Вы здесь

Становление и развитие торговли XX века в лицах. Глава 1. Первые создатели нового типа торгового дела в России (С. И. Королева, 2016)

Глава 1. Первые создатели нового типа торгового дела в России

В конце XIX в. Москва представляла собой крупный мегаполис, по внешнему облику, условиям жизни, количеству населения, промышленному и торговому значению приближающийся ко многим столицам европейских государств. Однако городу было присуще немало своеобразных черт, уходящих корнями в весьма отдаленные времена, которые были свойственны только Москве, например, крупные магазины, которые сохранились до настоящего времени, и которые своим появлением произвели настоящую сенсацию в городе.




1.1. Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр – Магазин «Мюр и Мерилиз» (современный ЦУМ)






История ЦУМа началась в середине XIX в., когда в Санкт-Петербурге осел коммерсант из Шотландии – Арчибальд Мерилиз (1797–1877). Он прибыл в Россию торговым представителем известной британской фирмы Fisher & Co., затем работал на одну американскую компанию, а потом задумался об организации собственного дела. Вместе с прибывшим на подмогу шурином Эндрю Мюром (1817–1899) А. Мерилиз в 1857 г. основал торговую компанию «Мюр и Мерилиз», а сам вскоре отошел от дел и вернулся на родину. Товарный знак «Мюръ и Мерилизъ» был зарегистрирован в 1857 г. В 1880-х гг. из Петербурга компания переехала в Москву, где через пять лет открыла оптовый магазин дамских шляп и галантереи на углу Кузнецкого моста и Петровки (в «доме Хомякова»).

Вскоре торговый дом купил здание для большого магазина на Театральной площади. Было решено создать здесь крупный универсальный магазин, наподобие Лондонского «Уайтли» или Парижского «Бон Марше».

Через несколько лет «Мюр и Мерилиз» перешел на розничную торговлю, увеличил ассортимент и стал первым в России универсальным магазином. В апреле 1891 г. по причине низких цен на зерно и неважных урожаев в течение двух лет снижаются и производство, и оптовая торговля. «Мюр и Мерилиз» сворачивают свою оптовую торговлю и целиком переходят на розницу, что гораздо менее рискованно.

Успех розничного магазина подтверждался скоростью, с какой универмаг открывал новые отделы. В розничной торговле кроме шляпок и тканей появилась дамская модная одежда и обувь, мебель, посуда, спортивные товары, ковры и т. п. «Мюр и Мерилиз» стал первым в России универмагом – магазином для людей среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов. И это был первый магазин нового типа, не имевший российских аналогов.

Воображение посетителей поражали размах и технические новинки: торговая площадь – 5500 квадратных метров, за прилавками – 1500 приказчиков, с этажа на этаж посетителей доставляют пять лифтов.

Слава московского магазина гремела по всей России: главным ноу-хау «Мюра и Мерилиза» стали невиданные прежде в России иллюстрированные каталоги своих товаров, бесплатно рассылаемые по почте. Любой житель страны мог выписать товар по почте, не платя за доставку, если стоимость покупки превышала 75, а позднее – 25 руб. Такие каталоги издавались четыре раза в год, к началу каждого сезона.

Товары здесь были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы: когда покупатель был недоволен, товар немедленно заменяли новым. Нанимая заведующих отделами, владельцы магазина не полагались на их умение торговаться, поэтому вводили твердые цены. Кроме твердых цен, новшествами универмага были: обязательство брать назад или менять товар, периодические распродажи, ежедневная доставка товаров во все части города, а также снижение цен за счет увеличения количества продаж.

До 1891 г. на верхнем этаже универмага еще велась оптовая торговля. К концу века общее количество отделов в магазине Мюра и Мерилиза достигло 44, а количество служащих приблизилось к 1000. Это был первый в России большой универмаг, и он остается таковым до сегодняшнего дня.

Европейским (безо всяких иронических кавычек) был в московском «Мюре и Мерилизе» и сервис. В магазине продавался товар только отличного качества. А от набираемых продавцов работодатели, одними из первых внедрившие в России корпоративную максиму «клиент всегда прав», требовали безукоризненной вежливости.

В феврале 1892 г. в магазине произошел сильный пожар, последствия которого однако быстро были ликвидированы. «Помещение было полностью обеспечено автоматически действующими огнетушителями, – писал владелец магазина Эндрю Мюр, – и ущерб товарам, думается, проистекал скорее от них и от воды, подаваемой пожарными машинами, чем от огня». Потери были возмещены страховкой, однако в огне погибли двое пожарных.

Вечером 24 ноября 1900 г, в магазине начался второй пожар. Москва была залита ярко-красным светом на многие версты в округе, а толпы народа стекались из предместий посмотреть на такое событие. И, в отличие от первого пожара, второй спалил здание магазина подчистую, остались лишь стены. Убытки были по тем временам гигантскими – 1,5 млн руб. Тем не менее, новый владелец магазина – бывший управляющий Уолтер Филип, сменивший умершего Мюра, – вспомнил русскую поговорку «не было бы счастья, да несчастье помогло». Он решил возвести на пепелище новое здание магазина, да такое, какого в России еще не видывали. Семиэтажное, оснащенное всеми последними чудесами техники! Словом, настоящий храм торговли.

