Вы здесь

Становление теории человеческого капитала в рыночной экономике. Глава 1. Предпосылки становления теории человеческого капитала (А. И. Козлов, 2015)

Глава 1

Предпосылки становления теории человеческого капитала

Основанием анализа возможностей применения теории человеческого капитала в условиях пореформенной России является рассмотрение, во-первых, объективных процессов, изменивших в ХХ веке хозяйственный базис экономически развитых стран, во-вторых – отражения этих процессов в эволюции экономической мысли. На этой основе и с учетом специфики российского развития возможна разработка теоретических и прикладных основ применения категории «человеческий капитал» для решения проблем экономического роста на макро-, микро – и региональном уровнях.

Коротко проанализируем объективные процессы, обусловившие становление экономики, основанной на развитии человеческого компонента производства, а также отражение этих процессов в истории экономической мысли.

1.1. Формирование нового хозяйственного базиса экономически развитых стран в ХХ веке

Современный анализ объективных изменений хозяйственного базиса берет начало в работе Й. Шумпетера «Теория экономического развития», опубликованной в 1911 г. [88]. В дальнейшем его статистический подход развивают П. Сорокин, Т. Парсонс, А Тоффлер, В. Л. Иноземцев и другие зарубежные и российские исследователи. Так, например, Й. Шумпетер, развивая теорию больших экономических циклов Н. Д. Кондратьева, предлагает модель экономического развития, ставя в центр анализа те внутренние факторы, которые вызывают экономическое развитие системы. Такие факторы, как способность предпринимателей к риску и их готовность к созданию новых способов обеспечения экономической эффективности, рассматриваются автором в качестве ведущих, в отличие, например, от Вальраса, анализировавшего факторы статичности экономических систем.

Как отмечает И.И. Агапова, вклад Шумпетера в экономическую теорию заключается как раз в том, что он исследует те факторы, которые "взрывают" равновесие рыночной системы изнутри. Этими внутренними факторами становятся новые производственные комбинации, которые и определяют динамические изменения в экономике. Й. Шумпетер выделяет несколько видов принципиально новых комбинаций факторов производства:

• создание нового продукта;

• использование новой технологии производства;

• использование новой организации производства [2, с.98].

П. Сорокин, Т. Парсонс и Э. Тоффлер на основе анализа тенденций развития общества XIX–XX вв. предсказывают, хотя и в разных формах научного обоснования, приоритет нематериальных факторов экономического развития над материальными [69]. Эта гипотеза получила подтверждение в исследованиях Римского клуба и экспертов ООН [62]. В российской экономической науке эта тенденция анализируется многими исследователями, как правило, в рамках теории постиндустриального общества [23].

Обобщая выводы выше названных авторов из анализа статистических данных и эмпирически выявленных тенденций социальноэкономического развития, можно сделать следующие заключения:

1. Качественные изменения в научно-технологическом базисе общества к XX–XXI вв. привели к становлению новых способов деятельности экономических систем. Они были обусловлены хозяйственными преобразованиями 50-60-х гг.

• новой ролью научного труда, обеспечившим основные технологические прорывы общества, ставшего коллективным и капиталоемким, отдавшего теоретическим фундаментальные исследования первенство в сравнении с техническими изобретениями гениев-одиночек;

• появлением т. н. «высоких» технологий, за счет интеллектуальных разработок, обеспечивших максимум отдачи от минимальных капиталовложений. Это характерно, прежде всего, для электронных, биотехнологических, лазерных и нана- технологий;

• выходом в первый эшелон развития технологий, «оторванных» от своей материальной основы. Так, например, разработка нового программного обеспечения не только не зависит от его технических носителей, но и определяет развитие своей материальной основы. А процессы производства все более перестают монопольно определять его экономическую эффективность, уступая свою роль логистическим сетям по созданию стоимости.

2. Ситуация в сфере рыночной конкуренции позволяет говорить о характерной для ХХ века смене трех типов конкурентоспособности производителей и продавцов: конкурентоспособность, основанная на ценовом преимуществе, характерная для 40-х – конца 50-х гг. прошлого века сменяется конкуренцией 60-х – первой половины 80 гг., основанной на преимуществе цены и качества товара, а со второй половины 80-х годов ХХ века – преимуществом цены, качества и инновационности товаров – продуктов, технологий, услуг.

3. Способность максимизировать в труде физические усилия как фактор экономического роста на макро- и микроуровнях сменяется возрастанием роли нефизических факторов трудовой деятельности – знаниями, мотивированности к труду, креативности, способности к риску, готовности инвестировать средства в долгосрочное развитие на уровне страны, региона, предприятия, индивида.

4. Трехсекторную модель производства, объединяющую добывающую, обрабатывающую промышленность, а также сферу услуг, сменяет четырехсекторная модель: сферы добычи, обработки и услуг дополняются информационной сферой. И именно последняя сфера начинает определять направления и темпы развития трех первых секторов экономики.

