Вы здесь

Становление и развитие школьного исторического образования в России ХVI – начала ХХ вв. Тема 4. Историческое образование во второй половине ХVIII в. (М. Т. Студеникин, 2011)

Тема 4

Историческое образование во второй половине ХVIII в.

4.1. Проекты и планы обучения в первый период правления Екатерины II

В деятельности Екатерины II можно выделить период исканий, или подготовительный (1762–1770), и следующий за ним период практических свершений. В первые годы правления Екатерины II за основу была взята традиционная для монархической России педагогическая теория, ставившая воспитание выше образования. Центральными фигурами этого периода были сама Екатерина и И. И. Бецкий – генерал, много лет проживший в Париже и усвоивший идеи французских просветителей.

12 марта 1764 г. Екатериной II был утвержден подготовленный И. И. Бецким доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Концепция этого доклада по образованию и воспитанию детей была положена в основу преобразований всех предстоящих реформ. Будучи последователем просветительной философии, в частности теории Локка, во главу угла И. И. Бецкий поставил воспитание, отводя обучению второстепенную роль. В этой концепции знания теряют свою собственную ценность и используются лишь как средство для развития природных способностей ребенка, употребления с пользой его свободного времени, отвращения от праздности и лени. Была поставлена цель: население государства превратить в идеальных граждан, в «новую породу людей», а достичь этой цели можно было только путем целесообразного воспитания. В недостатках воспитания видели «корень всему злу и добру», поскольку без хорошего воспитания нельзя ожидать «прямого в науках и художествах успеха», а «украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях паче во вред бывает» [1].

Возложив на И. И. Бецкого обязанность составить план создания воспитательных училищ, Екатерина II в частном порядке поручила представить соображения по этому вопросу историографу Герарду Миллеру и капеллану английской фактории в Петербурге Дюмареску. После того как они подали записки по этому вопросу, Екатерина повелела образовать специальную комиссию для составления плана работы. В эту комиссию вошел профессор истории и правоведения Московского университета Филипп-Генрих Дильтей, представивший в ноябре 1764 г. свой проект учебной реформы под названием «План об учреждении разных училищ для распространения наук и исправлении нравов» [2]. Он предложил создать в Петербурге и Москве две «дядские», или «рабские», школы из крепостных для подготовки воспитателей дворянских детей. В их программу должны войти русский, французский, немецкий, латинский языки, история и география.

В соответствии с проектом Дильтея, единственным типом средней школы остается прежняя гимназия в составе четырех классов, где рекомендуется «иметь дважды историю древнюю». Параграф 5 раздела I определял, что в двух младших классах при двух уроках в неделю изучается история универсальная, причем, в первый год – до Рождества Христова, а во второй год – до новейшего времени. Этот основной курс должен преподаваться на русском языке по учебнику самого Дильтея «Первые основания универсальной истории». (Т. III. Предисловие. 1768). В последующие 2 года изучается история древняя и новая по учебнику Целлария на латинском языке, в результате чего «и язык латинский самым опытом в упражнении будет, и история уже яснее протолкуется». Отечественная история у Дильтея не упоминается [3].

В целях воспитания полезных обществу граждан «толкование» истории всегда должно быть связано с «наблюдениями нравоучительными». Как написано в учебнике Целлария, «примеры добродетели и пороков юношеству предлагать таким образом, чтобы возбудить в оном любовь и подражание к добродетели, ненависть и отвращение к порокам» [4].

В проекте, приписываемом Г. Ф. Миллеру, Г. Н. Теплову и другим, под названием «План и штат государственных гимназий», выдвигается требование основательного и практического изучения истории, доведенной до новейшего времени. Надлежит «сколь возможно практически трактовать, показывая участие оной в настоящем состоянии каждого государства, о котором речь пойдет. Познание истории должно быть сопряжено с хронологией». Как история, так и основательное изучение древних языков требуется в училищах «для ученых людей» [5].