При строительстве впервые в России был использован железобетон. Хотя магазин не был небоскребом, семиэтажный дом по тем временам считался высоким. Новый способ строительства позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади. Новый магазин был открыт на Рождество в 1908 г. и вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов. Эдакая английская готика в самом сердце Белокаменной!

К 1913 г. в магазине было 80 отделов. По уровню товарооборота и оснащению торговых залов «Мюр и Мерилиз» не уступал такому Лондонскому универмагу, как «Харродс».

10 марта 1922 г. в неоготическом здании торжественно открылся Центральный универсальный магазин. Хотя москвичи еще долго по инерции называли любимый магазин по-старому.

В эпоху НЭПа магазин снова расцвел, поражая столичных жителей изобилием невиданных тогда товаров.

А затем началась новая – уже советская – эпоха прославленного магазина. Теперь уже навсегда и неизменно – эпоха ЦУМа.

Новая история ЦУМа началась, естественно, в начале 1990-х гг., уже в новой стране.

Генеральный директор ЦУМа Александр Воскобойников рассказывал о проведенных изменениях: полная замена инженерных коммуникаций, лифтов, эскалаторов, оборудования. Проведена перепланировка помещений, что позволило увеличить торговую площадь на 40 %. Теперь из любой точки открывается полный обзор зала и виден весь ассортимент.

Без преувеличения можно сказать, что «Мюр и Мерилиз» были новаторами системы торговли, и это обстоятельство накладывает определенную ответственность на реальных наследников их дела.




1.2. Верхние торговые ряды (современный ГУМ)




Далеко не каждое предприятие имеет такую долгую и богатую историю, как Верхние торговые ряды (нынешний ГУМ); неотъемлемой части известного всему миру архитектурного ансамбля Красной площади уже свыше 100 лет. Лишь несколько торговых пассажей России вправе гордиться тем, что они созданы более века назад и успешно трудятся и по сей день. ГУМ всегда был и остается крупнейшим универмагом страны.

Среди торговых заведений России конца XIX в. Верхние торговые ряды, построенные на месте старинных торговых помещений в 1890–1893 гг. по проекту известного московского архитектора Александра Померанцева, занимали особое место. Этому крупнейшему торговому пассажу принадлежала важная роль в экономической жизни страны. Пассаж (от французского passer – проход, переход) – в архитектуре – тип торгового или делового здания, в котором магазины или конторы размещены ярусами по сторонам широкого прохода с остекленным покрытием. Расположение торговых рядов в самом сердце Москвы, в старинном центре российской торговли предопределило их богатую историю.

Москва, Московия всегда славились торговлей, помогали ее становлению. А то место, которое сейчас занимает ГУМ, – Ветошный проезд и противоположный ряд домов по нему – издавна было бойким торговым центром города. Каменное здание закрывало вид на рой мелких деревянных лавок, которые вечно горели, особенно зимой из-за печурок, какими обогревались нестойкие к морозу приказчики. Но самый большой пожар – в 1812 г., в дни французского нашествия – обошел торговые ряды стороной.

В 1815 г. по проекту архитектора О. И. Бове возводится новое здание Верхних торговых рядов. Занимавшее целый квартал строение было поделено между частными владельцами, их никак не удавалось уговорить хотя бы на капитальный ремонт. Здание рушилось на глазах.

Однако во второй половине XIX в., когда начался бурный рост промышленности и торговли в России, торговые ряды уже не отвечали требованиям времени, масштабам и современным формам торговли. По предложению московского генерал-губернатора вопрос о сносе старых Верхних торговых рядов и строительстве новых был поднят в 1869 г. Почти все владельцы воспротивились, так как еще их отцы и деды владели пятачками самой прибыльной торговой площади, и никто не смел покушаться на землю, исконно принадлежащую им. Владельцы объединились для борьбы. В 1880 г. городская Дума, заручившись поддержкой генерал-губернатора, обязала владельцев лавок создать акционерное общество «Верхние торговые ряды». Разобравшись в правах на землю, акционерное общество, устав которого был утвержден императором Александром III, стало выдавать «квитанции оценки», которые станут потом «акциями». 30 августа 1888 г., после того как 2/3 лавочников подали заявление о своем вступлении в Общество, состоялось официальное открытие Общества. Акционеры избрали совет и правление Общества. Акционерный капитал Общества составил 9 408 400 руб. На эту сумму были выпущены именные акции номиналом 100 руб.

15 ноября 1888 г. правление Общества объявило всероссийский конкурс на лучший проект здания Верхних торговых рядов под девизом: «Московскому купечеству». Первой премии удостоился А. Померанцев.