В результате изменяется понятие стоимости товара – она начинает определяться не столько издержками производства, сколько его полезностными характеристиками для покупателя. Качественно меняется роль нематериальных факторов производства в сравнении с материальными факторами. Темпы экономического роста национальных и региональных экономических систем все более начинают определяться не столько материализованными компонентами их ресурсов, сколько способностью хозяйственного субъекта их наращивать и эффективно использовать.

На микроуровне особую роль начинают играть нематериальные активы предприятия – торговая марка, брэнды, патенты и лицензии, наконец, рыночная репутация фирмы – ее goodwill. В основе этих компонентов потенциала предприятия лежит способность персонала создавать новые виды конкурентных преимуществ. Такая способность определяется компетентностью работников, их готовностью изменять себя и способы своей деятельности в соответствии с новыми задачами, поставленными рынком; а также рядом других характеристик людей, составляющих трудовой потенциал экономической системы.

Как отражение объективных экономических процессов во второй половине ХХ века появляется теория человеческого капитала, отражающая значение нематериальных составляющих человеческой деятельности. Ее дополняют и развивают многочисленные концепции, модифицирующие сущность термина «человеческий капитал». В результате на теоретическом уровне формируется множество подходов к пониманию сущности человеческого капитала. Это затрудняет выбор способов практического использования теоретических разработок в области нематериальных факторов человеческого труда. Поэтому необходима систематизация сложившихся теоретических подходов и прикладных разработок, а также их адаптация к специфике российской экономике на макро-, микро- и региональном уровнях.

Для обоснованной систематизации подходов к анализу человеческого капитала рассмотрим:

а) эволюцию экономико-теоретической мысли, обусловившую появление теории человеческого капитала и ее многочисленных вариаций;

б) становление классической теории человеческого капитала в середине ХХ века и ее последующее развитие;

в) характер интерпретаций теории человеческого капитала российскими исследователями.

1.2. Мыслители Античности и Средневековья о роли человеческого труда в общественной системе

Эволюция экономической мысли отражает противоречивое, но вполне определенное развитие науки о производстве, обмене, распределении и потреблении благ, отразившее объективные общественные процессы. Сопутствующие этому процессу изменения экономического мышления анализировали многие зарубежные и российские исследователи: М. Вебер [13, с. 59–81], Т. Негиши [52], К. Поланьи [59], Й. Шумпетер [87], А. Эспинас [89], В.С. Автономов [1], В.В Радаев [61], Е.Н. Калмычкова и И.Г. Чаплыгина [24] и другие. Анализируя результаты исследований зарубежных и российских авторов, можно проследить изменения модели человека в системе экономического мышления, обусловившие появление теории человеческого капитала.

Основой представлений о роли человека в общественной жизни и системе производства Нового времени стали теории человека Платона и Аристотеля в интерпретации мыслителей европейского Средневековья. В трактатах «О душе» и «Государство», а также в диалоге «Федр» Платон выделяет основу общественной гармонии, в том числе и в сфере экономических отношений. Ей является не свободный выбор человека, а изначальная целостность общественной системы. Разделение труда, кооперация и социально-экономическая иерархия основаны на первоначальном единстве общества, отражающем целостность единого мирового Космоса. Но условием поддержания мировой и общественной гармонии Платон считает объективно заданные свойства души человека. Реализуя или искажая их, человек поддерживает или нарушает гармонию общества и мира.

Платон не признает автоматических рычагов регулирования человеческого поведения, так как отрицает понятие рациональности человеческого поведения в его современном смысле. Человек в системе социальных и экономических отношений действует не в целях удовлетворения собственных потребностей, не максимизирует личную полезность, а стремится к счастью, как к реализации свойств, изначально заложенных в его душе. Следовательно, как утверждает Платон, если экономические интересы индивидов и их групп нарушают целостность общественной системы, их следует подавлять [58, с. 206, 286–287]. В понимании Платона задача человека – не развитие, заложенных в нем задатков, а строгое следование нормам надличностного порядка, воспроизводство тех черт, которые обеспечивают целостность и гармоничность неразвивающегося, изначально стабильного государства.

Принципиально иную трактовку роли человека в социально-общественной системе дает Аристотель. Человек стремится к личному счастью, понимаемому как добродетель. Он получает возможность быть добродетельным от природы, но реализует эту возможность сам, самостоятельно определяя свои склонности. Основой добродетели являются, по Аристотелю, интеллектуальные задатки – разумная душа, позволяющая делать выбор и принимать решения. Но реализация интеллектуальных задатков обеспечивается образованием. Регулятором процесса реализации человеческих задатков является государство. Оно формируется «снизу» – от семьи, основой которой выступает частная собственность. Собственность семьи дает независимость ее главе, позволяя максимально полно обеспечить реализацию своих задатков и задатков других членов семьи. Обмен и денежное обращение способствуют росту такой независимости.

Основной вывод Аристотеля, ставший, на наш взгляд, прообразом современной теории человеческого капитала состоит в следующем: личность определяется интересами общества, но само общество зависит от развития личности, определяемого его разумом и способностью создавать и увеличивать собственность. «Все, что мы имеем от природы, мы первоначально получаем лишь в виде возможностей и впоследствии преобразуем их в действительность». [4, с. 231]. Следовательно, именно Аристотель первым ставит вопрос о самостоятельном развитии человеком своих задатков в соответствии с его склонностями и на основе образования. Состояние разума и собственность человека определяют не только его место в обществе, но и состояние самого общества.

