Вы здесь

Статистическое изучение исторических временных рядов сельскохозяйственного производства в России. 1 Теоретические основы изучения исторических временных рядов сельскохозяйственного производства в России (А. П. Цыпин, 2013)

1 Теоретические основы изучения исторических временных рядов сельскохозяйственного производства в России

1.1 История развития сельского хозяйства с начала 1917 г. до 2011 г

История человеческого общества со времени его зарождения и до наших дней неразрывно связана с историей развития материального производства и, в частности, сельского хозяйства – отрасли, дающей человеку самое необходимое – пищу. Из века в век, накапливая опыт и знания, совершенствуя орудия труда и методы труда, человечество добивалось увеличения производства продуктов питания, необходимых для удовлетворения все возрастающих потребностей неуклонно растущего населения Земли [4].

На развитие сельского хозяйства России существенное влияние оказывали совершаемые в стране реформы, смены форм государственных правлений и другие значимые социальные и политические преобразования.

Среди этих преобразований можно выделить 8 этапов в развитии сельского хозяйства в России (рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 – Исторические этапы развития сельского хозяйства


Общий рисунок развития на протяжении всего века оставался один и тот же: преобладание в этом развитии политических факторов над экономическими, игнорирование законов развития сельского хозяйства, пренебрежительное отношение власти к нуждам российских крестьян. Исключения были, но скорее случайные, потому краткосрочные и без особых позитивных последствий. Одним из таких исключений была столыпинская аграрная реформа.

За 8 лет столыпинских реформ в России было обустроено 20,3 млн. десятин земли, организовано около 1,6 млн. хуторов и отрубов (1 млн. в результате землеустройства), ликвидирована чересполосица до 1-3 полей, сокращена дальность полей до 0,5 км. от усадьбы.

В результате столыпинских реформ на землеустроенных участках использования современных технологий, механических орудий труда появилась возможность освоить производство ряда новых сельскохозяйственных культур (например, сахарной свеклы и кукурузы) и видов животноводческой продукции (производство пушнины).

В результате проведенных реформ на 12 % расширились в России посевные площади, на 15 % (до 8,5 ц/га) увеличилась средняя урожайность зерновых, в 1,35 раза возрос вывоз хлеба за границу (1913 г. к 1904 г.), началось массовое переселение крестьян в Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию и на Дальний Восток, население которых за годы реформ увеличилось вдвое, было положено начало созданию в массовом порядке крестьянских кооперативов, которых к началу 1914 г. насчитывалось в России более 31 тыс., в том числе 6 тыс. сельскохозяйственных обществ, артелей и товариществ [5].

Революционные преобразования в 1917 г. ознаменовали наступление принципиально новых экономических и политических условий, характеризующихся диаметрально противоположными взглядами и правящей элиты на сельское хозяйство вообще и на источники его финансирования в частности [6].

Этап с 1917 по 1920 г. характеризуется отсутствием слаженной программы действия правительства в отношении аграрного сектора и попыткой принять антикооперативные меры, связанные с национализации потребительской и кредитной кооперации. Кредитование деревни предполагалось сосредоточить либо исключительно в руках государства, либо напрямую подчинить ему кооперативные кредитные организации, чтобы не потерять власти над крестьянством в целом. Это было одной из причин полной дестабилизацией рынка сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственное производство вновь приобретает натуральный, потребительский характер, денежное обращение в стране подорвано, российский рубль стремительно теряет свою покупательную способность [7].

В первые военные годы (1914-1916 гг.) в России наблюдалось увеличение посевных площадей, а в революционные – сокращение (в 1917 г. по сравнению с 1913 г. на 7 %), усилившееся в 1918-1928 гг., что во многом предопределили сумбурные аграрные реформы временного правительства России, а затем советской власти в годы Гражданской войны, продразверстки, продналога и НЭПа.