Главное здание сейчас знает каждый москвич, это нынешний ГУМ (больше всего тогдашних купцов радовал высокий подвал на разгрузочном дворе). Одновременно с Верхними торговыми рядами, по соседству с ними и в едином стиле в конце XIX в. были построены Средние торговые ряды (архитектор Р. Клейн).

Летом 1893 г. не было более популярного уголка для прогулок, чем Верхние торговые ряды. Приходили целыми семьями, осматривали линии под стеклянными крышами. В магазин светило солнце, а когда его не было, светили электрические лампы.

2 декабря 1893 г. состоялось торжественное открытие Верхних торговых рядов, на котором присутствовали великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Петровна. Они и другие почетные гости осмотрели ряды, выражая удовольствие по сооружению сего грандиозного и изящного здания в столице.

Расположен ГУМ по радиусу: как свидетельствуют документы того времени, длина фасада, выходящего на Красную площадь, – 116 сажен, а выходящего на Ветошный проезд – 122 сажени.

Вся торговая площадь была поделена между торговцами, но уже не на лавки, а на салоны. Они поражали прекрасной мебелью, обилием зеркал и богатой отделкой. В 322 отделах магазина, расположенных на всех трех этажах, в продаже имелись практически все группы промышленных товаров и частично продовольственных товаров. Подвальное помещение использовалось для оптовой торговли. Места в Верхних торговых рядах сдавались наиболее известным фирмам, они «служили центром, притягивающим к себе менее крупные торговые предприятия».

Громадные магазины розничной и оптовой торговли шелковыми и парчовыми тканями имела в Верхних торговых рядах фирма братьев Сапожниковых. В центральном ряду находился часовой магазин Торгового дома М. Калашникова, основанного в 1832 г. В витринах данного магазина покупателям был предоставлен большой выбор часов.

Также широкий ассортимент кондитерских товаров – от мармелада и пастилы до глазированных фруктов – предлагало Фабрично-торговое товарищество «А. Абрикосов и С-я». За высокое качество своих товаров фирма в 1882 г. была удостоена права помещать государственный герб на упаковке. Свои магазины в Верхних торговых рядах имели «Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры», «Товарищество Эмиль Циндель», «Жирардовская мануфактура», чья продукция пользовалась широким спросом в России и за границей.

Для привлечения большего числа покупателей торговый пассаж предлагал дополнительные услуги. С этой целью были открыты отделение Международного Московского банка, граверная и ювелирная мастерские, парикмахерская, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение и в 1895 г. был открыт ресторан.

В Верхних торговых рядах впервые стали использовать ценники. Ведь в маленьких магазинах продавец сам объявлял покупателю цену. В Верхних торговых рядах главенствовало правило всех универмагов мира – «Покупатель всегда прав». И именно здесь появилась первая отечественная книга жалоб и предложений.

Ряды стали прообразом современных европейских торговых центров, в которых не только торгуют, но и устраивают выставки, концерты. К услугам покупателей были переводчики, носильщики, камера хранения, справочное бюро, гардероб. Для посетителей устраивали концерты, на которые приглашали знаменитых людей.

Но все же Верхние торговые ряды завоевали авторитет своим основным делом – продажей высококачественных товаров, быстрым и внимательным обслуживанием покупателей.

1.3. Андрей Михайлович Кочуров




С его именем связана целая эпоха ГУМа, его взлет, прочный авторитет и непревзойденное лидерство среди торговых организаций страны.

В его кабинет входили с трепетом и благоговением одновременно, потому что требовательность Андрея Михайловича в работе была обязательна ко всем сотрудникам, и никаких исключений здесь быть не могло. И в то же время его безукоризненная честность, невероятная самодисциплина, работоспособность, компетентность в вопросах, которые он решал, были предметом какой-то особой личной гордости работников ГУМа за своего руководителя.

А. М. Кочуров пришел в ГУМ начальником отдела готового платья из Москворецкого универмага, спустя некоторое время возглавил ГУМ. Андрей Михайлович, несмотря на огромный опыт, никогда не стеснялся советоваться с людьми, и это как-то совсем не умаляло его авторитет. А сотрудники, в свою очередь, учились у него профессионализму, доброте, такту. По инициативе и при активном участии А. М. Кочурова было создано объединение социалистических универмагов, которое во многом способствовало росту авторитета самого ГУМа.

У него всегда находилось время на все, даже второстепенные, казалось бы, вопросы. Но таковых у него просто никогда не было. Он всегда старался, чтобы каждый специалист или руководитель подразделения видел перспективу своего профессионального роста, чтобы у людей был моральный стимул трудиться добросовестно, с полной отдачей. Одним словом, любил людей, видел в них не просто добросовестных исполнителей, но умел разглядеть в людях личность.

Свое название ГУМ получил в 1921 г., когда решением правительства в Москве был создан первый советский универмаг. Необычна история ГУМа. Немногие знают о том, что он был создан по прямому указанию В. И. Ленина. Это было начало создания не только первого советского универмага, но и государственной розничной торговли. Был период, когда страна переходила к новой экономической политике, направленной на быстрое восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Организация ГУМа была практически осуществлением ленинского призыва учиться торговать.