Восприняв установки Аристотеля, средневековое мышление использует и платоновский постулат о целостности мира – единого Универсума. Духовные и материальные процессы в нем не разделяются: идеальное материализуется, а материальное зависит от идеального. В связи с этим возникает серьезное противоречие между рациональной деятельностью человека на земле и задачей его божественного спасения. Это противоречие, которое многие исследователи определяют как духовный кризис Средневековья, привело к исключению экономики из предметов исследования и отрицанию рациональности в аристотелевском смысле – как ориентации человека на выявление и реализацию собственных задатков. Такая позиция ярче всего проявилась в Учении Августина Блаженного, но впоследствии была модифицирована зрелым средневековьем на основе учения Фомы Аквинского.

Именно Фома Аквинский воскрешает для Запада учение Аристотеля и разрабатывает подход к проблемам хозяйства, ставший основой западной экономической теории. В центр анализа проблем собственности Фома Аквинский ставит проблему «справедливой цены». Это – такая цена товара, которая обеспечивает для всех участников сделки справедливое «количество стоимости». По мнению Аквинского, это количество определяется общественной оценкой (полезностью) товара. Позднее Дунс Скотт, сводит стоимость товара к затратам труда и издержкам продавцов. Тем не менее, именно Фома Аквинский наметил переход от нормативно-религиозного подхода к подходу позитивному, основанному на рациональных суждениях.

Субъективные оценки ценообразования, процента и денег в целом, предложенные Фомой Аквинским, ставят вознаграждение продавца в зависимость от общественной пользы его деятельности. Таким образом, зрелое Средневековье пытается создать своеобразный симбиоз нормативного и рационального поведения человека. В позднее Средневековье это приводит к «распадению» единого мира на отдельные сферы, в каждой из которых действуют свои законы рациональности. Ренессанс и особенно Новое время вновь восстанавливают единство мира, поставив в его центр индивида как творца и субъекта собственного развития.

1.3. Эпоха Ренессанса и Новое время: знания как фактор экономического благополучия человека

Максимализм Ренессанса приводит к отождествлению личности и творческого индивидуума. Человек, способный ставить и осуществлять творческие идеи есть личность, отступление от своих целей означает ущербность индивида. Поэтому эпоха Возрождения дает нам целый набор идеальных, а значит, упрощенных и во многом утопических, моделей хозяйствования. У Н. Макиавелли, Б. Альберти, Б. Кастильоне и других мыслителей Ренессанса целями управления экономической системой (семейного хозяйства) становятся ученость и имущество. Имущество исчерпаемо и отчуждаемо, ученость неотчуждаема и обладает важной особенностью – в процессе использования она способна увеличивать сама себя и, тем самым, становится объектом собственности, увеличивающим свою стоимость, независимо от внешних условий хозяйствования [54, с. 400408, 478–481].

Противоречивое стремление соединить нормативное и позитивное в хозяйствующем субъекте, присущее эпохе Возрождения, завершается становлением рациональности обыкновенного, среднего человека Нового времени, стремящегося к удовлетворению собственных потребностей и максимизации личной пользы вне зависимости от априорно заданных целей мира и общества [18, с. 189–234].

Новое время в воззрениях Б. Спинозы Ф. Бэкона, В. Декарта создает модель человека, действующего в реальном мире по законам универсальной логики и на основе собственного интереса. В сфере экономики таким человеком управляет господствующий принцип эгоизма. Стремясь к удовлетворению своих потребностей, хозяйствующий индивид рационально принимает решения. А так как эта рациональность основана на универсальной логике, то, независимо от разницы в потребностях людей, можно выделить всеобщие законы человеческого поведения. Таким образом, доктрина человеческого разума дополняется доктриной нравственности, которая не задана извне, а выступает лишь способом достижения эгоистических целей. У Д. Локка, Б. Мандевиля, Б. Франклина и Д. Юма счастье отдельного человека достигается за счет его собственных усилий. Критерием счастья становится личное благосостояние, что закрепляется в идеологии Протестантизма.

Так, Т. Гоббс в работе «Левиафан» стремление к богатству называет одновременно и постыдным, и благим устремлением человека в зависимости от средств его достижения. Оно становится постыдным, если достигается хитростью и обманом. Богатство, добытое тренированным умом, обеспечивает не только материальный достаток, но и «общественную стоимость» человека – его достоинство и социальный статус. Тренированный разум дает возможность не только однократного удовлетворения потребностей, но обеспечивает удовлетворение и будущих желаний. Следовательно, только направляя основные усилия в развитие своего разума, человек создает основу будущего экономического и социального благополучия [15, с. 66–67, 97-114]

