, разряда, ШПИ, адресные данные ПО и вложение в ПО.
3. Режим работы объекта почтовой связи и установленное в них время проведения отдельных технологических операций.
4. Факт и фактическое время осуществления с ПО каких-либо технологических операций:
– прием ПО в объекте почтовой связи места приема ПО;
– отправка принятого ПО из объекта почтовой связи места приема ПО;
– засылка ПО;
– поступление ПО в объект почтовой связи места назначения;
– передача ПО на рабочее место в ОПС, передачи ПО почтальону в доставку, выхода на доставочный участок;
– доставка ПО, место доставки;
– оставления ПО по месту доставки ПО;
– вручение ПО;
– лицо, которому было вручено ПО;
– доставка (оставление) первичного извещения, место доставки (оставления) первичного извещения;
– доставка (вручение) вторичного извещения, место доставки (оставления) вторичного извещения;
– лицо, которому вручено вторичного извещения;
– передача ПО на хранение, место хранения ПО;
– продление срока хранения по заявлению пользователя;
– досыл ПО при засылке;
– досыла ПО по заявлению отправителя;
– досыла ПО по новому адресу местонахождения адресата;
– возврат по причине «истечение срока хранения»;
– возврат ПО по заявлению отправителя;
– отказ адресата от получения ПО, возврат ПО при отказе адресата от его получения;
– возврат при отсутствии адресата по указанному адресу;
– возврат ПО при отсутствии указанного на ПО адреса адресата;
– возврат при отсутствии или невозможности прочтения адресных данных;
– поступление возвращаемого ПО в ОПС отправителя;
– доставка возвращаемого ПО отправителю;
– отправка уведомления из объекта почтовой связи места вручения ПО;
– поступление уведомления в объект почтовой связи отправителя;
– передача уведомления на рабочее место в ОПС, почтальону в доставку, выход почтальона на доставочный участок;
– доставка (вручение) уведомления и др.
Для установления лица, совершившего противоправные действия (бездействие) и виновности лица в совершении административного правонарушения необходимы документы, из которых можно установить следующую информацию:
– полномочия юридического лица как оператора почтовой связи на осуществление услуг почтовой связи;
– должностные обязанности должностного лица;
– исполнение обязанностей должностного лица в момент совершения нарушения.
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации30. При проведении проверки может быть использована фото- и видеосъемка, например, для фиксации отсутствия или повреждения почтовых ящиков, о наличии или отсутствии адреса, дома, квартиры, организации и др.
В зависимости от конкретного нарушения объем необходимых документальных доказательств может быть различен.
Документами, которые подтверждают тот или иной факт и которые могут быть доказательствами при производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, можно разделить на несколько групп:
1. Сообщения, заявления и материалы различных государственных органов, граждан, организаций, служебные документы должностных лиц ФССП России из которых можно предположить, что имелось нарушение условий оказания услуг почтовой связи.
2. Документы делопроизводства суда так или иначе связанные с оформлением и передачей судебных извещений оператору почтовой связи для отправки их адресату из которых можно установить факт отправки ПО, его вид, категорию и разряд.
3. Непосредственно конверт ПО и его вложение.
4. Документы с информацией о «движении» ПО, полученные из сервисов операторов почтовой связи об отслеживании ПО.
5. Внутренние документы оператора почтовой связи, сопровождающие ПО и несущие информацию об осуществлении с ПО каких-либо технологических операций.
6. Внутренние документы оператора почтовой связи, устанавливающие режим работы и проведения с ПО каких-либо технологических операций.
7. Лицензия, устав и внутренние документы оператора почтовой связи, устанавливающие полномочия должностных лиц.
8. Нормативные правовые акты, договор (государственный контракт) об оказании услуг почтовой связи, акты операторов почтовой связи и другие документы, устанавливающие условия и порядок оказания услуг почтовой связи.
§25.3.2. Документы, являющиеся доказательствами при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФГУП «Почта России» и их должностных лиц.
Основными документами, которые признаются судами в качестве доказательств наличия события административного правонарушения считаются:
– копии конвертов ПО;
– копии уведомлений о вручении ПО;
– информация об отслеживании ПО, полученных из официальных сервисов отслеживания ПО предлагаемых оператором почтовой связи, в виде копий Отчета об отслеживании ПО, распечаток, скриншотов страниц сайта оператора почтовой связи.