Было создано правление магазина, которое координировало работу универмага и осуществляло связь магазина с правительственными органами. В него вошли представители ряда ведомств, в том числе и Московского Совета.

В 1930-е гг. ГУМ реорганизовали, часть его помещений передали различным правительственным учреждениям. В другой части здания разместились магазины ряда торговых организаций Москвы.

В 1953 г. состоялось второе «рождение» ГУМа. За вновь создаваемым универмагом сохранили его прежнее название – Государственный универсальный магазин. Министерству торговли СССР было поручено в самые сжатые сроки капитально реконструировать здание ГУМа с тем, чтобы обеспечить условия для подлинно культурной торговли в универмаге. В строительных работах участвовало 125 подрядных организаций. Свыше 200 предприятий Москвы и других городов страны поставляли материалы и оборудование универмагу. В отдельные дни на работах по реконструкции ГУМа трудилось до 5000 человек, не считая тех, кто непосредственно на заводах и фабриках страны выполнял задания по поставке материалов и оборудования. Менее чем за четыре месяца здание ГУМа переоборудовали. Это была необычная в истории торговли стройка. 24 декабря 1953 г. Государственный универсальный магазин принял своих первых покупателей.

ГУМ популярен не только в нашей стране, но он хорошо известен и далеко за ее пределами. Редкий иностранец, прибывавший в Москву с деловым визитом, в качестве гостя Советского Союза или туриста, не посетил ГУМ и не купил на память о нашей столице сувенир.

Однако за рубежом знают о ГУМе не только по рассказам тех, кто посетил его. Начиная с 1957 г., ГУМ установил тесные связи с моделирующими организациями многих стран, где проходили демонстрации коллекций самого ГУМа и самих государств.

В 1973 г. товарооборот по сравнению с 1954 г. вырос в 1,9 раза, прибыль – в 2,1 раза, а численность работников – в 1,5 раза.

За успешное выполнение заданий седьмой и восьмой пятилеток по развитию торговли и отличное обслуживание покупателей 45 работников ГУМа Указами Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе: 3 человека – орденом Ленина; 3 – орденом Октябрьской революции; 14 – орденом Трудового Красного Знамени; 12 – орденом Знак Почета; 13 – медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие».

Внесенное в 1972 г. дирекцией универмага предложение о реконструкции ГУМа с целью перестройки его здания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным крупным универмагам, было принято и реконструкция осуществлена. Реконструкция не изменила внешнего облика ГУМа, но много нового она внесла в интерьер здания.

Благодаря реконструкции и увеличению торговых площадей товарооборот возрос на 20 % и в той же мере увеличилась прибыль. Реконструкция создала лучшие условия не только для покупателей, но и для труда и отдыха всего персонала.

Это, по существу, третье «рождение» самого крупного универмага нашей страны.

Новая веха жизни ГУМа – 4 августа 1992 г., когда «Торговый дом ГУМ» зарегистрировано в качестве акционерного общества открытого типа с уставным капиталом в 350 млн руб. В соответствии с Государственной программой приватизации на эту сумму АО «Торговый дом ГУМ» организовало выпуск в обращение именных акций номинальной стоимостью 500 руб. каждая.

1.4. Вера Фирсанова-Гонецкая – «Петровский пассаж»




Пассаж – уникальное явление в столичной жизни, и часто даже нет необходимости в указании «Петровский», так как каждый москвич знает этот магазин, расположенный на одной из главных городских торговых улиц – Петровке, которая дала Пассажу свое имя.

Пассаж сегодня, как и в начале века, синоним престижа, высокого качества товаров и обслуживания, неповторимой атмосферы элегантного уюта. В водовороте шумной суеты огромного города изящный, всегда сияющий и манящий огнями витрин и галерей Пассаж – оазис респектабельности и размеренности.

«Петровский Пассаж» сохранил свою былую славу одного из самых шикарных столичных магазинов. Однако москвичи всегда приходили в Пассаж не только за покупками, но и выпить чашечку кофе, встретиться с друзьями в симпатичных кафе, поговорить, послушать музыку, просто погулять по прекрасно оформленным торговым залам.

Магазин таким и был задуман, подобно знаменитым пассажам Лондона, Парижа и прочих европейских столиц. Идея строительства Пассажа принадлежала Вере Фирсановой-Гонецкой (1862–1934), продолжательнице знаменитой и удачливой купеческой династии Фирсановых, известной своим превосходным европейским образованием, утонченностью, аристократическими наклонностями и меценатством. Принцип госпожи Фирсановой – «Для настоящего дела одних денег недостаточно, нужен еще и вкус» – воплотил в жизнь архитектор Сергей Калугин.