Эти идеи развивает Дж. Локк. В экономике главное не столько создать собственность, сколько ее сохранить и увеличить, пишет он в работе «Два трактата об управлении государством». Интересно, что саму природу материальной собственности, мыслитель выводит из нематериальной способности человека рационально ее создавать: «каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности, на которую никто, кроме него самого, не имеет никаких прав. Мы можем сказать, что труд его тела и работа его рук по самому строгому счету принадлежат ему. Что бы тогда человек ни извлекал из того состояния, он сочетает его со своим трудом и присоединяет к нему нечто, принадлежащее лично ему, и тем самым делает его своей собственностью» [37, с. 277]

Отметим, что, по сути дела, в этом фрагменте речь идет о добавленной стоимости, создаваемой человеком на основе собственных нематериальных активов – личностных качеств, обусловленных задатками, реализованными с помощью образования и приобретенного опыта. При этом, это такая добавленная стоимость, которая не может ни создаваться, ни присваиваться другими людьми, если они не обладают такими же качествами, так как человек, благодаря своему труду «присоединяет к нему нечто такое, что исключает общее право других людей»

Дж. Локк подчеркивает, что получение новой стоимости за счет своего труда и возможность пользоваться ею ограничена возможностями отдельного человека. Для расширения этих возможностей люди объединяют свои усилия. Причем, в такой форме, какая представляется им наиболее выгодной, Добавим, что моральные ограничения хозяйственной деятельности, Локк связывает, только с необходимостью положительной оценки этой деятельности со стороны общества. Следовательно, в предельно рационализированной теории хозяйственной деятельности Дж. Локка, нравственность выступает лишь средством повышения эффективности человеческого труда, так как через категорию «достоинство» повышает «общественную стоимость» самой личности.

Последователь Дж. Локка Б. Франклин наряду с трудом как фактором производства выделяет бережливость – гарантию будущего производства и потребления. Экономический человек Франклина не склонен к обмену, а накопление капитала таким человеком – есть, прежде всего, процесс накопления материализованных результатов труда. Его общественный статус определяется кредитоспособностью, базирующейся на основе «точности и справедливости во всех действиях» [78, с. 83, 566]. Таким образом, идея создания интеллектуального капитала хозяйствующего индивида как причины роста материализованных результатов его труда в учении Франклина отступает на второй план.

Дальнейшее развитие идеи значения нематериальных компонентов человеческого труда происходит в рамках теории естественного закона и физиократической теории общественного производства. Следует подчеркнуть, что представители этих теорий, в отличие от мыслителей, чьи взгляды изложены выше, не ставили задачу выявления факторов экономического роста. Их целью было определение условий макроэкономического равновесия. Так, Ш. Монтескье даже человеческий разум понимал как надличностное образование, определяющее поведение индивида с поправкой на условия формирования нации, к которой он принадлежит. Э. Кондильяк в основу модели человека кладет его способность испытывать желания и удовлетворять их. Труд и его результаты для представителей французской школы становятся способами реализации человеческих желаний, эффективность труда определяется увеличением полезности потребления и экономией затрат на этот процесс.

Эти идеи находят развитие во взглядах Ж.Ж. Руссо и Ф. Кенэ. Но Руссо, как большинство физиократов, эффективность воспроизводства связывает с землей, обеспечивающей «чистый продукт» за счет отдачи от земледелия. Ф. Кенэ пытается совместить теорию естественного права Руссо с взглядами на труд Дж. Локка. Этим и обусловлена противоречивость его теории. Его человек, с одной стороны, обязан подчиняться законам «естественного порядка». Такое подчинение возможно на основе Разума. Но в повседневной деятельности человека присутствует расчет – способность извлекать максимальную пользу из имеющихся ресурсов. Такой расчет Кенэ называет рассудком – рациональной основой поведения хозяйствующего индивида. Таким образом, французская школа социально-экономической мысли предложила схему двойственной природы человеческого труда: в обществе действует естественный всеобщий закон, поддерживаемый общественным установлением, индивид обязан подчиняться ему, но не лишен права потреблять результаты своего труда для удовлетворения собственных желаний [20]. Становление классической политической экономии выдвинуло на первый план рациональность экономического человека, осознанно действующего ради собственной выгоды и ради этого развивающего собственную рациональность.

1.4. Классическая политическая экономия о нематериальных компонентах человеческого труда

Теория роста общественного богатства А. Смита исходит из трех базовых принципов модели «экономического человека», сформированных его предшественниками: человек эгоистичен, рационален и стремится к максимизации собственной выгоды. В труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит выделяет основной фактор роста богатства – разделение труда, которое определяется склонностью людей к обмену. Обмен у Смита – универсальная форма сотрудничества эгоистичных и рациональных индивидов. Таким образом, А Смит обосновывает методологический принцип индивидуализма, заложенный его предшественниками – Т. Гоббсом, Дж. Локком и Д. Юмом, а также принятый и развитый его последователями – Ж.Б. Сэем, Ф. Бастиа, Т. Мальтусом, Дж. С. Миллем, Д. Рикардо, и др.

А. Смит первым дифференцирует виды труда в зависимости от его сложности и необходимого обучения работника: "один час занятия таким ремеслом, обучение которому потребовало 10 лет труда, может содержать в себе больше труда, чем работа в течение месяца в каком-нибудь обычном занятии, не требующем обучения" [56, с. 57]. Выделяя факторы дифференциации заработной платы работников, он называет степень трудности овладения профессией, затраты на профессиональную подготовку, а также меру ответственности работника.