Такие документы, используемые в качестве доказательств, как конверты ПО, уведомления о вручении ПО, информация об отслеживании ПО (Отчеты об отслеживании ПО) подробно рассмотрены в §1.5, 24.2, 24.3 и §2.8, 24.4. В большинстве случаев копии конверта ПО (копии уведомления о вручении ПО) в совокупности с Отчетом об отслеживании ПО для квалификации и доказывания правонарушения вполне достаточно.
Также, документами, используемыми в качестве доказательств наличия события административного правонарушения, могут являться следующие документы31:
– сообщения судов о выявлении фактов нарушения условий оказания услуг почтовой связи, направленные должностным лицам ФССП России;
– служебная записка (рапорт, акт об обнаружении правонарушения) предоставленная должностным лицом ФССП России о выявленном непосредственно им фактов нарушения;
– копии государственных контрактов;
– графики работы объектов почтовой связи, копии расписаний (графиков) и иных документов оператора почтовой связи, регламентирующих время выполнения тех или иных производственных операций;
– копии списков (реестров) исходящей корреспонденции отправителя, принятой в объекте почтовой связи и копии квитанций о принятии ПО в объекте почтовой связи;
– копии различных накладных, к которым приписаны ПО при пересылке ПО между объектами почтовой связи, в т.ч. транзитными;
– копии накладных на возвращаемые отправителю ПО и заказные уведомления о вручении;
– копии уведомлений о вручении ПО, поступившие отправителю;
– копии первичных и вторичных почтовых извещений, их дубликатов и отрывных частей;
– копии почтовых извещений, оформляемые на засланные и досланные ПО.
Документами, используемыми в качестве доказательств при установления лица, совершившего противоправные действия (бездействие) и виновности лица в совершении административного правонарушения, могут являться такие документы как32:
– копии лицензии, положений об операторе почтовой связи, его структурных подразделений, объектов почтовой связи;
– копии должностных инструкций (обязанностей), должностных регламентов должностного лица оператора почтовой связи;
– копии приказов оператора почтовой связи о назначении должностного лица на должность и др.
Данные перечень не является исчерпывающим и в качестве доказательств могут быть использованы и множество иных документов, как суда, так и служебных документов оператора почтовой связи.
Графики работы объектов почтовой связи, копии расписаний (графиков) и иных документов оператора почтовой связи, регламентирующих время выполнения тех или иных производственных операций, необходимые в некоторых сложных случаях для уточнения нарушения срока совершения тех или иных производственных операций, рассмотрены в §2.7.
Документы делопроизводства суда, которые возможно могут пригодиться при производстве по делу для установления вида, категории, разряда ПО, характера его вложения и даты передачи в объект почтовой связи места приема, рассмотрены в §1.2.3.
Документы оператора почтовой связи, которые, при необходимости, могут быть истребованы у оператора почтовой связи и использованы в качестве доказательств, в зависимости от совершенного нарушения, рассмотрены в соответствующих главах.
§25.4. Требования и запросы о предоставлении информации
В ходе проверки, в некоторых случаях для установления события правонарушения, требуется наличие тех или иных сведений или документов, находящихся у оператора почтовой связи, государственных органах или граждан. В данных случаях, до возбуждения дела об административном правонарушении должностное лицо ФССП России, проводящее проверку может истребовать интересующий его документ. Однако истребование информации и документов до возбуждения дела об административном правонарушении (до составления протокола) вызывает некоторые сложности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах», законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории РФ. Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок33. Таким образом, судебный пристав – исполнитель, а также в соответствии с ч.ч. 3, 4 Федерального закона «О судебных приставах», старший судебный пристав и его заместители, могут истребовать любую необходимую информацию и документы от оператора почтовой связи, государственных органов, различных организаций и граждан, предоставив им необходимое время (но при этом определяемое должностным лицом ФССП России) для предоставления требуемых сведений, документов.
Однако, в нашем случае данный порядок истребования информации и документов не применим, т.к. производство по делам об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, не связано с исполнительным производством, и ссылаться при истребовании информации и документов до возбуждения дела об административном правонарушении на ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» невозможно.
Однако, если поводом к проведению проверки стало поступление в территориальный орган или структурное подразделение обращения гражданина, то должностное лицо рассматривающее обращение гражданина (в том числе судебный пристав по ОУПДС), запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия34. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления35.
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, предусматривает административную ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)».