В начале 1918 г. в России было положено начало ликвидации частной собственности на землю, права на которую лишались все слои общества, кроме крестьян. В соответствии с Декретом власти Советов о земле крестьянам было отдано безвозмездно более 150 млн. га удельной, помещичьей, монастырской и прочих видов земли, что было равносильно конфискации этих земель. Такой же принцип был применен к лесам, водам и недрам [5].

К концу 1920-х гг. был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства, к окончательному отказу от ориентации на личное крестьянское хозяйство [8].

Помимо земли и прочих угодий в руки крестьян передавалось все движимое и недвижимое имущество примерно на 300 млн. р. Были ликвидированы огромные ежегодные платежи помещикам и сельской буржуазии за аренду земли (примерно на сумму 700 млн. р. золотом), был аннулирован долг Крестьянскому поземельному банку, составлявший к тому времени 3 млрд. р.

Период восстановления экономики России (1921-1925 гг.) оказал в целом положительное влияние на развитие отечественного сельского хозяйства, чему в немалой степени способствовала начатая весной 1921 г. замена продразверстки продналогом. В результате голода 1921-1922 гг., поданным ЦСУ, продразверстка унесла свыше 5 млн. (точная цифра 5053 тыс.) человеческих жизней [5].

Происходило укрепление централизованных, плановых начал управления российской экономикой, что способствовало оживлению товарообмена, изменению структуры производства в соответствии с потребностями общества. Потребностями сельскохозяйственного производства привели к созданию в стране государственно-кооперативной системы кредитования сельского хозяйства при главенствующей роли государства.

В ходе осуществления денежной реформы 1922 – 1924 гг. в стране удалось укрепить национальную денежную единицу, началось восстановление товарно-денежных отношений после периода «военного коммунизма». Финансированием и кредитованием сельского хозяйства занимались: Центральный сельскохозяйственный банк СССР, учрежденный в 1924 г. в качестве всесоюзного центра сельскохозяйственного кредита (51 % акций принадлежал государственным органам); 6 республиканских сельскохозяйственных банков союзных республик, через которые осуществлялось финансирование сельского хозяйства республик за счет бюджетных ассигнований; 62 общества сельскохозяйственного кредита финансировали сельское хозяйство путем выдачи ссуд первичным кооперативам и отдельным крестьянам; сеть первичных кредитных кооперативов, непосредственно обслуживающих крестьянские хозяйства [7].

Система сельскохозяйственного кредита в СССР была построена на государственно-кооперативных началах. В рамках этой системы кооперативному сектору отводилась лишь роль технического исполнения государственных команд: условия и план кредитования определялись Центральным банком сельскохозяйственного кредита, денежный оборот крестьянских хозяйств был организован за счет государственных средств [6].

В 1923 г. впервые с 1913 г. возобновился экспорт хлеба, в 1924 г. червонец стал конвертируемой валютой, к 1927 г. основная масса крестьянства стала середняками. Согласно данных приведенных на рисунке 1.2, за период 1928-1932 гг. резко возрастает экспорт зерна за границу [9].


Рисунок 1.1 – Динамика экспорта зерна в России 1928-1932 гг.


Если с 1913 по 1922 г. цены на промышленные товары, по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства, выросли в 1,2 раза, то к концу 1923 г. «ножницы цен» достигли 300 %. Чтобы купить плуг в 1913 г. хватало 10 пудов ржи, в 1923 г. требовалось уже 36 пудов ржи (пуд – 16 кг).

На лучшие годы НЭПа (1925–1927 годы) приходится рост частных крестьянских хозяйств (их в 1927 г. в России насчитывалось 25 млн.), увеличение доли в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства до 37,2 % [10].