Т. Мальтус, обосновывая первичность биологических побуждений, подчеркивал значение экономической свободы в сочетании с необходимостью особого воспитания и образования, побуждающих к максимально эффективному использованию этой свободы для создания основы удовлетворения биологических потребностей человека, прежде всего, в питании и размножении. В своеобразной форме биологического детерминизма Мальтус развивает идею значимости нематериальных компонентов человеческого труда как факторов обуздания природных биологических потребностей людей.

Ж.Б. Сей и Ф. Бастиа разделение труда считают основой максимизации своих способностей хозяйствующим индивидом. В «трактате по политической экономии» Сей описывает специальные качества человека, позволяющие ему максимизировать результаты в разных сферах своей деятельности [65, с. 182–185, 34–35, 56–57]. Тем самым создается прообраз современного понятия «человеческий капитал», отражающего способность человека к эффективному созданию добавленной стоимости. Ж. Б. Сей первым синтезировал различные теории ценообразования – издержек производства, спроса и предложения, предельной полезности. В результате появилась его теория трех факторов производства – труда, земли и капитала, издержки которых компенсируются заработной платой, рентой и прибылью.

В учении Дж. С. Милля важная роль отводится свободе выбора человека в сферах потребления и производства. Эту свободу обеспечивает прогресс, дающий человеку все больший объем знаний. Следовательно, образование становится одной из важнейших утилитарных ценностей: оно позволяет выбирать другие блага, использовать их с максимальной пользой, развивает потребности и побуждает человека преобразовывать свою производственную деятельность. Образование, соответствующее историческому прогрессу, максимизирует среднюю полезность, приходящуюся на одного человека [50, с. 356–360]. Причем, эта полезность не сводится к удовольствиям материального потребления: если цели человеческой деятельности и общества в целом определяются исторически и носят нормативный характер, то экономический рост определяется позитивной логикой и рационализированным стремлением к богатству.

Процесс образования капитала Милль связывает со способностью человека накапливать мастерство: «Мастерство рабочего считается богатством лишь в качестве средства приобретения богатства в его материальном смысле; любые качества, не ведущие к этой цели, едва ли вообще рассматриваются как богатство» [50, с. 140]. Развитием этой мысли стало его концепция производственного и непроизводственного потребления, пожалуй, впервые ставящая проблему инвестирования в развитие работника с целью накопления его способностей создавать добавленную стоимость. И хотя основой такого инвестирования Милль считает сбережение, тем не менее, он ставит вопрос о передаче части накопленного предпринимателем капитала работникам для наращивания этого капитала в будущем. Правда проблему такой передачи, как и проблему накопления капитала, он считает результатом психологического выбора, а не результатом рационального планирования. Но зато вводит в свою концепцию производственного и непроизводственного потребления понятие риска, считая, что величина ожидаемой прибыли зависит от степени неопределенности будущего.

Даже рассматривая вопрос с наследованием собственности, Милль подчеркивает значение формирования у наследников способности к производительному труду. Таким образом, следствиями и факторами исторического прогресса, Милль считает улучшение деловых качеств человека на основе роста благосостояния и укрепления безопасности, как самого человека, так и его собственности.

Но необходимо заметить, что идеи Милля о значимости образования и деловых качеств человека не касаются способности отдельного работника максимизировать собственную полезность. Речь скорее идет об общем эффекте, которое может дать обществу рост образованности его членов в долгосрочной перспективе. Такой эффект должно обеспечить государство, регулируя образовательную деятельность граждан и даже принуждая к ней.

Критика взглядов на труд представителей классической политической экономии разворачивается по двум направлениям – в рамках теории трудовой стоимости К. Маркса и в рамках теорий австрийской исторической школы.

1.5. Теория воспроизводства рабочей силы К. Маркса

К. Маркс рассматривает проблему нематериальных элементов человеческого труда в своей теории воспроизводства рабочей силы. Он ставит проблему «потребительского производства» как второго вида производства: потребляя продукты материального производства, человек воспроизводит как свои физические, материальные, так и духовные возможности к труду, что является основой накопления и увеличения богатства [39, с, 719]. Тем самым он развивает идею А. Смита о производственном значении отдельных видов потребления [67, с. 234–235].

Маркс пишет о совершенствовании производительной силы труда, определяемой созидательными, умственными способностями человека. Развитие этих способностей он связывает с наличием свободного времени как времени развития индивида: «С точки зрения непосредственного процесса производства сбережение рабочего времени можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек" [43, с. 305–306]. Из этого следует вывод о том, что величина вновь созданной стоимости определяется произведением сложности труда на величину рабочего времени, в течение которого осуществлялся труд. Сложность труда обусловлена как производственными задачами, так и качеством рабочей силы. Из этого положения делается вывод о большей стоимости качественной, развитой рабочей силы: "Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которой стоит большего рабочего времени и которая имеет, поэтому более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она, зато в более высоком труде и овеществляется, поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях" [40, с. 3, 208–209]. Следовательно, если источником накопления капитала служит рабочая сила, то обоснованные издержки на ее развитие являются основным фактором расширенного производства.