Уже после составления протокола об административном правонарушении, либо любого иного протокола о применении мер обеспечения по делу т.е. после возбуждения в соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, никаких сложностей в истребовании информации и документов быть уже не может. После возбуждения дела об административном правонарушении, для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении (в том числе и судебный пристав по ОУПДС), может, в соответствии с ч. 1 ст. 26.9. КоАП РФ, направлять запросы и поручить совершение отдельных действий, а также, в соответствии со ст. 26.10 КоАП РФ, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Подробнее о поручениях, запросах и истребовании сведений рассмотрено в §25.4, 27.3.
§25.5. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме36.
Объяснения, данные лицом, как по собственной инициативе, так и по просьбе должностного лица, являются источником доказательств по делу. В принципе в своих объяснениях лицо вправе затрагивать любые вопросы, если считает, что они имеют значение для дела: оно может сообщить о наличии смягчающих обстоятельств, причин и условий, способствующих совершению данного правонарушения, давать характеристики потерпевшего, свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т. д.37
§25.5.1. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются38:
– в протоколе об административном правонарушении;
– в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
– в случае необходимости объяснения записываются отдельно и приобщаются к делу.
При производстве по делу обязательно и достаточно наличие объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в протоколе об административном правонарушении (§26.3, 26.4). Отдельное объяснение от него отбирается и приобщается к делу в случае необходимости уточнения каких-либо вопросов, имеющих значения для дела. При этом объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении отбирается в том же порядке, как и при составлении протокола, с разъяснением ему его прав и обязанностей, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.
Отсутствие какого либо объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в материалах дела (за исключением случая его отказа, когда такой отказ зафиксирован в установленном порядке) является нарушением влекущим отмену вынесенного по данному делу постановления39.
Нарушением, влекущим невозможность использования объяснения в качестве доказательства, может быть признано, получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому не было предварительно разъяснено его права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции РФ40. Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предоставлено право давать объяснения. Соответственно (с учетом положений ст. 51 Конституции РФ), очевидна возможность отказа этого лица от дачи объяснений41.
Образец объяснения:
Перечень вопросов к должностному лицу оператора почтовой связи, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении зависит от его должности и допущенного нарушения. Примерный перечень вопросов к должностному лицу объекта почтовой связи:
– кто исполнял обязанности должностного лица объекта почтовой связи в предполагаемый период совершения правонарушения (отпуска, больничные);
– что входит в обязанности должностного лица в объекте почтовой связи;
– когда должностному лицу стало известно о нарушении;
– как в соответствии с нормативными правовыми актами и актами оператора почтовой связи (приказы, инструкции, нормативы, расписания) должна была быть произведена та или иная технологическая операция, в ходе осуществления которой допущено нарушение (даты, время, порядок);
– как на самом деле произведена технологическая операция (даты, время, порядок), какие нормативные правовые акты и акты оператора почтовой связи при этом были нарушены
– по какой причине, каким объектом почтовой связи и кем из работников объекта почтовой связи было допущено нарушение;
– считает ли должностное лицо себя виновным в совершении правонарушения;
– имеются ли какие-либо обстоятельства, при наличии которых должностное лицо не может нести ответственность.
§25.5.2. Показания свидетелей
Показания свидетелей являются таким источником доказательств, отсутствие которых невозможно восполнить никакими другими доказательствами. Основанием для вызова лица в качестве свидетеля служит предположение о том, что ему известны какие-либо данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию42. В качестве свидетелей могут быть опрошены любые лица, которым могут быть известны какие либо обстоятельства имеющие отношение к делу43. Данным лицом может быть:
– работник объекта почтовой связи, допустивший нарушение при производстве какой-либо операции, ставшей причиной правонарушения (почтальон, оператор рабочего места объекта почтовой связи и др.);
– любой другой работник объекта почтовой связи, которому может быть что-либо известно по факту нарушения производственной операции;
– работник канцелярии суда, секретарь, помощник судьи, оформлявшие ПО для отправки адресату, работник суда осуществлявший передачу ПО в объект почтовой связи44;
– лицо, сообщившее о нарушении (например, лицо, подвергаемое приводу и др.);
– адресат (представитель организации, уполномоченный на получение корреспонденции), которому предназначалось ПО45;
– лица, проживающие совместно с адресатом, соседи, иные работники организаций – адресата46;
– иные лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие отношение к делу.
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, получение объяснений свидетеля которому не было предварительно разъяснено его права и обязанности, предусмотренные ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а также свидетель не был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ47.
