Раздел II
История зарубежной этнопедагогики
Тема 1. Научные и практические предпосылки зарождения и развития этнопедагогической мысли
1.1. Социокультурные условия зарождения и развития этнопедагогической мысли.
1.2. Роль антропологических предпосылок в возникновении воспитания и зарождения этнопедагогической мысли.
1.3. Этнологические предпосылки зарождения этнопедагогической мысли.
1.4. Историко-педагогические предпосылки развития этнопедагогической мысли.
Ключевые понятия: антропологические, этнологические, историко-педагогические предпосылки; этапы становления этнопедагогики, научная педагогика.
1.1 Социокультурные условия зарождения и развития этнопедагогической мысли
Воспитание, как общественное явление, зародилось в глубокой древности. До появления первых форм государственности и первых научных обобщений оно было по своей сути родовым, семейным, равным для всех. Это было коллективное педагогическое творчество всего народа, нашедшее свое выражение в народной педагогике. «Философские учения, язык, религия, традиции, фольклор, то есть все, что характеризует культуру современных народов – есть продукт их длительного исторического развития.
Социальная и этническая история не подменяют друг друга, а дополняют наше представление о процессах, проходящих на поверхности Земли, где сочетаются «история природы и история людей».[40]
Этнопедагогика есть особая междисциплинарная отрасль научно-педагогического знания, органично и естественно связанная с историей различных типов этнических общностей. Это положение позволяет раскрыть научно-практические предпосылки эволюции и развития этнопедагогики.
Под предпосылками обычно понимают предварительное условие чего-нибудь. Для понимания сути этнопедагогики необходимо понять, что стало причиной зарождения этнопедагогической мысли, какие условия повлияли на ее становление. Эти предпосылки являются общими как для зарубежной этнопедагогики, так и русской.
Как большинство наук этнопедагогика в своем развитии прошла несколько этапов: от простейших этнопедагогических мыслей до теоретико-методологических концепций и обоснований.
В качестве основных предпосылок зарождения и развития этнопедагогики мы рассматриваем:
• антропологические (прямохождение, развитие речи, умственных и психофизических качеств и. др.);
• историко-педагогические (возникновение воспитания, появление письменности, открытие школ, зарождение научной педагогики в русле философии и др.);
• социокультурные (зарождение и развитие культуры в связи эволюцией этнических общностей: обычаев, традиций, фольклора, праздников, игр, ритуалов, церемоний, обрядов и т. д.);
• этнологические (этногенез, общий язык, самобытная этническая культура, этническое самосознание и др.).
Мы рассматриваем данные предпосылки как предварительные условия, способствующие зарождению и развитию воспитания вообще и этнического, как специфической области педагогического знания определенной этнической общности, в частности.
Можно сказать, что воспитание, его становление и развитие, протекало в антропосоциогенезе, который завершился около примерно 40 тысяч лет назад, когда появился человек современного типа, обладающий сознательной психикой и живущий первобытными общинами, положившими начало социальной истории.
По мнению исследователя проблем истории педагогики Т.Б. Корнетова само возникновение воспитания как педагогического феномена было исторически связано с появлением системы социального наследования. Если биологическое наследование обеспечивает воспроизводство одного поколения людей за другим, передавая материальные (генетические) структуры через зародышевые клетки, то социальная сущность формируется у каждого человека посредством усвоения опыта истории или в ходе общественно-практической деятельности. Передача этого опыта от поколения к поколению называется социальным наследованием, осуществляющимся в рамках более широких, чем воспитание процессов, от которых оно полностью зависит. Это процессы инкультурации и социализации.[41]
Социализация представляет собой процесс усвоения человеком с раннего детства необходимых знаний об окружающем мире, культурных ценностях, восприятия им норм поведения. Все это позволяет ему стать полноценным членом того общества, в котором он живет, правильно взаимодействовать со своим культурным окружением. В ходе социализации человек превращается в общественного индивида, формируется как личность.
Под инкультурацией подразумевается процесс приобщения человека с детства к культуре определенной этнической общности и обретения им необходимых для жизни культурных навыков. Через культуру происходит связь поколений. Каждое новое поколение, усваивая культурные достижения, достигнутые предыдущими, пополняет их новыми, обеспечивая этим прогресс общества. Именно культура сохраняет и развивает этносы и человечество в целом. Воспитание обладает такими особенностями и возможностями, которые позволяют осуществлять социализацию и инкультурацию человека. Важное место в развитии воспитания, расширении его содержания, приобретении им этнических признаков имело становление этнических культур – культурогенез, предполагающий совокупность постоянно протекающих процессов в культурах всех времен и всех народов, начиная с глубокой древности и до наших дней.
