Вы здесь

Старшие арканы Таро. Теория и практика. Глава 2. Таро и оракулы (Г. Б. Бедненко, 2009)

Глава 2

Таро и оракулы

Система игральных карт породила карты гадальные. Это и неудивительно. Ведь и в том и в другом случае участникам предлагалась игра, разговор, договор с Судьбой. И в том и в другом случае исход ситуации для человека предопределяла Воля Судьбы: в игре – локально, непосредственно в ее рамках, вне игры – в реальной жизни. Когда и по какой конкретной причине игральные карты начали использоваться в гадании – мы уже никогда не узнаем. Но так или иначе, игра судьбы и случая в работе с картами стала и методом прорицания.

Система колоды Таро сложилась из трех частей: игральных карт «слепых» (без рисунка) мастей от Туза до 10, Придворных (или Дворцовых) карт и «триумфов» (козырей), позже названных Старшими арканами. Если Числовые и Придворные карты четырех мастей стабильно входят и в современные игральные колоды, то категория «триумфов» является отличительной особенностью системы Таро. В то же время на настоящий момент нет причин считать эту особенность «магически» обусловленной и связанной с использованием системы именно для прорицания. «Триумфы», из которых впоследствии родились Старшие арканы (trumps – это и «триумфы», и «козыри»), были известны с давних времен, так же как и сама игра в тарок. На картах «триумфов» изображались аллегорические персонажи из драматических постановок итальянского Возрождения. Некоторые колоды XV века – Минкиати и Мантенья – целиком состоят из одних «триумфов». На картах этих колод изображены античные божества как аллегории или астрологические образы (Амур, Бахус, Луна, Юпитер). Встречаются олицетворения наук (Грамматика, Логика, Риторика, Геометрия, Теология) и покровители искусств (Урания, Хиромантия, Талия, Мельпомена, Аполлон), социальные символы (кавалер, торговец, ремесленник, император, нищий), общие знаковые понятия, важные для образованных людей того времени (Слон, Гидра), го рода (Рим, Каир). Мы можем предположить, что они использовались в разного рода игровых целях. Известны, к примеру, салонные игры с сочинением стихов «по мотивам» сочетания карт, атрибутированного тому или иному лицу или персонажу. И именно в Таро (а впервые, насколько ныне известно, в различных версиях колоды Висконти – Сфорцы) «триумфы», Придворные и Числовые карты объединились в целостную систему.

Традиции Таро

Существуют основные традиции Таро. Первая – это Марсельское Таро, исторические колоды со специфической иконографией Старших арканов и «слепыми» (без картинки) Числовыми картами Младших арканов. Впрочем, практики «марсельской традиции» находят здесь определенные геометрические паттерны, нумерологические соответствия, расшифровывают символику цвета и т. д. Существуют вариации этой традиции, узнаваемые по Числовым картам и определенному порядку и на званиям Старших арканов. Особняком стоит уже историческая (конца XVIII века) колода Эттейлы – первого профессионального гадателя на Таро, создавшего свою авторскую систему, которая не дала «потомков».

Следующая и самая плодовитая традиция – колода Уэйта и ее «клоны». Это самая популярная и распространенная на сегодняшний день система. Артур Эдвард Уэйт, последователь ордена Золотой Зари, использовал наработки своих товарищей и впервые выпустил колоду со сценичными Числовыми картами Младших арканов (прежде на этих картах изображались только обозначения их порядкового номера). Колоды этой традиции узнаются по определенному порядку Старших арканов и характерным (часто почти неизменным) сценам Младших арканов.

Третья важная современная традиция – колода Тота (созданная Алистером Кроули в соавторстве с художницей Фридой Харрис) и ее «потомки», а также колоды, испытавшие на себе сильное ее влияние (такова колода Хайндля). Представители этой традиции узнаваемы по характерному порядку Старших арканов и их названиям, а кроме того, по символическим, но не сценарным картинкам младших карт.

Существуют также серьезные авторские колоды, не принадлежащие к вышеназванным традициям. Это уникальное «Таро Тайного леса», с рубашкой, почти повторяющей лицевое изображение карты, или «Таро Элементов» (авторства Кэролайн Смит и Джона Астропа), основанное исключительно на астрологических и нумерологических соответствиях.

Структура Таро

Колоды Таро делятся на три части: Старшие арканы, Придворные карты и Числовые карты. Старшие арканы пронумерованы числами от 0 до XXI (обычно – латинскими цифрами). На настоящий момент их порядок достаточно определен: 0 – «Шут»; I – «Маг»; II – «Жрица» или «Папесса»; III – «Императрица»; IV – «Император»; V – «Иерофант» или «Папа»; VI – «Влюбленные»; VII – «Колесница»; VIII – «Сила» (в уэйтовской традиции), «Справедливость» (в Марсельском Таро) или «Исправление» (в кроулианской традиции); IX – «Отшельник»; X – «Колесо Фортуны»; XI – «Справедливость» (в уэйтовской традиции), «Сила» (в Марсельском Таро) или «Вожделение» (в кроулианской традиции); XII – «Повешенный»; XIII – «Смерть»; XIV – «Умеренность» (или «Искусство» в кроулианской традиции); XV – «Дьявол»; XVI – «Башня»; XVII – «Звезда»; XVIII – «Луна»; XIX – «Солнце»; XX – «Страшный суд» (или «Эон» в кроулианской традиции); XXI – «Мир».

Придворные и Числовые карты в совокупности составляют группу Младших арканов.

Придворные карты (общее их количество в колоде – шестнадцать) разделены по рангам: Короли, Королевы, Рыцари и Пажи (или Принцессы) – и мастям: Жезлы, Чаши (Кубки), Мечи и Монеты (Диски, Пентакли).