Что касается адресат то, в случае заявления им о нарушении в отношении доставки (вручении) ему судебного извещения, и признания его потерпевшим, он, в соответствии с ч. 4. ст. 25.2 КоАП РФ, может быть опрошен в качестве свидетеля.
Первоначально, в качестве свидетеля может быть опрошено и должностное лицо оператора почтовой связи, которое впоследствии будет являться лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Но впоследствии при возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении (составлении протокола об административном правонарушении) его необходимо будет повторно опросить, но уже в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Перед началом опроса свидетелю должны быть разъяснены его права и обязанности. Свидетель вправе48:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
Свидетель обязан49:
– явиться по вызову должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении,
– дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу; ответить на поставленные вопросы, удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
При этом обязанность свидетеля явиться по вызову должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, относятся к случаям вызова его как к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, так и к лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении. Свидетеля вызывают повесткой, в которой указывается, куда, когда и к кому он должен явиться для дачи свидетельских показаний. Повестка вручается свидетелю под расписку, а в случае его отсутствия – членам семьи, администрации по месту жительства, работы, учебы50.
Также, перед опросом свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний51.
Перечень вопросов к свидетелю зависит от того, кто является свидетелем (работник почты, суда, адресат и др.) и допущенного нарушения.
Свидетель при опросе обязан дать правдивые показания52:
– сообщить все известное ему по делу;
– ответить на поставленные вопросы;
– удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Показания свидетеля должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить правдивость его показаний, возможность объективно воспринять и оценить обстоятельства дела. Если свидетель в своих показаниях ссылается на сведения, полученные им от других лиц, он должен сообщить все известные ему данные об этих лицах. Если речь идет о лицах, незнакомых свидетелю, он должен сообщить в своих показаниях, при каких обстоятельствах и где встретился с ними, описать их, назвать, кто может подтвердить содержание разговора, и т. д.53
За отказ или за уклонение от исполнения выше указанных обязанностей свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ54. Умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в т.ч. явное уклонение от дачи объяснения, за исключением случаев отказа от дачи объяснения в соответствии со ст. 51 Конституции РФ, предусматривает административную ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП РФ55.
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Абатского района Тюменской области от 04.06.2013 №5—376/2013
Т.Н.В., 26.03.2013 года около 13.30 часов находясь в здании Абатского районного суда Тюменской области по адресу: Тюменская область Абатский район с. Абатское по ул.1 Мая 5, отказалась от дачи объяснений в качестве свидетеля и получения повестки на 27.03.2013 по факту расследования административного правонарушения, предусмотренного ст.13.26 КоАП РФ в отношении (ф.и.о.1) по требованию судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Абатского районного отдела судебных приставов и в Абатский РОСП не явилась.
Т.Н.В. вину признала полностью, пояснив, что т.к. в ее действиях вины в недоставке судебного уведомления не было, она отказалась от дачи показаний. На работе начальство ей установило, чтобы никаких объяснений не давать, т.к. это решается на их уровне. Также она не хотела давать показания в коридоре, т.к. это её унижает. Она предприняла попытку покинуть здание, но ей не дали и у нее началась истерика. Если бы она знала, что за это существует административная ответственность, то она бы не отказывалась. От получения повестки она отказалась, т.к. ей было плохо. На следующий день не пришла.
Свидетель (ф.и.о. 2) суду показал, что в рамках проверки сообщения из районного суда о недоставке судебного извещения проводилась проверка и допрашивались работники связи. А т.к. почту в районный суд носит Т. Н. В., ее необходимо было допросить по данному факту. На его предложение дать объяснение Т. Н. В. отказалась. Тогда он решил вызвать ее на следующий день и вручить повестку, но она отказалась от получения повестки и хотела выйти из здания. Но ей не дали сразу уйти, т.к. факт отказа фиксировался в присутствии понятых. Затем Т. Н. В. беспрепятственно покинула здание суда. Так как своих кабинетов у них нет, объяснение он предложил ей дать в коридоре, на своем рабочем месте. Свидетель (ф.и.о. 3) дал аналогичные пояснения.