Наряду со средней школой появились проекты и для других типов школ. Проект 1772 г., представленный Духовной комиссии для приходской школы, определял первоначальное обучение грамоте по часослову и псалтырю в течение 6 месяцев; на изучение арифметики, географии, истории для малолетних детей предлагалось отвести 3 года, а для детей более старшего возраста – 2 года. Проект «градских школ» определял сущность образования «для простого народа, в гражданстве живущего», для бедных «мещанских детей». В состав их образования входило чтение церковной и гражданской печати, Закон Божий, нравоучение, четыре действия арифметики с дробями и третными правилами, начала географии, история универсальная, познание «домостроительства и законов гражданских» [6].

Проекты средней школы пытались реализовать в организации специальных учебных заведений и, прежде всего, сословных школ, призванных дать подобающее воспитание. В Петербурге появились два отделения для детей 4–5 лет при шляхетском кадетском корпусе и академической гимназии. Воспитание в них продолжалось до 18 лет. Наряду с мужскими возникли первые женские учебные заведения, прежде всего Смольный институт.

4.2. Смольный институт

Смольный институт для воспитания благородных девиц, ставший первой в России общественной школой для женщин, был открыт в 1764 г. под именем «Воспитательное общество благородных девиц – Смольный институт». В 1765 г. появилось мещанское отделение этого института. Как указала правительственная комиссия, «намерение и конец воспитания девиц состоит наипаче в том, чтобы сделать (их) добрыми хозяйками, верными супругами и попечительными матерями» [7]. Ученицы подразделялись на четыре возрастные группы, а само обучение начиналось с 6–9 лет и продолжалось до 18 лет. Изучение истории и географии приходилось на вторую возрастную группу – учениц от 9 до 12 лет. В третьей возрастной группе (12–15 лет) обучали «словесным наукам, к коим принадлежит чтение исторических и нравоучительных книг», здесь также осуществлялось частичное знакомство с архитектурой и геральдикой. Историю и геральдику вводил «Устав воспитания 1764 г.» [8].

О необходимости чтения исторических и нравоучительных книг указывалось в уставах всех первых учебных заведений, основанных Екатериной II. Как полагают некоторые исследователи, рекомендации по чтению книг давались под влиянием Монтэна, который в основу всей своей системы воспитания включал философию и историю, рекомендуя читать Плутарха и Цицерона [9].

Образование воспитанниц Смольного института заканчивалось в третьей возрастной группе; в четвертой группе девушки выступали в качестве помощниц учителей младших классов. В этой, старшей, группе уставом предусматривалось повторение ранее изученного за все годы обучения, выявление качества знаний на экзаменах [10]. Учение, сводившееся к заучиванию, продолжалось с августа по январь, затем вплоть до Пасхи проходила подготовка к экзаменам в виде репетиций, а после Пасхи – публичные экзамены. На экзаменах использовали билеты, предлагая, например, изложить «хронологический взгляд на историю Англии от основания королевства до Тюдоров». Первый раз экзамен по истории в третьей возрастной группе проходил в 1771 г. (четвертой возрастной группы еще не было). Это был седьмой год обучения воспитанниц первого набора. В 1776 г. ученицы экзаменовались по истории «древнего и новейшего времени» [11].

Следует заметить, что на мещанском отделении считалось излишним преподавание истории, географии и иностранных языков [12]. Однако и на дворянском отделении вплоть до конца 80-х гг. давались лишь начальные сведения по истории, притом «настолько, чтобы девица не скучала, слыша о них разговоры, и не делала глупых вопросов, над которыми смеяться станут» [13]. Это мнение, господствующее в учебной исторической литературе ХVIII в., недалеко ушло от взгляда Плутарха на историю как вместилище материалов, из которых нужно черпать примеры, брать образцы добродетели и порока.

К. Д. Ушинский, работавший инспектором в Смольном институте, несколько иначе понимал цель обучения истории, полагая, что «в ученике своем воспитатель должен видеть не будущего историка, а только человека, пользующегося плодами исторической разработки для своего нравственного и умственного усовершенствования». Самым высоким чувством в человеке он считал патриотизм, который видел в любви к Родине, в подчинении своих личных интересов интересам народа.