Отказ от НЭПа и переход к коллективизации предопределяют в стране ускоренный рост цен на сельскохозяйственную продукцию, который, правда, был всегда ниже общего роста цен, в основе чего была искусственно заниженная себестоимость реализуемых продуктов питания. Так, если общий индекс государственных розничных цен с конца 1920-х до начала 1950-х годов в стране вырос более чем в десять раз, то заготовительные цены на картофель в эти же годы выросли в 1,5 раза, на крупный рогатый скот – в 2,1 раза, свиней – в 1,7 раза, молоко – в 4 раза. При этом себестоимость центнера зерна в совхозах, например, в 1940 г. превышала 3 р., тогда как заготовительная цена в среднем равнялась 86 копеек. И подобная практика была распространенным явлением долгие годы [11].

С 1928 – 1929 гг. отношения государства с предприятиями аграрной сферы строились на основе договоров контрактации, позволивших впоследствии перейти к крупным, оптовым формам купли-продажи. Усиливалось государственное воздействие на регуляторы финансовых потоков между городом и деревней [6].

Насильственная коллективизация крестьянских хозяйств повлекла за собой раскулачивание зажиточных слоев крестьянства, их массовое выселение с исконных территорий и высылку в Сибирь, истребление скота, полную дезорганизацию работы в колхозах, разорение деревни привела в 1932-1933 гг. к новому голоду, который по своим размерам и количеству жертв превзошел голод 1921-1922 гг. [12].

Известный отечественный демограф Б.Ц. Урланис в своих работах доказывал факт сокращения населения России с конца 1932 г. до конца 1933 г. на 7,5 млн. человек.

Политика ликвидации кулаков как класса повлекла за собой снижение товарности крестьянских хозяйств, их рыночной ориентации. Так, почти в два раза по сравнению с довоенным уровнем сократилась доля продукции, направляемой крестьянами на продажу. В 1926-1927 хозяйственном году крестьяне потребляли до 85 % своей продукции, что означало фактически возврат к натуральному хозяйству. Постепенно снижался объем сдачи зерна в государственные фонды [13].

В ходе, начатой в 1928 г. коллективизации в колхозы ко второй половине 1929 г. было объединено 3,4 млн. крестьянских хозяйств (14 % общего их числа), к концу зимы 1929-1930 г. – 14 млн., к середине 1932 г. – 61,5 % крестьянских хозяйств. В 1937 г. в стране насчитывалось 242 тыс. колхозов, объединявших 18,1 млн. крестьянских дворов, доля единоличных крестьянских хозяйств к этому времени сократилась до 7 %, их посевные площади – до 1 %, поголовье скота – до 3 % [10].

С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. зажиточных крестьянских хозяйств, имущество которых (стоимостью более 175 млн. р. и долей, равной 34 %) передано в неделимые фонды колхозов [12].

С 1930 г. в колхозах началось широкое распространение трудодней, которые служили единицей измерения затрат труда отдельных членов и определения их доли в конечных результатах деятельности хозяйств (например, за работу колхозного сторожа начислялся один трудодень, а доярки – два трудодня) [13].

Насильственное объединение в колхозы вызвало естественное сопротивление зажиточных крестьян, их массовое раскулачивание. В 1930 г. было раскулачено около 1,1 млн. крестьянских хозяйств.

Раскулаченные крестьяне и члены их семей выселялись в отдаленные районы страны: в 1930 г. было выслано 500 тыс. человек, в 1932 г. – 1,5 млн. человек, в 1933 г. – 250 тыс. человек, а до 1940 г. – еще 400 тыс. человек.

По некоторым оценкам, в процессе коллективизации в период 1930-х годов разным формам репрессий подверглись около 7 млн. человек [14].

Коллективизация вызвала спад сельскохозяйственного производства, особенно в первой половине 1930-х годов. В 1933 г. в СССР по сравнению с 1929 г. поголовье крупного рогатого скота сократилось на 43,3 %, лошадей – на 51,2, свиней – на 41,7, овец и коз – на 65,6 %. Если в 1926-1930 гг. среднегодовое производство зерна составляло 75,5 млн. т, то в 1931-1935 гг. – 70 млн. т, мяса в убойном весе (соответственно) – 4,7 млн. т и 2,6 млн. т. Коллективные хозяйства играли ведущую роль лишь в производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и других технических культур, а основная часть продовольствия, как и до коллективизации, поступала от единоличных хозяйств и приусадебных участков крестьян [13].