Вина Т. Н. В. подтверждается копией постановления по делу об административном правонарушении Абатского РОСП о наказании (ф.и.о. 1) по ст.13.26 КоАП; показаниями понятых (ф.и.о. 4) и (ф.и.о. 5) о том, что в их присутствии Т. Н. В. отказалась от дачи объяснения и получения повестки; объяснениями свидетеля (ф.и.о. 6).; свидетеля (ф.и.о. 7); повесткой на 27.03.2013 к 14.00 часам на имя Т. Н. В., где указано, что от дачи объяснений и получения повестки Т. Н. В. отказалась.
Согласно ч. 2 ст. 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и дать правдивые показания: сообщить все, что ему известно по делу, ответить на вопросы и удостоверить своей подписью правильность занесения его показаний.
Суд приходит к выводу, что требования судебного пристава были законны, а Т. Н. В. не выполнила свою обязанность как свидетель.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Т. Н. В. совершила правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ – умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9 КоАП РФ, постановил: Т.Н.В. признать виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
§25.6. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
§25.6.1. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут быть приняты уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий в целях56:
– пресечения административного правонарушения,
– установления личности нарушителя,
– составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения,
– обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении
– исполнения принятого по делу постановления.
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом57.
При производстве по делу об административном нарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, должностными лицами ФССП России могут быть применены следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
– доставление;
– административное задержание;
– личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;
– осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;
– изъятие вещей и документов;
– привод.
Данные меры при производстве по делу об административном нарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ в основном применяются в целях:
– установления личности нарушителя,
– составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения,
– обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении могут применяться на любой стадии производства, а составление первого протокола о применении этих мер является актом возбуждения дела об административном правонарушении. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении за рамками процессуальных сроков, отведенных законодателем на его осуществление, недопустимо58.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство59. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством60.
Наиболее вероятным при производстве по делу об административном нарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ является применение такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении как доставление, применяемой для установления личности нарушителя, и (или) составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. Применение административного задержания, личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, при производстве по данному делу маловероятно и поэтому рассмотрены данные меры здесь не будут. Такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении как привод может быть применен на стадии рассмотрения дела для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
§25.6.2. Доставление.
Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным61. Поскольку целью доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях является составление протокола об административном правонарушении, основанием доставления является совершение деяния, содержащего признаки правонарушения. При принятии решения о доставлении уполномоченное должностное лицо не обязано устанавливать все признаки состава правонарушения, достаточно установления события правонарушения. Следует особо отметить, что наличие в действиях лица признаков состава правонарушения само по себе не дает право уполномоченным должностным лицам осуществить доставление данного лица в служебное помещение органа внутренних дел или иные помещения, указанные в комментируемой статье. Доставление может применяться только в случаях, когда составление протокола об административном правонарушении является обязательным и составить его на месте выявления правонарушения невозможно62.
К обстоятельствам, препятствующим составлению протокола об административном правонарушении на месте его выявления, относятся чаще всего63:
– отсутствие у лица, совершившего противоправное действие, документов, удостоверяющих личность;
– появление сомнения в том, что документы, удостоверяющие личность подлинны,
– отказ сообщить о себе необходимые сведения,
– оказание противодействия при пресечении и процессуальном оформлении уполномоченным должностным лицом правонарушения.
Если у лица, привлекаемого к административной ответственности, имеются при себе документы, удостоверяющие его личность, не препятствует составлению протокола и может дать объяснения, оснований для доставления нет. Отсутствие у должностного лица бланков протоколов об административных правонарушениях не является основанием для доставления64.
Доставление как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется при выявлении административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов65.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1316 (ред. от 20.01.2015) «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности является Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).
Доставление лица должностными лицами ФССП России осуществляется в служебное помещение суда или органа внутренних дел (полиции)66
Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок67. При этом, учитывая, что удаленность места совершения правонарушения от помещения (суда или органа внутренних дел), куда необходимо доставить совершившее его физическое лицо, может быть различной, законодатель не счел целесообразным устанавливать предельного срока доставления. Однако такой срок не может превышать времени, которое требуется, чтобы доставить лицо в соответствующее служебное помещение и составить там протокол об административном правонарушении68.
О доставлении составляется протокол о доставлении. Либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании69. С момента составления протокола о доставлении, если этот процессуальный документ является первым в производстве по делу об административном правонарушении, дело об административном правонарушении считается возбужденным70.