В 1906 г. «Петровский Пассаж» впервые распахнул свои двери и сразу стал необыкновенно популярен у покупателей. Он быстро стал в один ряд со знаменитыми пассажами Лондона, Парижа и Милана. Не меньшим авторитетом пользовался Пассаж и у поставщиков: крупнейшие торговые дома и фирмы России и Европы поспешили заполнить прилавки своими лучшими товарами. Долгое время Пассаж оставался одним из главных центров московской модной торговли.

Но постепенно он ветшал и находился едва ли не в аварийном состоянии. Годом второго рождения предприятия стал 1991. Тот, кто впервые пришел в Пассаж становится его постоянным посетителем, пораженный обилием товаров и уровнем сервиса.

Издавна существовала традиция: каждый клиент вне зависимости от пола и возраста должен иметь возможность здесь, в Пассаже, полностью обновить свой гардероб одеждой любого направления. Такому неписанному правилу здесь неукоснительно следуют и сегодня.

Выбор богат. И он может быть сделан без всякого опасения, что потом обнаружатся какие-либо скрытые дефекты, ибо все товары проходят строжайший контроль.

После реконструкции преумножена былая слава одного из самых элитных торговых центров Москвы. Чтобы даже бегло осмотреть все, что предлагает посетителям ее предприятие, не хватит и полного дня. Еще более затруднительно назвать то огромное число многих прославленных иностранных фирм, представляющих свои товары к услугам покупателей.

Еще в 1994 г. решением Международного экспертного совета Петровский Пассаж внесен в раздел «Золотые фирмы» ежегодного каталога «Элита российского бизнеса». Департамент потребительского рынка и услуг правительства г. Москвы выдал ему сертификат качества обслуживания клиентов «Золотой бизнес».

«Чем больше богатых людей, тем добрее мир» – вот принцип российского купечества, которому следуют сегодняшние владельцы «Петровского пассажа».

1.5. Григорий Григорьевич Елисеев – магазин «Елисеевский» (на Тверской улице)




По традиции русского купечества отпрыски рода по мужской линии сменяли патриархов в управлении семейной компанией. Елисеевы родом из Ярославской губернии. Несколько поколений Елисеевых правили делом коллегиально, а с 1896 г. единственным владельцем огромного предприятия стал Григорий Григорьевич Елисеев (1864–1949) – самый известный представитель славного дома. Под его руководством финансовые активы компании возросли до фантастической суммы 64 млн руб.! Для справки: этих денег хватило бы на то, чтобы на 1/3 удовлетворить потребность российского флота в линкорах и тяжелых крейсерах – самых дорогих военных машинах того времени. Известно, что деловой размах у купца был совершенно особенным. В традициях рода Григорий Елисеев продолжал энергичное строительство компании: присоединял многочисленные торговые и промышленные предприятия в Москве и Киеве, скупал доходные дома, задумывал покорить своим российским размахом далекую Америку. Кстати, в крупнейших городах Североамериканских Штатов (как тогда именовали США) должна была появиться разветвленная сеть продуктовых дворцов – магазинов наподобие московского.

Именно Григорию Елисееву принадлежит слава строителя знаменитого продуктового магазина на Тверской улице. Купец Елисеев, давно обосновавшийся в Санкт-Петербурге, теперь желал открыть достойный филиал в Москве. Елисеев хотел, чтобы вид будущего магазина был сюрпризом для Первопрестольной. Он приказал одеть здание в леса, обить со всех сторон досками, чтобы не видно было с огороженного тротуара сквозь зеркальные окна над чем трудятся строители. Тайная стройка, волновавшая московскую публику, продолжалась несколько лет.

Погожим летним днем 1901 г. состоялось открытие «Магазина Елисеева и погреба русских и иностранных вин». Роскошно напечатанные билеты получила только купеческая и аристократическая Москва.

Любопытная публика ахнула, увидав открывшийся великолепный фасад и через огромные блистающие чистотой окна – изукрашенные внутренности магазина. В них виднелся замок – свисающая с потолка лепнина, высокий, в два этажа, потолок со сказочным орнаментом. Магазин действительно был похож на нечто сказочное из «1001 ночи», а хозяин представлялся в образе Аладдина.

Почетные гости входили в магазин со двора, через устланный коврами Козицкий переулок. Среди них была вся московская знать: военный генерал-губернатор, сын императора Александра II Великий князь Сергей Александрович с супругой, гласные Городской думы, чины Городской Управы…

Рассказывали, что в дни перед открытием магазина раскладкой товара руководил сам хозяин – Г. Г. Елисеев. Удивительно, что и через 100 лет его стиль сохранился – искусные пирамиды продуктов, горы художественно уложенных фруктов, завлекательно подвешенные круги колбасы.

Григорий Григорьевич услышал много похвал своему магазину, который сделался самым знаменитым в России. Глядя на восторженных людей, по достоинству оценивших его вкус и размах, он многозначительно улыбался, потому что готовился удивить публику чем-то еще более значительным.

Долгое дореволюционное время дорогой «Елисеевский» с его роскошными прилавками и чистенькими, предупредительными приказчиками в накрахмаленных белых куртках и колпаках был синонимом богатства – магазин, доступный только тем, у кого водились деньги.