Простейшие этнопедагогические мысли возникли в глубокой древности. На протяжении истории развития человеческого общества они постоянно развивалось, пополнялись новыми знаниями. Чтобы этнопедагогика стала самостоятельной отраслью научного знания, понадобились века.
В данном разделе будут представлены общие предпосылки, тенденции и этапы зарождения и развития этнопедагогики на примере разных зарубежных стран.
1.2. Роль антропологических предпосылок в возникновении воспитания и появлении этнопедагогической мысли
Антропологические предпосылки имеют основополагающее значение в возникновении воспитания. Становление человека как вида, как разумного существа способствовало возникновению трудовой деятельности, а за ней и потребности в целенаправленной передаче трудового, социального опыта, воспитания и культуры новым поколениям.
Антропогенез позволяет понять процесс очеловечивания и то как, наряду с совершенствованием биологической природы человека, менялись язык, сознание, нравственность, культура. Превращение животных в людей (антропогенез) и становление общества (социогенез) протекали в неразрывном единстве, то есть в едином процессе антропосоциогенеза. На определенных исторических этапах развития человечества наряду с антропосоциогенезом возникает процесс этногенеза.
Человек как особенный биологический организм выделился среди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад. Как субъект общественных движений и преобразований он живет примерно 50000 лет. Но за это время благодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал «человеком разумным» с высшими психическими процессами, личностными свойствами и нравственными состояниями. В течение этого исторического периода люди овладели речью и преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Физическое совершенствование человека вело к развитию всех его способностей и, прежде всего, психических, что способствовало расширению его социально-исторического опыта, в том числе и педагогического.
Развитие хозяйственной деятельности на начальных этапах развития человеческого общества способствовало улучшению общих условий жизни. Это повлекло за собой повышение рождаемости. Раннее включение детей в труд взрослых имело прогрессивное значение. Дети, наряду с приобретением разнообразных трудовых умений и навыков, усваивали также и нормы общения. Совместный труд детей и взрослых повлек за собой выделение процесса их взращивания и приобщения к жизни общества, к целенаправленной деятельности под руководством взрослых. Здесь уже имеют место элементы научения детей определенным трудовым операциям, подражание поведению старших в быту, наблюдение за обрядами, ритуалами, следование принятым правилам и обычаям, участие в играх, имитирующих жизнь взрослых.
Во времена среднего палеолита усложнились и стали более многообразными трудовые процессы, что привело к быстрому развитию материальной и духовной культуры первобытного человека. Найденные археологами произведения древнего искусства являются бесспорным доказательством существования в этот период уже довольно развитой духовной культуры. К этому времени относится появление и развитие устного народного творчества. В его произведениях делаются первые обобщения практики воспитания. Постепенно формируются идеологические представления, о чем свидетельствуют первые захоронения (имеется разница в захоронениях верхушки общества и его рядовых членов).
Разделение труда по возрастным и половым признакам привело к формированию согласованного в своих действиях коллектива. Основной ячейкой общества стала земледельческая или охотничья община. В ней очевидно уже существовали простейшие генеалогические связи, что послужило основанием формирования в последующем родовой и племенной общины.
Период позднего палеолита характеризуется многообразием археологических памятников. Расширяется трудовой опыт человека. В этот период уже насчитывается более десяти всевозможных типов орудий: скребки, наконечники копий и дротиков. Расширение и усложнение трудового опыта вело к совершенствованию социальной структуры общества.
Мировоззрение людей этого периода усложнилось и расширилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом – символом. Столь значительное изменение содержания жизни и труда первобытных людей способствовало как совершенствованию психофизических качеств человека, так и расширению и усложнению социально-исторического опыта человека, что закономерно повлекло за собой и развитие практики воспитания детей.