Несмотря на то, что на долю единоличных и подсобных хозяйств в конце 1930-х годов приходилось лишь 13 % посевных площадей страны, в них производилось 65 % общего объема картофеля. 48 % овощей, основная масса фруктов и ягод, 12 % зерна. Кроме того, эти хозяйства, имевшие 57 % крупного рогатого скота (в том числе 75 % коров), 58 % свиней, 42 % овец и 75 % коз. не располагая техникой, на базе ручного труда, производили более 72 % всего мяса в стране, 77 % молока, 94 % яиц [5].

С января 1933 г. была введена система обязательных поставок колхозами и единоличными хозяйствами зерна государству в определенные сроки по установленным ценам. При этом в сфере налогообложения колхозам и колхозникам предоставлялся ряд льгот по сравнению с единоличниками, а в отношении обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству они были поставлены в равные условия. Поэтому число колхозов неуклонно росло, в том числе и псевдоколхозов, а число единоличных крестьянских хозяйств сокращалось [8].

С 1932 г. по 1940 г. были введены обязательные поставки сельскохозяйственной продукции государству, которые практически носили форму налога. Данная форма экономических отношений была присуща колхозам, совхозы же, как государственные предприятия сдавали почти всю продукцию в централизованном порядке на основе ежегодных производственно-финансовых планов и договоров контрактации по ценам, более низким, чем для колхозов [14].

На 01.07.1940 г. уровень коллективизации составил 96,9 % по числу крестьянских хозяйств 99,9 % по посевной площади [8].

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) численность трудоспособного населения в сельском хозяйстве уменьшилась на 32,5 %, сократилась его обеспеченность техникой, топливом, на оккупированных территориях были разрушены 98 тыс. колхозов (из 236,9 тыс., существовавших в 1940 г.), 2890 машинотракторных станций (из 7100), 1876 совхозов (из 4,2 тыс.), истреблены 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз.

Положительные изменения в сельском хозяйстве стали наблюдаться в 1944 г. после освобождения оккупированных территорий. В декабре 1947 г. была отменена карточная система, введенная в самом начале войны, которая (по минимуму) обеспечивала городское население продуктами питания.

Существовало несколько категорий при распределении продуктов питания по карточкам. Рабочие, особенно занятые на тяжелом производстве (добывающая промышленность, литейное дело, нефтяная промышленность, химическое производство), получали снабжение по первой категории: от 800 г до 1-1,2 кг хлеба в сутки (хлеб был основным продуктом питания). В других отраслях производства рабочие были отнесены ко второй категории и получали 500 г хлеба в сутки. Служащие получали от 400 до 450 г, члены семей (иждивенцы и дети до 12 лет) – по 300-400 г. По обычным нормам выдавалось в месяц (на одного человека) 1,8 кг мяса или рыбы, 400 г жиров, 1,3 кг крупы и макарон, 400 г сахара или кондитерских изделий. Были также повышенные и особо повышенные карточные нормы [12].

Перелом в развитии сельского хозяйства наступает в 1950 г., когда основные его отрасли достигают предвоенный уровень развития.

В послевоенные годы (1946-1953 гг.) в стране были восстановлены и построены новые тракторные заводы, выпустившие в 1945-1950 гг. 536 тыс. тракторов, в МТС и совхозы было поставлено 93 тыс. комбайнов, свыше 250 тыс. тракторных сеялок, ужесточена дисциплина труда в колхозах и совхозах, усилено налоговое бремя крестьянства [5].