У «Елисеева» был точный вес, надежные приказчики – статные мужчины с хорошей выправкой, они работали честно, получали приличное жалование и были преданы своему знаменитому хозяину, берегли честь его и свою.

Все, что продавалось в магазине, годилось для радостного праздничного стола. В трех залах было пять отделов: «колониально-гастрономических» товаров, пестро уставленных бутылками, а также «хрусталя баккара», бакалеи, кондитерского и самого обширного – фруктового.

На редкость аппетитны были и кондитерские товары – особенно большие и малые торты, да короткие «дамские пирожные», испеченные в собственной пекарне Елисеева, которыми хорошо было неожиданно угостить женщину, проезжая мимо «Елисеевского». Своими были и десятки сортов колбасы – они изготавливались в собственной «мастерской».

В «Елисеевском» не было отдела, в котором продавалось бы молоко, потому что торговля им выбивалась из стиля магазина.

Не было у Елисеева и булочного отделения, потому что поблизости, на той же стороне Тверской улицы, находился тоже знаменитый магазин Филиппова, где продавались пышные караваи и аппетитные, лучшие в Москве пирожки.

В 1914 г. Григорий Григорьевич отошел от дел и эмигрировал во Францию. Благодаря вовремя переведенным за границу капиталам жил в достатке и комфорте: коммерческих дел больше не вел, в основном занимался домом и садом. Никто из его наследников не пожелал продолжить семейный бизнес.

Он прожил долгую жизнь и умер в 1949 г., похоронен под Парижем на русском кладбище.

1.6. Иван Максимович Филиппов – булочная «Филиппова» (на Тверской улице)




Иван Максимович Филиппов (1824–1878) родился в деревне Кабаново Малоярославского уезда Калужской губернии, умер в Москве – знаменитый русский купец, пекарь, меценат. Его отец, Максим Филиппов, считается родоначальником знаменитых булочников Филипповых. После его смерти дело продолжил сын Иван.

Семья И. М. Филиппова имела булочные в Москве на Тверской и на Пятницкой в собственном доме.

Иван Филиппов первым организовал хлебный магазин при пекарне.

На Тверской, против Леонтьевского переулка, высится здание бывшего булочника Филиппова, который перестроил его в конце столетия из длинного двухэтажного дома, принадлежавшего его отцу, популярному благодаря своим калачам и сайкам.

Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика – от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать.

Их создал еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами Москвы своими калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества. Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный ход, всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиками черный хлеб и ситный.

Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору.

Калачи на отрубях, сайки на соломе… И вдруг появилась новинка, на которую покупатель набросился стаей, – это сайки с изюмом…

– Как вы додумались?

– И очень просто! – отвечал старик.

Вышло это, действительно, даже очень просто. В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал-губернатор Закревский, перед которым трепетали все. Каждое утро сайки от Филиппова подавались ему к чаю.

– Э-тто что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! – заорал как-то властитель за утренним чаем.

Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.

– Э-тто что? Таракан? – и сует сайку с запеченным тараканом.

– И очень даже просто, ваше превосходительство, – поворачивает перед собой сайку старик. Это изюминка-с!

И съел кусок с тараканом.

– Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!

Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил. Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.

Испокон веков был обычай на большие праздники – рождество крещение, пасху, масленицу, а также в «дни поминовения усопших», в «родительские субботы» посылать в тюрьмы подаяние арестованным или, как говорили тогда, «несчастненьким». Особенно хорошо в этом случае размахивалась Москва. Булочные получали заказы от жертвователя на тысячу, две, а то и больше калачей и саек, которые развозились в канун праздников и делились между арестантами. При этом никогда не забывались и караульные солдаты из квартировавших в Москве полков.

Только один старик Филиппов, спасший свое громадное дело тем, что съел таракана за изюминку, был в этом случае честным человеком. Во-первых, он при заказе никогда не посылал завали арестантам, а всегда свежие калачи и сайки; во-вторых, у него велся особый учет, по которому видно было, сколько барыша давали эти заказы на подаяние, и этот барыш он целиком отвозил сам в тюрьму и жертвовал на улучшение пищи больным арестантам. И делал все это он «очень просто», не ради выгод или медальных и мундирных отличий благотворительных учреждений.

В 1855 г. с соизволения государя Александра II Иван Максимович Филиппов сделался «Поставщиком двора Его Императорского Величества» за высокое качество продукции и широкий ассортимент. С 1877 г. – Гласный Городской Думы.

Долгие годы состоял членом совета детских приютов и Сущевского отделения попечительства о бедных в Москве.

В России словосочетание «булочки от Филиппова» стало синонимом качества.

Уже много лет спустя его сын Дмитрий Иванович Филиппов, продолживший отцовское дело, воздвиг на месте двухэтажного дома тот большой, что стоит теперь, и отделал его на заграничный манер, устроив в нем знаменитую некогда «филипповскую кофейную» с зеркальными окнами, мраморными столиками и лакеями в смокингах…

Дмитрий Иванович Филиппов – потомственный Почетный гражданин Москвы.