Начиная с первого тома «Капитала», в целях упрощения анализа он предлагает рассматривать рабочую силу как простую, с ничтожными затратами на образование [41, с. 53, 183]. Цель такого упрощения – выявление всеобщих отношений между капиталом и трудом. Но К. Маркс анализировал также роль образования как фактора развития рабочей силы и различия издержек на образования работников разной квалификации [34, с. 182–183].

В то же время в марксистской теории капитала сама категория «капитал» отражает не вещь, а производственное отношение, представленное в вещи. В капитале персонифицируются средства производства, обособившиеся по отношению к живой рабочей силе продукты и условия приведения в действие этой силы, монополизированные частью общества. Сам К. Маркс подчеркивал, что с точки зрения непосредственного процесса производства развитие человеческих способностей "можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек" [42, с. 221]. Но Ф. Энгельс в письме к К. Гиршу высказывает мысль о том, что, если считать, что капитал рабочего – он сам, то слово капитал теряет здесь последний остаток смысла. Тем самым, Энгельс снова возвращается к пониманию капитала как особых социально-экономических отношений, а не источника добавленной стоимости.

Оценивая роль теории К. Маркса в системе предпосылок формирования и развития теории человеческого капитала, можно сделать следующие выводы:

1. Развивая идеи представителей классической политической экономии, К. Маркс в качестве основного капитала выделяет производительные возможности человека, основанные на простом и расширенном (связанным с совершенствованием трудового мастерства) воспроизводстве рабочей силы. Тем не менее, капитал как социально-экономическое отношение противостоит живому труду и его носителю – работнику.

2. В процессе расширенного воспроизводства качественной рабочей силы основой является накопление производственного опыта и образования, связанного с наличием достаточного свободного времени.

3. Марксистская категория стоимости рабочей силы аналогична сумме пожизненных затрат на содержание человека и инвестиций в человеческий капитал. Основой такого аналогии стало само понимания капитала в теории трудовой стоимости: как суммы накопленного овеществленного и живого труда

Следовательно, развитие Марксом взглядов классической политической экономии внесла определенный вклад в предпосылки формирования теории человеческого капитала.

1.6. Идеи австрийской исторической школы: теории выбора и рассеянного знания

В процессе «маржиналистской революции» конца 70-х гг. XIX века австрийская историческая школа делает центром анализа действия отдельного человека. Стремясь объяснить объективные закономерности поведения человека в сфере удовлетворения своих потребностей, К. Менгер рассматривает богатство как полезность. Блага приобретают полезность в результате отношения к ним человека. В структуру этого отношения входят потребность, свойства предмета ее удовлетворять, осознание человеком этого свойства и возможность его использовать. Отношение между предметом и человеком могут быть иллюзорными, воображаемыми. Экономический рост в обществе обеспечивается за счет того, что образование, получаемое людьми, снижает их зависимость от иллюзорных благ и позволяет направлять основные усилия на создание реальных благ, совершенствуя также их использование. Накопление капитала, следовательно, является результатом системы действия людей, обусловленной их реальным или воображаемым взаимодействием с экономическими и неэкономическими благами.

Хотя К. Менгер, как и его последователи Е. Бем-Баверк и Ф. Визер, анализирует, прежде всего, сферу потребления, тем не менее, оценка благ и установление меновых пропорций, обусловленные способностью человека ориентироваться на реальные блага, определяет и организацию хозяйственной деятельности [48, с. 39–61]. В учении Менгера речь не идет о конкретном работнике, создающем добавленную стоимость, анализируется средний человек, оценивающий блага и действующий в соответствии с этой оценкой. Но следует отметить, что новое поколение австрийской исторической школы (Л. фон Мизес и особенно Ф. Хайек), опираясь на идеи Менгера, приходит к выводам, не противоречащим разработанной на другой методологической основе теории человеческого капитала.

Так Л. фон Мизес преобразует теорию цен в теорию человеческого выбора. На выбор влияют не только экономические, рациональные факторы, все желания и потребности человека, в том числе такие, как власть, статус, самореализация и др., не остаются вне единой шкалы ранжирования. Для максимизации полезности в результате рационального выбора человеку недостаточно знаний. Индивид обладает частичной, фрагментарной информацией, это создает неопределенность, как на личностном, так и на социальном уровнях. Поэтому Мизес критикует классическую политическую экономию: полностью информированный, рациональный эгоист – абстрактная модель, но не реально действующий в сфере экономических отношений человек [49, с. 43–45, 62–63].