Образец протокола о доставлении:
Поскольку с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении дело об административном правонарушении считается возбужденным, то с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении71. Поэтому при доставлении лица и составлении протокола о доставлении доставленному лицу разъясняются его права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ:
– знакомиться со всеми материалами дела;
– давать объяснения (объяснения могут отражаются как в протоколе о доставлении, так и в протоколе об административном правонарушении, или в случае необходимости записываются отдельно и приобщаются к делу72);
– представлять доказательства;
– заявлять ходатайства и отводы;
– пользоваться юридической помощью защитника;
– иные процессуальные права в соответствии с КоАП РФ.
В протоколе о доставлении должны быть указаны:
– дата и место составления протокола;
– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
– сведения о доставленном лице;
– отметка об ознакомлении доставляемого лица с его правами и обязанностями;
– время, место доставления;
– причина применения доставления.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и доставленным лицом. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе73.
После окончания доставления обязательного применения административного задержания, не требуется и после вручения правонарушителю копии протокола об административном правонарушении он должен быть отпущен74.
§25.6.3. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
В некоторых случаях для сбора доказательств, в частности документов оператора почтовой связи имеющих значения для дела, помимо истребования сведений, например при отказе предоставить данные документы добровольно, может быть применена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении как осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в ходе которого возможна фиксация, копирование интересующих документов а также их изъятие.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. Круг должностных лиц ФССП России уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и соответственно производить осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подробно рассмотрен в §26.2.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется:
– в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя,
– а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В соответствии с ч. 3 ст. 27.8 КоАП РФ, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
В соответствии с ч.ч. 4—6 ст. 27.8 КоАП РФ, об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол об осмотре помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в котором указываются:
– дата и место его составления,
– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол,
– сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе,
– сведения об осмотренных территориях и помещениях,
– сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
– делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
– подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия.
В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.10 КоАП РФ, изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него соответствующих документов, осуществляется, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. О порядке изъятия документов см. далее в §25.6.4.
Отсутствие протокола об осмотре помещений, территорий и находящихся там вещей и документов или протокола изъятия вещей и документов в материалах дела, в случае наличия в материалах дела копий документов принадлежащих оператору почтовой связи полученных посредством их копирования, может привести к признанию данных копий документов недопустимыми доказательствами75.
Образец протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов:
§25.6.4. Изъятие вещей и документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ, изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 КоАП РФ, т.е. должностными лицами ФССП России уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять доставление (см. §26.2).
Изъятие документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 27.10 КоАП РФ, в том числе обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, должно производится с соблюдением одного из условий:
– изъятие производится в присутствии двух понятых;
– либо изъятие производится с применением видеозаписи.
Также, в соответствии с ч. 4 ст. 27.10 КоАП РФ, в случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
В соответствии с ч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ, об изъятии вещей и документов составляется протокол изъятие вещей и документов в котором указываются:
– сведения о виде и реквизитах изъятых документов;
– запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов (материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу);
– запись о передаче лицу, у которого изымаются документы, оригиналов этих документов после снятия с них копий;
– подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
В соответствии с ч. 8 ст. 27.10 КоАП РФ, копия протокола вручается лицу, у которого изъяты документы, или его законному представителю.
В соответствии с ч. 5.1. ст. 27.10 КоАП РФ:
В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.
В соответствии с ч. 9 ст. 27.10 КоАП РФ, в случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Образец протокола об изъятии вещей и документов:
§25.7. Отказ в возбуждении дела об административном правонарушении
Установив все обстоятельства, должностное лицо (судебный пристав) должен решить вопрос о наличии или отсутствии в действии (бездействии) физического (должностного лица оператора почтовой связи) или юридического лица – оператора почтовой связи признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ и соответственно о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении по этому основанию76.
Если должностным лицом, в ходе проверки при рассмотрении материалов, сообщений, заявлений, будут установлено одно из обстоятельств, предусмотренного ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, при наличии которого, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, должностное лицо проводящее проверку должно отказать в возбуждении дела об административном правонарушении77.
В случае установления в ходе проверки фактов совершения оператором почтовой связи действий, образующих состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и отсутствия состава правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, должностное лицо проводившее проверку передает материалы по подведомственности. В случае если в возбуждении дела об административном правонарушении отказано т.к. должностным лицом ФССП России факта нарушения условий оказания услуг почтовой связи установлено не было, то передача по подведомственности, например в Роскомнадзор России бездействием не является78.