1.7. Александр Васильевич Чичкин – магазин «Молоко» (на улице Большая Дмитровка)




Александр Васильевич Чичкин (1862–1949) – купец 1-й гильдии, основатель молочной империи и один из пионеров организации сетевых магазинов. Родился он в в селе Коприно Рыбинского уезда Ярославской губернии.

Александр Васильевич начал с небольшой молочной лавки своего отца, Василия Николаевича, скромно, хоть и без убытка продававшего в Москве сыр и масло от фирмы «Братья В. и Н. Бландовы». Затем по велению сердца женился на дочери своего благодетеля, а уж зятю уважаемого Владимира Ивановича Бландова не отказали в льготном кредите. На него то А. В. Чичкин построил на Петровке, дом 17 первую в Москве городскую молочную станцию.

До этого в Белокаменной молоком торговали только на базаре и на улицах, благо ходить за ним далеко не надо было. А тут вдруг появилось торговое заведение, поразившее не особо избалованных москвичей своей деловитостью, жестким контролем за качеством молока, продуманностью каждой мелочи в организации торговли таким нежным и деликатным товаром. Ну а слухи о царящей чистоте в помещении и о культуре работы продавцов, разнесенные стоустой молвой по всей первопрестольной, окончательно утвердили на ее молочном рынке в качестве нового игрока с философией победителя. Он одел приказчиков в белое и крахмальное, а стены облицевал белейшей, под стать молоку, кафельной плиткой. Убранство магазинов, забытого теперь, а некогда известного всей Москве Чичкина, еще сохранилось – например, в магазине «Молоко» на Большой Дмитровке.

Если к этому добавить, что именно в магазинах Чичкина впервые в России начали применяться кассовые аппараты, то каждому становится понятно, какая мощная молодая щука завелась в старой доброй патриархальной московской молочной реке с кисельными берегами.

В 1914 г. в состав его империи входили: молочный завод и творожно-сметанный филиал, 91 молочный магазин, облицованный белой плиткой с непременной надписью «А. В. Чичкин». Именно так: «Чичкин» – без ера (Ъ). Не любил Александр Васильевич эту букву и задолго до реформы 1918 г. отменил ее в своей империи.

Одним из рекламных ходов Чичкина был следующий: каждое утро его приказчики в белых халатах и колпаках на виду у всей почтенной публики выливали из бидонов вчерашнее молоко в сточные люки. В магазинах Чичкина было только сегодняшнее молоко!

Магазины в Москве обслуживали 36 грузовых и 8 легковых автомобилей. На предприятиях работали 3000 сотрудников. Лентяев выгоняли без всякой жалости, но добросовестных отмечали отпусками, вознаграждениями. Заработанное ими выплачивали не все, значительную часть пускали в оборот вкупе с общим капиталом фирмы, что приносило каждому немалые проценты. К пенсионному возрасту каждый сотрудник фирмы имел свой капитал фирмы, который позволял ему доживать весьма безбедно. Не случайно к 1917 г. основной капитал фирмы перевалил за 10 млн руб. – в те времена деньги огромные.

После 1917 г. А. В. Чичкин стал активно сотрудничать с советской властью. В 1926 г. его наградили орденом «Знак Почета» по рекомендации А. И. Микояна и В. М. Молотова.

Став пенсионером союзного значения (в 1935 г.), А. В. Чичкин работал консультантом Наркомата мясной и молочной промышленности, был лично знаком и часто встречался с А. И. Микояном, руководившим до середины 1930-х гг. этим ведомством. В 1921–1928 гг. А. В. Чичкин одновременно работал старшим консультантом Наркомата торговли СССР.

И после ухода на пенсию к Александру Васильевичу часто обращались за советами из Наркоммясомолпрома СССР и РСФСР, а также руководители некоторых молочных заводов.

Когда в 1930-х гг. решался вопрос о создании фирменных молочных магазинов, один из руководителей пищевой индустрии страны сказал, что эти магазины должны быть не хуже чичкинских.

Умер А. В. Чичкин в Москве в 1949 г. и похоронен (единственный из официальных дореволюционных российских миллионеров) на Новодевичьем кладбище.

1.8. Сергей Васильевич Перлов – «Чайный дом» (на улице Мясницкая)




Архитектору Роману Клейну Москва обязана многими зданиями, украшающими ее и поныне. Одним из них был весьма полюбившийся москвичам чайный магазин С. В. Перлова на Мясницкой, выстроенный в китайском стиле.

В конце XVIII в., когда родоначальник династии чайных королей, купец 2-й гильдии Алексей Перлов открыл в московских торговых рядах лавку по продаже чая, в Москве лишь немногие знали о том, что это за напиток.

Сергей Васильевич Перлов (1835–1911) был представителем четвертого поколения известной купеческой династии Перловых, отпраздновавших 1 января 1887 г. 100-летний юбилей своей фирмы. Этот юбилей отмечала не только купеческая элита Москвы, но и простой народ, собравшийся на площади перед их домом на 1-й Мещанской улице. В этот же день всей семье Перловых было пожаловано потомственное дворянство.