На основе этой критики Ф. Хайек создает свою теорию рассеянного знания, из которой делает вывод о том, что единственным механизмом использованного фрагментарного и быстро устаревающего знания является рынок с его ценовыми сигналами [79, с. 89–99]. Система цен понимается им как механизм передачи информации, в том числе и о тех компетенциях работника, которые могут быть объектом купли-продажи на рынке труда. Он особенно подчеркивает роль конкуренции, поминая ее не как процесс борьбы продавцов и покупателей за ограниченный ресурс, а как результат этой борьбы – отбор лучших решений. В связи с этим неодинаковость человеческого труда как товара, многообразие компетенций работников, позволяет через механизм рыночной конкуренции отобрать те компетенции, которые являются оптимальными для хозяйственной системы. В работе «Пагубная самонадеянность» он пишет: «Такие институты по сбору информации как рынок позволяют нам использовать рассеянное невидимое знание для формирования надындивидуальных схем. Широко рассеянные среди людей знания и навыки теперь вполне можно было пускать в ход для достижения самых разнообразных целей» [80, с. 31].

Для анализа проблемы человеческого капитала особое значение имеют следующие выводы Ф. Хайека:

1. Конкуренция, понимаемая как отбор лучших решений, привела к тому, что из институтов отбирались самые успешные – приносящие обществу наибольшую пользу, а из агентов рынка выживали не те, кто обладал большими ресурсами, а те, кто их наиболее эффективно использовал.

2. Ценовые сигналы на рынке, в том числе и на рынке труда, позволяют сравнить разные товары и выбрать наиболее значимый для будущего объект инвестирования. Следовательно, правильно понятые ценовые сигналы позволяют сделать выбор во времени и обеспечить сбережение и накопление капитала.

Следует подчеркнуть, что Ф. Хайек одним из первых ставит и проблему роли социальных связей экономического субъекта. Они, по мнению исследователя, способны компенсировать ограниченность рассеянного знания, замещать лакуны информации и тем самым играть роль важного ресурса экономической деятельности. Тем самым Ф. Хайек обозначает проблему, трансформировавшуюся у последователей Г. Беккера в проблему социального капитала.

1.7. Идеи человеческого капитала в теориях А. Маршалла, А. Пигу, И. Фишера и Л. Роббинса

Неоклассическая экономическая наука, начиная с А. Маршалла, рассматривает «экономического человека» не как внеисторического эгоистичного, информированного и рационально действующего индивида, а как результат исторически меняющихся условий хозяйственной деятельности. Поэтому качества человека, необходимые для успешности в сфере производства, обмена, распределения и потребления, исторически меняются. Но предпосылки их анализа достаточно стабильны, так как процесс изменений развернут во времени.

Так, А Маршалл, по сути, закладывает предпосылки современной теории человеческого капитала, определив оптимальные для экономического успеха качества как некую совокупность черт и особенностей поведения, которые формирует каждый человек самостоятельно, но под влиянием конкретных экономических условий. Эти качества он описывает следующим образом:

• каждый экономический субъект стремится к материальному комфорту, это заставляет его извлекать каждую неделю наибольшее количество работы, которое за это время может быть получено;

• решимость сделать каждое действие экономически целесообразным заставляет «постоянно каждого спрашивать себя, не мог ли он улучшить положение, изменив свою область коммерции либо изменив способ ее осуществления» [46, с. 171];

• политическая свобода позволяет каждому изменять свое поведение и «вовлекать себя лично и свою собственность в новые и рассчитанные на отдаленное будущее предприятия» [там же].

Следовательно, экономически эффективное поведение определяется максимизацией усилий со стороны индивида, готовностью к изменению способов деятельности и приобретению новых компетенций, а также готовностью к риску инвестиций в будущий капитал. А Маршалл одним из первых ставит также проблему рынка образовательных услуг, утверждая, что "самый ценный капитал – это тот, который вложен в человеческие существа" [46, с. 270].

Модель экономически успешной личности А. Маршалла заложила основы кембриджского подхода к «экономическому человеку», которая во многом интегрировала как принципы теории трудовой стоимости английских экономистов-классиков, так и их критику австрийской исторической школой. Этот подход развивает А. Пигу, продолжающий традиции анализа «экономического человека», заложенные А. Смитом, Дж. Миллем и А. Маршаллом.

Экономические предпосылки поведения человека обусловливают развитие личности, способной:

а) выполнять сложные и узкоспециализированные производственные операции;

б) постоянно совершенствоваться в своей сфере деятельности;

в) выполнять функции хорошо отлаженного орудия производственных благ, пользование которыми приносит благосостояние [57, с. 147]. Казалось бы, речь идет о личности, все устремления и качества которой подчинены задаче максимизации добавленной стоимости и формирования личного благосостояния. Но такой подход сам автор считает слишком узким, а описанную личность не соответствующей интересам общественного развития. Поэтому к предложенной модели он добавляет следующие параметры:

• человек работает в коллективе, поэтому он должен быть способным к эффективному для себя и коллектива межличностному взаимодействию, должен уметь дополнять позитивную конкуренцию кооперацией;

• на микроуровне большую роль играет характер отношений работников и работодателей. Отсутствие моральной и физической отчужденности выступает элементом неэкономического благосостояния работодателей, работников и производственной системы в целом;

• получаемый экономический доход на уровне индивида и экономической системы целесообразно использовать для повышения «неэкономического благосостояния». Социальное благополучие и удовлетворение духовных потребностей людей не только повышает устойчивость индивида и экономической системы, основанной на взаимодействиях людей, но и обеспечивает развитие креативных качеств индивидов, необходимых для развития экономических субъектов.