Постепенно начинают складываться традиции. Древний человек жил в суровых природных условиях. В результате накопления человеческим сообществом эмпирического опыта возникли первые правила, нормы, стереотипы поведения, а также запреты (табу). Человек не мог отделиться от коллектива, иначе его ждала гибель от голода, холода, хищников и врагов. Поэтому он вынужден был подчиняться правилам и нормам поведения, принятым данным сообществом. В тех суровых природных условиях каждый человек регулировал свое поведение, сообразно существующим нормам нравственности, и не мог противопоставить свои интересы интересам рода. Это было для него равносильно смерти. Совершенствование социального устройства первобытного общества способствовало и «известной упорядоченности воспитания» Этот важный в истории человечества период завершился знаменательными событиями: осуществилось окончательное разделение трудовых процессов, получило развитие первобытное искусство, уже представленное различными направлениями. Духовная культура была направлена на упорядочение отношений между людьми, выработку ценностей, норм поведения. Этому способствовали многочисленные традиции, обычаи, ритуалы и обряды, связанные с важными возрастными и социальными периодами жизни первобытных людей. Ритуалы и религиозные обряды давали человеку упорядоченную информацию и требовали однозначного и точного выполнения ряда строго регламентированных правил. Постепенно складываются первоначальные педагогические сведения и воспитательный опыт, т. е. народная педагогика. Она сохраняется и передается при помощи устного народного творчества, традиций, обычаев, обрядов, детских игр, игрушек и др.
1.3. Этнологические предпосылки зарождения этнопедагогической мысли
Этнологические предпосылки способствовали изменению содержания воспитания. Этому способствовал этногенез[42].
В результате этнотрансформационных процессов произошло разделение человеческих объединений на этнические общности: племена, народности, народы. Первой этнической общностью были племена и племенные объединения. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
На этом этапе, а также в результате дальнейшего совершенствования психофизических качеств человека его сознание достигло такого уровня, когда он уже осознавал свою принадлежность к определенной этнической общности и мог выделить признаки, отличающие его от представителей других племен. В зависимости от территории проживания, ведущей хозяйственной деятельности по жизнеобеспечению, культуры, исторического развития и исторического предка, различий в одежде, пище, религии, языковых особенностей, способов разрешения конфликтов представители этнической общности могли выделить себя «мы» – свои из других «они» – чужие.
Это явилось началом зарождения элементов примитивного этнического самосознания и, естественно, повлекло за собой изменение воспитания. В нем, уже целенаправленно, выделяются специфические формы, методы и средства, способствующие формированию у подрастающих поколений чувства принадлежности своему племени. По мере накопления родоплеменными общностями опыта воспитания формировалась народная педагогика.
Процессы этногенеза, приведшего к формированию всего современного этнического разнообразия человечества, происходили параллельно с процессами культурогенеза – формирования культурного разнообразия в человеческой цивилизации. Одновременно в культуре и социальной практике различных этнических общностей развивались разнообразные системы народного воспитания. Можно сказать, что с появлением первой этнической общности – племени, педагогическое знание разделилось на два компонента: инвариантный – общие закономерности обучения и воспитания, формы, методы и средства обучения и воспитания, присущие всем этническим педагогическим системам, и вариативный – специфическое содержание воспитания, т. е. этническое воспитание, формирующие в представителе этноса собственно этнокультурные черты, национальный характер, этническую самобытность и этническое самосознание.
Важным моментом в истории педагогики является выделение на этапе родоплеменной этнической общности воспитания как особой формы общественной деятельности с определенным мировоззренческим, идеологическим содержанием и этнической культурологической направленностью. Необходимо особо подчеркнуть, что в это время происходит активное формирование таких элементов народной педагогической культуры, которые направлены на сохранение родовых, клановых традиций и родосемейных отношений. В сознание детей внедряются идеи защиты своей земли, своих сородичей. Переход во взрослую жизнь завершается специальными обрядами – «инициациями» или посвящениями – разными для мальчиков и девочек. В ходе их проверяется готовность молодежи к взрослой жизни. Все это в совокупности создавало определенную воспитательную среду и способствовало развитию народной педагогики. Именно к этому историческому периоду относится зарождение первых этнопедагогических знаний, нашедших обобщение и фиксацию в произведениях устного народного творчества, традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, праздниках, играх и т. д. и положивших начало первому этапу зарождения этнопедагогики – эмпирическому.
1.4. Историко-педагогические предпосылки становления этнопедагогической мысли
Историко-педагогические предпосылки в развитии этнопедагогики имеют основополагающее значение. Именно возникновение воспитания, формирование народной педагогики повлекли за собой потребность в обобщении накопленного опыта воспитания и фиксации его в фольклоре, традициях, обычаях, церемониях и др. с целью сохранения и передачи лучшего воспитательного опыта новым поколениям. Этногенез определил этнические особенности культуры, в том числе и педагогической, детей и молодежи разных племен.