Числовые карты (общее их количество в колоде – сорок) также подразделяются по четырем мастям и составляют ряд каждой масти от Туза (1) до 10.

Общее количество карт в колоде Таро – 78. В современных колодах допускается 79-я произвольная карта (от дубля уже имеющегося наименования до совершенно иной; например, в «Пражском Таро» либо две карты «Смерть», либо дополнительная карта «Благоразумие», а в «Богемских Барочных котах» есть дополнительная карта «Гермес»). В некоторых колодах сохраняется та же структура, но масти называются по-другому (например, Копья вместо Мечей в «Артуровской легенде»).

Оракулы

Колоды оракулов содержат произвольное количество карт, от 16 до 80 в известных мне колодах. В них не соблюдается структура Таро, то есть они не подразделяются на Старшие и Младшие (Придворные и Числовые) арканы. Основное смысловое отличие большинства оракулов от колод Таро – непосредственность их символического языка. Смысловая структура оракулов XIX – начала XX века часто подчинена трактовкам, заимствованным из «цыганских гаданий»: девушка, кавалер, письмо, букет, опасность и т. д. Оракулы последней четверти XX – начала XXI века более «психологичны», зачастую ориентированы не столько на традиционный символ, сколько на ассоциативно узнаваемый образ и требуют гораздо большей интуитивной работы.

Самые известные ныне оракулы – колоды мадемуазель Ленорман. К этой традиции принадлежат несколько колод с различным количеством карт, так называемые «Большие» и «Малые цыганские», а кроме того, «Астромифологическая колода» и «Цветочный оракул Ленорман». Ни одна из этих колод не принадлежит авторству знаменитой парижской гадалки. Некоторые из них были «реконструированы» Эрной Друсбеке во второй половине XX века. «Цыганские колоды» содержат изображение игральной карты и графическое изображение ее условного значения (например, Король Бубен – «Известие, письмо»). Карты «Астромифологической колоды» содержат несколько смысловых полей: мифологическую сцену, игральную карту, созвездие, букву латинского алфавита, две жанровые сценки и растение со своим особым смыслом. Каждое из этих полей может быть расшифровано своим особым образом. На русском языке изданы посвященные колодам Ленорман книги Анны Котельниковой, исследователя и практика Таро и оракулов.

Неструктурированных оракулов (система которых не обусловлена конечным и «единственно верным» числом карт) существует бесчисленное множество. Это разнообразные «медиумические» колоды, например «Карты души» («Soul Cards» авторства Деборы Кофф-Шапен), «Оракул ангельских голосов» («Angel Voices Oracle» авторства Антонеллы Кастелли и Лауры Туан[1]); архетипические оракулы – «Архетипические карты» («Archetypal Cards» авторства Кэролайн Мисс), «Оракул богинь» (существует несколько колод с таким названием, созданных разными авторами), «Карты Знаний богинь» («Goddess Knowledge Cards» авторства Сюзан Сэддон Булле) и др.; комплекты карт, составленные из произвольного набора образов тех или иных символических систем, – оракулы «минералов», «кельтских деревьев», «тотемных животных», «цветочные оракулы»…

Наиболее удачными мне представляются архетипические оракулы. Изначальное отсутствие конечной заданности числа и образов делает эту систему столь же свободной, сколь и сильной для людей, которым близка архетипическая психология.

Оригинальных структурных оракулов не так много. Большинство авторов идет простым путем и в графике или живописно изображает те или иные образы, относящиеся к какой-либо традиционной символической системе. Так появились «карты рун», «карты знаков зодиака и планет» и прочие. Однако существуют и действительно уникальные и тщательно разработанные авторские оракульные системы. Таков, к примеру, «Лунный оракул» Кэролайн Смит и Джона Астропа. Его структура подчинена «лунной астрологии» и состоит из архетипов богинь, лунных стоянок и фаз Луны в каждой из четырех стихий. Это один из немногих известных оракулов, в котором астрологическая составляющая позволяет сориентировать исходный запрос и полученный результат по времени.

Колоды Таро, похожие на оракулы

В наше время существуют колоды Таро, лишь формально связанные с его символической структурой. Таковыми можно считать колоды со слабым весом Старших арканов относительно других карт (то есть такие, в которых Старшие арканы почти не отличаются по графике, символическому насыщению и силе от сюжетных Младших арканов), колоды с нечетким разделением степеней в Придворных картах, колоды с отсутствием очевидного развития принципа масти в Числовых картах. Большинство подражателей Уэйта счастливо избегают этих недостатков (как, впрочем, и оригинальности). Однако существуют и вполне «рабочие» колоды с несбалансированной, хотя и заявленной структурой Таро. Мне из них наиболее знакомы «Средневековое Таро Скапини» и «Декамерон» (художник Гиацинто Гауденци). Практика работы с такими колодами, по моим впечатлениям, находится на стыке процессов общения с Таро и оракулами. Старшие арканы обычно прочитываются в русле традиции Таро. Придворные карты – тоже, и обычно они остаются «фигурными картами» в буквальном смысле слова, некими обозначениями ролей или масок. Однако Числовые карты толкуются преимущественно в рамках данной колоды, зачастую вне привычных значений и традиционного принципа развития масти в Таро. В таком случае при интерпретации имеет смысл следовать именно за колодой, а не матрицей Таро.

В целом можно заключить, что ценность и практическое значение колод Таро и оракулов равнозначны. Однако следует добавить, что колоды Таро более эффективны для работы с запросами, относящимися к духовному развитию человека, пути индивидуации, индивидуальному мифологическому сюжету, а также смысла всего перечисленного в актуальном окружении и мире в целом. Оракулы же чаще ориентированы на конкретные «практические» ответы (в зависимости от тематической направленности колоды), более привязаны к текущему периоду времени.