Образовательные программы
Ключевым вопросом реализации ФГОС ДО является образовательная программа дошкольного образования.
В соответствии со ст. 12 Закона об образовании в РФ образовательные программы определяют содержание образования. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Законом об образовании в РФ образовательные программы подразделены на основные и дополнительные. К основным относятся основные общеобразовательные программы и основные профессиональные образовательные программы.
Основные общеобразовательные программы включают в себя:
– образовательные программы дошкольного образования;
– образовательные программы начального общего образования;
– образовательные программы основного общего образования;
– образовательные программы среднего общего образования.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы, в том числе:
– дополнительные общеразвивающие программы,
– дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не предусмотрено Законом. Таким образом, образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются ДОО в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Законом об образовании в РФ уточнены и формы обучения. Устанавливается, что в Российской Федерации образование может быть получено:
– в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Дошкольное образование как уровень общего образования, может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность – в форме семейного образования.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, устанавливает возможность получения дошкольного образования как в форме семейного образования, так и непосредственно в образовательной организации (у индивидуального предпринимателя). При этом образовательная организация может применять сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с привлечением ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах. Обучение вне организаций осуществляется в форме семейного образования и самообразования с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или образовательными стандартами. Формы получения образования и формы обучения по дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения теперь определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.
ФГОС ДО в явном виде не содержит требований к форме обучения, однако исходя из специфики дошкольного образования, речь должна идти об очном обучении. В тоже время в п. 1.1 ФГОС говорится, что его положения могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Обратим особое внимание на то, что допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Организация и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждены Порядком № 1014, который устанавливает, что ДОО может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов иных организаций. Применение сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в ДОО и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.
Место получения такой помощи четко не определяется, порядок обращения за оказанием помощи, оказания помощи, полномочия консультационных центров и другие вопросы должны быть урегулированы нормативными правовыми актами субъектов РФ. Помощь может быть оказана в том числе и в ДОО, и в общеобразовательных организациях, при условии созданиях в них соответствующих консультационных центров. Также субъекты РФ могут создать отдельные консультационные центры, которые будут функционировать как самостоятельные организации (при этом о какой-то территориальной доступности в законе речи не ведется). В любом случае помощь должна оказываться без взимания платы, т. е. за счет средств бюджетов субъектов РФ, поскольку именно на субъекты РФ возложена обязанность по оказанию такой помощи родителям (законным представителям).
Форма получения общего образования и обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) формы получения общего образования и обучения учитывается мнение ребенка.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями). При выборе родителями (законными представителями) формы получения общего образования в форме семейного образования они обязаны информировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Согласно ч. 2 ст. 64 Закона об образовании в РФ образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям и специфичных для дошкольников видов деятельности.
Согласно требованиям ФГОС ДО образовательные программы обязаны обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать указанные в стандарте структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования (образовательные области).
Конкретное содержание образовательных программ по образовательным областям должно зависеть от возрастных и индивидуальных особенностей детей, целей и задач образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общение, игра и т. п.).
Примерные образовательные программы
В соответствии с ч. 6, 9 и 10 ст. 12 Закона об образовании в РФ образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре общедоступна.
Примерные основные образовательные программы дошкольного образования являются учебно-методической документацией, позволяющей ДОО использовать прошедшую экспертизу модель для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Это указано в письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 10.01.2014 № 08-5.
Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 (далее – Порядок № 594).
Согласно Порядку № 594 примерные программы разрабатываются на русском языке и в соответствии с настоящим Порядком. При этом п. 5 Порядка № 594 устанавливает, что «Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее – разработчики)».
Таким образом, отсутствует возможность инициативной разработки проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Должен быть заказ Минобрнауки, причем логично предположить, что данный заказ должен быть размещен с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Другой вариант разработки примерной основной образовательной программы дошкольного образования – ее создание учебно-методическим объединением (УМО). Учебно-методическое объединение на федеральном уровне по общему образованию создано на базе Российской академии образования приказом Минобрнауки России от 25.03.2015 № 277.
Проведение экспертизы проектов примерных основных общеобразовательных программ также регламентировано Порядком № 594, согласно которому можно выстроить следующую последовательность:
1) проекты примерных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в совет по примерным основным общеобразовательным программам (далее – совет), создаваемый Минобрнауки России;
2) совет в течение 7 рабочих дней со дня получения проекта направляет его в определяемую им для проведения экспертизы организацию (далее – организация) и размещает на сайте fgosreestr.ru (далее – сайт) для информирования общественности.
К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ;
3) организация в месячный срок после получения проекта готовит экспертное заключение и направляет его в совет;
4) проект примерной программы с прилагаемым экспертным заключением рассматривается на заседании совета в течение 30 рабочих дней со дня их получения советом;
5) по результатам рассмотрения проекта совет принимает одно из следующих решений:
– одобрить примерную программу.
– одобрить примерную программу и перевести предыдущую примерную программу в раздел архива в реестре.
– отклонить проект.
– направить проект примерной программы на доработку с последующим повторным рассмотрением на заседании совета;
6) решение совета оформляется протоколом, копия которого в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения советом направляется в Минобрнауки России;
7) Минобрнауки России направляет разработчику выписку из протокола заседания совета с решением об отклонении проекта либо о направлении проекта на доработку в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения советом;
8) при поступлении в Министерство доработанного проекта, по которому советом было принято решение о направлении его на доработку с последующим повторным рассмотрением, осуществляется повторное размещение указанного проекта на сайте, проведение его экспертизы и рассмотрение советом в соответствии с настоящим Порядком;
9) если примерная программа одобрена, то в течение 10 рабочих дней после одобрения она направляется Минобрнауки России оператору;
10) оператор размещает примерную программу в реестре в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления. Реестр является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.