В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления протокол об административном правонарушении не составляется и, в соответствии с ч. 5. ст. 28.1 КоАП РФ, им выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении выносит именно должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, проводящее проверку материалов, сообщений, заявлений, а не должностное лицо уполномоченное рассматривать протокол об административном правонарушении79. Т.е. если проверку по поручению старшего судебного пристава проводит судебный пристав, то он и выносит данное определение, а не старший судебный пристав. Если проверку проводит сам старший судебный пристав, то и определение выносит тоже он80.
В определении по делу об административном правонарушении указываются81:
1) должность, фамилия, инициалы должностного лица, вынесшего определение;
2) дата и место рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела;
3) сведения о лице, которое подало заявление, ходатайство, либо лице, в отношении которого рассмотрены материалы дела;
4) содержание заявления, ходатайства;
5) обстоятельства, установленные при рассмотрении заявления, ходатайства, материалов дела;
6) решение, принятое по результатам рассмотрения заявления, ходатайства, материалов дела.
Определение по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим определение82.
Определение об отказе должно быть мотивировано. Для принятия решения о возбуждении дела или об отказе в возбуждении должностное лицо в любом случае должно провести проверку в полном объеме: собрать необходимые материалы для установления факта события административного правонарушения либо об отсутствии такого, получить необходимые объяснения, документы. Не выяснение всех необходимых выяснению при проведении проверки обстоятельств является существенными нарушения, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении83.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными гл. 30 КоАП РФ84 (см. гл. 29).
Если при проведении проверки до составления протокола об административном правонарушении был составлен протокол о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении то, в соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным считается уже возбужденным. В этом случае, при установлении одного из обстоятельств при котором производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, должностное лицо должен не отказать в возбуждении дела об административном правонарушении, а уже прекратить начатое производство, в порядке, предусмотренном ст. 28.9 КоАП РФ, с вынесением постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. §26. 7).
При этом постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится не должностным лицом уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении (судебным приставом и др.), а должностным лицом уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении (старший судебный пристав, его заместитель и др.).
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
17 октября 2016 г. г. Ульяновск
Я, судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов межрайонного отдела судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Ульяновска (далее – МОСП по ОУПДС г. Ульяновска) Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, референт государственной гражданской службы 1 класса Данилин О. М., получив сообщение (заявление) от гр. Васильевой В. В. о привлечении к ответственности должностных лиц отделения почтовой связи (далее – ОПС) №432063 Ульяновского почтамта УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» за нарушение условий оказания услуг почтовой связи, выразившееся в отказе в выдаче гр. Васильевой В. В., адресованного ей судебного извещения, направленного Арбитражным судом Ульяновской области, имевшим место 12.10.2016 в ОПС №432063,
У С Т А Н О В И Л
15.10.2016 в МОСП по ОУПДС г. Ульяновска обратилась гр. Васильевой В. В. с заявлением о привлечении к ответственности должностных лиц отделения почтовой связи (далее – ОПС) №432063 Ульяновского почтамта УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России».
Из объяснения гр. Васильевой В. В. установлено то, что 13.10.2016 она обратилась в ОПС №432063, для получения, адресованного ей судебного извещения, направленного Арбитражным судом Ульяновской области. Основанием для обращения в ОПС послужило обнаруженное ею в своем почтовом ящике первичное и вторичное почтовые извещения с приглашением явится в ОПС для получения регистрируемого почтового отправления (далее – РПО) с почтовым идентификатором №432068101001001.
Однако при обращении в ОПС ей было отказано в получении РПО №432068101001001 было отказано т.к. со слов почтового работника данное РПО к моменту обращения гр. Васильевой В. В. было уже отправлено из ОПС по обратному адресу, по причине истечения его срока хранения.
По мнению гр. Васильевой В. В. отказ в выдаче был не законен и являются нарушением условий оказания услуг почтовой связи.
В ходе проведенной проверки было установлено следующее.
Из списка исходящих почтовых отправлений Арбитражного суда от 30.09.2016 Арбитражным судом Ульяновской области по адресу г. Ульяновск, ул. Северная, 1 – 1, было направлено РПО №432068101001001. РПО адресовано гр. Васильевой В. В. Данное РПО отнесено к категории «Судебное» и в качестве вложения в нем находилось определение о принятии искового заявления Васильевой В. В., которое является судебным извещением.