Все эти идеи нашли отражение в уставе воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (май 1764 г.). В это же время появилось несколько учебно-воспитательных заведений с новыми воспитательными принципами, устав которых также был составлен И. И. Бецким. В ноябре 1764 г. был утвержден устав воспитательного училища при Академии художеств (по образцу этого учебного заведения в 1765 г. было открыто воспитательное отделение при гимназии Академии наук); в январе 1765 г. – устав «особливого училища» при Воскресенском Новодевичьем монастыре для мещанских девиц [14]; в сентябре 1766 г. – новый устав Сухопутного шляхетского корпуса; в августе 1767 г. – генеральный план московского воспитательного дома [15].

Таким образом, в 60-е г г. ХVIII в., кроме дворянских школ, история изучалась в коммерческом и художественном училищах, в духовных учебных заведениях. В духовных семинариях в соответствии с учебной реформой 1766 г. была введена география математическая и политическая (для вразумления истории), история гражданская и церковная в качестве самостоятельных предметов, а не приложения к курсу латинской грамматики, как это было ранее в духовном регламенте [16].

В Воспитательном училище при Академии художеств и Московском коммерческом училище историю воспитанники изучали в возрасте 9–12 лет (в отроческом классе). Среди учебных дисциплин, как и в Смольном институте, она занимала второстепенное место. Во второй половине ХVIII в. в «Письме о порядке обучения наук» указывалось, что история принадлежала к числу тех предметов, которые служили для «прохлаждения и приятного отдохновления» после серьезных занятий языками, математикой, философией.

В эпоху Николая I как в Сольном институте, так и в двух Екатерининских, даже отечественную историю проходили на французском языке. Для женщин признавалось «исполнение священных обязанностей супруги и матери и лучше, и выше всяких познаний исторических и географических».

В гражданских училищах при обучении истории рекомендовалось «преимущественно практиковать» познание своего отечества, «прилежно примечать введенные по временам полезные законы и учреждения, исправление нравов, распространение наук и художеств и приращение коммерции и мануфактур». В купеческих училищах надо было «также учеников обучать генеральной истории о коммерции и кораблеплавании» [17].

В 1869 г. в гимназиях и уездных училищах насчитывалось 53 тыс. учеников, из них 20 тыс. (включая 7 тыс. гимназистов) принадлежали к городским сословиям. 400 человек из 7 тыс. стали слушателями университетских курсов [18].

4.3. Педагогические преобразования во второй период правления Екатерины II

В 80-е г г. Екатерина II постепенно охладела к воспитанию новой породы людей, особенно после того, как Комиссия об учреждении народных училищ обнаружила в 1783 г. низкий уровень преподавания в ее любимом детище – Смольном институте, где, в частности, было признано неудовлетворительным обучение истории. Вопреки первоначальному план у, обучение истории и географии начиналось в третьем возрасте (12–15 лет), когда оно должно уже было заканчиваться. Недовольство также вызвало то, что девиц одного и того же класса делили на 2–3 подгруппы по таким предметам, которые могут «купно преподаваться». Было указано, что историю с таким же успехом можно преподавать десяти воспитанникам, как и пятидесяти, поскольку обучение требует лишь «безмолвия и внимания» [19].

Вводя в Смольном «новый образ преподавания наук», Комиссия потребовала начинать изучение истории и географии во втором возрасте (9–12 лет) и продолжать знакомство с этими науками в третьем и четвертом возрастах. Кроме того, вводились в качестве самостоятельных дисциплин хронология и мифология, причем мифология считалась «наукой сколь приятной, столь и полезной в словесности». Была поставлена задача «дать понятие девице о мифологии, дабы она прямо разуметь могла стихотворения и божества язычников и не почла бы их за истинные». На все четыре дисциплины во втором возрасте отводилось лишь три урока в неделю. Столько же времени предназначалось на изучение истории в третьем возрасте [20].

На изменение ориентиров в просветительной деятельности Екатерины II оказало значительное влияние как положение дел в созданных ею учебных заведениях, так и восстание Емельяна Пугачева. Екатерина отказывается от приоритета воспитания в школе и выдвигает на первое место обучение. Она ставит цель распространить школу на всю Россию, сделав ее общеобразовательной и бессословной и усилив практическую направленность. Теперь «целью воспитания и учения в гимназии <…> полагается то, чтобы со временем можно было получить людей, способных более и к военной, и к гражданской службе, нежели к состоянию, отличающего ученого человека» [21].