Переход от первобытного общества к классовому был долгим. В разных регионах Земли он проходил в разное время, с разными особенностями и с различной протяженностью. Наряду с племенами и народностями возникали классовые общества. В них, вместе с новыми формами воспитания и социализации детей сохранялись и традиционные.
Важными предпосылками для дальнейшего развития этнопедагогических знаний стало формирование крупных государств, и возникновение религиозных центров. Археологические исследования свидетельствуют, что примерно в IV тысячелетии до и. э. возникли города-государства Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия. Эти государства представляли крупные этносы со своей неповторимой культурой. В соответствии с этим получает развитие тенденция дифференциации этнопедагогического знания в соответствии с особенностями этнических культур. В идеологии и религии широко используется традиционный народный опыт воспитания, который способствует сплочению этносов, формированию у народа преданности и покорности правящей элите.
В то же время, до появления государств народная и официальная педагогика не разделялись. Официальная педагогика возникает в условиях государства. И воспитание здесь было направлено, прежде всего, на подготовку детей и молодежи в соответствии с целями и задачами, обусловленными социально-политическими, экономическими, культурными и др. потребностями государства в целом. Хотя зачастую эти государства были многонациональными. Происходит нивелирование этнических культур. В отличие от официальной педагогики, народная педагогика решает задачи связанные в первую очередь с существованием этноса, его социально-экономическими и культурными потребностями.
Развитие письма, сначала слогового (Ассирия), а затем фонетического (Финикия) явилось важнейшим условием повсеместного распространения школ. Школа и воспитание в условиях формирования первых государств Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием различных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и др. факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные черты, в том числе в сфере воспитания и обучения.
Формирующие государственные системы воспитания имели свои этнические характеристики, которые не только не были забыты, но были развиты и усовершенствованны в новых условиях. Государства используют в воспитании детей и молодежи опыт традиционного народного воспитания для формирования у них этнического самосознания, чувства преданности своему народу, готовности к защите своей земли, мужества, смелости, стремления к сохранению территориального и государственного единства.
С появлением письменности в этнопедагогике наступил второй этап ее развития (научно-практический). Первые письменные обобщения традиционного народного воспитания содержатся в таких древних письменных памятниках как: Законы царя Вавилонии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), Законы Ассирии (2 половина II тыс. до н. э.), летопись ассирийского царя Ашшурбанапала (669–633 гг. до н. э.), книга притч иудейского царя Соломона (965–928 гг. до н. э.) и др.
Они дают общее представление об организации школьного обучения, содержании и методах обучения и воспитания детей в школах тех времен.
Обучение везде основывается, прежде всего, на народных воспитательных традициях предков. Например, в «Поучениях гераклеопольского царя» (XIII в. до н. э.) подчеркивается необходимость использования в воспитании молодежи мудрости предыдущих поколений: «Всегда следуй отцам и предкам своим». С этими традициями был тесно связан обычай передачи профессии по наследству. Эти письменные памятники свидетельствуют о том, что в школах в достаточно большом объеме использовали традиционный опыт воспитания.
Большое место отводилось заучиванию преданий, сказок, легенд, а также усвоению традиций, обычаев, обрядов, ритуалов. По этим древним источникам можно сделать выводы, что этнопедагогические знания, зародившиеся и сформировавшиеся в общем виде еще в первобытном обществе, получили широкое развитие и в последующие исторические периоды.
Значительному развитию этнопедагогических знаний послужило развитие наук, и в особенности философии. Так как, именно в русле философии получило первоначальное научное обобщение традиционное народное воспитание.
На жизнь людей древних государств огромное влияние оказывала религия. При храмах, святилищах, функционировали жреческие или высшие школы для избранных: детей высшей знати и жрецов. Они являлись средоточием научных знаний по философии, медицине, астрономии, физике, химии, литературе. В трактатах по философии этого периода также содержатся и этнопедагогические знания о традиционном народном общественном и семейном воспитании. Религия служила мощным фактором формирования национального самосознания народа. Ее целью было внедрение в сознание людей идеологии, направленной на формирование преданности своему народу и своему правителю, готовности защищать свою родину даже ценой своей жизни. Кроме того, религии всех народов во все времена служили действенным институтом формирования у верующих основ морали, духовности, так как в них представлен свод нравственных законов: не убей, не укради, возлюби ближнего своего, чти мать и отца, не прелюбодействуй и др. Таким образом, религия значительно способствовала развитию этнопедагогического знания и его обобщению в религиозных нравоучениях.
Конец ознакомительного фрагмента.