Вы здесь

Статистика. Шпаргалка. 4. Организация государственной статистики в России (Е. А. Замедлина, 2009)

4. Организация государственной статистики в России

Основные задачи статистики в условиях развития в России рыночных отношений:

1) совершенствование учета и отчетности и сокращение документооборота;

2) разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;

3) повышение своевременности статистической информации, поступающей в статистические органы и представляемой ими в структуры государственной власти и управления;

4) углубление аналитических функций, разрабатываемых статистических данных, формирование тематики проводимых статистических наблюдений.

Система государственной статистики имеет иерархическую структуру, включающую в себя следующие уровни: федеральный, республиканский, краевой, областной, окружной, городской и районный.

Система государственной статистики в России организована в соответствии с административно-территориальным делением страны и подчиняется таким организационным принципам, как:

1) централизованное руководство;

2) единое организационное строение и методология;

3) неразрывная связь с органами государственного управления.

Наивысшим органом управления статистикой в России является Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Эта служба решает основные задачи, стоящие перед российской статистикой, обеспечивает единую методологическую основу учета, сводит и анализирует полученную информацию, обобщает данные, публикует результаты своей деятельности.

Методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки статистических данных, установленные статистической службой, являются официальными статистическими стандартами Российской Федерации.

В своей основной деятельности статистическая служба руководствуется федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и других организаций и утверждаются статистической службой по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Выделяют следующие основные направления реформирования государственной статистики:

1) обеспечение гласности и доступности информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных показателей;

2) реформирование методологических и организационных основ статистики с учетом изменения теоретических положений науки;

3) совершенствование системы сбора и обработки информации;

4) усовершенствование методологии исчисления статистических показателей с учетом международных стандартов;

5) обеспечение взаимосвязи статистических показателей.