«Чайная империя» Перловых к концу 1890-х гг. уже имела 130 фирменных магазинов по России и за рубежом, давала большой доход в казну и не скупилась пожертвованиями на нужды народа.

Род Перловых в купеческой среде был уважаем за энергичную деятельность, порядочность и благородство. Такую же характеристику снискал себе и владелец «чайного домика» на Мясницкой. О Сергее Васильевиче говорили, что «это был человек благородной души и светлого ума, отзывчивый на чужое горе, отличался цельностью характера, самостоятельностью, был тверд, но справедлив и честен в делах».

Чайный дом (Дом Перлова на Мясницкой, Чайный магазин Перлова) – жилой дом и чайный магазин, построенный в 1890–1893 гг. Р. И. Клейном для основателя чайной компании «Перлов и сыновья» Сергея Васильевича Перлова. В 1896 г. переоформлен К. К. Гиппиусом в традиционном китайском стиле. Связь бизнеса Перловых с Востоком, в частности с Китаем, побудили владельцев дома к переделке фасада в китайском стиле, что сделало его своеобразной и очень действенной рекламой. Обновленный фасад преобразился. Сочетание цветной штукатурки с многочисленными накладными керамическими деталями, сложенными в разнообразные китайские орнаменты по всем стенам, изменили внешний вид дома: он стал полихромным. Немалую роль сыграли и отделочные скульптурные элементы. Все было доставлено из Китая. Но наиболее «китайским» вариантом оказалась двухъярусная башенка «пагода», венчающая здание по центру фасада, а также стильно разработанный рельеф стены с выносными кровельками из черепицы. Над высокими витринами, в филенках синего цвета красными стилизованными буквами были размещены надписи «Чай, сахар, кофе», в картуше над входом – «Сергей Васильевич Перлов», «Главный магазин» и т. д.

Внутренний интерьер магазина на первом этаже оформлялся одновременно с фасадом. Сюда же были завезены фарфоровые китайские вазы, китайская скульптура и мебель, громадный напольный ковер работы китайских мастеров.

В то время в Москве ожидали приезда важного китайского сановника, с которым многие московские купцы надеялись заключить выгодные сделки о поставке китайского чая. В надежде привлечь гостя к себе Перлов построил для него дом в стиле китайской пагоды, но тот остановился у другого купца – в Мещанской слободе. Перлов, однако, в убытке не остался – его чайный магазин приобрел в Москве огромную известность. И по сей день здесь находится один из лучших чайных магазинов города.

1.9. Фердинанд Теодор Эйнем – фирма «Эйнем» (сахар, шоколад и конфеты)




Фердинанд Теодор Эйнем (1826–1876) – прусско-подданный из Вюртемберга, приехал в Москву в середине XIX в. и стал называть себя Федором Карловичем. Сначала занялся производством пиленого сахара, но быстро переключился на шоколад и конфеты. На Арбате, в доме 17 открыл кондитерскую лавку и вывеску повесил.

…Ну а потом, с годами, лавка на Арбате стала, конечно, тесной. Появились новые магазины – на Петровке и у Ильинских ворот.

Вся Москва ела, да нахваливала «А какая упаковка была у тех, Эйнемовских, конфет!» Коробки сладостей были красоты невиданной. Часто их обклеивали шелком, бархатом, кожей. Внутрь вкладывали жестяные фигурки ангелочков или херувимчиков. Да и цены на продукцию Эйнема были вполне умеренные. Если перевести пуды и фунты в килограммы, то получалось, что 1 кг шоколада стоил 1,5–3 руб., 1 кг какао – 1,5 руб., масла из какао – 2 руб., минеральных драже – 1 руб., 1 кг мятных лепешек и того меньше…

Ну а качество отменное. Неудивительно, что на многочисленных выставках – отечественных и зарубежных – фирма «Эйнем» получала всевозможные награды, а в 1896 г. была удостоена высшей награды: права изображать Герб империи на любой своей продукции.

С этого времени руководство «Эйнема», рекламируя новый вид продукции, непременно призывало быть внимательным при покупке – «в предупреждение всяких обманов». На рекламе кофе «Мокко», например, написано: «Благодаря внешнему сходству упаковки и иногда тождественному наименованию фирмы следует при покупке кофе обращать особенное внимание на то, что этикеты на нашем кофе содержат в себе изображение Государственного герба и надпись: «Этикет заявлен Департаменту торговли и мануфактур… Означенные признаки служат доказательством настоящего кофе нашей фирмы».

В 1913 г. «Товарищество фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнем»» получило придворное звание «Поставщик двора Его Императорского Величества».

После революции было принято решение о национализации предприятий, в том числе и кондитерских. Фабрику бывшего «Товарищества «Эйнем» стали именовать 1-ой Государственной фабрикой, а с осени 1922 г. – «Красный Октябрь».