Таким образом, А. Пигу пытается снять противоречие между «экономическим человеком» как средством экономического роста и человеком как целью деятельности экономической системы.

Помимо кембриджской школы идеи неоклассиков развивались в теории Дж. М. Кейнса. Анализируя мотивы экономических действий, Кейнс практически не отходит от классической модели «экономического человека». В теории Кейнса такие мотивы как доход, коммерциализация капитала, предупреждение риска (предосторожность) и спекулятивность в поведении рыночного агента, по мнению исследователя, обусловливают тенденцию сбережения капитала в форме денег [29, с. 464]. Такая позиция является традиционной как для классической, так и для неоклассической модели «экономического человека». Что касается инвестиций, в том числе и инвестиций человека в самого себя, то здесь Кейнс следует воззрениям Дж. Мура, считавшего, что рациональность обычного человека подвержена обыденному мышлению, т. е. традициям, стереотипам и невозможности предугадать будущее [51, с. 313–324]. Экономический человек Кейнса боится неопределенности и риска. Ему нужны гарантии будущего потребления. Поэтому он предпочитает гарантии ликвидности ценностям будущего развития. В этом утверждении отразились и личные воззрения Кейнса, считавшего решения об инвестировании аналогом азартной игры, повлиять на которые способно лишь государство [60, с. 328].

Последователь А. Вальраса И Фишер, определяя капитал как любой запас (природные ресурсы, машины, сырье, трудовые навыки людей), который через какое-то время и в определенных условиях приносит поток услуг, ставит проблему оценки отдачи от инвестиций в труд. По его мнению, доход, реализуемый в виде процента как превышение над инвестициями в обучение работника, есть процент на человеческий капитал, который может накапливаться точно так же, как капитал физический.

Другая ветвь неоклассиков – представители Лондонской школы экономики, во многом проявившие оппозиционное отношение к идеям кембриджских экономистов, положили начало так называемому. «экономическому империализму» и создали непосредственную основу теории человеческого капитала.

Так, Л. Роббинс считает, что разделение благосостояния на материальные и нематериальные составляющие, характерное для А. Маршалла и А. Пигу, неоправлено сужает предмет экономической науки. Человек в любых условиях вынужден делать выбор между альтернативными вариантами поведения, поэтому все его действия носят экономический характер, направлены на то, чтобы максимизировать собственную выгоду в условиях ограниченных ресурсов (времени и денег) и в ситуации, когда цели других людей не совпадают с его целями. В центре экономического анализа Л. Роббинса оказывается проблема альтернативности целей в условиях возможности комбинировать ограниченные ресурсы. Основная проблема поведения «экономического человека» в его теории – проблема выбора.

Такой подход во многом определил становление теории человеческого капитала Г. Беккера в 60-70-е гг. XX века и побудил этого исследователя распространить проблему альтернативного, а значит, экономического выбора на все сферы человеческой деятельности. Сравнение затрат и выгод как содержание этого выбора в условиях разнообразия целей и ограниченности ресурсов по новому поставило задачу рационального поведения человека и обусловило новый подход к понятию «капитал». При этом было отвергнуто упрощенное понимание труда как простого и однородного. Анализ труда как разнокачественного явления был соединен с анализом таких социальных институтов как семья и образование, что отражало распространение экономического анализа на внеэкономические сферы деятельности человека.

Подведем итог проделанному анализу:

1. К концу ХХ века в результате технологической революции сформировались объективные предпосылки превращения нематериальных компонентов человеческого труда в ведущий фактор роста экономических систем. В связи с этим актуализировалась проблема их формирования и максимально эффективного использования.

2. В период, предшествовавший становлению классической политической экономии, сформировались два подхода к оценке роли нематериальных компонентов человеческого труда как фактора производства. Первый подход, представленный учениями Аристотеля, Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Кенэ и др. мыслителями, обосновывает универсальность и неисчерпаемость такого компонента человеческого труда как знания и опыт, рассматривает их в качестве ведущего фактора экономического роста и социального развития на уровне индивида, нации, общества. Второй подход (Платон, Б. Франклин, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Э. Кондильяк и др.) отдает предпочтение материальным факторам производства и материализованным компонентам человеческого труда. Земля как основной фактор производства, сбереженный капитал, минимизация инвестиций в реализацию человеческих потребностей, в том числе познавательных и креативных, создают основу устойчивого производства в настоящем и будущем.

3. Классическая политическая экономия обосновывает методологический принцип индивидуализма, заложенный предыдущими исследователями. В учении А. Смита закладываются основы модели «экономического человека», деятельность которого базируется на таких нематериальных компонентах экономического поведения как установка на личную выгоду и способность к рациональным действиям. Опираясь на идеи Смита и его последователей Дж. С. Милль в концепции производственного и непроизводственного потребления впервые ставит проблему обоснованности инвестиций в развитие работника с целью накопления его способностей создавать добавленную стоимость.

Конец ознакомительного фрагмента.