Со второй половины 1950-х гг. для регулирования товарообмена государство ввело единую для колхозов и совхозов форму отношений на основе закупок сельскохозяйственной продукции по государственным ценам. Это форма носила название госзаказа [8].

После смерти И.В. Сталина (март 1953 г.) расширяется хозяйственная самостоятельность колхозов и совхозов, повышаются закупочные цены, снижается налоговое бремя крестьян.

Особым периодом в развитии сельского хозяйства явилось начатое в стране в 1954 г. широкомасштабное освоение целинных и залежных земель, в котором участвовали 1,7 млн. человек (всего было освоено около 45 млн. га земель с производством в 1958 г. 58,4 млн. т и заготовками 32,8 млн. т зерна; в освоение целинных земель в 1954-1959 гг. было вложено 37,4 млрд. р., полученная экономия в виде выручки от продажи товарного зерна составила 62 млрд. р.).

С 1953 г. по 1959 г. объем валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 1983 г.) возрос с 78,7 млрд. р. до 119,7 млрд., или на 52 %. в 1962 г. он достиг 126,9 млрд. р., после чего рост прекратился.

В 1960-1990 гг. предпринимаются попытки модернизации сельского хозяйства страны, снижаются объемы государственных заготовок, повышаются закупочные цены, увеличиваются инвестиции в строительство и мелиорацию, вводится гарантированная денежная оплата труда колхозников, развертывается широкая программа его химизации и комплексной механизации, реализуются другие мероприятия. Результатом принятых крупных системных мер в сельском хозяйстве страны происходят положительные сдвиги, расширяются масштабы капитальных вложений, наращиваются объемы сельскохозяйственного производства [5].

Начиная с 1965 г. государство проводило политику по укреплению материально-технической базы аграрного сектора в целях увеличения производства сельхозпродукции. Госзаказ с этого момента стал устанавливаться не на один год, а на пятилетний период, что положительно сказалось на перспективах развития и гарантии поступления финансовых ресурсов в сельское хозяйство. При всех отрицательных явлениях, имевших место в системе финансовых отношений государства с товаропроизводителями, следует отметить организованное начало формирования производственных ресурсов в объемах, достаточных не только для бесперебойного снабжения населения страны продуктами питания, но и экспорта и создания государственных резервов [14]. К 1985 г. валовое производство сельскохозяйственной продукции возросло в 1,7 раза, оплата труда – в 2,6 раза, а основные фонды колхозов и совхозов – в 5,8 раза [15].

Развитие сельского хозяйства требовало все более крупных финансовых ресурсов, которые должны использоваться рационально. Однако государственное распределение средств этому не способствовало, затратный механизм хозяйствования не соответствовал поставленным задачам по повышению эффективности общественного производства, поэтому в конце 1985 г. и начале 1986 г. был принят ряд решений о кардинальном изменении управления агропромышленным комплексом. Суть преобразований выражалась в повышении ответственности колхозов и совхозов за результаты своей деятельности, в ослаблении регулирующей роли государства в экономических отношениях и усилении самостоятельности предприятий в решении оперативно-хозяйственных и финансовых задач. Государство способствовало формированию прибыли сельскохозяйственных предприятий, используя инструменты финансовой помощи и поддержки в виде дотаций и надбавок к закупочным ценам: в 1986 г. ассигнования из бюджета сельскому хозяйству достигли 70 % в выплатах за проданную колхозами и совхозами продукцию [15].

В 1986-1990 гг., в условиях неподготовленной в стране экономической перестройки, наступает очередной спад в развитии сельского хозяйства, ухудшаются производственные и экономические показатели сельскохозяйственной деятельности, наращивается импорт и сокращается экспорт практически всех видов сельскохозяйственной продукции, появляется дефицит многих видов продовольствия, пустые полки и длинные очереди за продуктами питания, в том числе за хлебом и другими продуктами питания первой необходимости. Все это предопределило объективную необходимость проведения в стране очередной аграрной реформы [5].