Однако морально-воспитательные задачи и во втором периоде правления Екатерины занимают одно из ведущих мест, о чем свидетельствуют размышления историка князя М. М. Щербатова (1733–1790): «Предмет, для чего историю учат, дабы от древних деяний научиться» и при этом «не упускать ни единого случая похвалять добродетельные поступки поминаемых тут лиц, охулять пороки…» [22].

Излишними нравоучениями страдают и руководства самой Екатерины II, написанные для воспитания и обучения великих князей – ее внуков. Императрица составляла учебные пособия, писала детские книжки, например сказку о царевиче Февее и царевиче Хлоре, показав в ней образцовое поведение, достигнутое вследствие разумного воспитания [23]. Как образно замечал Н. Лавровский, историческое повествование здесь служит только канвой, которая произвольно украшается узорами нравоучения [24].

А вот в инструкции князю Салтыкову (1784 г.) о воспитании своих старших внуков относительно изучения истории было сделано следующее замечание: «Мифологию и древность им наиболее знать нужно, как только, чтоб не могли сказать, что о том несведущи». По всеобщей истории надо было сообщать «примеры добродетельные», «похвальные дела государей», рассказывать «о несчастии последствий порочных дел» [25].

За соображениями об устройстве школ для начального образования Екатерина II обратилась к академику Петербургской Академии Наук Ф. Эпинусу – известному физику и воспитателю наследника престола, великого князя Павла Петровича. Он порекомендовал Екатерине II принять за основу австрийскую систему обучения. Сущность этой системы Эпинус видел в совместном занятии всех учеников и поддержании их внимания; облегчении ученикам заучивания необходимых для них предметов и воспособлении их памяти; в наглядном способе представления содержания в виде таблиц, отображающих самое главное в изучаемом материале; в способе обдумывания и ясного усвоения изучаемого посредством задаваемых вопросов. Эпинус считал, что успех дела заключается в хороших учителях, «которые разумели бы чему и каким образом, по какой методе обучать» [26]. Учителей для первых учительских школ он предлагал пригласить из «австрийских славян», а их учеников и будущих учителей набрать из российских духовных семинарий.

Затем состоялась встреча Екатерины II с императором Иосифом II в Могилеве, где он рассказал об успехах австрийских школ после проведенных в них преобразованиях, и Екатерина согласилась принять их за образец при создании школ в Российской империи. Для этих целей из Австрии был выписан специалист по педагогике Янкович де Мириево и составлен план школьного дела в России. Осенью 1782 г. будущий создатель первой русской общеобразовательной школы приехал в Петербург и наряду с другими доверенными лицами Екатерины II стал разрабатывать планы по переносу австрийской системы обучения на русскую почву [27].

Вскоре, в сентябре 1782 г., был разработан и Высочайше утвержден «План к установлению народных училищ в Российской Империи», фактически – первый общий устав народных училищ для обучения детей всех свободных сословий. Этим планом руководствовались до 5 августа 1786 г., когда был принят устав народных училищ.

Усилия Комиссии об учреждении народных училищ были направлены на решение трех основных задач:

1) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ;

2) подготовить учителей;

3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства.

Этим и занималась Комиссия на протяжении всех четырех лет подготовительного периода [28]. Как при существовании Комиссии, так первоначально и при Министерстве народного просвещения (МНП) в его монополию входила подготовка, издание и продажа учебников [29]. Подходящих учебных руководств для проведения реформы образования в России не было, в связи с чем Екатерине пришлось запросить учебники из австрийских школ у Иосифа II.

Одновременно решался вопрос по подготовке учителей, для чего в 1783 г. в Петербурге в составе Главного народного училища была организована Учительская семинария. Комиссия по делам училищ обратилась к Новгородскому архиепископу Гавриилу с просьбой прислать в Санкт-Петербург 20 семинаристов для подготовки к учительской деятельности. Такие семинаристы были присланы и поступили в распоряжение Янковича, под руководством которого 4 месяца готовились к преподавательской деятельности, после чего были размещены по училищам Санкт-Петербурга [30]. Было решено впредь для подготовки учительских кадров выдавать на постоянной основе 100 казенных стипендий. В 1783 г. Екатерина II пожаловала на издание учебников 2 тысячи рублей [31].