Из распечатки «Отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 432068101001001» (далее – Отчет об отслеживании отправления) полученного с помощью сервиса отслеживания почтовых отправлений официального сайта ФГУП «Почта России» установлено что, РПО №432068101001001 поступило в ОПС №432063 02.10.2016. Из Отчета об отслеживании отправления указано, что 10.10.2016 РПО №432068101001001 выслано из ОПС №432063 обратно отправителю т.к. истек срок его хранения.
Из накладной ф.16 от 13.10.2016 №432099123456789 установлено, что возвращаемое РПО №432068101001001 поступило в суд 13.10.2016 и приобщено к делу № А73—123456.
Из даты оттиска календарного почтового штемпеля (далее — КПШ) копии оборотной стороны конверта почтового отправления установлено что, РПО №432068101001001 поступило в ОПС №432063 02.10.2016. Из даты оттиска КПШ проставленной на ярлыке ф. 20 на оборотной стороне конверта РПО установлено, что, данное РПО отправлено из ОПС №432063 по обратному адресу 11.10.2016. На ярлыке ф. 20 указано, что причиной возврата является истечение срока хранения.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 17.06.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
В настоящее время действуют Правила оказания услуг почтовой связи (далее – ПОУПС), утвержденные Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи»
В соответствии с пп. «в» п. 46 ПОУПС, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с п. 15 Правил оказания услуг почтовой связи, операторы почтовой связи вправе установить разряды почтовых отправлений в зависимости от категории отправителей, прием, пересылка и доставка которых осуществляются в приоритетном порядке. Во исполнении данного положения ПОУПС, ФГУП «Почта России» приказом от 19.07.2005 №274 «О введении нового разряда почтовых отправлений» ввело разряд ПО «Судебное». Условия приема, вручения, хранения и возврата ПО разряду «Судебное», в объектах федеральной почтовой связи, установлены Особыми условиями разряда «Судебное».
Почтовое отправление с почтовым идентификационным номером 432068101001001 является почтовым отправлением ФГУП «Почта России» разряда «Судебное», о чем свидетельствует отметка «Судебное» на адресной стороне почтового отправления, наличие уведомления о вручении регистрируемого почтового отправления ф. 119, прикрепленного к обратной стороне отправления. Отправителем данного почтового отправления является Арбитражный суд Ульяновской области.
В соответствии с п. 3.6 Особых условий, не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» хранятся в отделении почтовой связи 7 календарных дней. По истечении указанного срока данные почтовые отправления подлежат возврату по обратному адресу. Исчисление срока хранения необходимо производить со следующего дня после поступления почтового отправления в адресное отделение почтовой связи. В праздничные дни исчисление срока хранения должно производиться с последующего дня после праздничного.
Почтовое отправление с почтовым идентификационным №432068101001001 поступило в ОПС №432063 02.10.2016.
Исчисление срока хранения необходимо производить со следующего дня после поступления почтового отправления в адресное отделение почтовой связи, т.е. первым днем хранения является 03.10.2017
Последней днем хранения почтового отправления разряда «Судебное», поступившего в ОПС 02.10.2016, является 09.10.2016, а датой возврата РПО, соответственно, 10.10.2016. 10.10.2016 – понедельник, в соответствии с графиком работы ОПС №432063 является нерабочим днем.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 17.06.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 114 АПК РФ, в случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый, следующий за ним, рабочий день.
Таким образом, почтовое отправление должно было быть направлено по обратному адресу 11.10.2016.
Фактически, РПО и было направлено (возвращено) по обратному адресу 11.10.2016, т.е. в день, установленный для возврата.
Гр. Васильева В. В. обратилась в ОПС №432063 только 13.10.2016, когда РПО было уже отправлено из ОПС №432063.
Каких-либо нарушений ПОУПС и актов оператора почтовой связи в части соблюдения срока хранения РПО в ОПС №432063 в ходе проведенной проверки не установлено.
Должностным лицом ОПС №432063 – начальником ОПС №432063 Ульяновского почтамта УФПС Ульяновской области – филиала ФГУП «Почта России» Ивановой И. И. не допущено ненадлежащее исполнения своих служебных обязанностей.
Указанные обстоятельства исключают производство по делу об административном правонарушении.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5, ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ
О П Р Е Д Е Л И Л
В возбуждении дела об административном правонарушении отказать в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судебный пристав по ОУПДС
МОСП по ОУПДС г. Ульяновска
УФССП России по Ульяновской области Данилин О. М. Данилин
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Копию определения получил (а) Васильева В. В. Васильева
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ85
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечения)
Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 настоящего Кодекса:
3) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.