В 1988–1990 гг. было сохранено выделение бюджетных ассигнований на капитальные вложения и выполнение государственных мероприятий по мелиорации земель, строительство внутрихозяйственных дорог, лесо – и землеустройство, борьбу с вредителями сельскохозяйственных растений и т.д. Общая сумма ассигнований на АПК в 1990 г. составила 41,4 % в расходах бюджета [15]. Однако эти финансовые вливания в аграрный сектор не давали ожидаемого результата по причинам экстенсивного развития сельского хозяйства и отсутствия эффективного финансового механизма регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве [6].

Не обеспеченная материально, не подготовленная организационно, разрушившая прежние механизмы и не успевшая создать новые, эта реформа, как и предыдущие, за 10 лет осуществления не принесла ожидаемых положительных результатов. Приведшая к невиданному ранее сокращению сельскохозяйственного производства на целых 40 %. предпринятая в России очередная реформа потребовала коренного пересмотра, который энергично проводится в последние годы и сопровождается определенными положительными изменениями, в частности начавшимся в 1999 г. приростом сельскохозяйственной продукции (в 1999 г. – на 4,1 %, в 2000 г. – на 7,7, в 2001 г. – на 6,8 %).

Экономическая реформа коренным образом изменила политику государства в отношении финансовой поддержки сельского хозяйства. В результате приватизации государственной собственности, которая освободила государство от инвестиций в материальную сферу производства, сельское хозяйство оказалось в глубоком кризисе, поскольку предприятиями были утрачены собственные оборотные средства, резко выросла кредиторская задолженность. Государственная поддержка сельского хозяйства выражалась в централизованных кредитах, возмещении разницы в процентных ставках по льготному кредитованию, а также в лизинге сельскохозяйственных машин и племенных животных и бюджетном кредитовании аренды техники сельскохозяйственными товаропроизводителями. С 1993 г. из федерального бюджета компенсируется сельскому хозяйству 30 % стоимости приобретаемых минеральных удобрений и 50 % затрат на топливо для теплиц.

Задолженность по централизованным кредитам, полученным сельским хозяйством в 1992–1994 гг., составила 16,3 млрд. р. и была рассрочена на 15 лет. В 1995 г. правительство меняет форму кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей: во-первых, стал применяться товарный кредит, который имел своей целью обеспечить сельскохозяйственное производство горюче-смазочными материалами на весенние посевные и уборочные работы; во-вторых, был разработан порядок зачета стоимости горюче-смазочных материалов в счет поставок сельскохозяйственной продукции в региональные и федеральные продовольственные фонды. Однако товарный кредит выдавался несвоевременно и не в полном объеме.

В 1997 г. был принят Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства», в соответствии с которым был образован специальный фонд кредитования организаций АПК на льготных условиях. Этот фонд формировался за счет средств федерального бюджета, кредиты предоставлялись на льготных условиях со взиманием платы не более 25 % учетной ставки ЦБ РФ.

В 2001 г. был сделан очередной шаг в совершенствовании кредитных отношений с АПК: бюджет стал возмещать до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ сельскохозяйственным товаропроизводителям, использующим полученный кредит на приобретение семян, кормов, горюче-смазочных материалов, запасных частей для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений и средств защиты растений. В 2002 г. было предоставлено кредитов с льготной ставкой на сумму 28,9 млрд. р., в 2003 г. – соответственно 42,9 и 3,2 млрд. р., но, по оценке В. Н. Семенова, для нормального функционирования сельскохозяйственного производства объем кредитования и размер субсидий должны быть на порядок больше, поскольку централизованные и льготные фонды кредитования покрывают лишь 5–10 % сезонных затрат на производство продукции. Поэтому более 90 % хозяйств вынуждено обращаться за кредитом к коммерческим банкам с уплатой процентов на рыночных условиях.