В 1786 г. семинария стала самостоятельной, отделившись от Главного народного училища. Она просуществовала до 1801 г., подготовив за 15 лет 425 учителей [32]. В учительское звание большей частью попадали по назначению епархиального начальства, а уйти со службы можно было лишь в солдаты за «дурную нравственность» или пьянство. Будущим учителям давались дидактические и методические наставления, была введена педагогическая практика.

5 августа 1786 г. был издан устав народных училищ, ставший первым основным законом по начальному образованию в России [33]. После этого школа петровской эпохи окончательно утрачивает свой служебный профессиональный характер. Устав был основан на принципе, признающим народное образование делом государства и провозглашавшим создание государственной, общеобразовательной и бессословной школы. На основе этого устава были образованы народные училища. Этим уставом закреплялось преподавание русской истории в качестве отдельного предмета. Для преподавания всеобщей и российской истории, географии, естественной истории полагался один учитель в 3–4 классах с нагрузкой в 23 урока в неделю [34].

Первоначально Янкович предполагал создать школу всесословную трех типов: малые двухклассные училища с двухлетним сроком обучения, средние трехклассные (3 года), главные народные училища (4 года). Два низших класса среднего училища должны соответствовать малому, а среднее училище – трем низшим классам главного, состоящего из четырех классов, из которых последний был двухгодичным [35]. В процессе проектирования австрийская система образования была изменена и урезана, и прежде всего отвергнута всеобщность и обязательность обучения.

По уставу 1786 г. государственные народные училища делились на два разряда – главные (срок обучения 5 лет) и малые (срок обучения 2 года), последние соответствовали двум низшим классам главных. В малых училищах преподавались чтение и письмо, катехизис, священная история, арифметика, русская грамматика, чистописание и рисование, вводилось изучение книги «О должностях человека и гражданина».

В качестве основного предмета исторической науки французские просветители ХVIII в. видели историю культуры человечества, но их передовые идеи не нашли отражения в России этого времени. Учебный план главных народных училищ предлагал при усвоении истории народов обращать внимание на «богослужение, законы, обычаи, нравы, науки, художества, торговлю и все то, что возводило или низвергало благосостояние народов» [36].

В соответствии с уставом 1786 г. в школах была введена классно-урочная система преподавания, началось применение доски и мела. Комиссия об учреждении народных училищ была переименована в Главное училищное правительство. В каждом губернском городе полагалось иметь одно главное училище и штат из шести учителей с нагрузкой каждого от 23 до 29 часов в неделю. Курсы каждого класса были рассчитаны на 30 недельных часов, а все обучение в четырехклассном училище продолжалось 5 лет (последний класс был двухгодичным) [37].

В старших классах главных народных училищ изучали катехизис, священную историю, русскую грамматику в правописании и сочинениях преимущественно делового характера (расписок, прошений, счетов, писем), историю и географию, геометрию, механику, физику, естествознание и рисование, гражданскую архитектуру [38]. Примечательно, что Закон Божий преподавали светские лица [39].

В главных училищах обучались в основном дети купцов и мещан, однако не все завершали обучение, ограничиваясь низшими классами. Рассказ учителя и объяснение еще не составляли ведущего метода в этой школе, в том числе и при изучении истории [40]. Всего на историю отводилось 16 недельных уроков, из них: 12 – на всемирную историю, 4 – на российскую [41]. На всемирную историю выделялось по 4 урока в 3 и 4 классах на протяжении двух лет, в последний год при повторении всеобщей истории параллельно изучали отечественную историю. Все это время шло на повторение той части всеобщей истории, которая считалась наиболее важной, то есть новой (современной), и краткое изучение российской истории [42].

Таким образом, высший курс образования давали последние два класса главного училища. Кроме истории всеобщей и русской изучались языки народов, соседствующих с Россией: в южных губерниях рекомендовалось изучать греческий язык, в восточных территориях – арабский, а в Иркутской губернии – китайский. Французский язык представлялся для домашнего обучения [43].

Конец ознакомительного фрагмента.