Результатом отсутствия эффективного финансового механизма поддержки и регулирования сельское хозяйство оказалось практически без собственных оборотных средств. Суммарная задолженность сельхозпредприятий по расчетам с бюджетом, внебюджетными фондами, по кредитам банков и другим заемным средствам в 2003 г. превысила выручку от реальной продукции на 11 %.

По вопросам агропромышленного комплекса и связанных с ним проблемами 1990-2000 гг. было принято свыше 40 законов РФ, что позволило не прекратить производство сельскохозяйственной продукции на крупных предприятиях. В 1990 г. субсидии на сельское хозяйство в выручке сельскохозяйственных предприятий от продажи продукции государственным предприятиям составляли 77 %, тогда как в 2001 г. – 4 %, в 2002 г. – 4,7 %, 2003 г. – 4,4 %, 2005 г. – 3,7 % [16].

В целях улучшения экономической ситуации, сокращения кредиторской задолженности в июле 2002 г. был принят Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», положивший начало реструктуризации долгов в аграрной сфере. За 2002–2005 гг. доля консолидированного бюджета РФ на сельское хозяйство снизилась с 0,8 % к ВВП до 0,4 %. Соответственно, доля федерального бюджета – с 0,2 до 0,1 %, в бюджетов субъектов РФ – с 0,6 до 0,3 %.

В рамках направлений государственной поддержки, обозначенных законом, в июле 2007 г. была утверждена разработанная Министерством сельского хозяйства РФ «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на 2008–2012 годы)». Практически во всех субъектах Российской Федерации разработаны перспективные программы развития АПК. Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы за период 2007–2010 годы составила 29741,8 млн. р., в том числе по источникам: федеральный бюджет – 6381,9 млн. р.; областной бюджет – 3559,1 млн. р.; бюджеты муниципальных районов – 220,5 млн. р.; собственные средства предприятий агропромышленного комплекса – 1472,2 млн. р.; заемные средства – 18108,1 млн. р. Цифры впечатляющие, но относительно стоимости ВВП доля федерального и областного бюджетов составляют чуть больше 1 %.

Роль государства в становлении финансового механизма должна быть определяющей, но история показывает, что аграрная политика на всех этапах развития сельскохозяйственного производства формировалась по «остаточному принципу» [6].

Достоинства и недостатки рассмотренных периодов развития сельского хозяйства в России обобщим в виде таблицы, которая находится в приложении А. Приведенные сведения наглядно указывают на отсутствие (за рассматриваемый период) периодов стабильного роста производства, не обремененного отрицательным воздействием государства. Очевидно, что сформированная на сегодняшний день модель ведения сельского хозяйства в России не эффективна и требует кардинальной перестройки, в противном случае возможна потеря продовольственной безопасности в с вязи о вступлением в 2012 году во Всемирную торговую организацию.

1.2 Развитие системы сбора сведений о сельском хозяйстве России

История статистической науки в дореволюционной России охватывает два обширных периода: феодализм и капитализм. Внедрение статистики в общественные науки явилось исторически необходимым этапом, что было обусловлено развитием методов исследования с применением точных и сложных приемов количественного анализа, проникновением и широким использованием математических приемов обработки данных.

В ранний период развития статистической мысли задачи накопления материала, статистическое выражение фактов были преобладающими. Статистика трактовалась как наука о достопримечательности производительных сил. Она связывалась с их историей и географией. Здесь господствовало описательное направление. Но среди работ представителей описательного направления встречалось немало таких, которые могут быть по своим приемам анализа отнесены к типу работ политических арифметиков. Типичным примером в этом отношении являются работы А. К. Шторха (1766-1835 гг.), вышедшие в конце XVIII в., работа А. К. Шторха «Картина С.Петербурга» имеет черты начальных работ политических арифметиков.

После реформы 1861 г. капитализм в России стал развиваться быстрыми темпами и в это время появились три формы развития практической статистики: казенно-административная, земская и ведомственная.

Конец ознакомительного фрагмента.